Пользовательский поиск

Врач психотерапевт и психотерапия

Психотерапия - общий термин, приписываемый терапевтическому взаимодействию или лечению, которое осуществляет обученный специалист над клиентом, пациентом, семьей, парой, или группой людей. Рассматриваемые проблемы являются психологическими по своей природе и не имеют определенного вида или степени, а скорее зависят от специализации практикующего.

Продолжение ниже

Психотерапия - основы

Проходя психотерапию, лучше держать сердцем открытым, быть готовым попробовать новые вещи, которые обычно вы не можете сделать. Психотерапия зачастую ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Психотерапия стремится повысить самоощущение человека. Психотерапевты используют диапазон методов, основанных на опыте построения взаимоотношений, диалоге, средств общения и изменении поведения, которые разрабатываются для улучшения психического здоровья клиента или пациента, или улучшения отношения в группе людей (в семье).

Психотерапевтическое воздействие могут осуществлять практики различных квалификаций. Сюда входят такие направления, как психиатрия, клиническая психология, консультативная психология, клиническая или психиатрическая социальная работа, консультирование по психическому здоровью, терапия по отношениям в браке и семейная терапия, реабилитационная терапия, школьная консультация, игровая терапия, музыкальная терапия, терапия искусством, психодрама, терапия танцевальная/движениями, трудотерапия, психиатрический уход, психоанализ и различные подразделы упомянутых психотерапевтических воздействий. Терапия может быть легализированной, добровольно регламентированной либо нерегламентированной, в зависимости от юрисдикции. Требования к этим профессиям меняются, но зачастую требуют оконченной аспирантуры и опыта работы по специальности. Психотерапия в Европе становится все более и более независимой специализацией, то есть её практикуют не только психологи и психиатры, как это принято в некоторых странах.

Содержание статьи:

  1. Стандарты и положения в психотерапии
    1. Континентальная Европа
    2. Соединенное Королевство
  2. Этимология
  3. Формы психотерапии
  4. Системы
  5. История психотерапии
  6. Общее описание
  7. Медицинские и немедицинские модели
  8. Школы и подходы психотерапии
    1. Психоанализ
    2. Гештальт-терапия
    3. Позитивная психотерапия
    4. Групповая психотерапия
    5. Когнитивно-поведенческая психотерапия
    6. Поведенческая терапия
    7. Ориентируемая на тело психотерапия
    8. Экспрессивная терапия
    9. Межличностная психотерапия
    10. Повествовательная терапия
    11. Интегральная психотерапия
    12. Гипнотерапия
    13. Метапсихиатрия
    14. Адаптивность для ребенка
    15. Конфиденциальность
  9. Критика и вопросы эффективности

Стандарты и положения в психотерапии

Континентальная Европа

В Германии закон о психотерапии ("PsychThG", 1998) позволяет заниматься психотерапией только психологам и психиатрам. В Италии, закон Ossicini (№ 56/1989, пункт. 3) дает право практиковать психотерапию только выпускникам по психологии или медицине, тем, кто закончил четырехлетнюю аспирантуру по психотерапии в учебном заведении, признанном государством; французское законодательство позволяет использовать термин "психотерапевт" только применительно к профессионалам, упомянутым в Национальном Реестре Психотерапевтов; запись в этом реестре требует обучения клинической психопатологии и всего срока в интернатуре, в которую могут поступить только работники медицины или с титулом магистра в области психологии или психоанализа. В Австрии и Швейцарии (2011) существуют законы, которые признают мультифункциональные дисциплинарные подходы по психотерапии; законами других европейских стран она пока не предусмотрена.

Соединенное Королевство

В Англии регулирование психотерапии осуществляется в добровольном порядке. Национальные реестры психотерапевтов и консультантов поддерживаются тремя главными ветвями:

  1. Совет Соединенного Королевства по психотерапии (UKCP)
  2. Британская ассоциация консультирования и психотерапии (BACP)
  3. Британский психоаналитический совет (BPC – ранее носил название Британская Конфедерация Психотерапевтов).

Существует много более мелких профессиональных организаций и ассоциаций, таких как Ассоциация детских психотерапевтов (ACP) и Британская ассоциация психотерапевтов (BAP).

Совет по медицинским профессиям Соединенного Королевства (HPC) недавно обсуждал введение потенциального регулирования психотерапевтов и консультантов. HPC - официальный государственный регулятивный орган, который регулирует в настоящее время около 15 профессий.

Этимология

Психотерапия - английское слово греческого происхождения, происходящее от древнегреческого слова «психо» (ψυχή означает "дыхание; дух; душа") и терапия (θεραπεία: "заживление; лечение").

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, под словом «психотерапия» изначально имелась в виду "гипнотерапия". Оригинальное значение, "лечение заболевания 'физическим' [то есть, гипнотическим] методом", было сначала зарегистрировано в 1853 как «Psychotherapeia», или коррективное воздействие на разум". Современное значение: "лечение расстройств психики или личности психологическими или психофизиологическими методами", сначала использовалось в 1892 Фредериком ван Иденом, переводящим "Суггестивную Психотерапию" на французский язык: "Psychothérapie Suggestive". Ван Иден приписывал заимствование этого термина у Даниэля Хэка Тьюка и отметил, что "психотерапия... имела несчастье быть взятой на буксир гипнозом."

Психиатр Фрэнк Джером определил психотерапию как облегчение недомогания либо бессилия одного человека другим, с использованием подхода, основанного на особой теории или парадигме, с условием, что человек, проводящий терапию, прошел определенное обучение в данном вопросе. Именно эти последние два пункта отличают психотерапию от других форм консультирования или ухода.

Психолог Ганс Дж. Айзенк, поясняя взаимосвязь между психотерапией, терапией поведения и модификацией поведения, определяет психотерапию в самом широком смысле как "использование психологических теорий и методов в лечении психиатрических нарушений". Продолжая, он заявлять, что у психотерапии "есть более узкое значение, а именно, использование методов толкования (главным образом, по Фрейду)".

Формы психотерапии

В большинстве форм психотерапии используется разговорное общение, беседа. Некоторые также используют другие различные формы общения, такие как письмо, художественные работы, драма, рассказ или музыка. Психотерапия, проводимая с детьми и их родителями часто включает игру, драматизацию (то есть ролевую игру), и рисование, с последующим комментированием невербальных и изображенных способов взаимодействия. Психотерапия существует в пределах структурированного общения между обученным врачом и клиентом (клиентами). Целеустремленная, подкрепленная теорией психотерапия берет свое начало в 19-ом веке от психоанализа; с тех пор, развились и продолжают создаваться новые подходы.

Терапия вообще применяется как ответ на множество определенных или неопределенных проявлений клинически диагностируемых и/или экзистенциальных кризисов. Лечение каждодневных проблем чаще упоминается как консультативное (данная отличительная особенность впервые была принята Карлом Роджерсом). Однако, сам термин «психологическая консультация» иногда используется попеременно с термином "психотерапия".

Наряду с некоторыми психотерапевтическими воздействиями, разработанными для лечения пациентов с использованием медицинской модели, существует множество психотерапевтических подходов, не придерживающихся симптоматической модели "болезнь/лечение". Некоторые практики, такие как гуманистические врачи, видят себя больше в роли помощников по выводу из стрессовых ситуаций. Поскольку во время психотерапии часто обсуждаются деликатные и очень личные темы, от врача ожидается, и обычно требуется законом, уважение к клиенту и неразглашение конфиденциальной информации. Жизненная важность конфиденциальности отмечена в кодах этической практики регулирующих психотерапевтических организаций.

Системы

Существует несколько основных обширных систем психотерапии:

  • Психоаналитическая - данная практика была первой, впоследствии названной психотерапией. Она стимулирует вербализацию всех мыслей пациента, включая свободные ассоциации, фантазии, и мечты, исходя из которых, аналитик устанавливает происхождение бессознательных конфликтов, которые вызывают симптомы у пациента и проблемы его характера.
  • Поведенческая терапия / прикладной анализ поведения - Фокусируется на изменении недостаточно адаптируемых структур поведения для улучшения эмоциональных реакций, познания, и взаимодействия с другими людьми.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Стремится вообще идентифицировать недостаточно адаптируемое познание, оценку, убеждения и реакции с целью влияния на деструктивные отрицательные эмоции и проблемное неадекватное поведение.
  • Психодинамическая - форма психологии подсознательного, которая уделяет основное внимание раскрытию бессознательного содержания души клиента, для снятия психического напряжения. Несмотря на то, что своими корнями данная система уходит в психоанализ, психодинамическая терапия является более краткой и менее интенсивной, чем традиционный психоанализ.
  • Экзистенциальная - Основана на экзистенциальном убеждении, что люди одиноки в мире. Подобная изоляция приводит к чувствам бессмысленности, которые могут быть преодолены только путем создания собственной ценности и значимости. Экзистенциальная терапия философски связана с феноменологией.
  • Гуманистическая - Появилась в ответ на бихевиоризм и психоанализ, поэтому известна как «Третья Сила» в развитии психологии. Она явно касается контекста развития человека, с акцентом на субъективное значение, отторжение детерминизма, и убеждения положительного роста, а не патологии. Данная система устанавливает врожденную способность человека максимизировать потенциал, так называемая 'тенденция самореализации'. Задача гуманистической терапии состоит в том, чтобы создать относительную среду, где данная тенденция могла бы процветать. Гуманистическая психология философски внедрена в экзистенциализм.
  • Краткая - "Краткая терапия" является обобщающим понятием к множеству подходов в психотерапии. Она отличается от других школ терапии тем, что делает акцент на (1) фокусировке на определенной проблеме и (2) прямом вмешательстве. Она основана на поиске решения, а не проблемно-ориентирована. Данная терапия менее сконцентрирована на причинах возникновения проблемы, а больше на текущих факторах, поддерживающих её и предотвращающих изменения.
  • Соматическая - Стремится обращаться к людям не на индивидуальном уровне, на чем часто сфокусированы другие формы терапии, а к людям во взаимоотношениях, имея дело с взаимодействиями групп, их структурами и динамикой (включая семейную терапию и консультации по вопросам брака и семьи). Общественная психология является тип системной психологии.
  • Надличностная. Направлена на клиента в контексте духовного понимания сознания.
  • Психотерапия тела. Рассматривает проблемы разума, как близкой корреляции с физическими феноменами, включая сексуальность человека, мускулатуру, особенности дыхания, физиологию и т.д. Данная терапия может включать массаж и другие упражнения для тела наряду с общением.

Существуют сотни психотерапевтических подходов или философских школ. К 1980 году их стало более 250; к 1996 – более 450. Развитие новых и гибридных подходов продолжается вокруг большого разнообразия теоретических основ. Многие практики психотерапии используют несколько подходов в своей работе и изменяют свой подход в соответствии с потребностями клиента.

История психотерапии

В неофициальном смысле психотерапия, можно сказать, практиковалась веками, поскольку люди восприняли психологическое консультирование и поддержку от других людей.

Согласно Колину Фелтому, "Стоики были одной из главных эллинистических школ философии и терапии, наряду со скептиками и эпикурейцами (Nussbaum, 1994). Философы и врачи этих школ занимались психотерапией среди греков и римлян приблизительно с конца 4-ого столетия до н.э. по 4-ое столетие нашей эры". Действительно, стоическая философия была явно процитирована основателями когнитивной психотерапии и рационально-эмоциональной трудотерапии как основной предшественник и вдохновитель их собственных подходов.

Психоанализ был, возможно, первой специальной школой психотерапии, развитой Зигмундом Фрейдом и другими в начале 20-ого столетия. Учась на невропатолога, Фрейд начал сосредотачиваться на проблемах, у которых, казалось, не было никакого различимого органического основания, и теоретически предсказал психологические причины, происходящие из детства и бессознательного. Развил такие методики, как интерпретация мечты, свободная ассоциация, перемещение и анализ подсознания, эго и суперэго. Многие теоретики, включая Анну Фрейд, Альфреда Адлера, Карла Юнга, Карэн Хорни, Отто Рэнка, Эрика Эриксона, Мелани Кляйн, и Гейнца Кохута, взяли за основу фундаментальные идеи Фрейда и часто формировали свои собственные системы дифференциации психотерапии. Позднее все они были категоризированы как психодинамические, означая что-либо, содержащее сознательное/бессознательное влияние души на внешние отношения и личность. Сеансы имели тенденцию исчисляться сотнями за несколько лет.

Бихевиоризм, развитый в 1920-ых, и модификация поведения, такая как психотерапия, обрели популярность в 1950-ых и 1960-ых годах XX века. Свой вклад в популяризацию внесли Йозеф Вольпе в Южной Африке, M.B. Шипиро и Ганс Айзенк в Великобритании, а также Джон Б. Уотсон и B.Ф. Скиннер в Соединенных Штатах. Поведенческие подходы терапии полагались на принципы создания выработки инструментальных условных рефлексов, классического формирования условных рефлексов и социальной теории обучения, для вызова терапевтических изменений видимых симптомов. Наряду с другими нарушениями, подход также стал распространенным для лечения фобий.

Некоторые терапевтические подходы развились из европейской школы экзистенциальной философии. Сконцентрированные, главным образом, на способностях человека к развитию и сохранению смысла и целей в жизни, главный вклад в развитие данной школы внесли: в США (Ирвин Ялом, Ролло Мэй) и Европе (Виктор Франкл, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Р.Д.Лэйн, Эмми ван Деерзен), и позднее, в 1960-ых и 1970-ых, в Англии и в Канаде, Юджин Хеимлер попытался создать методы лечения, чувствительные к общему 'жизненному кризису' из существенного однообразия человеческого самосознания, ранее доступного только посредством сложных трудов экзистенциальных философов (таких как, Søren Kierkegaard, Жан-Поль Сартр, Габриэль Марсель, Мартин Хайдеггер, Фридрих Ницше). Уникальность отношений терпеливого специалиста, таким образом, также формирует средство передачи психотерапевтических исследований. Связанный образ мысли в психотерапии берет начало в 1950-ых годах с Карла Роджерса. Базируясь на экзистенциализме и работах Абрахама Маслоу, и его иерархии потребностей человека, Роджерс сделал центральным объектом личностно-ориентированную психотерапию. Согласно Роджерсу, необходимым условием его методики является получение клиентом трех основных 'состояний' от своего консультанта или врача: безоговорочное положительное отношение, также иногда описываемое как 'поощрение' человека или оценка человечности, соответствие [достоверность/подлинность/прозрачность], и эмпатическое понимание. Цель использования 'основных состояний' заключается в том, чтобы облегчить терапевтическое воздействие в пределах ненаправленных отношений, способствующих усилению психологического комфорта клиента. Данный тип взаимодействия позволяет клиенту наиболее полно изложить свой опыт и чувства. Другие психотерапевты развивали иные подходы, наподобие Фрица и Лоры Перлс, внесших вклад в создание терапии Гештальта; Маршала Розенберг, (основатель Ненасильственной Коммуникации), и Эрика Берна - основателя Трансактного анализа. Позднее эти области психотерапии превратились в то, что известно сегодня как гуманистическая психотерапия. Широко распространились группы взаимопомощи и литература.

В течение 1950-ых Альберт Эллис создал Рациональную Эмоциональную Терапию Поведения (REBT). Несколько лет спустя, психиатр Аарон Т. Бек развил тип психотерапии, известный как когнитивная психотерапия. Оба типа, в общем, включали в себя относительно короткую, структурированную и сосредоточенную на настоящем терапию, направленную на идентификацию и изменение убеждений человека, оценки и структуры реакции, в отличие от более длительного, основанного на способности проникать в суть подхода психодинамических или гуманистических методов лечения. В 1970-х познавательные и поведенческие подходы терапии были объединены и сгруппированы под общим названием «Познавательная поведенческая терапия» (CBT). Многие подходы, в пределах CBT, ориентированы на активный / руководящий совместный эмпиризм и картрирование, оценку и изменение ключевых убеждений клиентов и дисфункциональных схем. Данные подходы получили широкое распространение как основные методы лечение многочисленных нарушений. Развивалась "Третья волна" когнитивных и поведенческих методов лечения, включая «Терапию, ориентированную на принятие» и диалектическую бихевиоральную терапию, в которых расширили понятия о нарушениях и/или добавили новые компоненты и упражнения на внимательность. Развивалась консультационные методы, включая ориентированную на решениях терапию и системное консультирование. В 1960-ых и 1970-ых годах Юджин Хаймлер, после обучения новой специальности психиатрической социальной работы, разработал метод социального функционирования человека по Хаймлеру; данная методология основана на следующем принципе: отчаяние – это потенциал для процветания человека. Положительная психотерапия (PPT) (с 1968) является названием метода психотерапии, развитой Носсратом Пезешкианом и его сотрудниками. Профессор Пезешкиан, доктор медицины, (1933–2010) был специалистом в неврологии, психиатрии, психотерапии и психотерапевтической медицине. Положительная психотерапия является методом в области гуманистической и психодинамической психотерапии, и основана на позитивном образе человека, который коррелирует с салютогенетическим, ресурсо-ориентированным, гуманистическим и конфликтно-ориентированным подходом.

Постмодернистские методы психотерапии, такие как повествовательная терапия и когерентная терапия, не давали определение психическому здоровью и заболеванию, а скорее, рассматривали целью терапии нечто, сконструированное клиентом и врачом в социальном контексте. Системная терапия также развивалась, сосредотачиваясь на динамике семьи и группы людей. Также следует сказать о надличностной психологии, сосредоточенной на духовном аспекте человеческого опыта. Другие важные направления, развившиеся за прошедшие три десятилетия, включают феминистскую терапию, краткую терапию, соматическую психологию, экспрессивную терапию, применяя положительную психологию и подход данности человеку, основываясь на лучшем из того, что было прежде. Опрос более чем 2500 американских врачей в 2006 году определил наиболее используемые модели психотерапии и десять самых влиятельных врачей предыдущей четверти века.

Общее описание

Психотерапия может рассматриваться как межличностное приглашение, предлагаемое (часто обученными и регулируемыми законом) психотерапевтами для оказания помощи клиентам в достижении их полного потенциала или лучшего преодоления жизненных проблем. Психотерапевты обычно получают вознаграждение в некоторой форме за потраченное время и используемые навыки. Это один из способов, по которому данные отношения можно отличить от альтруистической помощи.

Психотерапевты и консультанты часто вынуждены создавать терапевтическую среду, называемую фреймом, которая характеризуется свободным и безопасным климатом, позволяющим клиенту открыться. Степень, до которой клиент чувствует себя связанным с врачом, может зависеть от методов и подходов, используемых врачом или консультантом.

Психотерапия часто включает в себя методы, позволяющие увеличить понимание и способность к самонаблюдению, изменить поведение и расширить познания, а также развить способности проникать в суть и сочувствовать. Желаемый результат открывает альтернативное мышление, чувства или действия; увеличивает чувство благополучия и лучше излечивает субъективный дискомфорт или несчастье. Восприятие действительности улучшается с появлением надежды. Чувство огорчения может увеличиться, однако депрессия будет меньшей интенсивности и менее продолжительной. Психотерапия поможет улучшить реакцию на медикаментозное лечение, если это необходимо. Её можно применять непосредственно, при групповой терапии, совместно с парами и с семьями. Она проводится лицом к лицу (персонально), по телефону, или, намного реже, по Интернету. По времени терапия может проводиться в течение нескольких недель или многих лет. Психотерапия может быть адресована определенным формам диагностируемого психического заболевания, или каждодневным проблемам в лечении, либо поддержании межличностных отношений и удовлетворении личных целей. Лечение в семьях с детьми может благоприятно влиять на развитие детей, необходимое для жизни будущим поколениям. Косвенным результатом психотерапии может быть улучшение воспитания либо методом воспитания, целенаправленно изучаемым. Можно предотвратить разводы, либо сделать их гораздо менее болезненными. Лечение каждодневных проблем чаще упоминается как консультация (различие, первоначально принятое Карлом Роджерсом), но термин иногда используется совместно с "психотерапией". Терапевтические навыки могут использоваться в консультации психического здоровья сотрудников и клиентов деловых и общественных агентств, для улучшения эффективности работы и оказания помощи.

Психотерапевты используют диапазон методов, чтобы убедить клиента приспособиться или измениться в выбранном им же направлении. Методы могут быть основаны на отчетливом представлении об имеющихся вариантах; эмпирических взаимоотношениях; диалоге, общении и изменении стратегии поведения. Каждый метод разрабатывается для улучшения психического здоровья клиента, либо улучшения отношений в группе (в семье). Большинство форм психотерапии использует только разговорную форму общения, хотя некоторые также используют и другие формы, такие как письмо, художественные работы, драма, повествование, или терапевтическое прикосновение. Психотерапия существует в пределах структурированного взаимоотношения между обученным врачом и клиентом (-ами). Поскольку во время общения часто затрагиваются деликатные темы, от врача ожидается, и регулируется законодательством, уважение к клиенту, терпение и сохранение конфиденциальности.

Психотерапевты часто обучаются, и проходят лицензирование, в диапазоне различных свидетельств и требований, в зависимости от юрисдикции. Психотерапия может проводиться клиническими психологами, консультирующими психологами, социальными работниками, семейными врачами, взрослыми и детскими психиатрам и экспрессивными терапевтами, обученными медсестрами, психиатрами, психоаналитиками, адвокатами психического здоровья, школьными адвокатам, или профессионалами других дисциплин психического здоровья.

Психиатры имеют медицинские квалификации и могут назначать лечение медикаментами. Основное обучение психиатра включает в себя 'биопсихосоциологическую' модель, медицинское обучение практической психологии и прикладную психотерапию. Психиатрическое обучение начинается в медицинском институте, сначала в процессе отношений врача и пациентов с больными, и позднее в психиатрическом учреждении для специалистов. Главные аспекты обучения обычно эклектичны, однако включают биологические, культурные, и социальные аспекты. Специалисты продвигаются в понимании пациентов с начала медицинского обучения. Сегодня существует две докторских степени в области психологии, «доктор психологии» и «доктор психотренинга», обе степени перекликаются, однако «доктор психологии» - более клиническая степень, а «доктор психотренинга» подчеркивает исследовательскую деятельность. Обе степени включают в себя медицинские образовательные компоненты. Обучение социальных медицинских работников специализируется на медицинском изучении условий жизни. Магистры занимаются социальной работой, которая включает в себя два года медицинской интернатуры, и, в США, по крайней мере, трехлетний опыт работы по окончании интернатуры в психотерапии. Семейные врачи проходят определенное обучение и набираются опыта работы с семейными проблемами и отношениями в браке. Имеющий лицензию профессиональный адвокат (LPC), вообще имеет специальную подготовку по вопросам карьеры, психического здоровья, школы, реабилитации, консультации, чтобы включать в свою работу психическое оценивание и исследования так же, как и психотерапию. Существуют многопрофильные программы обучения, когда в одной учебной группе присутствуют и психологи, и психиатры, и медсестры психического здоровья, и социальные работники. Все эти степени работают сообща, особенно в общественных институтах. Специалисты же по психотерапевтической работе, в большинстве стран, проходят программу дальнейшего образования после получения базовой специальности, либо получают многопрофильные сертификаты в приложении к базовой специальности, а также профессиональную специализацию по психиатрии. Для подтверждения компетенции проводятся специальные экзамены с участием психиатров.

Медицинские и немедицинские модели

Можно сделать различие между психотерапией, использующей медицинскую модель и, терапией, использующей гуманистическую модель. В медицинской модели клиент рассматривается как больной, и врач использует свои навыки, чтобы помочь клиенту вернуть психическое здоровье. Широкое применение DSM-IV, диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам в Соединенных Штатах, является примером исключительно медицинской модели психотерапии.

Гуманистическая модель, напротив, стремится депатологизировать состояние человека. Врач пытается создать родственную среду, основываясь на опыте и изучении условий жизни, а также доверительную атмосферу в общении с клиентом, в результате чего клиенты начинают лучше понимать себя. В качестве примера можно привести терапию гештальта.

Некоторые специалисты по психодинамике различают поддерживающую психотерапию и психотерапию раскрытия. Психотерапия раскрытия фокусируется на облегчении понимания клиента, причин его трудностей. Самый известный пример поддерживающей психотерапии - классический психоанализ. Поддерживающая психотерапия, напротив, акцентирует внимание на укреплении собственной защиты клиента и предоставляет ему поддержку и совет. В зависимости от индивидуальности клиента, оптимальной могут быть различные подходы, либо поддерживающей терапии, либо терапии раскрытия Большинство психотерапевтов использует комбинацию этих двух методов.

Школы и подходы психотерапии

На практике, опытные психотерапевты применяют не единственный тип терапии, а комбинируют различные аспекты психотерапии из определенного числа видов и школ.

Психоанализ

Психоанализ развился в конце 19-ого столетия Зигмундом Фрейдом. Его терапия исследует динамическую работу разума, который, как было представлено, состоит из трех частей: гедонистический Ид (в переводе с немецкого: dasEs, “оно”), рациональное эго (dasIch, "я"), и моральное суперэго (das Überich, "сверх - я"). Поскольку большинство этих динамик являются причиной внешних страхов людей, фрейдистский психоанализ стремится исследовать бессознательное посредством различных методов, включая интерпретацию мечты и свободную ассоциацию. Фрейд утверждал, что на состояние бессознательного разума оказывает глубокое влияние пережитое в детстве. Так, в дополнение к защитным механизмам, используемым перегруженным эго, его терапия обращается к навязчивым идеям и другим проблемам, благодаря глубокому исследованию молодости клиентов.

Другие психодинамические теории и методы развивались и использовались психотерапевтами, психологами, психиатрами, кураторами личностного роста, профессиональными врачами и социальными работниками. Также развивались методы групповой терапии. Наряду с тем, что целью большинства подходов является именно поведение, проводили также работу с чувствами и мыслями. Это особенно справедливо для психодинамических школ психотерапии, которые сегодня включают Юнговскую терапию и психодраму наряду с психоаналитическими школами.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия явилась главной реконструкцией психоанализа. На ранних этапах развития, его основатели, Фредерике и Лоре Перлс, назвали её “терапией концентрации”. Однако, объединение теоретических влияний организовалось вокруг работы гештальт-психологов: «Гештальт-терапия, возбуждения и рост личности человека» (Перлс, Хефферлайн, и Гудман); в связи с чем подход стал известным как "гештальт-терапия."

Гештальт-терапия стоит на четырех прочных теоретических основах: феноменологический метод, диалогические отношения, стратегии теории поля, и экспериментальная свобода. Некоторые считали её экзистенциальной феноменологией, в то время как другие описали данную терапию как феноменологический бихевиоризм. Гештальт-терапия - гуманистический, целостный, и основанный на опыте подход, который не полагается только лишь на беседу; напротив, он облегчает понимание различных аспектов жизни, продвигаясь от разговора об отдаленных ситуациях напрямую к текущим проблемам.

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия (ППТ) (с 1968 года) - название метода психотерапевтической методики, развитой Носсратом Пезешкианом и его сотрудниками. Профессор Пезешкиан, доктор медицины, (1933–2010) был специалистом в областях неврологии, психиатрии, психотерапии и психотерапевтической медицины. Позитивная психотерапия - метод в гуманистической и психодинамической психотерапии, основанный на позитивном изображении человека, который коррелирует с салютогенетикой, ориентацией на ресурс, гуманистическими и конфликто-оринтируемыми подходами. Позитивная психотерапия аккредитована несколькими учреждениями (например, Государственной медицинской палатой Хессена, Германией, Европейской ассоциацией психотерапии, EAP; Всемирным советом по психотерапии WCP, Международной федерацией психотерапии, IFP и другими установленными законом учреждениями).

Групповая психотерапия

Терапевтическое использование групп в современной клинической практике можно проследить с начала 20-ого столетия, когда американский специалист по грудной клетке Пратт, работая в Бостоне, описал формирующиеся 'классы' из 15 - 20 пациентов с туберкулезом, которым отказали в санаторном лечении. Однако, термин «групповая терапия», первоначально употребил где-то в 1920 году Джейкоб Л. Морено, главный вклад которого заключался в развитии психодрамы, при которой группы использовались и в качестве образца и в качестве аудитории для исследования отдельных проблем, реконструированных под руководством лидера. Более аналитическое и исследовательское использование групп в стационарных и в амбулаторных условиях было введено впервые несколькими европейскими психоаналитиками, которые эмигрировали в США; такими как Пол Шилдер, который лечил только невропатических и умеренно психотических амбулаторных больных небольшими группами в клинике Бельвю, Нью-Йорк. Сила группы была наиболее полно продемонстрирована в Великобритании во время Второй мировой войны, когда несколько психоаналитиков и психиатров доказали ценность групповых методов для выбора чиновников в Военном министерстве избирательного совета. Тогда, некоторым из этих пионеров был дан шанс управлять армейским психиатрическим отделением по групповым линиям, особенно Уилфреду Байону и Рикмену, в сопровождении С. Х. Фоулкса, Мэйна, и Бриджера. От клиники Нортфилд, в Бирмингеме произошло название того, что позднее было названо «Экспериментами Нортфилда», что явилось стимулом для развития социальной терапии, с начала войны, то есть, терапевтического общественного движения, и использования небольших групп в лечении невропатических и личностных заболеваний. Сегодня, групповая терапия используется в клинических условиях и в частной практике. Что, как было показано, более эффективно, чем индивидуальная психотерапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая терапия включает в себя диапазон методов, сконцентрированных на строительстве и реконструкции познания людей, эмоций и поведения. Вообще в когнитивно-поведенческой терапии, врач, с помощью огромного количества методик, помогает клиентам оценить, признать и справиться с проблемными и нефункциональными способами мышления, путем проявления себя и своих эмоций.

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия сосредотачивается на изменении явного поведения и помощи клиентам в достижении поставленных целей. Данный подход основан на принципах теории обучения, включая специфический ответ и создание ответных условий, что является областью прикладного анализа поведения или модификации поведения. Этот подход включает терапию принятия и обязательств, функциональную аналитическую психотерапию, и терапию диалектического поведения. Иногда данную терапию объединяют с когнитивной психотерапией, получая в результате когнитивно-поведенческую терапию. По своей природе, поведенческие методы лечения являются эмпирическими (определяемыми по данным), контекстными (сосредотачиваются на окружении и контексте), функциональными (интересуются эффектом или последствием, к которым приводит поведение), вероятностными (рассматривают поведение как статистически предсказуемое понятие), монистическими (отклоняют двойственность разума и тела, и лечат человека как единое целое), и относительными (анализируют двунаправленные взаимодействия).

Ориентируемая на тело психотерапия

Ориентируемая на тело психотерапия или психотерапия тела, в США также известна как соматическая психология. Существует множество других психотерапевтических подходов. Они, в целом, сосредотачиваются на связи между разумом и телом, и пытаются получить доступ к более глубоким уровням души через большее понимание физического тела и эмоций, которые дают начало ориентированным на тело психотерапевтическим подходам, таким как Райхианский (Вильгельм Райх), Вегетотерапия анализа характера и оргономия; неорайхианский биоэнергичный анализ Александра Лауэна; соматическое преодоление Питера Левина; интегральная психотерапия тела Джека Розенберга; психотерапия Рона Керца Хэкоми; сенсорно-двигательная психотерапия Пэта Огдена; психотерапия биосинтеза Дэвида Боуделлы; биодинамическая психотерапия Герды Бойезен и т.д. Данные типы психотерапии тела не следует путать с альтернативной медицинской терапией, направленной на улучшение физического здоровья путем прямой работы (прикосновение и манипулятивные техники) с телом, несмотря на тот факт, что данные техники работы с телом (метод Александра, Ролфинг, Метод Фельденкрайза) также могут воздействовать на эмоции. Данные техники не предназначены для работы с психологическими проблемами, поскольку ни один из практикующих не прошел соответствующее обучение.

Экспрессивная терапия

Экспрессивная психотерапия - форма терапии, использующая художественные формы выражения как основу для лечения клиентов. Специалисты экспрессивной терапии используют различные дисциплины творческих искусств для терапевтических воздействий. Она включает терапию танца, драматическую терапию, художественную терапию, музыкальную терапию, терапию письмом, наряду с прочими. Врачи полагают, что данный способ является наиболее эффективным средством лечения, когда клиент посредством воображения и творческой работы, интегрирует и выявляет проблемы, поднимающиеся в поступках.

Межличностная психотерапия

Межличностная психотерапия (IPT) является ограниченной во времени терапией, сконцентрированной на межличностном контексте и на создании коммуникабельности. IPT основана на убеждении, что межличностные факторы вносят значительный вклад в психологические проблемы. Её отличие от других форм терапии состоит в акценте на процессах межличностного общения, а не на внутриэкстрасенсорных процессах. IPT стремится изменять межличностное поведение человека, способствуя его адаптации к текущим ролям и ситуациям.

Повествовательная терапия

Терапия повествования обращает свое внимание на "доминантную историю каждого человека" посредством терапевтических бесед, которые также могут выявить бесполезные мысли и акцентировать на них внимание. Также, по желанию клиента, возможно исследование социальных и культурных аспектов влияния в данной терапии.

Интегральная психотерапия

Интегральная психотерапия - попытка объединить идеи и стратегии более одного теоретического подхода. Данные подходы содержат смесь основных убеждений и комбинацию проверенных методов. Формы интегральной психотерапии включают многомодальную терапию, транстеоретическую модель, циклическую психодинамику, систематический выбор лечения, познавательную аналитическую терапию, внутрисемейную системную модель, мультитеоретическую психотерапию и концептуальное взаимодействие. На практике, наиболее опытные психотерапевты развивают свой собственный интегральный подход на протяжении длительного времени.

Гипнотерапия

Гипнотерапия - психотерапия, субъектом которой является гипноз. Гипнотерапия часто применяется для изменения поведения субъекта, эмоционального состояния, и отношений, так же как и широкого диапазона состояний, включая вредные привычки, беспокойство, заболевание, вызванное стрессом, управление болью, и личностное развитие.

Метапсихиатрия

Адаптивность для ребенка

Консультирование и психотерапия должны быть приспособлены к удовлетворению развивающихся потребностей у детей. Многие консультационные программы подготовки включают курсы по развитию человека. Так как у детей часто отсутствует способность четко формулировать свои мысли и чувства, консультанты используют множество средств, таких как мелки, краски, лепку из глины, куклы, библиоконсультирование (книги), игрушки, настольные игры, и так далее. Использование игровой терапии часто внедряется в психодинамическую теорию, однако в других подходах, таких как «Краткое консультирование по принятию решений», использование игр в консультациях также возможно. Во многих случаях специалист может предпочесть работать с заботящимся о ребенке человеком, особенно если ребенок младше четырех лет. Все же, поступая так, консультант рискует сохранить навсегда недостаточно адаптируемые интерактивные паттерны (черты характера, поведение) и отрицательные воздействия на развитие, уже повлиявшие на ребенка на момент окончания отношений. Поэтому, современные взгляды на работу со столь молодой группой склоняются к работе над родителем и ребенком одновременно, наряду с индивидуальной работой над каждым.

Конфиденциальность

Конфиденциальность - неотъемлемая часть терапевтических отношений и психотерапии в целом. Она включает защиту определенных групп людей, таких как дети, использование полученной информации исключительно для лечения в соответствии с положениями этического кодекса Американской Психологической Ассоциации (APA).

Критика и вопросы эффективности

В пределах психотерапевтического сообщества проходили некоторые обсуждения эмпирически-основанной психотерапии.

Фактически, в последующем, никто не проводил сравнение различных психотерапевтических методик. Хельсинское исследование психотерапии представляет собой рандомизированное клиническое исследование, в процессе которого осуществлялся мониторинг состояния пациентов в течение 10 лет после начала краткосрочной (6 месяцев) психодинамической либо ориентированной на поиск решения терапии, либо долгосрочных (3 года) психодинамических сеансов лечения. Эффективность, пригодность и достаточность методов лечения сравнили с аналогичными исследованиями психоанализа (5 лет), согласно квазиэкспериментальному плану. Исследования были завершены на базовом уровне и завершались 14 раз после периода наблюдения. Результаты 3-х и 5-летнего наблюдения указывают, что продолжительность терапии крайне важна в прогнозировании возможного результата. Пациенты в процессе двух краткосрочных терапий выздоравливали быстрее, однако, в конечном счете, длительная психотерапия и психоанализ приносили большую пользу. Несколько факторов пациента и врача способны предсказывать пригодность для различных психотерапий. Данные исследования будут продолжаться вплоть до 2014 года.

Существует значительное противоречие, относительно того, какая форма психотерапии является наиболее эффективной, и более специализированной, какие типы терапии оптимальны для лечения определенных видов проблем. Кроме того, не утихают споры относительно того, делят ли психотерапию на эффективную и неэффективную форма терапии или наличие факторов, общих для многих методик. Теория общих факторов утверждает, что именно факторы, распространенные для большинства психотерапий, делают любую психотерапию успешной: это качество терапевтических отношений.

Уровень прерванной работы довольно высок; один мета анализ 125 исследований позволил сделать вывод о средней величине отсеявшихся, составившей 46,86 %. Высокий уровень прерванной работы вызвал некоторую критику об уместности и эффективности психотерапии. Показатели различны, в зависимости от способа определения прерывания. Другой обширный мета анализ сообщает о показателях снижения не более чем на 20 - 25 %.

Во время исследования результатов психотерапии — в которых эффективность психотерапии измеряется анкетными опросами, проведенными с пациентами до, во время, и после лечения — возникала трудность при различении успеха или провала разных подходов в терапии. Пациенты, лечащиеся у своего терапевта более продолжительный период, с большей вероятностью, положительно отзовутся о результатах столь длительного контакта. Это позволяет предположить, что прерывание «терапии» связано со значительными финансовыми затратами.

Уже в 1952 году, во время одного из наиболее ранних исследований психотерапевтического лечения, Ганс Айзенк сообщил, что состояние двух третей пациентов значительно улучшилось либо они полностью выздоровели в течение двух лет, независимо от того, проходили ли они сеансы психотерапии.

Многие психотерапевты полагают, что нюансы в психотерапии нельзя охватить, пользуясь только анкетными опросами, и предпочитают полагаться на собственные клинические случаи и концептуальные аргументы, при выборе практикующего способа лечения.

В 2001 году , Брюс Уомполд из университета Висконсина издал книгу «Великие дебаты психотерапии». В ней Уомполд, имеющий степень в области математики, и продолжающий учится на консультирующего психолога, сообщил о следующем:

  1. психотерапия действительно эффективна,
  2. тип лечения не является определяющим фактором,
  3. теоретические основы используемых методов и строгая привязанность к ним, не являются факторами,
  4. степень убежденности врача в эффективности используемой техники - фактор,
  5. индивидуальность врача - значимый фактор,
  6. союз между пациентом (ами) и врачом (степень доверия своих чувств врачу, побуждение к сотрудничеству клиента, и сопереживающая реакция врача) является ключевым фактором.

Исходя из вышеизложенного, Уомполд приходит к следующему заключению: "мы не знаем, почему психотерапия работает".

Хотя «Великие дебаты психотерапии» появились прежде всего благодаря данным пациентов, страдающих депрессией, в последующих статьях были обнародованы подобные результаты исследований посттравматического стрессового расстройства и нарушений у молодежи. Также проходили исследования панических нарушений, где эффективность лечения определялась по уменьшению приступов тревоги. Психоаналитическая терапия, как было обнаружено, столь же эффективна, как и когнитивно-бихевиоральная терапия, а также её эффективность более продолжительна по времени.

Некоторые утверждают, что, пытаясь программировать или мануализировать лечение, психотерапевты уменьшают его эффективность, хотя неструктурированный подход многих психотерапевтов не может применяться к пациентам, мотивированным к решению своих трудностей посредством применения определенных методов, отличающихся от их прошлых "ошибок".

Критики психотерапии скептически относятся к лечащей силе психотерапевтических отношений, поскольку любое вмешательство занимает время, критики отмечают, что одно только течение времени, без терапевтического вмешательства, часто приводит к психосоциологическому улучшению. Замечено, что социальные контакты с другими людьми, универсально полезны всем людям, и регулярные визиты к другому человеку приводят к уменьшению и облегчению эмоциональных трудностей. Все же значительная часть исследований эффективности содержит контрольные группы очередей. Этот тип исследования доказывает, что психотерапия значительно более эффективна, чем простое течение времени.

Многое доступно человеку, испытывающему эмоциональное потрясение — дружественная поддержка друзей, сверстников, членов семьи, контакты с духовенством, чтение, физические упражнения, исследовательская деятельность, независимая психологическая адаптация — все существующее имеет значительную ценность. Критики отмечают, что люди сталкивались с кризисами, справлялись с тяжелыми социальными проблемами и находили решения жизненных проблем задолго до появления психотерапии. Конечно, что-либо может быть и в самом пациенте, и он не прибегает к "естественной" поддержке, которая имеется в терапии.

Дальнейшие критические анализы проводились феминистками, интерпретаторами и дискурсивными источниками. Ключевым моментом является проблема власти. В этом отношении присутствуют опасения, что клиентов приходят к убеждению — и внутри и вне консультационной комнаты — понять себя и свои трудности такими способами, которые совместимы с терапевтическими идеями. Это означает, что альтернативные идеи (например, феминистические, экономические, духовные), иногда косвенно ограничены. Критики предлагают идеализировать ситуацию, воспринимая терапию только как способ помощи; психотерапия - существенно политическая практика, в которой некоторые культурные идеи и методы поддерживаются, в то время как другие - ограничивают или дисквалифицируют, и в то же время, редко упоминают, что связь клиент - терапевт всегда участвует в соотношениях сил в обществе и в политической динамике.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".