Как в течение жизни развертывание чувства собственного движения не имеет возрастных границ, но всегда принимает в себя новый опыт, так и в рамках лечебной педагогики значение этого чувства велико. Это связано с тем, что большая группа нарушений развития и инкарнации тесно связана с образованием моторики. Ребенка, нуждающегося в душевном уходе, легко распознать уже по форме и виду его движений, и было бы нетрудно написать учебник лечебной педагогики исключительно с точки зрения двигательных расстройств. Такого рода подход во многих главах касался бы существа отклонений в образе поведения.
Продолжение ниже ⇓Лечебная педагогика чувства жизни
Отклонения, с которыми мы встречаемся в рамках нашей лечебно-педагогической деятельности и которые нуждаются в душевном уходе, преимущественно являются состояниями, которые возникают в ходе развития в детском и подростковом возрасте.
Отклонения, с которыми мы встречаемся в рамках нашей лечебно-педагогической деятельности и которые нуждаются в душевном уходе, преимущественно являются состояниями, которые возникают в ходе развития в детском и подростковом возрасте. Эти отклонения возникают вследствие...
Читать дальше...
всё на эту тему
Можно даже сказать, что не существует нарушений развития и инкарнации, которые бы в большей или меньшей мере не выражались бы в нарушениях моторики. Это тотчас станет понятным, если мы вспомним о том, что приобретение способности прямохождения, обучение родному языку и пробуждение мышления являются достижениями индивидуальной моторики, которая постепенно помогает душе - в истинном смысле слова – закрепиться в теле. Шаг за шагом душа овладевает различными комнатами телесного дома, и каждый из этих шагов – это моторное исполнение. Осваиваются новые формы движения, одновременно расширяя также область опыта чувства собственного движения.
Это чувство почти подобно измерительному инструменту, который показывает степень приобретенных моторных способностей. Но, как мы уже видели, это инструмент, который в то же время соучаствует в приобретении способностей. Некоторые примеры могут пояснить сказанное.
Так, слишком медленное развитие моторики у монголоидных детей имеет следствием тяжелую задержку развития этих людей. Они, большей частью, с запозданием на год начинают ходить; речь у них появляется только на третьем году, и обучение речи длится так долго, что иногда уже достигается половая зрелость, прежде чем из нее начинается развиваться мышление. Но это уже слишком поздно. Чувство собственного движения сильно отстает, обучение новым моторным комбинациям исключительно затруднено. Для монголоидных взрослых не интеллектуальная отсталость закрывает многие профессии, но существенную роль играет недостаток пластичности в области чувства движения. Вследствие этого затруднено приобретение новых ремесленных навыков.
У слепых детей после третьего года жизни наблюдаются странные и причудливые навязчивые движения, гримасы, ритмические подергивания тела, они постоянно трогают пальцами глаза и др. Вследствие этого моторика развивается в неправильном направлении и в то же время неправильно развертывается чувство собственного движения. Слепота препятствует им интенционально связываться с чувственной деятельностью глаза. И, поскольку вчленение мускулатуры в «отношения равновесия и распределения сил окружающего мира» осуществляется только частично, то, как своего рода реакция, возникают навязчивые движения. У глухих детей наблюдается подобное же поведение, но только моторные действия не навязчивые, но настойчивые. Глухие часто ведут себя грубо, агрессивно, шумно и заносчиво. Вследствие своего недостатка они слишком сильно напрягают глаза, и зрительный акт становится как бы навязчивым. Вследствие этого им недостает тонкого расслабления моторики, что как раз достигается развитием речи и способности слушать. Так чувство собственного движения остается как бы бесчувственным; оно вместо душевного принимает механический характер.
Совершенно особое нарушение чувства собственного движения наблюдается у детей с двигательными затруднениями. У спастиков и атетотиков, атактиков и страдающих односторонним параличом нарушения объясняются, главным образом, тем, что у них не может полностью развернуться нормальное мышечное чувство. Конечности парализованы не только из-за недостатка моторики, но также из-за потери или недостатка сенсорики. Вследствие этого руки или ноги, или и те, и другие, становятся как бы частями внешнего мира. Ребенок ощущает конечности как бы не принадлежащими ему, не связывается с ними. Он рассматривает парализованную руку как часть внешнего мира, которую можно носить с собой или вообще не обращать на нее внимания. Ибо из-за того, что чувство собственного движения, вследствие потери моторики, осталось неразвитым, недостает также вчленения руки в пространство тела (недостаточность чувственного ощущения).
Поведение такого рода меняется в зависимости от вида паралича. Это особенно отчетливо видно у страдающих односторонним параличом (гемиплегия). У страдающего атетозом, напротив, происходят постоянные, толчкообразные прерывания в сфере ощущений, которые обусловлены у него чувством движения. Непроизвольные движения, нарушающие нормальное функционирование моторики, разделяют также восприятия положения и движения конечностей.
Там, где спастический паралич захватывает все четыре конечности (тетрадлегия), моторика и чувство собственного движения полностью разделяются. Моторный застой препятствует потоку всех движений, и вследствие этого также восприятие неподвижных конечностей остается застывшим или склеротичным. Подобно панцирю охватывает чувство собственного движения безжизненные руки и ноги.
У всех атактичных детей, прежде всего у тех, которые страдают церебральной атаксией, нарушения чувства собственного движения особенно отчетливы. Поскольку в этом случае они сопровождаются частичной потерей равновесия, движения становятся жесткими, неуверенными и твердыми. Постоянная «боязнь упасть» сдерживает каждую попытку движения и часто в зародыше поражает моторную активность. Такие дети испытывают большие трудности даже при обучении их простым формам прямохождения. Им очень помогает, если им предлагается «третья нога» в виде опоры для ходьбы. Они тогда легче переходят к свободному хождению, преодолевают страх и развивают при этом еще не развернувшееся чувство собственного движения.
Вообще, очень важно детям с двигательными нарушениями помогать развивать собственные движения с помощью механических средств (ходунки). Всяческими способами нужно способствовать развитию чувства собственного движения. Иначе дело обстоит с корсетами и гипсовыми кроватками. Они сдерживают развитие чувства собственного движения и везде, где это возможно, должны быть запрещены.
В то же время дня тренировки и стимулирования чувства собственного движения необходимы пассивные двигательные упражнения. Чем регулярнее они проводятся, тем больше укрепляется способность к ощущениям в области чувства собственного движения. Пальцы и руки, ступни и ноги, бывшие до сих пор для ребенка чуждыми телами, теперь включаются в сферу его сознательного опыта. Они вписываются в его телесную схему, и только когда этот процесс уже начался, должны интенсивироваться активные двигательные упражнения.
Нужно всегда сознавать, что движения парализованных членов только тогда возможно успешно упражнять, если предварительно в этой части тела удастся до определенной степени пробудить чувство движения. Если речь идет о развертывании произвольных форм движения, то дело здесь не столько в моторике, сколько, прежде всего, в пробуждении сенсорики. Эвритмия и лечебная эвритмия – это прекраснейший инструментарий для оживления чувства собственного движения. Ибо эвритмические формы движения несут в себе характер речи и музыки, и поэтому по своей сущности они родственны всякой моторике. Эвритмия – это истинная учительница чувства собственного движения, и об этом в лечебной педагогике никогда нельзя забывать. Никакая гимнастика не может заменить того, что может сделать эвритмия для пробуждения мускульных ощущений и двигательных восприятий.
В то же время при обучении и воспитании детей с нарушениями движения никогда не следует упускать этот элемент «радости». Ведь она является той прекрасной искрой Божьей, которую воспел Шиллер.
Радость – мощная пружина Ритма вечного природы. Радость крутит шестеренки Мировых больших часов.
Радость – это то, что излучается из любого исполненного движения; она суть пра-элемент всякого творения, и мы должны ее воспринимать как живой образ, который запечатлевает в нашей душе чувство собственного движения.
Кто когда-нибудь имел дело со спастическими детьми, тот знает, что уныние и печаль являются главными элементами их душевного настроя. Ибо чувство собственного движения не имеет достаточной силы, чтобы воспламенить в душах этих детей радость. Нет лучшей помощи, чем встречать их с лучащейся, открытой улыбкой. С улыбкой действовать, с улыбкой помогать, с улыбкой жить в обществе этих детей. И здесь справедливы прекрасные слова, которые оставил нам в одном из своих стихотворений Франц Верфель:
Schopfe du, trage du, hatte
Tausend Gewasser des Lachelns in deiner Hand!
Lacheln, selige
Feuchte ist ausgespannt
All ubers Antliz.
Lacheln ist keine Falte,
Lacheln ist Wesen vom Licht.
Черпай, неси, держи
Миллионы потоков смеха в своих руках!
Смех, блаженная влага
Разошлась по всему лицу.
Улыбка – это вовсе не губ изгиб,
Улыбка – в ней сущность света.
В этих стихах содержится нечто от внутреннего существа чувства собственного движения, призыв, который указывает на душевный свет, который может помочь нам пробудить это чувство у детей, нуждающихся в душевном уходе.
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.