Небо, Земля и человечество: Великая Триада
Согласно даосской традиции, человеческая цивилизация столь же важна в «большой схеме» Вселенной, как Небо и Земля (первичные энергии Ян и Инь). Но, в отличие от Неба и Земли, которые вечны, длительность физической жизни человека ограничена. Мастера Дао пришли к выводу, что так было не всегда и что у людей есть возможность достичь бессмертия, что наша теперешняя смертность — результат потери гармонии с природой, Вселенной и Дао. И нам нужно лишь восстановить эту гармонию, чтобы стать такими же бессмертными, как Небо и Земля, и чтобы реализовать наше истинное предназначение как части Великой Триады.
Душа человека — это живой луч космической души, как будто изначальный космический поток звука и света разделился на 6 миллиардов отдельных лучей, или душ, обитающих на планете Земля. Поэтому энергию человеческих существ мы называем и человеческой, и космической. Вселенная — это макрокосм, а люди — микрокосм этой Вселенной. Чем точнее мы отражаем естественные структуры Вселенной, тем в большей гармонии с Дао мы пребываем. Чем больше гармония с Дао, тем легче нам открыться, вобрать и насладиться неисчерпаемой энергией Вселенной. Гармония с Дао — это ключ к вечности.
Поэтому даосские мудрецы стремились понять эти вселенские структуры и отразить их в своем существе. Их целью было стать частью процесса жизни Вселенной. В практическом смысле это означало научиться черпать из источника Универсальной Энергии в любое время и, соединив эту сияющую силу со своим существом, подчинить свою деятельность одной цели: помогать всем другим существам достичь заложенного в них бессмертия.
У-ци – абсолютное Ничто
Чтобы лучше осознать нас как Микрокосм, давайте рассмотрим, как развертывались события в Макрокосме. Вначале, когда еще не существовали ни Небо, ни Земля, было состояние бескачественного и непроявленного потенциала. В даосской традиции это У-ци, или Дао. В китайском письме иероглиф этого термина – «У» – обозначает «ничто», а «Ци» обозначает «абсолют», поэтому У-ци значит «абсолютное ничто» — состояние, когда еще нет даже Инь и Ян. У-ци не имеет границ, это чистая открытость, не знающая препятствий, в ней заложена возможность возникновения бесконечного пространства, это сосуд всей Вселенной, невидимый и бесформенный.
Инь и Ян
Затем каким-то образом в У-ци что-то изменилось. У-ци достигла критической массы и взорвалась, проявилась. Эта Первичная Двойственность приняла две формы: Ян и Инь. В первое мгновение своего рождения из У-ци эти две силы существовали отдельно, а потом они столкнулись и в этом ударе огромнейшей силы слились воедино. Их объединение дало начало третьей силе — Ци. Слияние Инь и Ян и Ци, возникшая при этом, называются Тай-цзи, или Высшая Гармония.
Первичное Дыхание
Изначальная Ци Вселенной (согласно традиции, она проявилась сначала как внутренний звук и внутренний свет) также называется Первичным Дыханием, Первичной Ци, Изначальным Светом, Чистым Светом, Ци Источника, Светом Творения или Нейтральной Силой. В системе интегрального даосского тренинга мы получаем доступ к этой энергии всех трех основных сил в медитации.
Изначальная Ци, которая течет в Энергии Высшего Я, или Космической Энергии, для нас наиболее доступна, потому что ее вибрации ближе всего нашему «низшему», или физическому, проявлению и эго-уму. Именно из сущности этого Высшего или Космического Я сделаны мы сами, точно так, как отдельные частицы света составляют длинную волну энергии. Подобным же образом, сознание состоит из этих космических волн энергии, хотя тело наше — плотное по своей структуре.
Таким образом, в Изначальной Ци Вселенной заключены и Инь, и Ян. Это точка равновесия, дитя Инь и Ян, результат их единения, нейтральная сила, или матрица, по которой развертывается весь процесс творения как игра позитивных и негативных сил. От Изначальной Ци Вселенной произошло все многообразие форм вещества и энергии.
Согласно теории Большого Взрыва, одним из первых продуктов преобразования этой энергии были звезды. Многие из этих ранних звезд позже стали сверхновыми и взорвались, разметав свои частицы по космосу. Эти частицы соединились с частицами из других галактик и образовали новые молекулы и новые типы энергии.
Десять тысяч вещей: рождение Вселенной
Много таких частиц были притянуты в орбиты планет и звезд и собрались вокруг этих небесных тел. Некоторые из этих соединений в конце концов опустились на поверхность планет. Если говорить о нашей планете, то некоторые частицы образовали газы, которые потом стали земной атмосферой. Другие сформировали верхний слой почвы, тем самым сделав возможной растительную жизнь. При этом уникальном положении вещей создались самые благоприятные условия для возникновения жизни, и в конечном итоге появились растения, животные и люди. Поэтому и говорят, что мы — дети звезд. Сущности и элементы, из которых состоят наши тела, происходят из космической пыли, которая раньше была звездами, а наши умы озарены живым разумом Небес, и в генетическом коде каждого человека в момент его зачатия отпечатывается звездный рисунок.
Небо, Земля и Человек: Три Наичистейших
«Человек, Небо и Земля, все три, взаимно связаны, и господин им — сердце». В ранних даосских работах Хуань Тая, Лао-Цзы, Цюань-Цзы и книге «И Цзин», которые датируются 2 500 годами до нашей эры и позже, первые три силы, которые возникли из У-ци, назывались Небом, Землей и Человеком (Первичная Ян, Первичная Инь и Первичный Свет или Изначальная Ци).
Приблизительно 700 лет спустя после Лао-Цзы (немногим позже 100 года н.э.), в Китай пришел буддизм. Впервые даосизму пришлось соревноваться с чужой религией за благоволение и поддержку императора. Из философской и медитативной традиции даосизма выросли новые ветви организованных религиозных движений и даосских сект.
Многие из энергий, которые раньше считались безличными силами природы, были превращены в богов, которые могли бы соревноваться с колоритными божествами, пришедшими из Индии. Таким образом, в работах Чанга Дао-линя (который, как говорили, принимал информацию от Лао-Цзы), основателя религиозного даосизма и первого главы секты Небесного Господина, энергии Неба, Земли и Человека назывались Тремя Наичистейшими, владыками Неба, Земли и Человека. Чанг Дао-линь также говорил, что, имея эти три духа в Микрокосме своего тела, человек превращается в дитя Дао.
В религиозном даосизме Три Наичистейших обозначены как три высших божества в даосском пантеоне, которые обитают в самой высшей из девяти небесных областей. Согласно традиции, Три Наичистейших существуют в виде гигантских звезд в центре Вселенной и постоянно излучают Ци, которая пронизывает все во времени и пространстве. Благодаря популярности религиозного даосизма имена Трех Наичистейших стали синонимами Неба, Земли и Человека во многих течениях даосизма.
Однако, хотя в системе даосского интегрального тренинга мы и называем эти силы Тремя Наичистейшими, не обязательно рассматривать их как божества. Вы можете воспринимать их как первичные энергии, существование которых можно объяснить с точки зрения физики и астрономии. В любом случае, важно не то, во что вы верите, а то, как вы чувствуете и испытываете космическую энергию, которая в каждый момент существования нашего живого существа пронизывает его. Даосский психоэнергетический тренинг — это способ вновь обрести чувствительность к движениям энергий в вашем тонком теле.
Вселенная как голограмма
За последнее столетие (особенно, за последние 25 лет) новые открытия в физике и биологии коренным образом изменили взгляд ученых на Вселенную и значительно сблизили даосскую философию и физическую науку. Механический, ньютоновский подход к строению Вселенной, согласно которому все, от атомов до планет, сделано из отдельных плотных частиц, оказался несостоятельным в свете теории относительности и теории поля. То, что раньше называлось «вещами», теперь рассматривается как волны и частицы. Наш мир сделан не из плотных кусочков вещества, но из переплетения волн и взаимосвязанных полей. Теперь Вселенная представляется ученым как динамическая ткань переплетения энергий, в основе которой лежит явно существующий, но пока не проявленный порядок. Вся Вселенная теперь видится нам как одно неразделимое целое.
Метафизик, а ранее ученый-физик, Барбара Энн Бреннан в своей последней книге «Руки Света», говорит: «Если Вселенная на самом деле является такой тканью, то (согласно логике) в ней нет такого понятия, как часть. Таким образом, мы не отдельные части чего-то целого. Мы сами есть Целое».
В 1971 году Дэнис Гэйбор получил Нобелевскую премию за создание первой голограммы, которая, в сущности, является трехмерной фотографией из света. Каждая часть голограммы — точное отражение целого, и каждая часть может воссоздать весь образ. В своей книге «Скрытый порядок» (Implicate Order) физик Дэвид Бом утверждает, что голограмма — это лучшая модель для разъяснения целостного взгляда на строение Вселенной.
Современные биологи, такие, например, как Карл Прибрам, выдвигают теорию, что наш мозг тоже работает по принципу голограммы: он структурирует и передает сенсорные сигналы по системе организма так, что каждый фрагмент может воссоздать картину целого.
Доктор Прибрам идет дальше и применяет эту же голографическую модель деятельности мозга для описания функционирования Вселенной. Если Вселенная — это голограмма, то каждая часть ее отражает целое. События, которые кажутся разделенными пространством и временем, на самом деле происходят одновременно и повсюду.
Это совпадает с постулатом даосской философии, согласно которому все энергии или «боги», существующие на Небесах, в то же время существуют в Микрокосме нашего человеческого тела. Вот почему Три Наичистейших не просто существуют в какой-то отдаленной части Вселенной, но постоянно пребывают и в нас тоже. Они — неотделимая часть каждого человеческого существа.