Структурные знаки представляют собой дефекты стромы радужки. Как правило, они необратимы. И. Дек предложил выделить среди дефектов стромы радужки четыре группы: лакуны, крипты, ячейки и знаки потери вещества (дырочные таки).
Лакуны представляют собой углубления в строме радужки, образующиеся при расслоении и расхождении трабекул в виде веретена или лодочки. Это один из самых информативных и широко встречающихся знаков. В отечественной иридологии лакунами называются все углубления в строме радужки, хотя И. Дек истинно лакунарными знаками считает только овальные, поверхностно расположенные структурные образования.
Большая часть лакун — врожденные, они генетически обусловлены и формируется на радужке ребенка в возрасте от года до пяти лет. Врожденные лакуны указывают на функциональную недостаточность соответствующего органа, которая реализуется при превышении среднефизиологических нагрузок или появлении каких-либо провоцирующих моментов.
Приобретенные лакуны радужки возникают при различных деструктивных процессах — воспалительных, травматических, дегенеративных. Чаще всего они являются следовыми знаками, указывающими на необратимые изменения, произошедшие в органе, состояния, когда орган после перенесенного процесса не смог полноценно восстановиться.
Лакуны являются топостабильным знаком, то есть, появившись, они уже никогда не исчезают. Исключением являются свежие поверхностные лакуны при быстром регрессе заболевания и полном функциональном восстановлении органа.
По поводу приобретенных лакун среди иридологов существуют серьезные разногласия. Е.С. Вельховер отмечает, что любые лакуны есть не что иное, как врожденные дефекты в строме радужки, которые не способны появляться под воздействием приобретенной болезни и исчезать под влиянием лечения. Другими словами, он отрицает саму возможность образования и развития приобретенных лакун. Б. Дженсен и Р. Бурдиоли придерживаются прямо противоположной точки зрения. Ими были тщательно описаны иридологические стадии воспалительного процесса, сопровождающиеся формированием лакун. А Б. Дженсен представил патогенетическую «лестницу» лакун, отражающую характер патологического процесса.
Стадия острого воспаления характеризуется набуханием и расщеплением радиальных трабекул. Они становятся разволокненными, извитыми, приобретая сходство со смоченным войлоком. На светлых радужках они становятся белесоватыми, на темных — депигментированными, желтоватыми. Между ними появляются тонкие щелевидные расщелины. Если воспалительный процесс за короткий срок заканчивается выздоровлением, то все изменения на радужке регрессируют. Дальнейшее нарастание воспалительного процесса вызывает дальнейшее набухание и удлинение трабекул. Расщелины, увеличиваясь в размерах, формируют поверхностные лакуны. Их края резкие, многоугольные, углы острые, дно покрыто светлыми волокнами. Длительность этой стадии — от нескольких дней до двух недель.
Стадия подострого воспаления отражает либо стихание острого процесса, либо его переход в хроническую стадию. В это время набухание трабекул не уменьшается, но они начинают восстанавливать свой первоначальный цвет. Лакуны больше не углубляются или углубляются незначительно. На краях и дне лакуны появляется пигмент. Длительность этой стадии от двух недель до месяца.
Стадия хронического воспаления проявляется постепенным увеличением размеров лакуны, как в ширину, так и в глубину. Она теряет первоначально неправильную, многоугольную форму, становится более округлой. Постепенно исчезает набухание трабекул. Количество пигмента вокруг лакуны, на ее стенках и дне увеличивается, из-за чего она выглядит более темной на фоне окружающей стромы. Длительность этой стадии — от месяца и в дальнейшем неопределенно долго.
Практический опыт подтверждает возможность развития приобретенных лакун. В частности, процесс формирования лакуны в проекционной зоне сердцу на фоне тяжелого миокардита пришлось наблюдать на собственной радужке. Кроме того, удавалось отслеживать процесс появления новых лакун в динамике у пациентов после перенесенных заболеваний (миокардита, бронхита, гайморита, простатита, водянки яичка и др.) и образование посттравматических лакунарных знаков на совершенно чистом ранее участке радужки. А изменение структуры и цветотона стенок, дна и углов лакун действительно позволяет достоверно отслеживать стадию воспалительного процесса. Учитывая то, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека окончательное формирование иридологической картины завершается примерно к 5-12 годам, появление у взрослых пациентов новых лакунарных знаков никак нельзя было отнести к разряду генетических маркеров.
По мере выздоровления контрастность лакуны бледнеет, но сформированная лакуна остается уже навсегда. Это означает, что после завершения патологического процесса в тканях остались рубцовые изменения, которые обусловливают некоторое снижение функциональной активности пораженного органа.
Иногда бывает трудно отдифференцировать генетическую лакуну от приобретенной. В этом случае основное внимание уделяется оценке имеющихся рефлекторных и хроматических знаков, располагающихся непосредственно возле лакуны или на ее дне. Лакуна с округлыми, валикообразными краями и углами, глубоким решетчатым дном или листообразным переплетением трабекул, ничем не отличающаяся по окраске от окружающей стромы радужки, не имеющая никаких рефлекторных знаков или напыления пигмента, вероятно, является только свидетельством генетически определенной функциональной недостаточности, указанием «слабого места» в организме. Человек может пронести ее через всю жизнь в виде так называемого «спящего гена» и передать дальше по поколениям. Однако этот знак свидетельствует о необходимости щадящего отношения к данному органу, чтобы не допустить реализацию этого признака.
Традиционно лакуны оцениваются по нескольким параметрам: размер, глубина, форма, цвет и локализация.
Размер лакун в иридодиагностике не имеет существенного значения, так как прямой зависимости между размером лакуны и тяжестью патологического процесса не наблюдается. Иногда множественные крупные лакуны в проекционной зоне головного мозга могут быть лишь маркером семейной склонности к сосудистой патологии головного мозга, не имея никакого клинического подтверждения десятилетиями. А в то же время в проекции желчного пузыря может обнаруживаться очень маленькая лакуна, свидетельствующая о хроническом холецистите с выраженным болевым синдромом, совершенно измучившим больного.
Следует учитывать, что размер лакуны во многом определяется иридогенетическим типом радужной оболочки и реактивностью организма. При одинаковой выраженности патологического процесса у лиц с сильной конституцией лакуны имеют гораздо меньшие размеры, чем у пациентов со слабой конституцией.
При записи иридологической картины бывает важно указать величину обнаруженной лакуны. Для этого удобно выражать ее в отношении к размерам цилиарного пояса — 1/2, 1/3, 1/4 ЦП.
Глубина врожденных лакун соответствует степени функциональной недостаточности соответствующих органов, отражая уровень их резервных возможностей — чем глубже лакуна, тем меньшими резервными возможностями они обладают.
А глубина приобретенных лакун определяется выраженностью патологического процесса. И косвенно позволяет судить о давности процесса. Различают поверхностные и глубокие лакуны. Поверхностные лакуны могут быть образованы слегка раздвинутыми, лежащими рядом трабекулами и имеют вид «открывающегося анавеса» или «лодочки». Их дно располагается на уровне поверхности радужки. Чем больше выражен процесс, тем большую глубину имеет лакуна. По степени углубления дна лакуны можно косвенно судить о стадии заболевания. Особенно наглядно это отражено в патогенетической «лестнице» лакун. Такие лакуны более характерны для свежих, недавно развившихся функциональных изменений или «свежих» патологических процессов с незначительной степенью нарушения функциональной активности органа, проекционно связанного с этой зоной. Глубокие лакуны всегда свидетельствуют о более серьезных функциональных изменениях в соответствующих органах.
Форма лакун чрезвычайно разнообразна. Она в определенной степени зависит от стадии патологического процесса. В начале острой стадии лакуны могут быть самой разнообразной формы: овальные, ромбовидные, щелевидные, неправильной формы. У них часто наблюдаются линейные края и острые углы. По мере развития процесса лакуны углубляются, расширяются, у них формируются закругленные края и сглаженные углы.
По классификации И. Дека (1980 г.) различают ланцетовидные, листообразные, ромбовидные, спаржевидные, медузообразные, разъединенные, открытые, закрытые и множественные лакуны. Он считает, что некоторые из них являются органоспецифичными. Так, например, листообразная лакуна носит название сердечной лакуны, так как проявляется в проекционной зоне сердца при сердечной недостаточности, спаржеобразная лакуна характерна для нарушения деятельности предстательной железы, а медузообразная лакуна чаще всего располагается в проекционной зоне легких, сопровождая бронхиты с астматическим компонентом или астму.
На темноокрашенных радужках эквивалентом лакуны может быть глубоко вдавленная складка стромы, «трещина». Подобные знаки встречаются в проекционных зонах желчного пузыря, яичников, почек, предстательной железы. Если она заканчивается не резко, а ее окраска светлее окружающей стромы — это свидетельствует о незавершенном процессе. Резкий обрыв и более темная окраска указывают на завершение процесса и рубцевание.
Утверждение Б. Дженсена том, что открытые лакуны, напоминающие пламя костра, могут указать на наличие оттока секрета в патологическом очаге, а закрытые, окруженные белой капсулой с белыми перемычками, — на отсутствие оттока, не подтвердилось на практике. Открытые лакуны чаще всего обнаруживаются в проекционных зонах легких и почек, а в проекционных зонах желчного пузыря и щитовидной железы практически никогда не встречаются.
Цвет лакун имеет очень важное диагностическое значение. Чем более контрастно выделяется лакуна на фоне окружающей стромы, тем больше выражен патологический процесс. На светлых радужках при остром воспалительном процессе окраска лакун — контрастно выделяющаяся. Чаще всего она выглядит очень темной, но на высоте воспалительного процесса ее края и дно могут быть высветлены. При хроническом процессе — более темная, чем окружающая строма, но без резкого контраста. На темных радужках острый процесс зачастую сопровождается депигментацией и желтоватым оттенком лакуны, а по мере хронизации внутри и по краям лакуны появляется пигмент. Появление в центре лакуны точечного просветления или потемнения говорит о тяжести поражения или наличии неопластического процесса.
Локализация лакун чрезвычайно важна — она указывает па локализацию патологического процесса. Подавляющая часть лакун располагается в цилиарном поясе ближе к автономному кольцу. Расположение лакуны в проекционной зоне того или иного органа указывает на поражение органа, топографически связанного с этой зоной. Считается, что лакуны, расположенные вблизи автономного кольца, как правило, свидетельствуют о патологии центральной нервной системы и поражении паренхиматозных органов, а периферически расположенные лакуны указывают на поражение кожи, периферических сосудов и лимфатической системы. При расположении крипты и лакуны непосредственно на линии автономного кольца данный иридознак может указывать как на патологию позвоночника, так и внутреннего органа, располагающегося в прилежащей проекционной зоне.
Крипты выделяются И. Деком как самостоятельный структурный ромбовидный знак с резко очерченными краями и острыми углами и проникновением дефекта до пигментного слоя радужки. Как правило, крипты имеют небольшие размеры. Они относятся к топостабильным знакам и не исчезают после завершения процесса. Располагаются как на линии автономного кольца, так и в зрачковой или цилиарной зонах и характеризуют функциональную недостаточность органа на фоне органических изменений ткани в сочетании с клиническими проявлениями.
Появление множественных крипт на фоне заболевания говорит о прогрессирующей иммунопатии. Обнаружение крипт в зоне поджелудочной железы может свидетельствовать о наличии кист, и проекционной зоне желчного пузыря — на предрасположенность к развитию холецистита. Довольно часто крипты обнаруживаются в проекционных зонах предстательной железы, и прямой кишки. По мнению Е. С. Вельховера, крипты указывают на органную недостаточность в области межпозвоночных дисков.
Ячейки (соты) представляют собой множественные структурные образования в поверхностных слоях радужки, представляющие собой трабекулярные переплетения, имеющие вид пчелиных сот. Указывают на слабость органа, связанную с нарушением кровообращения и снижение в органе метаболических процессов. В проекционной зоне легких они могут свидетельствовать о развитии пневмофиброза, в зоне поджелудочной железы — на ее функциональную недостаточность.
Дырочные знаки (знаки дефекта вещества) — это микрознаки, которые могут иметь вид штриха, точки или ромбовидной микролакуны черного цвета, так как проникают в строму радужки до базальной
мембраны. Описываются как признак канцеролатентности, то есть генетически обусловленной предрасположенности к онкологическим заболеваниям. Иногда встречаются при грубых деструктивных процессах