Каждый из нас является личностью, «мы его не любим, но он тоже личность». Так уж устроен этот мир. Другого мира для нашего физического проявления всё равно нет. Любая личность вмещает в себя три субличности, из коих она, собственно, и состоит. Их обозначают как родитель, дитя (ребёнок) и взрослый. Эрик Берн наилучшим образом разработал и описал эту концепцию, однако есть необходимость кое-что уточнить и дополнить.
Продолжение ниже ⇓
Начнём с дитя, с маленького ребёнка.
Ребёнок
Что делает дитя? Оно учится всему, что видит, слышит и чувствует. Познаёт окружающий мир и окружающих людей, больших и маленьких. Учится добывать знания, строить отношения, овладевать практическими навыками, копировать поведение и эмоционирование, учится, одним словом, всему и у всех. Ребёнок ещё умеет радоваться жизни, себе, родителям и близким родственникам, тем, кого часто видит, и тем, кто к нему хорошо относится, друзьям и игрушкам. Основные его чувства – радость бытия, любознательность, способность удивляться, желание открыть и изобрести, свобода творчества и самовыражения. Он обладает огромной жаждой деятельности и неисчерпаемым запасом энергии, потому что он не связан долгами, обязанностями и строгими рамками ограничений и запретов.
Он открыт, искренен, даже когда обижен, легко прощает обиды, всегда готов к общению, непосредственен, не умеет держать камень за пазухой и «делать мстю». Негативные реакции выражает без задержки и оглядки на мнение окружающего населения, и в них всегда есть слёзы. Они помогают ребёнку переживать негативные стрессы и смывать обиды.
Негативные переживания выражаются двумя основными формами поведения, обладающими одинаково сильными последствиями для психики ребёнка. Форма выражения негативного переживания зависит исключительно от конституции ребёнка и элемента, в коем она имеет место быть. Отсюда вытекает важность знания, с кем же родители обитают под одной крышей. Практика показывает, что обладание сими знаниями оставляет желать много лучшего, впрочем, родители и о себе-то мало что знают, чего ж от них про детей знать требовать.
- Первый вариант проявления негативного выброса – пассивный.
- Второй вариант проявления негативного выброса – активный.
В первом случае действие проявляется в виде «ухода в угол». Вообще-то, дети частенько ищут тёмный угол. Обычно в этом уголке они плачут или прячутся от обижающих их людей. Родители им имя. Они там прячутся от «свалившихся» несчастий и трудностей. Вероятно, там уютно, спокойно и безопасно. Это, возможно, является памятью о пребывании в утробе матери.
Во втором случае начинается беспредел, выражающийся в топанье ногами, падении на пол, расшвыривании и разбрасывании всего, что под руку подвернётся, криках, воплях и нешуточных угрозах: «Я вас не люблю, я от вас уйду, я вас всех убью, когда вырасту» и прочих фольклорных прелестях. И это отнюдь не пустые угрозы, как кому-то может показаться. Если подобная реакция рассматривается как бесконтрольная истерика, подобное отношение иначе как безответственным не назовёшь.
Зачем ребёнку нужны эдакие кульбиты в выражении своего негатива? Это проверка. Проверка на любовь. В первом случае ребёнок ждёт, когда за ним придут в этот тёмный и страшный угол. Придут, чтобы утешить, приласкать и не оставить одного и несчастного один на один со своим горем.
Во втором случае ребёнок ждёт, что его поднимут, успокоят и, опять же, приласкают, а не переступят и пойдут дальше или, не менее худший вариант, вовсе оставят без внимания. Орёшь, ну ори себе дальше, надоест – перестанешь. И удивления достойно, как часто родители подобные проверки проваливают с треском. Вот оно и выплывает в который раз: чего сам не имеешь, никому и не предложишь, потому как нечего предлагать. Что делают родители? Правильно, идут по облегчённому варианту, подтверждая «нелюбовь» к своему дитя и со временем закрепляя возникшие базисные убеждения. Но ведь при этом оправдывают свои действия направо и налево «правильным воспитанием», «подготовкой» к предстоящей трудной и суровой жизни, «благом», полученным сейчас, чтобы «не было мучительно больно», и Бог знает, чем ещё. Что ж потом жаловаться на невоспитанность и чёрствость собственного потомства? Что закладывали, то и получили, только это. Примерно так и начинается формирование доминирования негативного «кувшина эмоций», и к двадцати одному году оный уже цветёт махровым цветом.
Ребёнок умеет играть. Отдаётся игре весь без остатка. В игре учится всему, в том числе и жизни. Балуется, безобразничает, сопротивляется воспитанию и подавлению или, наоборот, всячески старается вести себя хорошо и соответствовать предлагаемым требованиям: родителей, учителей, тренеров, опекунов и прочих авторитетов. Всё это делается с целью услышать поощрение, поддержку и похвалу в подтверждение своей значимости и любимости. Помните Стича? «Я симпатишный». Дети обманывают, но всегда попадаются на лжи, не умея делать этого профессионально, как это делают взрослые дяди и тёти сплошь и рядом. Да и обманом-то это по большому счёту назвать нельзя, это всего лишь грёзы и мечты о желаемом, но пока недостижимом.
Дети крадут, но никогда с целью наживы или обогащения: обидно, когда у кого-то есть, а у тебя нет. Они не умеют оценивать последствия своих действий, не умеют рассчитать свои силы и возможности, не умеют управлять своими чувствами и поведением, не умеют просчитывать своё будущее и переживать по поводу неделю назад съеденных конфет. Ребёнок живёт здесь и сейчас по факту своего существования. Позитивный «кувшин» обеспечивает им такую возможность. Завтра для ребёнка не существует, вчера ушло и никогда не вернётся, что совсем не является показателем забывчивости у ребёнка. Как раз наоборот: очень хорошо и качественно помнят о прошлых днях, просто не переживают по поводу прожитой жизни. Его эмоции и чувства не мешают ему жить и двигаться дальше, и эта способность с «помощью» родителей с возрастом утрачивается, слава Богу, не навсегда.
Дети живут тем, что у них есть прямо сейчас. Радостью и восторгом, горем и обидой, удивлением и увлечённостью и так далее – чувствами, одним словом. А помимо всего - играми и учёбой. Вот и все их немудрящие дела. Никаких зацепок, никаких якорей, никаких глубоко продуманных и далеко идущих планов, никакого «в будущем» и никакого «в прошлом», только здесь и сейчас.
По выражению одного неизвестного автора, «ребёнок – это радость бытия, данная нам во временное пользование». Умеем ли мы пользоваться тем, что нам дано? Принимаем ли мы эту радость в сердце своём? Всего-то два вопроса на засыпку. Постарайтесь ответить на них, во-первых, не торопясь, во-вторых, не обманывая себя. Получится? Получилось?
Подведем итоги: основные «функции» ребёнка – играть, учиться и чувствовать. И всё. Остальное не предусмотрено «штатным расписанием» или придумывается от фонаря. Является логическим продолжением и не более того.
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.