Пользовательский поиск

Китайские каналы (меридианы)

В вопросе о понимании сущности китайских каналов (меридианов — цзин) еще много неопределенности, недоказанности это обстоятельство дает основание Эриху Штиффатеру в книге «Акупунктура как нейротерапия» (1956 г., на немецком языке) подвергнуть критике имеющиеся материалы о «каналах» и даже заявить, что «система меридианов для современной биологии слишком примитивна».

Продолжение ниже

Меридиан перикарда. Огонь – Инь

Весьма важными в аспекте жизнеобеспечения организма являются еще два меридиана, относящиеся к стихии Огня. Это меридиан перикарда, или, как его еще называют, меридиан кровообращения или сексуальности и меридиан ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Мы полагаем, что при этом нужно исходить из следующих положений:

  • Древнекитайскую медицинскую терминологию и многие понятия традиционной китайской медицины не следует понимать в прямом, буквальном смысле. Ведь и в нашей современной медицине многие термины давно утратили когда-то вкладывавшийся в них прямой смысл. Взять, к примеру, название «витамины». В буквальном смысле — это «жизненные амины (белки)». Между тем, давно уже известно, что это не так. Однако наименование данной группы веществ укоренилось в медицине, выступая теперь лишь, как выражается Функ, «не как термин, а как лозунг». То же имеет место и в китайской медицине. Поэтому все понятия — «каналы», их наименования (канал сердца, легких, желудка, тонкой и толстой кишки и т. д.), само понятие и наименования органов и т. д. должны нами восприниматься не в прямом смысле, а на основании углубленного изучения не термина как такового, а той сущности, которую он выражает, даваться в современной интерпретации.

  • Если в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения что процессы, происходящие во внутренних органах, могут получать определенное отражение на периферии в зонах и точках покровов тела и что влиянием с периферии, с этих зон и точек можно изменять функциональное состояние внутренних органов тела, то тем самым признается наличие путей связи их между собой. Ход многих из этих путей уже достаточно изучен. Но ведь это-то и есть то, что в традиционной китайской медицине выражается в учении о «каналах». Следовательно, само существование их в таком современном понимании не может вызывать сомнения.

  • С точки зрения современной медицины, пути связи частей и органов тела между собой многообразны — это внутриорганная и внутрисистемная связь, связь через посредство лимфатических и кровеносных сосудов и, особенно, связь через посредство нервной системы. Эта последняя является основной, наиболее быстрой, целенаправленной, подчинившей себе в процессе филогенеза все остальные. Поэтому надо полагать, что «китайские каналы» — это нервные проводники, идущие в покровах тела, оплетающие лимфатические и кровеносные сосуды, мышцы, переходящие затем в нервные сплетения, спинной и головной мозг, а затем в нервы, идущие к внутренним органам. Причем, от каждой точки покровов или группы точек идет определенный путь к тем или другим этажам нервной системы и внутренним органам. Это и есть «каналы». Поскольку речь идет о связи покровов тела с внутренними органами, постольку, несомненно, основную роль при этом играют вегетативные нервные проводники во всех их звеньях.

Таким образом, есть все основания полагать, что «китайские каналы» в своем периферическом звене связаны с многочисленными рецепторами покровов тела, мышц и сосудов, с чувствительными и вегетативными проводниками, идущими как самостоятельно в виде крупных нервных стволов, так и оплетающими сосуды и мышцы сплетениями и достигающими «коренных» клеток спинного мозга и симпатических узлов пограничного ствола, откуда идут соответствующие сегментарные связи к внутренним органам. «Каналы» в своем центральном звене, несомненно, являются проводящими путями спинного, продолговатого и головного мозга, обеспечивающими как замыкание нервных связей на разных этажах нервной системы, так и кортикальную сигнализацию импульсов. Многие схемы рефлекторной терапии, установленные современной наукой, могут служить великолепной иллюстрацией к сказанному.

Как уже указывалось, в китайской медицине признается, что неизменно взаимодействующие между собой «органы тела», по характеру преобладающих в них влияний и по своим реакциям, подразделяются на две группы: в одной преобладают влияния и реакции «избытка» — ян, в другой «недостатка» — инь. Соответственно этому, и «каналы» тела, связывающие эти органы между собой и с покровами тела, также подразделяются на дне системы: «ян-цзин» и «инь-цзин».

Изучение топографии «ян-инь-цзин» показывает, что если ян-цзин располагаются на периферии преимущественно по наружной и разгибательной стороне конечностей и на боковых частях туловища, то инь-цзин занимают противоположное положение — они идут преимущественно по внутренней и сгибательной стороне конечностей и в средней части тела.

Китайские врачи утверждают, что влияния, идущие по этим двум типам «каналов» на организм, различны, вплоть до их противоположности.

Многие китайские авторы, а также Сули де Моран, Хюботтер и некоторые другие авторы связывают это с тем, что ян-цзин — это, главным образом, нервные стволы, а инь-цзин — сосудистые нервные сплетения. Эрих Ланг полагает, что ян-цзин — афферентные, а инь-цзин — эфферентные пути симпатической нервной системы. Генри Гуке в книге «Акупунктура» (1955 г., на немецком языке) сравнивает систему «каналов» с вегетативной нервной системой, с ее адренергическим и холинергическим механизмами. Рожер де ля Фюи и Герберт Шмидт в книге «Современная акупунктура» (1952 г., на немецком языке) пишут:

«Ян-сила в нашем теле — не что иное, как симпатическая нервная система... инь-сила — парасимпатическая система».

Нам представляется такое толкование несколько упрощенным. Конечно, симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, точнее говоря адренергическая и холинергическая медиация, в организме взаимодействует согласно общему закону ян-инь. Но это еще не дает основания сводить ян-цзин и инь-цзин к отделам вегетативной нервной системы. И в ян-цзин и в инь-цзин. как и в «управляемых» ими органах имеют место и те и другие влияния, весь вопрос в том, какие из них превалируют. Сами китайцы это великолепно понимают.

Китайские авторы на основании десятибалльной оценки свойств радиального пульса дают следующую характеристику взаимоотношения ян и инь свойств в отдельных «каналах»:

Каналы органонов

Ян

Ин

Канал сердца

7/10

3/10

Канал тонкой кишки

3/10

7/10

Канал мочевого пузыря

3/10

7/10

Канал почек

7/10

3/10

Канал «управителя сердца»

3/10

7/10

Канал «тройного обогревателя»

7/10

3/10

Канал желчного пузыря

7/10

3/10

Канал печени

3/10

7/10

Канал легких

7/10

3/10

Канал толстой кишки

3/10

7/10

Канал желудка

7/10

3/10

Канал селезенки и поджелудочной железы

3/10

7/10

И. И. Русецкий, заинтересовавшийся особенно непарными «срединными каналами» передним и задним, пишет:

«Точки средних линий обладают общим действием на различные функции организма. Они действуют на организм в целом и являются в этом смысле как бы «периферическим мозолистым телом», вызывающим нервные импульсы в обеих половинах тела. В неврологии эти средние отделы мало знакомы, а они заслуживают особого внимания».

Проводимое в настоящее время в Китае изучение теоретических основ чжень-цзютерапии побуждает к специальному исследованию вопросов теории «ши-сы-цзин-сюи» и, в частности, вопроса о «ян-инь-цзин».

Некоторые предварительные материалы в этом направлении в настоящее время получены у нас в клинике М. В Вограликом. Объектом исследования служили здоровые студенты и больные легкой и средней тяжести тиреотоксической (базедовой) болезнью и эритремией. Каждый исследовался минимально дважды. В каждой паре исследований при первом из них сильным вариантом тормозного метода производилось воздействие по ходу канала «ян-мин». Для этого четыре серебряные иглы вводились симметрично в точки хэ-гу и пянь-ли. При втором исследовании тем же методом производилось воздействие в области канала «цзюэ-инь». Для этого также четыре иглы вводились симметрично в точки дао-лин и нэй-гуань. Динамически (до, во время и после сеанса иглоукалывания) каждому больному производилось одно из следующих исследовании, оптическая хронаксия, содержание адреналина и адреналиноподобных («адренергических») веществ в крови и кожная термометрия. Кратко итоги работы заключаются в следующем.

При иглоукалывании в точки каналов как ян-мин, так и цзюэ-инь обнаруживается определенная тенденция к нормализации изучавшихся показателей. При этом, в обоих случаях реакция протекает двухфазно. Но характер этих фаз, при воздействии на разные каналы, неодинаков и часто даже противоположен. Так, при раздражении точек ян-мин канала оптическая хронаксия первоначально обычно удлиняется и затем укорачивается, содержание в крови адреналина после небольшого повышения уменьшается, а количество адреналиноподобных веществ возрастает, кожная температура после первоначального снижения затем повышается. При раздражении точек цзюэ-инь канала в большинстве случаев наблюдаются противоположные изменения: оптическая хронаксия первоначально укорачивается и затем удлиняется, содержание адреналина после небольшого повышения лишь незначительно снижается или даже повышается, а количество адреналиноподобных веществ уменьшается, снижается кожная температура.

Таковы факты. Интерпретация их еще преждевременна. Необходимо будет иметь в виду фило- и онтогенез нервной системы, функциональный антагонизм сторон конечностей, сгибательных и разгибательных мышц и т. д. Пока же можно лишь сказать, что установленные факты находятся в соответствии с учением традиционной китайской медицины о двух системах «каналов» — ян-инь-цзин-сюэ.

Китайские врачи, особенно старой школы, разграничивают воздействие «по ходу каналов» и «против их хода», воздействия «прибавляющие энергию» (бу) и «отнимающие ее (опустошающие) каналы» (сэ). Для этого надо знать, что в «каналах» ян-цзин признается центростремительное направление хода энергии (с периферии к управляющим органам), в «каналах» инь-цзин — наоборот, центробежное направление. Следует также иметь в виду, что каждый инь-канал в конечной своей части корреспондирует (контактирует) с начальной частью соответствующего ян-канала, который, в свою очередь, в конечной части и управляющем органе смыкается с начальной частью соответствующего следующего инь-канала, что и создает единую, взаимосвязанную цепь — систему цзин-сюэ. Необходимо, на конец, знать, что именно конечные и начальные части каналов обладают наибольшей энергетической активностью и именно над ними В. Г. Вогралик с Г. М. Покалевым обнаружили наименьшее электрическое сопротивление кожи. При воздействии на «канал» в каком-либо его отделе, особенно в начале и конце пути, весь «тракт основных точек» становится как бы одной цепью потенциалов. При этом, как пишет Вальтер Ланг, действие самых верхних пределов меридиана тонизирует, повышает его потенциал к краю ряда; нижние его пределы передают свое влияние на связующие звенья второй системы. Все сказанное следует учитывать и при научном изучения и при практическом применении чжень-цзютерапии.

Чжу Лянь и возглавляемая ею Пекинская академическая школа чжень-цзютерапии в значительной степени отошла от этой ориентации на систему цзин-сюэ и основывает свои воздействия преимущественно на «точки воздействия» (кун-сюэ) с их сегментарно-органной направленностью и индивидуальной функциональной значимостью, разграничивая слабый и сильный варианты возбуждающего и тормозного воздействия. Чжу Лянь пишет:

«Нужно иметь в виду, что каналы располагаясь по всему телу человека (и проходя многие его метамеры), часто имеют очень сложный ход, переплетаются между собой, смыкаются началом и концом, связаны между собой на поверхности и внутри человеческого тела. Если к этому прибавить, применительно к чжень и цзю, теоретическое представление об инь (пассивное начало) и ян (активное начало), существовавшее в древней китайской медицине (лучше сказать существующее со времени древней китайской медицины), то легко запутаться в понятиях о чжень-цзютерапии. Вот почему мы должны, основываясь на опыте древней медицины по чжень-цзю глубоко и систематически проводить обобщение опыта и научно-исследовательскую работу с помощью методов современной медицинской науки. Это позволит поднять теорию чжень-цзю терапии до уровня современной науки».

Следует полностью согласиться с последним положением Чжу Лянь о необходимости всестороннего научного изучения метода, но следует принять во внимание критику, которой подвергся в Китае ее взгляд на учение о «каналах тела», тем более, что осенью 1959 г. специальная группа шанхайских врачей была командирована для разъяснения этого положения. Следует также иметь в виду, что в западных странах при чжень-цзютерапии в основном тоже ориентируются на «цзин-сюэ» (каналы с точками). Наконец, нужно иметь в виду, что большинство точек, расположенных на ходу «каналов», замечательным образом, оказывается, имеют сегментарную или иную нервную связь с соответствующими корреспондирующими органами.

Наши медики, являясь в отношении чжень-цзютерапии учениками преимущественно Пекинской школы. Института чжень-цзютерапии в Пекине, возглавляемого Чжу Лянь, как в научной разработке вопроса, так и в практическом применении метода, до сих пор основывались преимущественно на «точки воздействия», оставляя без внимания «каналы тела». Это положение должно быть пересмотрено, и в сферу своего изучения мы должны включить учение о «ши-сы-цзин-сюэ». 




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".