Пользовательский поиск

ЭЭГ-реакция на процедуру иглоукалывания

М. В. Вогралик и И. В. Левенков задались целью выяснить причины индивидуальности ЭЭГ-реакции различных лиц на процедуру иглоукалывания. Для этого они, прежде всего, обратили внимание на основную особенность испытуемых, определяющую реактивность их нервной системы – на типологические и характерологические особенности их нервной системы, их темперамент.

Продолжение ниже

ЭЭГ головного мозга

ЭЭГ (электроэнцефалография) – запись электрической активности отделов головного мозга. ЭЭГ регистрирует колебания напряжения, возникающие ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Было предпринято параллельное изучение функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) ряда здоровых и больных людей и их электроэнцефалографической реакции на иглоукалывание. Характеристика функционального состояния ЦНС давалась на основании принятой методики: углубленной беседы, учета речевых реакций, наблюдений за испытуемым, полного общего его обследования и изучения реактивности нервной системы физиологическими методами (хронаксиметрия, плетизмография и др.). Иглоукалывание производилось в точки хэ-гу. ЭЭГ снималось моно- и биполярно в лобных, височных, теменных и затылочных отведений. Снятие ЭЭГ начиналось до введения игл, продолжалось в течение всей процедуры иглоукалывания и заканчивалось через некоторое время после извлечения игл. К настоящему времени с указанной целью исследование произведено у 16 человек: подбирались только давно и хорошо знакомые люди с ярко выраженными чертами определенного темперамента. Приведем наиболее типичные примеры, достаточно четко обрисовывающие результаты проведенных исследований.

Лаборантка Ф., 32 года. Работает в клинике и наблюдается нами несколько лет. Представляет собой смелого, решительного, самостоятельного, оперативного, работоспособного человека, умеющего преодолевать жизненные трудности. Латентный период речевой реакции короткий 1,4 секунды, при норме до 1,8 секунды. Все это говорит о силе раздражительного процесса.

Вместе с тем, она возбудима, раздражительна со склонностью к гневу в обиде, с неадекватным повелением, неукротима в преодолении препятствий, в достижении своих целей, но без учета реальной обстановки и своих сил, сильно переживает неполадки в жизни, в работе, при волнении долго не может заснуть, что указывает на относительную недостаточность тормозного процесса.

Повышение возбудимости, раздражительности, мимико-пантомических реакций, быстрота в суждениях, в поведении, быстрота привыкания к новым людям, новой обстановке, новой работе, быстрый темп работы – укалывают на подвижность и неуравновешенность основных процессов с преобладанием возбуждения.

Таким образом, наша лаборантка Ф. представляет собой ярко выраженный холерический темперамент.

Динамика ее ЭЭГ при иглоукалывании характеризовалась следующими чертами.

До введения игл во всех отведениях, кроме лобных, — высокий, регулярный (8-11 в секунду) альфа-ритм; местами накладывается низкий бета-ритм (до 30-40 в секунду) с отдельными пиками до 7 микровольт.

При введении иглы до получения «феномена отдачи» наблюдается некоторая десинхронизация ритма, особенно в височно-теменных отведениях. Волны альфа-ритма становятся ниже (до 15 микровольт) или исчезают вовсе. Бета-ритм еще учащается (до 50 в секунду) и становится выше (до 15-30 микровольт).

При появлении «феномена отдачи» десинхронизация еще усиливается, бега-волны еще учащаются и становятся выше (до 60 в секунду, до 40 микровольт). Вместе с тем, в теменных отведениях появляются медленные волны до 6-8 в секунду амплитудой около 25 микровольт.

Сразу же после завершения процедуры введения при покойном оставлении игл в тканях сохраняется еще десинхронизация ритма, много высоких и острых бета-волн частотой до 50 в секунду и амплитудой до 15-20 микровольт, но уже лучше (выраженным) становится альфа-ритм.

Еще через 10 минут регистрируется уже выраженная реакция синхронизации: альфа-ритм становится реже (8-10 в секунду), амплитуда волн повышается (до 30 микровольт), появляются медленные волны до 6-7 в секунду с амплитудой до 20 микровольт. Бета-ритм восстанавливается тот же, что до иглоукалывания.

Данный пример, как и ЭЭГ других лиц холерического темперамента, убеждает, что их ЭЭГ-реакция на иглоукалывание характеризуется значительной выраженностью, усилением при достижении «феномена отдачи», и состоит в значительной десинхронизации ритма, появлении частых острых бета-волн высокой амплитуды, с последующей сменой через 10-30 минут медленными волнами и альфа-ритмом, более регулярным и синхронным, чем до процедуры введения игл.

Иная картина наблюдалась у пациентки З., 20 лет. Ее нервная система характеризовалась тем, что она была активна, работоспособна, настойчива. Латентный период речевой реакции 1,6 секунд. Она выдержана, терпелива, имеет устойчивое внимание и хороший сон. Все это характеризует ее как человека с достаточно сильной нервной системой.

Нервные процессы ее уравновешены: она достаточно выдержана, внешне спокойна. Но отмечается медленная возбудимость, замедленность в суждениях, в поведении, в еде, чтении и письме, медленный переход от покоя к деятельности и, наоборот, медленное включение в работу и медленный темп ее, замедленное привыкание к новой обстановке, к новым людям, новым требованиям, медленная выработка, но зато прочность навыков и привычек, упорство в достижении цели, затрудненное пробуждение. Число повторных речевых ответов 6 (при норме от 0 до 2).

Нет сомнений, что эта наша испытуемая представляет собой типичный сильный, инертный тип нервной системы, т. е. флегматика.

Динамика ее ЭЭГ-реакции на иглоукалывания характеризовалась следующим.

До введения игл во всех отведениях отмечается альфа-ритм частотой 8-10 в секунду и высотой 10-25 микровольт, на который лишь местами накладывается острый бета-ритм амплитудой 5-10 микровольт.

В момент введения игл альфа-ритм кое-где исчезает, бета-ритм учащается до 14-40 в секунду и становится выше (до 12-20 микровольт).

С появлением отдачи депрессия альфа-волн возрастает, местами появляются медленные волны (4-6 в секунду), бета-ритм еще учащается (16-52 в секунду) и становится еще выше (14-35 микровольт), в отдельных отведениях он напоминает колебания мышечного типа.

Сразу после введения игл при покойном оставлении их в тканях на ЭЭГ вновь появляется много альфа-волн, но с более медленный ритмом (8-10 в секунду), местами — медленные волны до 4-6 в секунду. Бета-ритм становится реже (16-48 в секунду) и ниже (не выше 15 микровольт).

Через 10 минут: альфа-ритм везде медленный (до 8 в секунду) с низкой амплитудой (до 10 микровольт), сохраняются медленные волны, бета-ритм еще реже (16-24 в секунду) и еще ниже (редко до 10 микровольт).

Таким образом, в этом случае, как и у большинства других наблюдавшихся нами флегматиков, ЭЭГ-реакция на иглоукалывание характеризовалась значительной реакцией десинхронизации на введение игл, усиливавшейся при получении «феномена отдачи».

Но, в отличие от первой группы обследованных (холериков), у лиц второй группы (флегматиков) не наблюдалось такой глубокой депрессии альфа-ритма, а также вольтаж пиков бета-ритма был несколько ниже. В дальнейшем, по ходу сеанса, у них синхронизация ритма ЭЭГ начиналась несколько раньше, чем у холериков, но, как и у холериков, отдельные локальные проявления десинхронизации (на фоне общего повышения синхронности колебаний биопотенциалов коры головного мозга) могли в ряде случаев наблюдаться и спустя 20 минут.

Еще несколько отлично протекала ЭЭГ-реакция на иглоукалывание у лиц с сильными, уравновешенными, подвижными процессами, т е. у лиц сангвинического темперамента. Приведем пример.

Студентка 6 курса медицинского института, 23 года. Отличается смелостью, уверенностью в себе, активностью во всех делах, работоспособностью, устойчивым вниманием, хорошей памятью. Латентный период речевых реакций 1,2 секунды. Повторных речевых ответов нет. Дисциплинирована, выдержана, способна к длительному сосредоточиванию внимания на одном деле, умеет правильно распределять свое время, если нужно, может легко отложить исполнение своего желания, сон глубокий. Последовательное торможение на слова — внешний тормоз при проведении повторного речевого эксперимента отсутствует. Все сказанное хорошо характеризует силу ее основных нервных процессов.

Основные процессы уравновешены, выдержана, внешне спокойна. Достаточно легко привыкает и хорошо ориентируется в новой обстановке, в разговоре быстро реагирует на заданные вопросы, быстро осознает и быстро исправляет свои ошибочные суждения и поступки, быстро происходит смена жизненных навыков и привычек, быстро переходит от покоя к деятельности и, наоборот, быстро засыпает и пробуждается. Повторных речевых ответов при проведении ассоциативного эксперимента нет.

В этом случае, как и у других лиц сангвинического темперамента, ЭЭГ-реакция на иглоукалывание характеризовалась некоторой десинхронизацией ритма в момент введения игл и значительной синхронизацией его сразу же после введения игл. Но лицам этой группы оказалась свойственна большая концентрация, локальность высокоамплитудных бета-колебаний в определенных отведениях во время получения «отдачи», а также более раняя и более длительная синхронизация ритма, начинающаяся раньше и продолжающаяся дольше, чем это имело место в двух первых группах.

Особенно большая разница реакций па иглоукалывание трех групп лиц разных темпераментов обнаруживается при изучении ЭЭГ-реакции при иглоукалывании на дополнительный, например, световой раздражитель.

Процедура иглоукалывания изменяет реактивность нервной системы на воздействия внешней среды, при этом, видимо, неодинаково, в зависимости от исходной ее реактивности, определяемой типологическими и характерологическими особенностями нервной системы человека, особенностями его темперамента. Так, по ходу сеанса иглоукалывания латентный период ЭЭГ-реакции на включение света испытуемого с холерическим темпераментом несколько укорачивается, в то время как у испытуемого с флегматическим темпераментом несколько удлиняется. У сангвиника латентный период ЭЭГ-реакции на свет или не меняется или слегка удлиняется.

Время депрессии альфа-волн в ответ на включение света значительно укорачивается у холериков, удлиняется у флегматиков и мало меняется у сангвиников. То же самое можно скатать и об изменении у них по ходу сеанса времени восстановления исходного ритма ЭЭГ при продолжающихся вспышках света.

Длительность депрессии альфа-волн на выключение света значительно укорачивается у холериков, удлиняется у флегматиков и укорачивается у сангвиников.

Это различие реакции ЦНС (коры мозга) на иглоукалывание в зависимости от типологических и характерологических особенностей людей, их темперамента, безусловно, должно учитываться врачами при практическом применении метола чжень-цзютерапии.

Проведя, таким образом, исследования ЭЭГ-реакции на иглоукалывание здоровых людей в зависимости от их типологических и характерологических особенностей, особенностей их темперамента, М. В. Вогралик и Н. В. Левенков провели те же исследования на больных неврозами.

Работами В. В. Правдич-Неминского, Н. В. Голикова, К. Н. Замысловой и Л. Н. Ильиной, Е. А. Жирмунской, Г. Н. Иванниковой, Т. С. Истамановой, Ю. П. Уринсон, А. Б. Коган и др. обнаружены определенные ЭЭГ-изменения больных неврозами.

Среди обследованных 35 больных только у некоторых на исходных ЭЭГ был сохранен альфа-ритм. У большинства больных неврозами с преобладанием возбуждения на исходной ЭЭГ преобладали бета-волны, иногда они были на фоне альфа-ритма. Реакция на свет у них была довольно выраженная. У больных с заторможенной реакцией на исходной ЭЭГ чаще отмечалось снижение амплитуды альфа-ритма, монотонность кривой, часто были медленные волны, на которые иногда накладывался низкий бета-ритм. Реакция на свет у них нередко отсутствовала или была слабо выраженной, при этом иногда реакция на выключения света была значительнее, чем на включение его.

Неодинаковой у них оказалась и реакция на иглоукалывание. У больных с преобладанием раздражительного процесса обычно реакция десинхронизации на введение игл бывает довольно бурной, с полной депрессией альфа-ритма, появлением частых (до 50 в секунду) бета-колебаний, достигающих почти такой же амплитуды, как у здорового человека в эти же моменты раздражения иглой. Но эти частые ритмы не сменяются так быстро как у здорового человека, альфа-ритмом или более медленными волнами и если синхронизация и наблюдается, то лишь более медленно и в меньшей степени, чем в норме. У больных с преобладанием явлений заторможенности сколько-либо значительной десинхронизация ритма при введении игл не происходит, вольтаж появляющегося бета-ритма обычно низок (4-5 микровольт). У некоторых из этих больных в момент введения игл и при достижении «отдачи», наоборот, обнаруживается значительная синхронизация ритма, с появлением высокого альфа-ритма, который до этого отсутствовал. Сразу после введения игл в этих случаях происходит некоторое усиление десинхронизации, которая часто сохраняется до конца сеанса. Реакция на свет и динамика ее у таких больных различна.

Если у больных с преобладанием раздражительного процесса по ходу сеанса иглоукалывания реакция на свет обычно усиливается со значительным удлинением депрессии альфа-ритма на включение света и нормализацией длительности реакции на выключение света, то у больных с преобладанием заторможенности интенсивность реакции на свет уменьшается, латентный период часто удлиняется, а время депрессии как на включение, так и на выключение света значительно укорачивается, у половины этих больных к концу исследования реакция на свет вообще исчезает.

Еще ярче эти особенности реактивности, характерные для состояния заторможенности, проявляются при изучении действия избранных раздражителей (свет на фоне сеанса иглоукалывания) на больных неврозом через 50-60 минут после приема ими аминазина или нембутала. На фоне медикаментозного торможения реакция на эти раздражители становится совершенно незначительной или отсутствует вовсе. В большей степени затормаживание достигается дачей нембутала: больные засыпают и уменьшение ЭЭГ-реактивности на применяемые раздражители у них выражается резче. Вместе с тем, изучение ЭЭГ-реакции на иглоукалывание на фоне медикаментозного сна позволяет обнаружить интересное явление появления на ЭЭГ первичных потенциалов. При введении одной иглы в точку хэ-гу какой либо руки на фоне действия нембутала происходит некоторая десинхронизация ритма с появлением альфа-волн сниженной амплитуды и учащенного ритма (до 20-30 в секунду) в лобно-теменном отведении противоположного полушария. В этих условиях в других отведениях не удается заметить сколько-нибудь четкой реакции.

Изучение усвоения ритма вспышек света клетками ЦНС с появлением на ЭЭГ колебаний биопотенциалов с той же частотой (по методу «кривых усвоения ритма» М. Н. Ливанова — А. Г. Копылова) показало, что после сеанса иглоукалывания усвоение ритма повышается, что говорит о повышении лабильности клеток центральной нервной системы. Причем у больных неврозом с преобладанием тормозного процесса, у которых лабильность клеток центральном нервной системы до введения игл обычно понижена, расширение диапазона усвоения ритма в сторону более высоких частот начинается обычно сразу после введения игл. У больных с преобладанием возбудительного процесса этому может предшествовать некоторое ухудшение усвоения ритма частых вспышек света, как отображение нормализующего влияния иглоукалывания на функциональное состояние центральной нервной системы.

Таковы основные материалы, накопившиеся у нас к настоящему времени в отношении влияния иглоукалывания на биоэлектрическую активность мозга, выявляемую методом ЭЭГ. Остается лишь заметить, что в этой реакции существенное место занимает, очевидно, ретикулярная формация мозга, которая в зависимости от своего исходного состояния либо тонизируется, либо угнетается иглоукалыванием. Об этом говорят как опыты М. В. Вогралика с «выключением» ретикулярной формации дачей аминазина, так и исследования М. Н. Фишмана. 



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".