В этой статье мы постараемся поближе рассмотреть Небесную Ци — что она из себя представляет и как она может быть использована в даосской практике. Простейший способ представить себе Универсальную Силу, или Небесную Ци, — это воспринимать ее как Ци Солнца, Луны, планет и звезд. Существует множество видов Небесной, или Универсальной Ци. Для каждого из этих видов существует собственное соответствие в нашем Микрокосме, и используются они различным образом.
Ци Солнца и Луны
Солнце обладает очень мощной Ци, которая оказывает очевидное и неоспоримое влияние на жизнь на Земле. Это сущность Высшего Ян, которая связана с сердцем и стихией огня.
Земля вращается вокруг Солнца, совершая в течение года полный оборот. Этот солнечный цикл, называемый Желтой Дорогой, даосы делят на 24 солнечных периода, начиная с весеннего равноденствия. Каждый период длится 15 дней и рассматривается как отдельный сезон. У него есть специальное название, в котором содержится описание климата этой фазы.
В пределах микрокосма нашего тела эти периоды соответствуют также 24 отдельным позвонкам: пяти поясничным, двенадцати грудным и семи шейным (копчиковые и крестцовые позвонки не включены, так как они соединены вместе). Они соответствуют также 24 изначальным энергиям в нашем теле (циркуляции Ци по двенадцати обычным каналам Ци с обеих сторон тела). У даосов существует 24 вида Цигун, которые соответствуют этим 24 периодам и выполняются именно в это время, чтобы в течение каждого сезона устанавливать связь с определенным видом Ци.
Несмотря на такую солнечную разбивку, китайский календарь привязан к Луне и начинается 4 681 год назад, с первой новой луны правления Желтого Императора, Хуанг Ти. Луна является сущностью Инь и связана с почками и водой. Поглощение лунной энергии помогает нам создавать крепкую сущность Инь.
Существуют конкретные дни солнечного цикла, когда энергии Солнца и Луны особенно сильны и доступны. Древние даосы заметили, что в дни солнцестояния и равноденствия, которые отмечают сезонные изменения, движение Солнца как бы останавливается. Эти остановки они назвали «Дверями» и, согласно древним знаниям, даосские алхимики должны пройти через эти двери, чтобы предстать перед Богом, который дарит плоды бессмертия, единственные в своем роде для каждого небесного региона.
Весеннее равноденствие носит название Золотой Двери и является важнейшей дверью для достижения Солнца. День летнего солнцестояния называется Дворцом Универсальной Ян и соответствует пику солнечной энергии (самый длинный день года). Осеннее равноденствие называется Восточный Колодец и является важнейшей дверью для достижения Луны. День зимнего солнцестояния называется Великий Холод или Вечный Мороз и соответствует пику лунной энергии (самая длинная ночь года).
Сущность Солнца собирается в течение лунного месяца весеннего равноденствия, на 3-й, 9-й, 17-й, 21-й и 25-й день месяца, когда Солнце входит в Золотую Дверь. Собирание сущности Луны осуществляется в течение лунного месяца осеннего равноденствия на 3-й, 15-й и 25-й день месяца, когда Луна входит в Восточный Колодец. Это оптимальные дни для медитации и занятий Цигун, когда вбирается энергия, или «дыхание» Солнца и Луны. Ключевые дни для собирания сущности Солнца — это дни солнцестояния и дни весеннего и осеннего равноденствия, а наилучшие дни для собирания сущности Луны — дни новолуния и полнолуния. Однако можно впитывать солнечную и лунную энергию и в другие дни, просто это не даст столь сильного эффекта, как в ключевые дни
Существуют более совершенные практики, которые начинаются с высшего уровня Кан и Ли и к которым не следует приступать до тех пор, пока вы не освоите как следует основной практики и практики Высшей Микрокосмической Орбиты, а также Слияния Пяти Стихий, низшего и повышенного уровня Кан и Ли, Исцеляющей Любви и Железной Рубашки.
Когда вы достигнете этого уровня, циркулирующая по вашей Микрокосмической Орбите Ци будет очень хорошо очищаться и, кроме того, откроются восемь экстраординарных, или «физических» каналов, в том числе Центральный, или Пронизывающий канал. На этом уровне вы сможете более сознательно направлять процесс. Вы будете лучше использовать свои собственные возможности, появится больше места для того, чтобы впускать и накапливать энергии, и снизится вероятность застоя энергии, разогрева или неправильного усвоения.
Ци планет
Более высокий уровень Слияния Пяти Стихий мы связываем с Ци ближайших планет, которая непосредственно обогащает Ци наших внутренних органов. Планета Юпитер связана с деревом и печенью, Марс — с огнем и сердцем, Сатурн — с землей и селезенкой, Венера — с металлом и легкими, Меркурий — с водой и почками. Эти пять планет по очереди впитывают энергию Великой Силы Пяти Стихий, Пяти Изначальных Императоров или Звезд, которые берут начало от Трех Наичистейших. Поскольку органы нашего тела связаны с энергиями планет, мы, устанавливая связь с планетами в процессе медитаций Кан и Ли, можем создавать необходимые для органов энергии. Усвоение планетарных энергий помогает усилить и защитить не только физическое тело, но также и энергетическое.
Мы готовим себя к Слиянию Пяти Стихий и практикам Кан и Ли с помощью Внутренней Улыбки и Шести Исцеляющих Звуков. Благодаря этим техникам мы учимся ощущать свои органы, узнавать их цвета и качества, мы начинаем подсоединяться к энергии каждой конкретной стихии. Кроме того, практика Микрокосмической Орбиты открывает путь для циркуляции в теле планетарных энергий, что обеспечивает возможность их лучшего поглощения и усвоения.
Пренебрежение этой основой может привести к затруднениям и разочарованиям. Прочное овладение техниками Микрокосмической Орбитальной Медитации, Внутренней Улыбки и Шести Исцеляющих Звуков прокладывает путь к безопасному освоению практик более высокого уровня.
Небесная Ци звезд и созвездий
Три Наичистейших, первые силы, возникающие из У-ци, дали начало пяти гигантским «звездам» — У Тай, или Пяти Великим Силам Пяти Стихий. Эти пять гигантских сил стихий дали начало всей Вселенной, включая триллионы звезд. Согласно даосской космологии, они создали Полярную Звезду, которая, в свою очередь, создала звезды меньших размеров, среди которых были звезды, образовавшие 28 основных созвездий. Эти звезды сгруппированы в центре и по четырем направлениям от центра и известны под названием «Пяти Домов».
Звезды и созвездия обладают собственной уникальной энергией, которая соответствует телу и нашей Ци. Например, подобно тому как Полярная Звезда считается центральной осью, вокруг которой вращается небо и которая служит входом на Небеса, наш нижний Дан-Тянь является нашей центральной осью и входом в сердцевину нашего тела. Кроме того, различные кости черепа связаны с энергиями семи звезд созвездия Большой Медведицы и Полярной Звезды и легко могут впитывать эти энергии. Двадцать восемь созвездий из четырех небесных квадрантов связаны с пятью стихиями, пятью Сезонами, Пятью Направлениями и пятью органами тела.
Микрокосмическая Орбитальная Медитация и звездная Ци. Первый шаг в открытии звездным энергиям совершается в процессе Микрокосмической Орбитальной Медитации, когда мы открываем дверь Небесной Ци, концентрируясь на энергиях Полярной Звезды и созвездия Большой Медведицы, на посылаемом ими свете, на их цвете и связанном с ним ощущении их энергии. Вход в Небесную Ци на этом уровне осуществляется через макушку, или точку Бай-Туй. Внутри этой точке соответствует гипоталамус. Точка позади макушки известна также как Гора Кунь Лун, высочайший пик для людей и для небес. Шишковидная железа — это центр, наиболее чувствительный к свету небес.
Как только мы сможем открыться внешним источникам энергии Полярной Звезды и Большой Медведицы, мы сможем использовать эти энергии для достижения уравновешенного состояния, поглощая и смешивая их подобно тому, как мы регулируем температуру воды в ванной, добавляя горячую и холодную воду. Если вы обнаруживаете, что вы стали слишком Инь, вы можете впитать больше Небесной Ци, если слишком Ян, вы можете впитать больше Земной Ци. С помощью практики Микрокосмической Орбиты мы можем гармонизировать свои Инь и Ян.
Медитации Кань и Ли и Звездная Небесная Ци. На более высоких уровнях практики, Кань и Ли и выше, мы используем множество других звездных связей между небесным Макрокосмом и микрокосмом нашего тела. Например, эзотерический иудаизм утверждает, что, когда Бог создал Адама, его размеры равнялись размерам Вселенной. Потом Бог положил руку на голову Адама, и Адам стал маленьким.
Подобным образом на более высоких уровнях даосской медитации вы должны представлять себя легендарным первым человеком, Пан Гу, обладающим телом гигантских размеров, в котором расстояние от головы до пят составляет биллионы световых лет.
Когда вы правильно это делаете, вы становитесь Космическим Существом, для которого Хрустальным Дворцом служит Полярная Звезда, внутренними органами являются созвездия и планеты, чье сердце — это Солнце, почки — Луна, а Дан-Тянь — планета Земля. Это Космическое Существо — сознание Дао — посылает свои совершенные лучи одной из своих клеточек — человеку, сидящему на стуле на планете Земля и медитирующему, глядя на звезды.
Такая практика помогает развиться нашим Истинным Знаниям и пробуждает наши Реальные Чувства. Она развивает Космическое Сознание и открывает наши три Дан-Тянь для получения энергии от своих небесных двойников. Таким образом, медитация Кан и Ли учит нас, как настраиваться на различные частоты как звезд, так и Земли, и на различные уровни сознания, связанные с ними. В конце концов, вернувшись к Истоку, мы становимся теми, кто мы есть на самом деле.
Возвратиться к Истоку
«Небеса, Земля и я — мы существуем вместе, я и все, что меня окружает, — неделимое целое» (Чжуан Цзы).
В научном разделе одного из последних выпусков «Нью-Йорк Таймс» приводится высказывание астронома, утверждающего, что жизнь на нашу планету была занесена со звезд. Таким образом, наши тела связаны со звездами: сам человек является продуктом звездной энергии и материи.
Сознавая свою звездную сущность, даосы изобрели способы подпитки макрокосмической энергией от Трех Наичистейших, Пяти Стихий, Полярной Звезды, Большой Медведицы, Двадцати восьми созвездий и от планет. Они ставят своей целью повышение качества процессов, происходящих в микрокосме наших тел, которые соответствуют этим энергиям: улучшение здоровья, очищение Духа и, в конечном счете, — воссоединение с Истоком, с У-ци.
В глубине своего подсознания мы все еще храним память о единстве и блаженстве, которые предшествовали нашему вхождению в мир плотных вибраций земного плана. По сравнению с тем периодом, когда мы находились в своем энергетическом или духовном теле, здесь стало легче различать нашу индивидуальность, но труднее воспринимать взаимосвязь со Вселенной. Многие люди не осознают Ци и вообще забывают о духовной стороне жизни еще и потому, что энергетическое и духовное тела отличаются значительной утонченностью.
«Когда открытость У-ци обращается духом, дух обращается Ци, Ци обращается формой, форма обращается сексуальной энергией (Чин), потом сексуальная энергия обращается заботой. Забота обращается общественной деятельностью, общественная деятельность обращается величием и покорностью. Величие и покорность обращаются высоким и низким положением, высокое и низкое положение обращаются дискриминацией.
Дискриминация обращается официальным общественным положением, общественное положение обращается экипажами, экипажи обращаются особняками, особняки обращаются дворцами. Дворцы обращаются банкетными залами, банкетные залы обращаются экстравагантностью, экстравагантность обращается стяжательством, стяжательство обращается мошенничеством. Мошенничество обращается наказанием, наказание обращается сопротивлением. Сопротивление обращается вооружением, вооружение обращается борьбой и грабежом, борьба и грабеж обращаются крушением и разрушением».
Конечной целью даосской практики является возврат к нашему изначальному состоянию — к истоку, к У-ци. Одним из путей возвращения к У-ци является практика Внутренней Алхимии. Даосская Внутренняя Алхимия начинается с открытия и очищения энергетических каналов тела с помощью Микрокосмической Орбитальной Медитации, Цигун Железной Рубашки и Исцеляющей Любви. На втором этапе Внутренняя Алхимия работает непосредственно с Силами Пяти Стихий и в нашем теле и в пределах Земли, что осуществляется с помощью практик Слияния Пяти Стихий I, II и III, Тай Цзи, Питания Пяти Стихий и Ци Нэй Цан (массажа). Эти техники помогают очистить путь для более высокого уровня работы с энергетическим и духовным телами, более тонкими аспектами нашего бытия.
Внутренняя Алхимия последующих ступеней продолжает расширять наше сознание и способность осознания за пределами физического тела, выводя на безбрежье внутреннего и внешнего космоса. На более высоком уровне Исцеляющего Дао ученики начинают более сознательно работать с Силами Пяти Стихий, исходящими из Космоса.
Практики более высокого уровня включают собирание и усвоение энергий из различных источников Вселенной, которые поступают через энергетическое и духовное тела.
Важно также понимать, что, занимаясь такими практиками повышенного уровня, как Высшая Кан и Ли, мы используем Воду и Огонь для постепенного уничтожения произвольных границ между эго и сознанием в своем внутреннем мире и во внешнем пространстве. Мы отправляемся к самым дальним пределам Вселенной для того, чтобы возвратиться в центр своего собственного Дан-Тянь.
У-ци находится вне пределов времени и пространства, так что для нас, практиков даосизма, «возвратиться к У-ци» означает расширить свое сознание и опустошить себя. Мы должны позволить уйти жестким ограничивающим концепциям ньютоновской физики и осознать, что мы и есть Вселенная. Подобный скачок нелегок! Поколения даосских мастеров отрабатывали и совершенствовали простейшие и безопаснейшие подходы, потому что понять У-ци сразу, в один прием, невозможно, путешествие обязательно совершается в несколько этапов.