Пользовательский поиск

Представления ученых о чжень-цзютерапии

Учение традиционной китайской медицины о «каналах тела» с расположенными на них «точками воздействия» построено на многовековом, углубленно проанализированном, бесконечное число раз проверенном народном опыте. В настоящее время многие стороны этого учения находят определенное научное обоснование. Однако еще многое остается неясным, спорным и, возможно, в дальнейшем окажется ошибочным.


Что в настоящее время известно о механизме чжень-цзютерапии и какими реакциями организма этот метод лечения сопровождается?

На заре китайской медицины, отстоящей на тысячелетия от нашего времени, предполагалось, что проколы тела в определенных точках («норах духа», по индусской терминологии) открывают отверстия, через которые болезни выходят из больного, прижигание же убивает их огнем.

С перенесением метода китайской медицины в Европу, последователями Геннемана было высказано мнение, что в основе чжень-цзютерапии лежит гомеопатический пришил лечения подобного подобным, большой боли малой болью. Это мнение, казалось, нашло себе подтверждение при сопоставлении и идентификации гомеопатических точек для введения лекарств, описанных Вайе с китайскими точками, и в учении Рожер де ля Фюи о так называемых гомеосиниатрических точках, т. е. китайских точках, эффект действия с которых усиливается введением в них соответствующих гомеопатических лекарственных средств. Нельзя оспаривать, что принцип лечения подобного подобным, примененным в минимальных количествах, может быть направляющим в построении лечения. Но, вместе с тем, совершенно ясно, что никакого физиологического механизма лечебного воздействия сам по себе он не скрывает. К тому же, следует иметь в виду, что китайская медицина в проведении лечения обычно исходит из принципа лечения «от противного» (жара — холодом, «холодными средствами»; холода — жаром, «горячими средствами»), что она при чжень-цзютерапии стремится к возможной безболезненности проведения лечебных процедур, да и лечение этим методом отнюдь не ограничивается только борьбой с болью.

Отошли в область предания такие теории, как «теория циркуляции жизненной энергии» (Вюст), теория «животного магнетизма» (Шикк, Риман, Лиговский и др.), «психо-соматическая теория» (Г. Мюллер) и ряд других.

К выяснению механизма чжень-цзютерапии пытались подойти с разных сторон. Рожер де ля Фюи, Хорштедиус, Кваглия Сента и др. изучили становление кожно-висцеральных связей в процессе эмбриогенеза и положили это в основу понимания механизма чжень-цзютерапии как лечебного воздействия с покровов тела на внутренние органы. Марион подчеркнул при этом преобладающее значение нервной системы. Меккензи уточнил это в направлении роли висцеросенсорных рефлексов, а Вальтер Ланг — симпатических связей. Однако все эти мнения, основанные на реальных наблюдениях, лишь подтверждают сам факт наличия взаимосвязей покровов тела и внутренних органов, подчеркивают значение при этом нервной системы и в ряде случаев уточняют путь импульсов с периферии внутрь. Между тем, эти теории не вскрывают еще интимного механизма чжень-цзютерапии.

Исходя из наличия определенного электрокосмоса, в условиях которого существует все живое, а также из огромного значения биоэлектрических явлений, которые протекают в самом организме, было высказано немало гипотез, так или иначе связывающих механизм чжень-цзютерапии с электрическими процессами в теле. Еще П. Чаруковский в 1828 г. писал:

«Клоке в Париже, пользуя одного больного иглоукалыванием, заметил притом легкое гальваническое действие на свои персты, которое он усилил, погрузив иглу в соленую воду... Клоке и Пеллентан, а затем Баклер изучили это явление и нашли, что если игла будет сообщена с полою или влажною частью тела, то от окисления металла произойдет электрическая струя, открываемая гальванометром...»

В более позднее время этот вопрос продолжал привлекать внимание. Симкине, опираясь на электрофизиологические исследования Чижевского (1919 г.), выдвинул биоэлектрическую теорию иглоукалывания. Абрамс, указывая на возможность возникновения и накопления в теле под влиянием иглоукалывания электрического напряжения, полагал, что электрические токи при этом тогда окажут лечебное действие, когда длина волны и частота колебания их совпадет с уровнем лабильности больных тканей. Стали говорить о возможном влиянии раздражения нервной сети кожи на электроионный обмен между окружающей средой и кожей, с одной стороны, и кожей и кровью — этим конденсатором и трансформатором электрической энергии в теле, с другой стороны. Ж. Кальмар из Гренобля в статье «Энергетические основы акупунктуры» (1955 г.) развивает учение о поглощении живым организмом космического излучения, кванты которого, соединяясь с внутренней энергией обмена живого тела, определяют его энергетическую базу; акупунктура, по мнению автора, регулирует оба процесса и тем меняет энергетические возможности организма. Было высказано также мнение о действии чжень-цзю по типу «малого атомного взрыва», происходящего вследствие стимуляции вводимой иглой распада тканевых молекул и даже атомов с последующей микроцепной реакцией.

На определенных конкретных наблюдениях строится так называемая капиллярная теория чжень-цзютерапии. Согласно этой теории, воздействие иглоукалыванием и прижиганием ведет к рефлекторному изменению капиллярного кровотока и если он был нарушен, то к его нормализации. Это влечет за собой улучшение обмена, в частности газообмена, между кровью и тканями и способствует устранению болевых и других патологических явлений. При этом, например, Джентиле утверждает, что описанные изменения со стороны капилляров происходят преимущественно тогда, когда воздействие производится в определенные точки кожи, видимо наиболее богатые нервно-сосудистыми элементами. Оценивая изложенный взгляд и даже признавая достоверность фактов, положенных в его основу, все же трудно допустить, чтобы механизм чжень-цзютерапии ограничивался лишь воздействием на капилляры и чтобы нервная система, прежде всего чувствующая и отзывающаяся на это воздействие, не выявляла других реакций.

Большое значение среди существующих теорий чжень-цзютерапии имеют «тканевые теории». Известно, что когда клетка гибнет, она выделяет вещества, стимулирующие биологические процессы (некрогормоны, травматоцины, биогенные стимуляторы). В 1938 г. Петрагнини, занимавшийся тканевой терапией препаратами плаценты, писал о сходстве этого метода с иглотерапией. По его мнению, продукты распада клеток, образующиеся по ходу канала иглы, и выделяющиеся «клеточные активаторы» оказывают на организм, особенно на пораженные органы, общее стимулирующее действие. Эту точку зрения горячо поддерживает П. Орландини, добавляя к ней в качестве второго механизма признание воздействия на вегетативную нервную систему и возникающих, вследствие этого, рефлекторных влияний на внутренние органы.

Близкой к этому взгляду является «гистаминная теория» (Феррайрол, Мартини и др.). Гаддум писал о том, что можно сомневаться, что присутствие гистидина в тканях является проявлением нормального состоянья здорового человека. Скорее он появляется как реакция на возбуждение. Гистидин и образующийся из него гистамин оказывают влияние на капиллярный кровоток в тканях, на проницаемость сосудистых стенок и клеточных оболочек, а отсюда на обмен веществ, электрический потенциал, способность организма сопротивляться болезни. При иглоукалывании, благодаря стимуляции нервных элементов кожи, а рефлекторно через соответствующие симпатические узлы метамерно связанных с ними органов достигается реакция «выравнивания» содержания гистидина (и гистамина) в тканях, соответственно потребностям организма.

А. Люмьер, высказавший «флокулляционную теорию», обратил внимание на происходящее обычно при заболеваниях изменение дисперсности белковых фракций крови и способность раздражением нервных рецепторов кожи влиять на это в нормализующем направлении. А. Лепринц, говоря, что возбуждение нервных окончаний кожи иглоукалыванием или прижиганием, влияя на вагосимпатическую систему, вовлекает, через интермедиарный путь центров, вазомоторные аппараты определенных территорий, расположенных на расстоянии, основное значение придает изменениям коллоидно-осмотического давления с его влиянием на обмен.

Гиллет, опираясь на учение Селье о «реакциях адаптации» и роли при этом гипофизарно-надпочечниковой системы, рассматривает механизм чжень-цзютерапии как в основном адаптационный, в котором решающее значение имеет влияние чжень-цзю на гипофизарно-надпочечниковый аппарат и через него на ретикуло-эндотелиальную систему организма, что ведет к повышению его защитных возможностей.

Рожер де ля Фюи в «Трактате об акупунктуре» (1956 г., на французском языке), рассматривая вопрос о механизме акупунктуры, выделяет две стороны проблемы: во-первых, вопрос об органно-нейро-кожных взаимоотношениях и, во-вторых, вопрос об обратных кожно-нейро-органных влияниях.

Фюи полагает, что органно-нейро-кожные взаимоотношения прекрасно объясняются в аспекте эмбриогенеза. Кожа и нервная система имеют общее эктодермальное происхождение. Что же касается внутренних органов, развивающихся из мезо- и энтодермы, то их связь с нервной системой, а через нее и с кожей, обеспечивается врастанием элементов нервной системы в развивающиеся органы. При этом, иннервация и взаимосвязь с органами складываются в основном по метамерному (сегментарному) типу. Однако следует иметь в виду, что по мере развития плода отдельные части тела претерпевают значительные смещения. Это, конечно, не прерывает сложившихся связей, но нередко в значительной степени «зашифровывает» их. Необходимо понять, что по мере роста и развития плода эти связи из «точек соприкосновения» вытягиваются в «линии взаимосвязи», обеспечиваемые как внутриорганными и межорганными взаимоотношениями, так и развитием кровеносных и лимфатических сосудов с их нервными сплетениями, путь которых нередко очень продолжителен и выходит далеко за пределы метамерного (сегментарного) строения и сегментарной иннервации. Эти пути (линии) взаимосвязи внутренних органов через нервную и сосудисто-нервную систему с покровами тела, хотя и чисто эмпирически (клинически), но с удивительной тонкостью били подмечены китайскими медиками и послужили им основанием учения «ши-сы-цзин-сюэ».

Фюи полагает, что нервный импульс, идущий от внутренних органов, имеющий характер тока действия, изменяя функциональное состояние и коллоидную структуру нервного волокна, отражается на периферии не только непосредственно, сам по себе, но и в силу влияния на электрический потенциал сосудистой стенки и через нее на диэлектрическую постоянную крови и лимфы. В итоге получается как бы поток электрической энергии, существенно сказывающийся на физиологическом состоянии и характеристике покровов тела соответствующей области. Это, по мнению Фюи, и следует понимать пол той «жизненной энергией» (чи), о которой говорят китайцы и влиянию на которую они приписывают основное действие чжень-цзю. Фюи, наконец, полагает, что наличие в организме двух отделов вегетативной нервной системы (симиатического и парасимиатического), порождающих и проводящих противоречивые импульсы, оправдывается и учение о двух формах этой «энергии» — «ян» и «инь». Автор считает, что эти силы обнаруживаются, в частности, в положительных и отрицательных зарядах кожи, обусловленных выше охарактеризованным «циркуляторным потенциалом». При этом он добавляет, что движение электрических ионов в коже идет преимущественно от эпидермиса внутрь, т е. от отрицательно заряженной поверхности к положительным заряженным боле глубоким слоям.

Касаясь второго вопроса рассматриваемой проблемы — вопроса о кожно-нейро-органных влияниях — и обсуждая его примечательно к механизму акупунктуры, Фюи говорит, что игла, введенная в кожу, поражает большое число капилляров. Это вызывает раздражение и порождает «реакцию адаптации» (стресс-реакцию) организма. Образующиеся при этом продукты распада разрушенных клеток ткани поддерживают и удлиняют раздражение. Уже это внешнее воздействие, сопровождающееся определенной степенью болезненности, объясняет анилгизирующее действие акупунктуры, ибо когда какие-нибудь два ощущения возникают одновременно — более сильное (укол иглой) поглощает более слабое (рефлекторная кожная гипералгизия). Глубокое же влияние иглоукалывания на функциональное состояние больных органов (именно они чувствительны к этим воздействиям) определяется тем электрическим импульсом, который идет с периферии по определенным путям к соответствующим органам и, по закону действия слабого раздражителя, «освобождает», нормализирует определенный сегмент нервной системы и связанные с ним внутренние органы. Наконец, образующиеся при иглоукалывании продукты распада клеток и гистаминоподобные вещества своим воспалительным (раздражающим) действием стимулируют эндокринную систему и ретикулоэндотелий, что повышает защитные возможности организма и улучшает его адаптацию к внешним и внутренним влияниям.

Таковы основные взгляды, высказанные в отношении механизма рассматриваемого метода лечения. Из изложенного видно, что вопрос этот еще далеко не разрешен и потому нуждается в дальнейшей кропотливой разработке. 




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".