Пользовательский поиск

Чувство собственного движения: теория Р. Штайнера

Что такое чувство собственного движения?

К нашему представлению чувства осязания и чувства жизни примыкает описание и обсуждение чувства, названного Рудольфом Штайнером чувством собственного движения. Это третье из четырех «нижних» чувств, задачей которых является передать нам ощущение состояния нашей собственной телесности. Подобно чувству осязания и чувству жизни, чувство собственного движения дает нам переживание нашего телесного существования.


Посредством чувства осязания мы осознаем границы собственного тела. Чувство жизни позволяет нам испытать общее состояние, в котором на­ходится это тело: мы ощущаем наше телесное благополучие и неблаго­получие. Благодаря чувству собственного движения область этого опы­та расширяется, ибо мы воспринимаем взаимное отношение отдельных членов друг к другу. Словами «чувство собственного движения» Ру­дольф Штайнер хотел выразить, что посредством его мы воспринимаем движение не других тел, но собственного тела. Оно не позволяет нам видеть, слышать или ощущать движение вещей вокруг нас, но благода­ря ему мы воспринимаем двигательные процессы и их результаты, по­скольку они принадлежат нашему собственному телу.

Рудольф Штай­нер говорит об этом чувстве: «Отличается от этого чувства (чувства жизни) то, посредством чего человек воспринимает, например, собственное движение. Он делает движение ногой и воспринимает это движение. Чувство собственного движения воспринимает его как тако­вое, предпосылкой чему является собственная деятельность, подвижность».

В другом месте он добавляет еще следующие пояснения: «Вы не могли бы быть человеческим существом, если бы не могли воспринимать свои собственные движения. Машина не воспринимает своих движений, это может только живое существо посредством действительного чувства. Чувство, которое позволяет воспринимать наши движения, от мигания глазом до движения ногами, это действительно суть второе чувство, чувство собственного движения».

Это чувство хорошо известно сегодняшним физиологам. Они дают ему различные имена. Обычно его описывают как «мышечное или силовое чувство». Оно также имеет более общее наименование, как «глубокая чувствительность» или «проприоцептивность».

Физиология чувств опи­сывает его так: «Посредством его мы воспринимаем положение и актив­ные или пассивные движения тела и отдельных его частей; посредством его мы замечаем также противодействие нашему движению или стрем­лению частей тела занять определенное положение, и можем судить о тяжести какого-либо предмета. Также чувство усталости, утомления и тяжести в членах после напряженной мускульной работы мы получаем посредством мышечной чувствительности».

Из этого описания отчетливо видно, что физиология чувств, поскольку она до сих пор не признала чувство жизни как ограниченную область чувств, приписывает мышечному чувству или чувству собственного движения ощущения, которые ему не принадлежат. Ибо «усталость, утомленность и тяжесть членов – явное переживание из области чувства жизни. Также ощущение противодействия при исполнении собственно­го движения и определение веса передвигаемого нами предмета являет­ся переживанием, которое нужно отнести к области чувства осязания и давления. Мышечное чувство дает нам только ощущение собственного движения нашего тела в его различных частях и членах.

Физиология чувств, к сожалению, еще очень далека от того, чтобы соз­дать правильный образ глобального значения чувства собственного движения. Она описывает его, связывает его деятельность с определен­ными нервными окончаниями (о чем в дальнейшем пойдет речь), но вследствие недостатка фактических результатов исследований от­сутствует воззрение на собственные способности этого чувства. Так, в вышедшем недавно справочнике «Сравнительная физиология» Буденброка, в первом томе, посвященном физиологии чувств, осязанию отведено 20 страниц, чувству равновесия – 60 страниц, а чувству собст­венного движения всего 6 страниц! Явное свидетельство скудости на­ших знаний в этой области.

Рудольф Штайнер был первым, кто указал на ощущение собственного движения как на замкнутую область чувств. Но физиология все еще не пришла к полному пониманию глобального значения этого чувства, и только изучение невропатологии дает нам отчетливые указания на ши­рокое поле деятельности этих функций. При заболеваниях, которые ло­кально или генерализованно могут распространяться в нервной системе, затрагивающих деятельность чувства собственного движения, дело мо­жет дойти до тяжелых расстройств моторики. Размах, целенаправлен­ность и гармония движений отсутствует, так что мы должны устано­вить, что нормальное исполнение движения возможно только тогда, ко­гда чувство собственного движения не изнурено и исправно. Наруше­ния в течении жизненных процессов становятся заметными благодаря ощущениям в области чувства жизни. Тогда сквозь общее благополучие прорываются различного рода чувства органов. Нарушения в области чувства осязания создают неуверенность, страх и неспособность утвер­диться в собственном теле. Но чувство собственного движения, если оно неправильно функционирует, оказывает обратное действие на само движение, которое оно помогает воспринимать. В чувстве осязания и чувстве жизни восприятие и воспринимаемый объект еще, некоторым образом, существуют независимо друг от друга. В области же собствен­ного движения все происходит иначе, ибо каждое движение должно от­зываться в чувствах, если оно должно быть правильно воспринято. Чув­ство движения дает движению смысл. Без восприятия моторика распа­дается на частные движения и бессмысленные двигательные попытки.

В чувстве равновесия процесс сплавления восприятия и движения дос­тигает своей высшей точки, поскольку там только комплексная чувст­венная деятельность может обеспечить состояние равновесия. Следующее схематичное представление дает наглядную картину ска­занного. Понимание этого имеет огромное значение, поскольку оно нам ясно показывает, что само восприятие может быть интегральной со­ставной частью воспринятого.

Переживание чувства собственного движения

Способность к восприятию чувства собственного движения распро­страняется на все наше тело. Мы можем также сказать, что везде, где есть мышцы, есть также чувство собственного движения. Как чувство осязания тесно связано с органом-кожей, так и поле восприятия чувства собственного движения лежит в области всех мышц. Деятельность мус­кулатуры, состоящая, прежде всего, из ритмичных движений сокраще­ния и расслабления, причем контракция, сопровождающаяся сокраще­нием мышц, и дилатация, сопровождающаяся некоторым удлинением мышц, воспринимаются чувством собственного движения. Это общее ощущение расширяется до восприятия положения отдельных членов тела друг относительно друга и достигает, наконец, общего восприятия больших форм движения. Стояние, сидение, хождение, бег, прыжки, скачки, письмо, копание, резание, забивание – все это такие крупные общие переживания, которые более или менее глубоко запечатлеваются в наших ощущениях, восприятиях и представлениях.

Целая последовательность переживаний открывается нам посредством чувства собственного движения. Во-первых, мы имеем здесь смутное ощущение сокращения или удлинения наших мышц. Эти ощущения лежат на пороге нашего дневного сознания и ускользают, большей ча­стью, от нашего восприятия. Взаимное положение членов, напротив, по­падает в поле наших восприятий. Мы точно ощущаем, согнут ли наш палец или выпрямлен, находится ли наша рука перед грудью или за спиной, ниже или выше плеч. Мы отчетливо воспринимаем это даже с закрытыми глазами. В самом деле, тонкость способности различения в этой области исключительно высока. «В локтевом суставе, при нор­мальных условиях, воспринимаются движения, которые в среднем со­ответствуют углу поворота 0,038 градуса». Это свидетельствует об удивительной точности описываемого здесь восприятия.

Сами же формы движения складываются в образ в области представле­ний. Этот последний совершенствуется благодаря упражнениям и мно­гократным повторениям, т.е. исполнив однажды сложный комплекс движений, мы должны в дальнейшем его сохранить. Незамутненный образ представлений о выполняемых движениях так же необходим, как деятельность самой моторики. В соответствии с представлениями обра­зуется моторика, которая, в свою очередь, модифицирует представле­ния. Здесь происходит взаимная корректировка, которую два десятиле­тия назад Вайцзекер описал как «гештальт-цикл». Также введенное венским физиологом конца прошлого столетия Экснером понятие «сенсомобильности» имеет здесь свое обоснование. Как для Вайцзекера, так и для Экснера, язык феноменов был так ясен, что они видели внутрен­нее взаимодействие движения и восприятия движения.

Так строится организация чувства собственного движения, начиная из глубины едва осознаваемого ощущения деятельности мышц, через смутное восприятие положения членов и отдельных движений, до об­ласти сложных представлений об исполняемых движениях. Можно спо­рить о том, относятся ли эти представления к области чувственных про­цессов или нет. Но если мы хотим получить надлежащее общее воззре­ние относительно чувства собственного движения, мы должны вклю­чить в него как восприятия, так и представления. Ибо только в этом случае мы сможем выработать общий взгляд на совокупность описы­ваемых здесь феноменов.

Общая область человеческой, и вероятно, также животной моторики нуждается в гармоническом взаимодействии между исполняемыми дви­жениями и совокупностью восприятий, даваемых чувством собственно­го движения. Только единство душевного опыта и органической дея­тельности может обеспечить весь комплекс моторной активности. То, что физиология представляет сегодня как мышечное чувство, это только нижний слой, который мы описали как мышечные ощущения.

Рудольф Штайнер обратил внимание еще на один вид деятельности чувства собственного движения. В лекциях для вальдорфских педагогов он говорит:

«Когда человек рассматривает цветной круг, он грубо гово­рит: я вижу цвет, я вижу также форму круга. Но здесь смешаны совсем разные вещи. Благодаря собственной деятельности глаза... вы видите, вообще говоря, только цвет. Форму круга вы видите, когда подсозна­тельно включаете чувство собственного движения – и подсознательно в эфирном теле, в астральном теле запечатлевается круговое движение, и это восходит к познанию. И только поскольку круг, который вы вос­приняли посредством чувства собственного движения, восходит к по­знанию, постольку познанный вами круг связывается с воспринимае­мым вами цветом. Вы извлекаете форму из всего вашего тела, когда вы апеллируете к чувству движения, распространяющемуся по всему ва­шему телу... К такому тонкому виду наблюдения, устанавливающему различия между восприятием цвета и восприятием формы с помощью чувства движения, официальная наука вообще не приходит, но она смешивает все в одну кучу».

Мы так подробно процитировали это место, поскольку оно содержит основополагающее указание на факт, который физиология чувств пол­ностью упускает. Здесь речь идет о внутреннем взаимодействии чувства движения и чувства зрения, и встает вопрос: как возникают такого рода восприятия, как вообще реализуется круговое движение в рамках чувст­ва собственного движения?

Мы напомним о том, что детальное изучение процессов, которые со­вершаются в человеке при рассматривании им художественных произ­ведений, показывает, что праворукие люди, рассматривая картину, на­чинают с левого нижнего угла, и затем взгляд перемещается по дуге к правому верхнему углу. Не только при рассматривании картин, но при каждом зрительном акте задействована моторика глаз, головы, шеи и верхней части туловища. Не бывает никакого зрения без сопутствую­щего движения определенных частей мышечной системы. Но эти сопут­ствующие движения так нежны и так тонки, что их, большей частью, вообще не замечают. Тем не менее, они являются необходимой функци­ей всего зрительного акта, и в этой области происходит полное взаимо­действие между чувством собственного движения и чувством зрения. Сопутствующие движения мышц передают упомянутое Рудольфом Штайнером подсознательное ощущение чувства собственного движе­ния, которое затем становится представлением и сплавляется с цветом кругового образования. Эта согласованность партий произвольной мус­кулатуры происходит в форме легкого сокращения и растяжения раз­личных групп мышц, благодаря чему происходит моторная имитация увиденной формы движения.

Не только глаза, но также уши и нос, язык и кожа, поскольку они явля­ются органами чувств, тесно связаны с чувством движения. Направлен­ность слуха является частью чувства движения; также «обнюхивание», которое так отчетливо выступает в повадках животных, относится к об­ласти моторного чувства. Посредством этого мы не только узнаем фор­му вещей, но также их взаимное расположение, их удаленность от нас, их быстрое или медленное движение сопровождается всей нашей мускулатурой и поэтому непосредственно попадает в поле нашего опыта. Произвольная мускулатура – это не только двигатель, но очень тонкий резонатор для восприятия формы и движения во внешнем мире.

Эта сложнейшая резонансная система – суть органическое поле дейст­вия чувства собственного движения. И мы начинаем понимать, почему чувственный опыт так тесно должен быть связан с движением. Сами мышцы являются одновременно двигателями и органами восприятия; органом деятельности и органом чувства, к подробному рассмотрению которого мы и хотим теперь перейти. Благодаря мускульной системе мы носим в себе детектор гештальта и формы, действующий как тончайший орган чувства.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".