Чувство равновесия из четырех телесных чувств занимает по рангу самое высокое место. Три первых дают нам непосредственное, хотя и смутное переживание нашего собственного тела. Они делают его «нашим» телом, так что мы можем сказать ему «Я». Но они, как было представлено, благодаря излучению в нашу душу дают нам нечто большее. Чувство осязания дает нам смутное знание о нашей самости, оно позволяет нам пронизать себя чувством Бога.
Чувство жизни дает нам ощущение наполняющее пространство нашей телесной самости, чувство собственного движения освобождает нас, как душу, и дарует нам поэтому чувство радости.
Какие ощущения возникают у нас благодаря чувству равновесия? Если мы обратимся к Рудольфу Штайнеру, мы получим следующий ответ:
«Подумайте о том, как мало мы... действительно ощущаем из того, что мы в равновесии находимся в мире. Как, собственно, ощущаем мы в душе переживания, полученные посредством чувства равновесия? Мы ощущаем это как внутренний покой, который дает мне уверенность, что если я пройду отсюда туда, я не оставлю здесь то, что находится в моем теле, но возьму его с собой. И если я перелечу по воздуху, я останусь тем же самым. Это то, что нас делает независимыми от времени. Я не оставляю себя в сегодняшнем дне, и завтра я буду тем же самым. Эта независимость от телесности и есть переживание в душе чувства равновесия. Это ощущение себя как духовного существа».
Из этого описания видно исключительное значение, присущее чувству равновесия. Здесь не только тело переживается и ощущается как «Я». Я познаю самого себя как дух. Здесь выступает уже не радостное ощущение свободы, которое дает нам чувство собственного движения, но сознание внутренней надежности, сознание «Я есмь».
«Я есмь» устойчивое, непрерывное существо, которое там и здесь, вчера и завтра остается одним и тем же существом, которое было, есть и будет. Это та же уверенность, с которой мы встречаем с восходом солнца утро нового дня. Уверенностью в том, что при пробуждении мы остаемся теми же самыми, что и вчера при засыпании, мы обязаны чувству равновесия.
Оно создает в нашей душе область покоя, подобную той, которую статический орган создает внутри нашего тела. В этой области покоя мы ощущаем себя как дух; мы имеем надежное ощущение, что мы являемся неразрушимой энтелехией. «Всякая энтелехия – это сколок вечности, и пара лет, когда она связана с телом, не делают ее старой». Так Гете 11 марта 1828 года говорил Эккерманну. Это переживание собственной энтелехии дает отражение в нашей душе чувства равновесия.
С этим связан еще следующий феномен. Новорожденный ребенок вначале не в состоянии поддерживать свое равновесие. Только в течение первого года жизни он научается стоять и ходить, вчленяясь в пространство. Но сила, которая дает ему эту возможность, это сила прямостояния. Уже в 1911 году Рудольф Штайнер указал на особое значение этой силы. Он говорил тогда:
«Во-первых, он (человек) научается ориентировать собственную телесность в пространстве. На этот момент сегодня люди не обращают внимания. Но он касается существенных различий между человеком и животным. Животное предопределено заранее определенным образом развивать в пространстве свое равновесное положение; одному животному предопределено лазать, другому плавать, и т.д. Человек же не предопределен заранее к поддержанию определенного состояния равновесия. Он может его достичь, только исходя из организации всего своего существа... Человек сам себе дает вертикальное положение в пространстве, сам определяет свое положение равновесия».
Позже Рудольф Штайнер подробнее охарактеризовал силу, благодаря которой ребенок приобретает способность прямостояния. В одном педагогическом курсе он говорит: «При этом обучении хождению человек обретает способность выбрать положение, ориентироваться таким образом, что равновесие собственного организма и свои двигательные возможности он может поставить в соответствие равновесию и возможностям движения мироздания, поскольку мы находимся внутри него. Когда мы учимся ходить, мы пытаемся установить отношение свойственного человеку состояния равновесия к мирозданию... вначале мы ищем в прямостоянии физическое равновесие, но при освобождении деятельности рук и кистей рук мы ищем душевное равновесие».
Посредством ног и стоп мы достигаем нашего физического равновесия, руки и кисти рук, не связанные с Землей, но способные к свободному движению, дают нам возможность душевного равновесия. В покоящейся голове пробуждается духовное равновесие, посредством которого мы ощущаем надежность нашей энтелехии.
Эта сила прямостояния, которую каждое человеческое существо приносит с собой на Землю, и которая пронизывает его как существо, делает возможным тот таинственный акт, посредством которого ребенок постепенно научается прямостоянию. Эта сила прямостояния является той частью нашей энтелехии, которая связана с чувством равновесия и его органами, и благодаря этому, после неоднократных попыток и упражнений, переводит наше тело из горизонтального в вертикальное положение.
Поэтому также Рудольф Штайнер указывал на то, что животное так сформировано, что оно обретает свое положение равновесия уже через несколько дней после рождения. Ибо животное уже посредством своего тела вчленено в мировые силы равновесия. Но человек должен научиться сам вчленяться в эти силы, и благодаря этому он приобретает ту уверенность, о которой мы говорили выше.
Эта уверенность в себе дает подрастающему ребенку духовно-душевное пространство, в котором он учится говорить и мыслить. В этом пространстве, которое образуется под действием чувства равновесия, «Я» человека в речи и мышлении пробуждается к осознанию себя.