Пользовательский поиск

Вклад лаборатории К. Быкова в изучение условных и безусловных рефлексов

С конца девятнадцатого столетия потребность в обновлении старых традиционных понятий о психических явлениях ощущалась все более и более настойчиво, в связи с чем в разных странах Европы и Америки появлялись исследова­ния выдающихся представителей физиологии, зоологии и психологии, трактующие сложные реакции животных на основе материалистических представлений. Необходимость нового метода изучения психической деятельности животных и человека становится настолько сильной, что наиболее объективные исследователи уже не могли удовлетвориться методами экспериментальной психологии для познания слож­ных реакций животного организма. Гениальный взмах мысли отца русской физиологии И.М. Сеченова еще в 1863г. позволил ему сделать попытку пред­ставить наш субъективный мир чисто физиологически, но только великому физиологу нашего времени И.П. Павлову удалось обогатить науку новым методом изучения так называемой «психической деятельности», оставаясь при си­стематизации и обработке экспериментального материала в области понятий и терминов физиологии нервной системы. И.П. Павлов установил общебиологический принцип вре­менных связей, конкретно выраженный как принцип образо­вания условного рефлекса.


Изучение нового класса явлений — образования и дина­мики условных рефлексов, осуществляемых через кору моз­га, — получило чрезвычайно широкое развитие как в России, так и в Западной Европе, Америке. Новый объективный метод изучения сложнейших реакций животного организма позволил подойти к постановке и решению ряда недоступных дотоле физиологических задач.

Начало работе К. Быкова было положено в лаборатории его учителя И.П. Павлова исследованием деятельности почек. Все добытое павловскими лабораториями по физиологии коры головного мозга преимущественно и специально обнаружено в эффекторном аппарате — слюнной железе. Apriori можно было предполагать принципиальное тожде­ство в образовании временных связей как на слюноотделительную деятельность, так и на деятельность другого какого-либо органа. Однако одного логического соображения недостаточно для изучения физиологических функций, и для проверки данной гипотезы потребовалась большая эксперимен­тальная работа. В первом совместном труде Быкова с Алексеевым-Беркманом обнаружилось, что агенты внешней среды (звуки, свет, запахи) могут оказывать влия­ние на скрытый в глубине тела орган. Они смогли установить и природу этой зависимости — это образование временных связей, или, что то же, выработка нового условного рефле­кса на деятельность почек. Этот основной факт был отправ­ным пунктом для дальнейшего изучения зависимости работы внутренних органов от бесчисленного множества агентов, исходящих из внешнего мира, ранее не имевших ничего общего с данным органом, но при помощи образования временной связи превращающихся в раздражители этого органа.

Эксперименты с почкой открыли широкие возможности опытного исследования различных функциональных отправ­лений. Желание развить учение о работе коры головного мозга неизбежно поставило перед учеными два вопроса:

  1. ка­кое отношение имеет кора мозга к координации и регуляции сложных процессов, происходящих при специальных физио­логических отправлениях внутренних органов;
  2. какое зна­чение имеют для коры мозга импульсы, зарождающиеся во внутренних органах, применим ли принцип временных связей для анализа взаимоотношений рецепторного поля внут­реннего органа с корой головного мозга. Иначе говоря, какое место занимает сложнейший внутренний мир животного в его физиологических актах поведения.

С первых же шагов исследования перед учеными возникла идея приблизиться к пониманию того, каким образом смыкаются так называемые растительные процессы с миром сознания.

Разработку такой широкой проблемы, открывающей новые горизонты движения вперед не только физиологической науки, но и теории и практики биологии, медицины, педаго­гики, немыслимо осуществить одному человеку. Необходим был творческий коллектив работников, который способен был бы целеустремленно идти по единому пути.

Постепенно сформировалась группа, в которую вошли и молодые научные силы. Благодаря щедрой поддержке госу­дарства они смогли преодолеть те трудности, которые стояли на пути науки, и успешно идти вперед к выполнению взятой на себя работы.

Успехи в собирании материала и построении теорети­ческих воззрений Быков разделил с ближайшими и дол­голетними сотрудниками Э.Ш. Айрапетянц, Г.Е. Владимировым, В.Е. Деловым, Г.П. Конради, Р.П. Ольнянской, А.В. Риккль, А.А. Роговым, А.Д. Слонимом, В.Н. Черниговским, особенно много потрудившимся для общего дела.

Бурное время великих исторических событий не спо­собствовало спокойному течению творческого процесса. Но идеи, посеянные на родной почве великими физиологами Сеченовым, Павловым и Введенским, нашли свое развитие в работах многочисленных ученых.

На здоровье! ©




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".