Консультация психолога - направление психологии, которое занимается анализом ситуаций и сотрудничеством при решении проблем на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Справочник по организационной консультативной психологии определяет конкретные области изучения и методы практического использования. Основным журналом в данной области является Consulting Psychology Journal: Practice and Research (ISSN 1065-9293). Специалисты, предоставляющие психологические консультации, обычно работают в коммерческих и некоммерческих организациях, в консалтинговых фирмах или в частной практике. Как правило, данные специалисты имеют лицензию психолога.
Американская Психологическая Ассоциация определяет данную область, как: «процесс применения и расширения специальных знаний психолога в процессе консультирования клиентов в решении проблем, связанных с поведением человека в различных ситуациях. Психолог-консультант может быть определен как психолог, который предоставляет специализированную техническую помощь отдельным физическим лицам или организациям в связи с психологическими аспектами их работы. Такая помощь носит рекомендательный характер и консультант не несет непосредственной ответственности за результаты ее применения. Клиентами психологических консультантов могут быть физические лица, учреждения, ведомства, корпорации или другие виды организаций.
Совет по аккредитации консультирования и соответствующих образовательных программ (CACREP) является аккредитирующим органом для получения степени магистра в данной области и определяет «консультирование» как отношения между профессионалами или другими соответствующими лицами с целью оказания помощи консультируемым.
Это процесс, в ходе которого профессионал помогает клиентам осознать свою проблему и найти пути её решения. Консультации должны помочь физическим лицам и организациям «повысить эффективность и результативность своей деятельности».
Направления консультаций психолога
Общее
Типовая модель, включающая в себя все виды консалтинга, а именно, установление контакта, диагноз, поэтапная реализация рекомендаций и разрешение проблемы.
Клиенто – ориентированное
Этот подход фокусируется на отдельном клиенте и помогает лучше помочь ему. К функциям консультанта относятся оценка клиента, диагноз проблемы и составление рекомендаций, помогающих клиенту изменить сложившуюся ситуацию.
Ориентированное на консультируемом
Это направление фокусируется на консультируемом, а не конкретном клиенте, помогая обрести ему новые навыки через обучение или наблюдение. Консультант обычно не встречается напрямую с клиентом. Консультируемые обращаются за консультацией с целью расширения знаний, навыков, уверенности и объективности.
В этой модели консультант является авторитетной фигурой, несущей полную ответственность за взаимоотношения и их результат. Основной акцент делается на решении проблем, а не на развитии навыков конкретного клиента.
Консультирование организации как цельного организма
Эта модель использует теорию систем для повышения производительности или упорядочивания отношений между организацией и взаимодействующей с ней средой.
Роли
Психологические консультации включают в себя различные роли, такие как индивидуальная оценка, анализ индивидуальных и групповых процессов, организационное развитие, образование / обучение, отбор и оценка персонала, исследование и оценка конструкционных тестов, коучинг руководителей и менеджеров, управление изменениями, квалифицированная техническая поддержка.
Профессиональное образование консультирующих психологов
Американская психологическая ассоциация публикует рекомендации по профессиональному обучению для консультирующих психологов. Доступно огромное количество магистерских программ (например, психология бизнеса). Некоторые психологи пришли к психологическим консультациям из таких областей, как клиническая психология, промышленная психология, организационная психология.
CACREP публикует советы консультантам по ментальному (психическому) здоровью с учетом профессии, а именно:
Узнайте о дополнительных ролях клиента и отношениях с другими специалистами
Ознакомьтесь с организационными и консультативными моделями
Признайте важность семьи, социальных связей и общественных систем
Изучите теории систем, направления и процесс консультаций
Научитесь оценивать окружающую среду клиента
Консультации в общественной психологии
Очень часто решающее значение для создания связей в сообществе несет адекватное понимание контекста и возможности сбора соответствующих данных для поддержки эффективных отношений с консультантом. Крепкие отношения могут повысить доверие между консультантами и клиентами, что приведет к более результативным мерам. Модель Ури Бронфенбреннера Теории экологических систем является основой для навигации по проблемам консультирования в коммунальной психологии.
Культурная восприимчивость
Психологические консультации могут затрагивать участников сообществ, которые отличаются от привычных нам. В этом случае для успеха требуется восприимчивость к культурным особенностям, в том числе признание консультантом собственных культурных предубеждений и этноцентризма. Это осложняется еще и потенциальным различием биографических данных консультанта и консультируемого. В этом контексте термин «культура» включает в себя религиозное, культурное и семейное происхождение и систему ценностей.
Культурные различия могут включать в себя стили общения, отношение к конфликту, подходы к выполнению задач, принятию решений и отношение к результатам психологического анализа.
Известные психологические консультанты
К психологам, внесшим вклад в развитие данного направления науки, относятся: Клейтон Альдерфер, Крис Аржирис, Эллиот Джекс, Харри Левинсон и Эдгар Шайн. Среди более современных можно отметить следующих: Артур Фридман, Дейл Фукуа, Ричард Кильбург, Родни Л. Лоуман, Джоди Ньюман, Энн O'Роук, Дэвид Петерсон, Шэрон Робинсон-Курпиус,Питер Соренсен, и Лен Сперри.
Профессиональной ассоциацией данной сферы является Общество психологической консультации, отдел 13 Американской Психологической Ассоциации. Общество индустриально-организационной психологии - еще одна профессиональная ассоциация, членами которой являются многие консультирующие психологи.
Участников утверждает Американский совет по профессиональной психологии.
Консультанты сталкиваются с этическими вопросами, отличными от врачебных:
Какую степень ответственности берет на себя консультант за поведение своего клиента и результаты его деятельности?
В какой степени и в течение какого периода клиент зависит от консультанта?
Какова степень ответственности консультанта в процессе разрешения конфликтов с другими участниками и между ними?
Каковы приемлемые мотивы для консультанта для предложения консалтинговых услуг?
Как решаются финансовые вопросы?
Какой надзор за отношениями в процессе консультирования является оптимальным?
Каковы обязанности консультанта для сохранения конфиденциальности?
Отношения в процессе консультирования коренным образом отличаются от традиционной психологической консультации и психотерапевтических отношений. Они требуют рассмотрения и оценки этических вопросов. Что касается 2012 года, то официальные этические руководства, характерные для данной дисциплины, не известны. Существующие кодексы этики не обладают достаточной объективностью для консультационной практики.
Этические стороны вопроса неизбежно осложняются тем, что в консультационных отношениях участвуют три стороны: консультант, консультируемый и система ценностей консультируемого.
Конфиденциальность зависит от консультанта и совместных усилий членов организации. Различные уровни участия требуют обеспечения каждого члена присущей и необходимой только ему информации. Управление доступом к информации и конфиденциальностью требуют согласования. Право клиентов на получение информации должно оберегаться тщательнейших образом. Это право осложняется соответствующими правами клиентов, в том числе отказаться от консультации.
Управление доступом, как правило, распределяется неравномерно среди участников в процессе консультации. Различия в уровне управления может быть реальным или мнимым. Те, у кого больше доступ, должны брать на себя ответственность за ее использование и влияние.
Консультанты с уже существующими личными или профессиональными отношениями с участниками консультаций должны позаботиться о том, чтобы такие отношения не влияли на процесс.
Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".