Пользовательский поиск

Анатомия человека

Анатомия человека (от др.-греч. ἀνατομία – рассечение, ἀνά – сверху, τέμνειν – разрезание) – наука о морфологии человеческого тела. В анатомии есть два раздела: макроскопическая анатомия и микроскопическая анатомия. Предметом изучения макроскопической анатомии (также ее называют топографической анатомией, антропотомией) являются анатомические структуры человека, доступные невооруженному глазу. Микроскопическая анатомия изучает мельчайшие анатомические структуры при помощи микроскопа. Сюда относят гистологию (учение о строении тканей организма) и цитологию (учение о клетке). Анатомия, физиология человека (наука о функциях организма) и биохимия (наука о химическом составе живых организмов) являются основными медицинскими разделам, которые во взаимосвязи преподают студентам, изучающим медицину.

Продолжение ниже

Исследования крови: пытливые и инквизиторы

Леонардо да Винчи игнорировал учение Галена, а Парацельс сжег его работы, но, как ни парадоксально, окончательно развенчал галеновскую анатомию приверженец этого знаменитого врача древности. Леонардо да Винчи игнорировал учение Галена, а Парацельс сжег его работы, но, как ...

Читать дальше...

всё на эту тему


В некоторых аспектах анатомия человека имеет тесную связь с эмбриологией, сравнительной анатомией и сравнительной эмбриологией, основа которой лежит в эволюции. Например, в теле человека сохранилось большинство сегментов, которые присутствуют у всех позвоночных так, что основные составляющие у них схожи. Это особенно очевидно на примере позвоночного столба и грудного отдела, что также можно проследить еще на эмбриональном уровне.

Тело человека состоит из биологических систем, которые в свою очередь состоят из органов, органы – из тканей, а ткани – из клеток. Также сюда относят и соединительную ткань.

История анатомии составлялась в течение длительного времени путем постоянного совершенствования знаний о функциях органов и строении тела. Методы изучения также значительно усовершенствовались, начиная с изучения животных путем вскрытия свежего и сохранившегося анатомического материала (трупа человека), а также с использованием сложных технологий, появившихся в 20 веке.

Изучение анатомии человека

В основном макроскопическую и микроскопическую анатомию изучают терапевты, дантисты, физиотерапевты, медсестры, сотрудники скорой помощи, рентгенологи, а также студенты, изучающие определенные биологические науки. При этом на лекциях и практических занятиях они используют учебные фантомы, скелеты, учебники, диаграммы, фотографии. Микроскопическую анатомию (или гистологию) изучают на практике путем исследования гистологических препаратов (или слайдов) под микроскопом. Более того, студенты-медики и студенты-дантисты, как правило, изучают анатомию на практике при помощи рассечения и исследования анатомического материала (трупа человека). Основательные знания анатомии требуют от всех врачей, особенно хирургов, и врачей некоторых диагностических специальностей, таких как гистопатология и рентгенология.

Основные медицинские дисциплины, как анатомия человека, физиология и биохимия, студенты обычно изучают на первом курсе медицинских учебных заведений. Анатомию человека могут преподавать как на уровне отделов, так и на уровне систем, то есть, студенты изучают такие отделы тела, как голова, грудной отдел, или определенные системы, как нервная или дыхательная системы. Основной учебник по анатомии, Анатомия Грея, адаптировали в соответствии с современным преподаванием, таким образом, при изучении анатомии перешли с формата системы на формат отделов.

Анатомия в изобразительном искусстве

Макроскопическая анатомия стала ведущим звеном в изобразительном искусстве. Основные принципы функционирования мышц и костей и изменения при движении являются ключом в черчении, рисовании или мультипликации фигуры человека. Такие книги как «Анатомия человека для художников: Основы форм» написаны для того, чтобы правильно изображать тело человека, с точки зрения анатомии. Леонардо да Винчи стремился улучшить свое искусство посредством глубокого понимания анатомии человека. В процессе работы он усовершенствовал свои знания по анатомии человека, а также его изображение в искусстве.

Подходы к изучению анатомии человека

Группы отделов

  • Голова и шея – сюда относят все, что находится над верхней апертурой грудной клетки.
  • Верхние конечностируки, запястья, предплечье, локоть, рука и плечо.
  • Грудная клетка – отдел грудной клетки от верхней апертуры до диафрагмы грудной клетки.
  • Отдел от брюшной полости до верхнего края входа в таз, или до верхней апертуры таза.
  • Спинной отдел – позвоночный столб и его составляющие, позвоночник, крестец, копчик и межпозвоночные диски.
  • Таз и промежность – к тазовому отделу относят все составляющие от тазового входа до тазовой диафрагмы. Промежностью называют область между половыми органами и анусом.
  • Нижние конечности – сюда относят все, что находится ниже паховой связки, включая верхнюю часть бедра, бедро, колено, ногу, лодыжку и ступню.

Внутренние органы (по отделам)

Голова и шея

Грудной отдел

Брюшная полость и таз (оба пола)

Мужской таз

Женский таз

Основные системы органов

  • Система кровообращения: циркуляция крови к органам и легким, в процессе которой участвуют сердце, кровь и кровеносные сосуды.
  • Пищеварительная система: переваривание и переработка пищи с участием слюнных желез, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, кишечника, прямой кишки и ануса.
  • Эндоканнабиноидная система: нейромодуляторные липиды и рецепторы, отвечающие за различные физиологические процессы, такие как аппетит, ощущение боли, настроение, усвоение двигательного навыка, синаптическая пластичность и память.
  • Эндокринная система: регулирует деятельность органов при участии гормонов, вырабатываемых эндокринными железами, как гипоталамус, гипофиз или питуитарная железа, эпифиз или пинеальная железа, щитовидная железа, паращитовидная железа, надпочечники или надпочечные железы.
  • Система покровов тела: кожа, волосы, ногти.
  • Иммунная система: система, которая борется с болезнями. Состоит из лейкоцитов, миндалин, аденоидов, тимуса и селезенки.
  • Лимфатическая система: часть сосудистой системы, обеспечивает циркуляцию лимфы между тканями. Лимфа походит через лимфатические узлы и лимфатические сосуды.
  • Опорно-двигательная система: мышцы обеспечивают движение, а скелет вместе с костями, хрящами, связками и сухожилиями обеспечивают опору и защиту организма.
  • Нервная система: сбор, передача и обработка информации при участии мозга, спинного мозга и нервов.
  • Репродуктивная система состоит из половых органов. У женщин: яичники, фаллопиевы трубы, матка, влагалище, молочные железы. У мужчин: яички, семявыводящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа и пенис.
  • Дыхательная система: органы, участвующие в процессе дыхания, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие и диафрагма.
  • Мочевыделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь и уретра обеспечивают водный баланс, водно-солевой баланс и выведение мочи.
  • Вестибулярный аппарат: отвечает за равновесие организма и чувство ориентации в пространстве.

Пластическая анатомия

Пластическая анатомия – важный раздел анатомии человека. Эта наука об анатомических ориентирах, которые можно без труда определить по внешней форме или по другим основным точкам на поверхности тела. Зная пластическую анатомию, врачи могут установить положение и анатомию более глубоких структур.

Общие названия известных частей тела человека, сверху вниз:




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".