Пользовательский поиск

Странные позы

Странные... А что не воспринимается странным для нашего сознания? Вероятно, то, что кажется ему привычным. Причем то, что казалось обычным в детстве, может показаться странным во взрослом возрасте.


Никому не придет в голову удивиться мальчишке, устроившемуся на заборе или раскачивающемуся на какой-нибудь ветке или же присевшему на корточки посреди людной тропы, поглощенному возней снующих в траве муравьев с их вечной неистребимой поклажей. А вздумай такое на глазах у всех взрослый?.. И мало кто, наверное, сумеет объяснить, чем все-таки вызваны многие ограничения, неумолимо накладываемые на нас правилами приличия и общественной морали. Видимо, не последняя роль принадлежит здесь бессознательно воспринятой традиции, многое зависит и от сложившихся поведенческих стереотипов. Но, признаемся: в чем-то они невольно обедняют нашу жизнь, словно бы подгоняя ее под раз и навсегда определенную каждому социальную его роль — отец семейства, рабочий или служащий, призванный добывать средства к существованию и т. д. Ну-ка, вспомните, как провели вы, например, свой типичный будничный день вчера, сегодня или неделю назад.

Утром, наверное, с трудом разомкнули глаза под назойливый звон будильника. Потом несколько раз вяло присели и послушно помахали руками в такт командам радио-гимнастики. Затем давились в переполненном автобусе по пути на работу. Дальше 8 часов безотрывного стояния у станка или сидения за канцелярским письменным столом. Вечером — здесь уже как бы исторически сложившееся разделение обязанностей: женщина у кухонной плиты, мужчина в кресле перед телевизором. И все, кажется...

И если уж взглянуть на проблему под нашим специфическим углом зрения, нельзя не сказать еще и об уныло-однообразной позе, в которой мы пребываем почти независимо от должности и звания большую часть своего активного времени. Собственно, их, этих поз, в основном две: стоя (за станком, за кульманом, за прилавком магазина, в разнообразных очередях, а теперь вот еще и на митингах) и сидя с опущенными ногами (за рулем автомобиля, за диспетчерским пультом, за канцелярским или обеденным столом и т. д.). И если вы не ездите в экспедиции или геологические партии, не занимаетесь каким-нибудь спортом, а им у нас после тридцатилетнего возраста занимается, увы, незначительное меньшинство, то это все. И даже попадая куда-нибудь на природу, большинство из нас словно боится отойти от этих привычных стереотипов, так что иной начальник средней руки прогуливается порою по лесу совершенно так же, как он ходит по коридорам своего чинного офиса: та же скованность движений, та же закрепощенность всех членов и рассеянный, углубленный в свои дела и заботы взгляд.

К сожалению, мы и сами не всегда отдаем себе отчет в том, как устаем и тяготимся даже чисто физическим однообразием нашей повседневной, в особенности городской жизни, как требует эта усталость какого-нибудь, пусть даже нечаянного, выхода. Но, привычка — замена счастья, как заметил еще Пушкин.

Конечно, обстоятельства и причины такого рода утомления находятся вне сферы лечебно-оздоровительной физкультуры, к которой может быть отнесена и восстановительная гимнастика. В лучшем случае она имеет дело с их следствием. Но, все же и она позволяет человеку хотя бы ненадолго освободиться от этого тяготеющего над ним пресса, раскрепоститься, расслабиться, почувствовать богатство природных пластических возможностей своего тела и, может быть, даже отдохнуть душой. Ведь голова ваша свободна, и если вы успели уже преодолеть какой-то ознакомительный вводный этап, вам нет надобности специально сосредотачиваться на выполняемых упражнениях, запоминать, «зазубривать» их путем направленных сознательных усилий. Такое запоминание должно приходить как бы само собой, естественно и постепенно, причем в значительной мере непроизвольно. Образно выражаясь, помнить здесь должна не голова, а мускулы человека, его тело.

Однажды испытав характерное приятное для себя ощущение от той или иной позиции, вы невольно попытаетесь в следующий раз повторить ее, вернуться к ней вновь. Когда же это ощущение закрепится настолько что перейдет в как бы подсознательную потребность, когда вы сами почувствуете, что данную позу удобнее всего принять именно так, а не иначе, она станет вашей «собственной», то есть будет выполняться естественно и почти автоматически.

Таким образом, в отличие от многих других физических методов, восстановительная гимнастика не требует от субъекта сосредоточенности и внимания, предоставляя ему возможность рассеяться, отвлечься, давая успокоение и отдых нервной системе. Человек, вполне овладевший ее техникой и приемами, уже не задумывается над тем, какую позу принять ему раньше, какую потом, а делает это почти безотчетно, исходя из самочувствия и подсознательной интуиции.

Сколько времени требует каждая отдельная поза? Сколько его отнимает восстановительный комплекс?

На последний из этих вопросов трудно дать однозначный ответ. Ясно лишь, что 10 или 15 минут — это заведомо мало, нечего даже и браться. А вот верхний предел может зависеть и от характера, от глубины вашей усталости, да, наконец, от запаса времени, которым вы располагаете. Эта «подробность» нашей жизни тоже ведь частенько навязывает нам свои правила игры. Но если ориентироваться на что-то среднее, то 30-40 минут на восстановительный комплекс (что соответствует серии примерно в 12-15 поз) следует, пожалуй, признать достаточными.

Что же до продолжительности отдельных поз, то здесь минутная стрелка вообще не лучший советчик. Как мы, не заботясь о времени, не помышляя о том, пора уже или не пора, поворачиваемся в постели с левого бока на правый и обратно, точно так же настоящим побудительным импульсом при переводе из одной позы в другую должна служить естественно возникающая потребность переменить данное положение, дать нагрузку каким-то новым мышцам, расслабить другие и т. д. Она может быть связана с ощущением дискомфорта, появлением чувства напряженности, легкого утомления, которые и сигнализируют о необходимости смены позы. Поэтому в случае недостатка времени лучше совсем отложить сеанс или хотя бы ограничиться меньшим числом упражнений, чем выполнять их с постоянной оглядкой на часы. Вообще, если уж вы решились пожертвовать, допустим, 1/2 часа на релаксацию, постарайтесь, чтобы они были потрачены именно и только на нее, чтобы все ваши неизбежные дела и заботы остались там, за порогом комнаты или тренировочного зала, словом, дайте себе возможность расслабиться уже психологически. Без этого трудно ждать восстановительного эффекта даже от удвоенной порции статических поз.

Но, как же все-таки подступиться к этому громоздкому и немного даже путающему массиву? И нет ли здесь на первый случай какой-нибудь лоции? Что ж, попробуем поискать ее, исходя из характера и ориентации каждой позы, в зависимости от этого разбив их все (а их у нас свыше ста) на несколько категорий. В результате у нас сгруппируются следующие разделы, в которые войдут позы, выполняемые:

  • Стоя коленями па подстилке или сидя на корточках с оторванными от подстилки коленями.
  • Стоя на четвереньках с упором ка локти или выпрямленные руки.
  • Лежа на животе или на боку.
  • Лежа на спине или сидя (с поднятыми или опущенными на подстилку ногами).

Место особняком занимает еще один раздел, куда входят:

  • Позы, выполняемые с использованием дополнительной горизонтальной опоры.

Это может быть обыкновенная тахта с жестким бортиком или топчан высотой около 40 см, о который можно было бы опереться локтями, грудью, подбородком, большей частью из положения стоя на коленях.

Однако начнем по порядку, с первого из перечисленных здесь разделов.

Хотя вертикальная позиция и чревата для человека серьезными биологическими издержками и обходится ему, вообще говоря, недешево, тем не менее, дорожит он ею, как мало чем другим, даже и на подсознательном уровне. Стоит только маленькому ребенку подняться на свои слабенькие, негнущиеся ножки, стоит ему сделать несколько неверных шажков, и уже никакими силами не заставите вы его вернуться к своему прежнему беспомощно-зависимому состоянию. Ведь ничто другое не дает нам, пожалуй, такого полного ощущения нашей самостоятельности (от само-стояния) и свободы. И поэтому противопоставление вертикального положения всем другим встречающимся в жизни позам давно уже приобрело поистине символический характер. «Лежачего не бьют», «лучше умереть стоя, чем жить на коленях» — эти и другие широко бытующие крылатые выражения достаточно красноречиво свидетельствуют, каким в нашей ценностной шкале отдаем мы предпочтение приоритетам.

Однако в отношении более узкого и интимного круга подобное противопоставление теряет уже свой специфический глобальный аспект. Опуститься на колени можно не только перед любимым человеком, но и во время молитвы и в знак признательности перед глубоко чтимым старейшиной. Будем считать, что и наше «преклонение коленей» тоже имеет некоторый символический оттенок — как склонение головы перед могущественной силой тяготения, которую прямоходящему человеку приходится преодолевать ежесекундно на протяжении всей его активной жизни. Собственно вертикальное положение само по себе, даже вне какого бы то ни было реального действия, уже есть в своем роде проявление активности, акт непрерывного преодоления и борьбы с гравитацией, требующей не только постоянной содружественной работы множества мышц и мышечных групп, но и сложнейшей ее координации со стороны ряда специализированных мозговых структур.

Вспомните, если вам случится поскользнуться, сколько надо совершить невероятных телодвижений, сколько раз комично взмахнуть руками, чтобы вернуть в конце концов туловищу исходное равновесие. Но и наша кажущаяся внешняя устойчивость, она ведь тоже связана с постоянной бдительностью нервно-мышечного аппарата, с постоянной «игрой» мышц, направленной на сохранение равновесия, на его неустанное поправление и выправление. Можно еще с грехом пополам задремать на ходу в общей колонне, но нельзя уснуть стоя, не прислонившись к какой-нибудь стенке или перегородке. Потому что стояние — это есть, по существу, непрерывно предотвращаемое падение, а оно, естественно, требует неусыпного бодрствования.

Так, может, позволим себе хотя бы ненадолго выйти из круга этого необходимого нам, как воздух, но и утомительного противоборства, высвободив свой опорно-двигательный аппарат и мозговую подкорку из-под бремени их бессменной караульной вахты? Только не обязательно сразу же плюхаться на диван или в кресло. Поскольку центр тяжести нашего тела расположен где-то на уровне крестца и таза, то, даже опустившись для начала на колени, вы уже сбросите с себя, по крайней мере, 3/4 нагрузки, требуемой для поддержания равновесия в вертикальной стойке.

Эта поза имеет еще и то преимущество в сравнении с более привычным нам положением сидя на стуле или в кресле с поставленными на пол ногами, что она позволяет резко — на всю длину нижних конечностей — сократить высоту венозного столба, на которую сердце принуждено откачивать кровь из нижних отделов сосудистой сети. Тем самым не только облегчается работа нашего вечного и неутомимого двигателя, но и устраняются потенциальные условия для застоя венозной крови в системе малого таза и сосудов ног. А это, как мы уже выяснили, одна из возможных составляющих физиологии утомления, а при имеющейся функциональной неполноценности — скрытая сердечная недостаточность, снижение венозно-мышечного тонуса — еще и дополнительный, осложняющий его фактор.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и момент механического вытеснения части венозной крови в магистральное русло при резком подгибании ног в тазобедренных и коленных суставах — за счет сокращения таких мощных мышечных групп, как бедренные и икроножные — также способствующего более активному кровообращению, и в частности — повышению артериального притока к мозгу.

Давно замечено, что дети, страдающие некоторыми формами врожденного порока сердца, сами, без посторонней подсказки, умеют находить позу — на корточках, тесно обхватив колени руками, — приносящую им в трудные минуты внезапное облегчение. Конечно, аналогия здесь достаточно относительная, поскольку утомление не болезнь. Однако и грубые патологические поломки и обратимые функциональные отклонения имеют все же общую физиологическую базу. И то, что в болезни получает развернутое, устойчиво оформленное выражение, в утомлении может присутствовать как потенциальный намек. Так что компенсирующий эффект от такой вот «компактной» позы при болезненных расстройствах циркуляции дает нам в руки ниточку и в плане ее коррекции после обычной физической или эмоциональной перегрузки. 




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".