Пуруша: вездесущая Космическая Сущность
«В этой вселенной — от величайших звезд и планет до микроскопических базовых элементов — все существует в соответствии с циклической спиральной формой. Эта форма устанавливается в результате взаимодействия двух циркулирующих энергий, антагонистичных друг другу. Для наших ограниченных чувств движения огромных солнц, равно как и движения мельчайших частиц, предстают либо эллиптическими, либо колебательными орбитами. На самом же деле все эти тела движутся по логарифмическим спиралям». Джордж Ошава, «Искусство мира».
Здесь мы поговорим об основных принципах Вселенского Разума, которые лежат в основе стадий воплощения сознания в форму. Основание Санатана Дхарма — это космология, известная под названием санкхья, что значит «число, исчисление». Санкхья — старейшая из шести философских школ индуизма, и ее называют «философским основанием всей восточной культуры, мерилом всей индуистской литературы, основой всех знаний древних мудрецов (риши)... и ключом к символизму Востока...»В этой космологии присутствует двадцать пять таттв, или исходных принципов, стадий творения, стадий нисхождения сознания в разум и материю. «Тат» или «тад» означает сущность чего-либо, истинную суть.
«Эта последовательность — не просто метафизические игры ума, а чисто логическое рассуждение, основанное на научных принципах сохранения, изменения и рассеяния энергии» (Ошава, «Искусство мира»).
Санкхья предполагает два вечных начала: Дух (Пуруша) и природа (пракрити).
Первый принцип системы санкхья — Пуруша. Это душа Вселенной, живительный принцип природы, вездесущий Дух. Это то, что вдыхает жизнь в материю, это источник сознания. Пуруша отвечает за субъективный аспект природы. Это вселенский Дух, вечный, неуничтожимый, вездесущий. Это чистейший Дух — без деятельности и атрибутов, без частей, без формы, без причины, без качеств. Он неизменен. Это высший принцип разума, который управляет, регулирует и направляет процесс космического развития; от него зависит разумный порядок всего — почему Вселенная действует с такой точностью, почему есть космос и отсутствует хаос. Это источник Вселенной, который придает разум всем проявлениям материи. Это то, что дает нам ощущение вечности. Это то, что лежит в основе всего проявленного, — молчаливый свидетель природы (Бернард, «Философия индуизма»).
Пуруша — это объединенное поле сознания, которое является основой для всего проявления. Весь разум в творении есть отражение этого сознания. В феномене наших собственных ощущений Пуруша, «свидетель души», — это то, что каждый из нас называет «собой». Пуруша — это человеческое сознание, сознание вездесущего Бога, который живет в вас, которым вы являетесь. Доктор Стоун называл Пурушу — «Душа» и писал так: «Душа — это внутреннее энергетическое поле, Деятель и Свидетель в поле сознания, также это Познающий».
Второй принцип санкхья — это пракрити, космическая субстанция или первичная материя. В понимании мудреца Шри Ауробиндо пракрити есть воля и исполнительная сила Пуруши, деятельность Сущности.
Цитируя Ауробиндо, Тиберг пишет: «Пракрити — это тот производящий элемент, из которого происходит вся Вселенная со всеми ее телами и формами» (Тиберг, «Язык богов»).
Согласно санкхья существует непреодолимая пропасть между неизменной Душой, свидетелем Вселенского Сознания, Пуруша («Я») и его эманацией, развитием природы (пракрити). В Санкхья-Веданта считается, что все то, что не является Разумом-Пурушей, трансцендентальным «Я», появилось в ходе космической эволюции. Пуруша неизменен. Это не знающее изменений поле Высшего Разума. Неизменное единство этого поля живого сознания объединяет все живые существа. Пракрити — это постоянно меняющийся цикл природы, происходящий из Единой Жизни (Сил, «Позитивные науки древних индуистов»).
Вероятно, стоит представить, что таттвы — это программы в компьютере Единого Разума. Эти квинтэссенции — основные силы Вселенной, которые поддерживают в проявлении все то, что произошло от Единого.
Согласно учению санкхья мир организован разумом и является расширением Высшего Разума; в мире не существует части, у которой бы не было функции, ценности и цели; всегда существует точный выбор средств для достижения определенных целей; не существует случайного сочетания событий; во всем есть порядок, устройство, система и разделение функций.
В Санатана Дхарма Единый Разум осознанно творит каждый атом природы. Согласно санкхья проникающее всюду присутствие вездесущего Космического Сознания является сутью всего. Все творение — это эманация вездесущего Существа. Единый Разум - непосредственная причина всего. Природа (пракрити) — это постоянная эманация Духа (Пуруша). Вся жизнь — это постоянное творение Высшего Разума.
Гуны
Риши учат, что желание — это то, что вызывает творение. Желание создает возмущение в равновесии Маха, космическом веществе. Это инициирует игру гун и процесс космического развития. В течение веков йоги, проводя исследования при помощи микроясновидения, наблюдали за электромагнитным спектром и вибрационной основой творения. Они видели три основные силы Вселенной, которые они уподобили веревке из трех волокон: неподвижная основа (саттва гуна), исходящее центробежное поле (раджас гуна) и возвратное центростремительное поле (тамас гуна). Вся вибрация — это колебания этих трех сил.
Данные три гуны — это «то, что приводит в движение мироздание». Все творение — взаимодействие этих трех сил в разных пропорциях, игра трех основных сил Вселенной. Латинское слово, обозначающее Вселенную — «uniuersus» — означает «обращенное единым усилием, полностью — в одно». Корень этого слова — «один шнур». Это показывает, что древние отлично понимали, что все творение и все подсистемы природы и космоса есть часть огромной гармонии спирали (греческое «harmos» — «соединение, сочетание», от корня, обозначающего «сустав, соединение»).
Архетипичное триединство
Триединство гун — это три великих архетипа, сочетания которых придают различные характеристики всей природе. Все три состояния сознания присутствуют во всем, но преобладает всегда только одно. Например, в невинном ребенке преобладает саттва; в извергающемся вулкане — раджас; в гранитном блоке — тамас.
В Санатана Дхарма все феномены природы рассматриваются как проявление этих трех архетипов, или «типов дуги». Волны этих архетипов составляют то дыхание, которое является основанием гармонии всей природы. Все в природе настраивается в унисон с одной из этих архетипичных сил и приобретает соответствующие качества. Доминирующий резонанс определяет качества всех явлений. Вся материя, эмоции, разум и энергия движутся в соответствии с тремя полярностями, тремя гунами: 0 (нейтральное), + (позитивное) и - (негативное).
Саттва гуна: саттва (от «caт» — Высшее Существо) — это сверхсознательная сила равновесия в природе, проявляется как покой, мир, ясность, благость, обаяние, чистота, гармония, равновесие, счастье, добродетель, симпатия и свет. В Санатана Дхарма этот аспект Космического Существа персонифицирован как Господь Вишну. «Вишну» означает «вездесущий». Господь Вишну — это тот аспект вездесущего Существа, который дарует жизнь всей Вселенной.
Раджас гуна: раджасический центробежный архетип (от корня «радж» — «сиять, быть восторженным») — это сознательная сила, которая управляет всей энергией и движением в природе и проявляется как страсть, действие, усилие, жажда и желание. Принципом раджас управляет Брахма — Создатель. Господь Брахма — это персонификация творческого потенциала Космического Существа, сила эволюции и сознательного бытия, сила роста, отраженная во всех процессах природы. Брахма — это постоянно расширяющаяся пульсация сознательного дыхания, бесконечного Творящего Разума, чья сила творческого потенциала включает в себя всю энергию в природе.
Тамас гуна: тамас (от корня «там» — «гибнуть») — центростремительная сила инерции и неосознания, управляющая всей формой в природе, которая проявлена в жесткости, плотности, сопротивлении, кристаллизации, незнании, страхе и смерти. Господь Шива — Разрушитель — является персонификацией тамас гуны и управляет процессами разрушения и возвращения обратно в Космическое Существо.
В каждом цикле в природе присутствует нейтральная, позитивная и негативная фазы. Вся энергия в природе существует благодаря своей настройке на симпатические вибрации этих элементарных сил. Приведение в равновесие энергии полярностей — это попытка восстановить правильность цикла развития (цикла полярностей), убрав лишнее сопротивление в полях человека и воссоединив поля с их источниками. Таким образом, силы в жизни человека могут быть настроены на те силы природы и космоса, которые даруют и поддерживают жизнь.
В терапии полярностей резонансная частота саттвической нейтральной силы называется принципом Воздуха; длина волны позитивной раджасической вибрации — принципом Огня; и негативный тамасический резонанс — принципом Воды.
Доктор Стоун пишет: «Идея трех полей может показаться новой, но это отнюдь не мое изобретение. Эта идея столь же древняя, как человеческий род. Принцип триединства, на котором основана каждая религия, свидетельствует об этом. Если Божество триедино, то и человек, являющийся точным отображением Создателя, тоже триедин».
Это космический образ модальностей энергий — его демонстрируют нам планеты, кружащие по орбитам вокруг центра — Солнца. Тот же образ мы найдем и в микрокосме — в центре атома — ядро, состоящее из нейтронов, которые представляют собой саттвический тип энергии, и протонов — центробежная, позитивная энергия жара и расширения, и вокруг ядра — электроны — энергия тамас, которая называется «лунной энергией» (отрицательная энергия). Тамас — это притягивающая сила, это прохладные зеленые лучи, женственность, принцип успокоения и централизации. Центральная саттва гуна — нейтральная ось, вокруг которой вращаются остальные энергии. Человеческое тело — это увеличенная клетка, выражение схемы Воздуха, нейтрального, вездесущего принципа Жизненной Энергии. Основа принципа — спинномозговая жидкость, проходящая через головной мозг, спинной мозг и по всей нервной системе. Спинномозговая жидкость следует за нервами по всему телу.