В средних и старших классах мысль окончательно соединяется со словом, поэтому внутренняя речь становится основой мышления и регуляции других познавательных процессов, происходит переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и обучения к словесно-абстрактному и абстрактному.
Продолжение ниже ⇓
Обучая подростка, полезнее не заставлять его заучивать готовые тезисы, но подводить к самостоятельному «открытию», обеспечивая фактическую и логическую базу процесса (так называемое «проблемное» обучение). В этом возрасте всякое обучение, в том числе санитарное, должно способствовать развитию практического интеллекта:
-
предприимчивости — умению видеть несколько вариантов решения сложной задачи и постоянной готовности искать и находить рациональный выход из ситуации;
-
расчетливости — умению заглянуть далеко вперед, рассчитать последствия тех или иных решений, т. е. оценить, чего может стоить решение;
-
экономичности — умению выбрать способ решения задачи, требующий наименьших затрат и издержек для достижения оптимального результата;
-
оперативности в решении задач — умению принимать решение в минимальные
сроки.
Воспитание подростков, юношей и девушек затрудняется в большинстве случаев тем, что наибольшее влияние на них оказывают не взрослые, но сверстники. Подростки предпочитают общение в группах, где они могут открыто обсуждать свои проблемы, обычно не заслуживающие внимания взрослых, пробуют себя в различных социальных ролях (организатор — исполнитель), усваивают иерархию потребностей.
Для младших подростков наибольшее значение приобретают социально-психологические стимулы, исходящие от сверстников. В отличие от предыдущего периода, более существенными становятся оценки не знаний, умений, навыков и внешних форм поведения подростка, но его личностных качеств. Только ко времени окончания школы значимость оценок взрослых — родителей и учителей — повышается, но и эти оценки преломляются через самооценку подростка, которая становится для него более существенной, чем реакции окружения.
Санитарное просвещение должно опираться на то, что подростки с 12—13 лет испытывают сильную тягу к самовоспитанию: задумываются о своих возможностях, предпринимают сознательные, целенаправленные усилия для их усовершенствования. Юноши активно занимаются спортом для того, чтобы развить смелость, повысить выносливость, самообладание, выдержку, уверенность в себе (физическое и волевое самовоспитание).
Для большинства подростков важным становится нравственное самосовершенствование ради морального развития, формирования таких качеств, как порядочность, доброта, щедрость, верность другу, преданность любимому, готовность прийти на помощь. В этих условиях подростки очень нуждаются в помощи взрослых, хотя далеко не всегда это осознают и не ищут ее.
Взрослые способны помочь подросткам в преодолении основного конфликта, который им видится в несовместимости романтизма юных с прагматичностью старших — найти разумный компромисс. Приемлемой формой вмешательства взрослых в дела подростка является совместное выполнение значимых трудных заданий.
Младшие подростки с удовольствием выполняют роли помощников, усваивая при этом нормальную систему прав и обязанностей, старшие претендуют на равноправное сотрудничество (это можно использовать при формировании санитарного актива в школе). Подростки отвергают произвол взрослого, его прямое давление и настойчивые требования (авторитарный стиль поведения врача), но принимают равноправную, заинтересованную, доброжелательную, уважительную, разумную опеку (партнерский стиль).
Помощь в управлении мотивацией подростков могут оказать средства массовой информации: с 12—13 лет дети начинают интересоваться «взрослыми» газетами и журналами, что позволяет им (при правильном выборе) формировать свою социальную позицию, культуру, помогает подниматься по лестнице потребностей.
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.