Пользовательский поиск

Взгляд инженера на научную психологию.

Я вовсе не именитый психолог. Люди называют меня просто Гари, а не «доктор такой-то». И если вы мыслите традиционно, этот факт может вас разочаровать. В конце концов, что мож­но сказать об инженере, который вторгается в сферу научной психологии? Считается, что физика и психология имеют мало общего между собой.

Но сорок лет назад я осознал, что качество жизни челове­ка напрямую зависит от его эмоций. Эмоциональное здоро­вье — это фундамент, на котором формируется уверенность в себе. А уверенность в себе — это трамплин для всякого дости­жения в жизни. Безусловно, эта идея не нова. Никто не может поспорить с тем, что в любом книжном магазине стеллажи, где выставлены книги из серии «Помоги себе сам», буквально прогибаются под тяжестью различных изданий. Многим лю­дям высказанные в них мысли кажутся занимательными. Они почитывают книги и время от времени посещают семинары. Но я отношусь к этому серьезно, очень серьезно. Моя система взглядов формировалась на протяжении всей жизни. Мне хо­телось превратить это в радостный опыт для себя и других. На поиск инструментов, которые могли бы оказаться полезными людям в решении их проблем, у меня ушло сорок лет.

Продолжение ниже

Психолог

Психолог - профессиональное или академическое название, которое используют для следующих сотрудников в области психологии: психологи в ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Я прочитал сотни книг и потратил тысячи долларов на се­минары и аудиозаписи. С упорством и энтузиазмом газетного репортера, охотящегося за сенсацией, я неустанно разыскивал и штудировал различные источники. Мне приходилось общать­ся с психиатрами, психологами и психотерапевтами, ведущими исследования во всевозможных сферах. Я искал то, что будет работать. ТЭС — это самый волнующий, наиболее результатив­ный и эффективный инструмент личного самосовершенство­вания, с которым мне когда-либо приходилось иметь дело. Ее название полностью соответствует ее сути: она действительно освобождает от негативных эмоций.

Забегая немного вперед, я хочу коснуться некоторых чрез­вычайно важных моментов своего поиска, поскольку они обес­печивают более простое проникновение в суть этого порази­тельного открытия.

Прежде всего, вы должны знать, что я ни разу формально не воспользовался своим инженерным образованием. Я по­стоянно выбирал профессии, ориентированные на человека, и всегда пытался реализовать свою настоящую страсть, то есть вести тренинги, направленные на решение личных проблем. Но это вовсе не значит, что мое академическое техническое образование не оказало на меня никакого влияния. На самом деле, оно помогло мне развить в себе очень многие полезные навыки. Как вы понимаете, инженерная наука точна и прак­тична. Два плюс два должно равняться четырем. Всему всегда есть причина. Мышлением инженера управляет логика. Ког­да я отправился на поиски, одержимый идеей найти инстру­менты личностного самосовершенствования, я прихватил с собой в дорогу свой склад ума. Я был уверен в том, что сред­ства, которые я ищу, должны быть осмысленными, практич­ными и научно обоснованными. Одним словом, меня инте­ресовало лишь то, что могло работать в реальных жизненных условиях.

Итак, я взялся за книги и стал посещать психологические семинары. Вполне логично, не так ли? Но психология оказалась для меня загадочной головоломкой. Я искал в ней ту же логи­ку и точность, к которой привык мой ум инженера, но, похо­же, здесь их не было и в помине. Имея многолетний опыт ра­боты в сфере психологии, я имею право сказать вам о том, что инженерная наука и научная психология почти никак не соот­носятся друг с другом.

На первый взгляд, кажется, что психология базируется на научных принципах. Почти в каждом крупном университете США существуют лаборатории, занимающиеся исключитель­но исследованием различных психологических аспектов. В них проходят тщательную проверку все новые теории в этой об­ласти. Чтобы удостовериться в том, что очередное «открытие» достойно того, чтобы так называться, проводятся контрольные тесты. На описания полученных результатов уходят горы каче­ственной бумаги. Составляют их маститые и в высшей степени авторитетные специалисты в данной области. Все это не может не впечатлять, и зачастую вполне заслуженно.

Эти исследования позволяют получить много ценной ин­формации о таких аспектах, как механизмы мышления и по­веденческие модели. Эта информация весьма эффективно ис­пользуется в торговле, рекламе и во многих других практиче­ских областях. Однако все это разнообразие научных открытий не повлияло на развитие терапевтических техник, способных дать людям быстрое и устойчивое избавление от эмоциональ­ных проблем. Возможно, это утверждение кажется вам само­надеянным, но высказано оно совсем не для того, чтобы про­демонстрировать неуважение. С точки зрения человека с ин­женерным складом ума, оно соответствует истине. За редким исключением традиционные техники описаны крайне скупо.

Это не критика в адрес психотерапевтов. На мой взгляд, на Земле существует не так много профессий, которым люди посвящают себя столь же самозабвенно. Многие из них мои близкие друзья. Это в высшей степени заботливые и любящие люди, с искренним участием относящиеся к проблемам сво­их пациентов. Они работают долгими часами без перерыва на отдых, они постоянно ищут новые приемы, чтобы повысить эффективность терапии.

ТЭС стала новым оружием в их арсенале, куда попадают только научно обоснованные методики. Научная составляю­щая ТЭС не вызывает сомнений даже у самого требовательно­го инженера. Ее суть заключается в следующем: если техника используется правильно, она всегда поможет терапевту лучше справиться с его задачей.

Многие люди лечатся годами, пытаясь освободиться от страхов, гнева, чувства вины, горя, депрессии, травмирующих воспоминаний, и добиваются едва заметного результата, а то и вовсе ничего. Такие пациенты часто меняют лечащих врачей в надежде на то, что кто-то другой знает «ответ». Но резуль­таты остаются прежними. И так от врача к врачу, от врача к врачу... Люди тратят деньги. Люди тратят время. Они прохо­дят через крайне болезненные в эмоциональном плане проце­дуры. И даже если в их состоянии что-то меняется к лучшему, эти перемены не назовешь существенными.

Это явление показалось мне довольно любопытным. Для меня стало очевидно, что в традиционных подходах есть что-то порочное, поскольку: а) они не работают (по крайней мере, в соответствии с моими критериями); б) они подразумевают удручающе долгий процесс лечения. Это заставило меня об­ратиться к терапевтам и их пациентам с вопросом: «Почему вы тратите так много времени, чтобы добиться столь мало­го?» Конечно, ответы были разные, но в основном сводились к следующему.

► «Проблема оказалась слишком запущенной».

► «Травма слишком глубока».

► «Мы не знаем наверняка. Такое впечатление, что мы име­ем дело с какой-то загадкой сознания. Ну, вы понимае­те, о чем я».

Мой инженерный ум тут же отбросил эти доводы как от­говорки или попытки рационально оправдать методы, кото­рые на деле не работают. Тем не менее, многие люди когда-то сочли их хорошими, восприняли их как разумные. Они при­няли их и следовали им. К тому же у них был еще один аргу­мент: «А что еще остается делать?» Найти настоящие ответы никто не стремился.

Нет, я не говорю, что традиционная терапия никогда ни­кому не помогала и не приносила облегчения. Такое тоже бы­вало. Но в целом классическая психотерапия на сегодняшний день является одним из самых неповоротливых и неэффектив­ных научных направлений.

Для настоящего инженера единственной научной лабора­торией является реальный мир, а основным критерием оценки истинности и действенности психологической теории — ответ на вопрос: «Приносит ли это действительную пользу пациенту?»

Если инженер разрабатывает проект компьютера, он исхо­дит из того, что этот компьютер должен безупречно функцио­нировать, решая реальные задачи реального мира. В против­ном случае заказчик его вернет и потребует возвратить день­ги, да еще сопроводит это гневными комментариями. Но все совсем не так, когда речь заходит о методах поправки эмоцио­нального здоровья. Стоит новому методу всего однажды заре­комендовать себя с хорошей стороны, и его тут же объявляют новым словом в науке. А его изобретатель принимается стро­чить книги, разъезжает с лекциями по всей стране и богатеет не по дням, а по часам.

Принимаясь за поиски более эффективных инструментов, влияющих на личностный рост человека, я всерьез намеревался получить ученую степень в области психологии. Но чем даль­ше я продвигался по этой стезе, тем лучше понимал, что это принесло бы мне лишь разочарование. Почему? Да потому что мне пришлось бы фундаментально изучать малоэффективные и не приносящие каких-либо ощутимых результатов (во вся­ком случае, с моей точки зрения) методы.

Я не видел смысла в том, чтобы посвятить себя изучению материала, ценность которого вызывала у меня серьезные со­мнения. Это могло парадоксальным образом увести меня дале­ко от истинной цели — препятствовать обнаружению инстру­ментов, действительно способствующих личностному росту.

Прошло несколько лет, и мне, наконец, удалось обнаружить некоторые действенные методы. Я испытал их на себе и поде­лился знаниями с другими людьми. Как оказалось, ни один из них не был прежде описан в книгах по психологии — несмотря на то, что при правильном применении все они вполне прием­лемы и эффективны.

Одним из таких весьма полезных, с моей точки зрения, ин­струментов является метод нейролингвистического программирования (НЛП). Я с головой погрузился в его изучение и не­мало преуспел. Я получил лицензию и право практиковать и смог помочь многим людям. Я и сейчас рекомендую изучить этот метод каждому, кто решил встать на путь самосовершен­ствования.

Затем в процессе изысканий я совершил настоящий мегаскачок вперед, когда услышал о докторе Роджере Каллахане, психологе из южной Калифорнии. Ему удавалось освобождать людей от навязчивых страхов (фобий) за считанные минуты. Преисполненный энтузиазма, я немедленно позвонил ему, что­бы расспросить об удивительном методе. Доктор Каллахан ска­зал, что его метод подходит не только для борьбы с фобиями, но и для преодоления любых негативных эмоциональных со­стояний. Он упоминал депрессию, чувство вины, гнев, печаль, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) и про­чее, прочее, прочее... Более того, по его словам, этот метод по­зволял за несколько минут добиться устойчивого результата.

Должен признать, что несмотря на энтузиазм, который вы­звали во мне достижения Каллахана, некоторая доля скепсиса у меня все же была. Его заявления поражали воображение, и я продолжал внимательно слушать. Он рассказывал, что главное в его методе — легкое постукивание кончиками пальцев по ко­нечным точкам энергетических меридианов тела.

— Вы имеете в виду те же меридианы, что используются в акупунктуре? — спросил я.

— Совершенно верно, — ответил он.

— Хм, — подумал я, — это уже что-то невероятное.

Я разговаривал с клиническим психологом, который вы­сказывал поразительные идеи и пытался объяснить их через понятия, которыми обозначают слабые потоки электричества, циркулирующие в теле. Мне представлялось, что психология и электричество так далеки друг от друга... И все же я приоб­рел некоторые видеоматериалы, отснятые во время сеансов Каллахана, чтобы увидеть собственными глазами то, о чем он рассказал.

Увиденное ошеломило меня. Очевидно и неоспоримо было то, что люди выходили из-под власти самых сильных своих пе­реживаний, освобождались от них в считанные минуты, и этот результат был устойчивым и продолжительным. Я никогда не видел ничего, даже отдаленно напоминающего это.

Я все еще не видел связи между эмоциями и энергетической системой организма. Но это был тот «звоночек», что предве­щал возможность вполне научного объяснения. Возможно, от настоящего научного подхода к психологии меня отделял все­го один шаг.

И я его действительно нашел. Оказалось, истинные причи­ны отрицательных эмоций скрываются совсем не там, где мы думаем. Не в том месте, где их ищут психологи. Потому-то они и не могут их найти. Источник всех негативных эмоций можно отыскать в энергетической системе организма. Это очень важ­ная концепция, расшатывающая и подрывающая привычную систему взглядов. Она может показаться вам странной, но ее подтверждают практические результаты. Как я уже говорил, единственная лаборатория, выводы которой заслуживают до­верия, — это лаборатория реального мира, и в ней данные тех­ники работают великолепно. Скорость, эффективность и дол­говременные свойства этой техники намного превосходят все, с чем мне пришлось столкнуться за сорок лет, проведенных в непрерывном поиске.

Энергетическая система тела — это двигатель, приводя­щий ТЭС в действие. Поэтому, чтобы вы могли более полно понять суть метода, необходимо уделить внимание этой систе­ме организма.

Гари Крэйг




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".