Многих родителей так захватывает процесс «опережения», что они днем и ночью только и бредят о том, чтобы их
ребенок вырос самым умным. И уже с первых месяцев вместо веселых погремушек над детскими кроватками висят картонные флаги с изображением букв или геометрических форм. Нежную колыбельную заменила фуга Баха или клавесин Моцарта… Это ли не перегибы «на местах»?
Еще вчера человечек, только появившийся на
свет, казался нам несмышленым существом. Сегодня сотни статей написаны на темы воспитания и образования ребенка, не только уже родившегося, но даже еще в утробе матери.
И, в угоду последним достижениям науки, мы,
родители, одержимы стремлением все сделать по уму: руководствуясь расчетом и прагматизмом, с первых же дней рождения ребенка мы начинаем развивать все подряд его способности, и в первую очередь нас, конечно, интересует
развитие интеллекта - как необходимое условие будущего жизненного успеха…
ЛЮБВИ! ВМЕСТО АРИФМЕТИКИ…
На вторые
сутки после рождения ребенок начинает узнавать свою маму визуально и через запах. Еще через несколько дней он различает слоги, близкие к фонемам «ба» и «па». Еще через несколько недель, в принципе, можно знакомить его с различными геометрическими формами, учить арифметике... Опыт так называемого опережающего развития.
Но давайте попробуем разобраться, куда и зачем мы бежим? Быть может, для освоения жизненно важных пространств лучше выбирать не
бег трусцой, а обычный прогулочный шаг?..
Причин, которые заставляют родителей идти по пути «опережающего развития», много. Это и
страх поражения, и жизненные неурядицы, и тревоги, вызванные нестабильной экономической ситуацией... А нам так хочется, чтобы нашим детям сопутствовал только успех! «Сегодня мы должны дать ребенку все, чтобы завтра он чувствовал себя уверенно в мире, где будет
жить», — делится одна из родительниц. Однако «все» — понятие достаточно пространное…
Порой «все» - это то, чего они сами были лишены в детстве. Специалисты рассказывают: полуторагодовалая девочка страдала бессонницей — потому что
мама просто пичкала ее информацией. Любой вопрошающий
взгляд малыша, вызванный, например, солнечным соцветием ромашки, заставлял маму углубляться в недра ботаники, анализируя и сравнивая всевозможные пестики и тычинки, перекрестное опыление и магическое гадание из серии «любит-не любит». Так подсознательно мама пыталась компенсировать недостаток общения, который она сама испытывала в детстве… в итоге получили «перегруз».
Немало способствуют опытам над детьми
книги. Например, такая: «
Читать раньше, чем ходить». Автор рассказывает о простых и доступных всем способах, дающих возможность ребенку максимально быстро освоить окружающий
мир и стать «вундеркиндом». Автор уверен, что, используя его
метод, ребенок уже в один год сможет читать. «Зачем ждать?» - задается вопросом сам автор. «А зачем спешить?!» — возразим мы.
Многих родителей так захватывает процесс «опережения», что они днем и ночью только и бредят о том, чтобы их ребенок вырос самым умным. И уже с первых месяцев вместо веселых погремушек над детскими кроватками висят картонные флаги с изображением букв или геометрических форм. Нежную колыбельную заменила фуга Баха или клавесин Моцарта… Это ли не перегибы «на местах»?
Ведь ИНФОРМАЦИЯ - это не ИДЕЯ
Идеи рождаются только в свободе! Так зачем же отнимать у ребенка эту свободу, а вместе с ней силы и
время, и пичкать его информацией? Зачем она нужна? Что с того, что он будет ЗНАТЬ жизнеописание Моцарта? Ведь гораздо важнее, если он будет УМЕТЬ, пусть из кубиков, но СКОНСТРУИРОВАТЬ гараж!
Первым, кто стал бить тревогу по поводу «опережающего развития», был американский
врач-педиатр Тьери Бразельтон. «Почему
дети с пеленок должны стать всезнайками?» – говорил он. Да и
психологи убеждены в том, что в действительности основой для успеха служат не информативные
знания, а созидание. Создавать — это не значит делать что-то, чему тебя научили, а придумывать! Построить из трех камешков замок для принцессы, видеть в облаке жирафа, а в цветочке Дюймовочку - в этом проявляются способности ребенка.
Мы не то, чтобы совсем уж призываем к тому, чтобы ваш ребенок рос, как сорная трава: мол, со временем все сам узнает и поймет. Просто плохи любые крайности!
А систематическое и чрезмерное стимулирование ребенка может значительно навредить развитию его воображения. Любая чрезмерность притупляет любопытство ребенка и затормаживает его развитие.
И только в ситуации, когда существует относительный информативный
голод,
желание ребенка способно полностью оформиться, а воображение — начать свою работу.
Итак, можно смело заключить, что ребенок с опережающим развитием может погрязнуть в своих сверхъестественных способностях.
На сегодняшний момент немногочисленные исследования в этой области говорят о том, что опережающее развитие НЕ способствует какому-то небывалому успеху ни в детскую пору, ни во взрослой жизни.
И доподлинно известно вот еще что: маленький человечек нуждается в родительском тепле, любви, ласке и заботе.
Так позволим же себе не делать с ребенком ничего сверхспециального! Давайте не будем слишком часто задумываться над тем, чему бы еще этакому его научить! А будем больше радоваться от того, что мы вместе.