Пользовательский поиск

Инстинкты и характеристики зрелости

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.

Продолжение ниже

Психотехники для развития сексуальности

Эта психотехника предназначена для формирования полной самоидентификации сексуальным партнером самого себя на уровне животных инстинктов. Цель: создать полноценное самоощущение собственного тела как живого, страстного, восприимчивого, эмоционального на уровне инстинктов....

Читать дальше...

всё на эту тему


Предыдущая статья: Потребности и самовыражение

В вопросах возрастной периодизации я опираюсь на материал, разработанный Дж. Стивенсоном, как на более приемлемый для меня.

Возраст трёх с половиной лет это — зрелость «малыша, делающего свои первые шаги». Для этой зрелости характерны следующие характеристики.

  • Мировоззрение: «я» и «другие мои», параллельная игра «Я отделён от мамы, но завишу от неё».
  • Способности: способен исследовать всё окружающее его в непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддержке людей взрослых.
  • Мысли и эмоции: абстрактное мышление не развито; эмоции сильные, ярко выраженные; дети этой зрелости способны распознавать элементарные противопоставления, такие, как «да» и «нет», «хорошее» и «плохое», «чёрное» и «белое». В этом возрасте начинается личностная, а затем и половая идентификации. Успешность осуществления этих процессов во многом зависит от освоения ребёнком категории контрастов. Таким образом, передо мной возникла задача — переживание ребёнком различных контрастных ощущений.
  • Акцептирование внимания: проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих: изучение правил поведения, проверка их на прочность. Отсюда, возникла задача — строгое соблюдение правил, обозначение границ.
  • Деятельность: копирует отца и мать, учится говорить; подражая им, играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями (другими значимыми взрослыми). В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.
  • Ценности: представление о ценности как таковой отсутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом.
  • Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Непрестанно смотрят на окружающие их авторитеты, копируя соблюдение ими норм и правил поведения.

Кроме того, организуя совместную деятельность, нельзя было не учитывать ведущий базовый инстинкт в структуре личности ребёнка. Концепцию инстинктов разработал В. И. Гарбузов — психоневролог, психолог, профессор кафедры психотерапии, автор многих книг и научных статей, касающихся этиопатогенеза, клиники, диагностики и терапии психосоматических заболеваний и неврозов.

Он выделяет семь инстинктов человека:

  1. самосохранения,
  2. продолжения рода,
  3. альтруизма,
  4. исследования,
  5. доминирования,
  6. свободы,
  7. сохранения достоинства.

Инстинкты человека проявляют себя через неосознаваемую сферу психики, где царствуют в самых её глубинах, образуя первый слой содержания бессознательного.

Степень выраженности каждого из инстинктов у различных людей различна. Один из инстинктов доминирует. Доминирующий инстинкт, а им может быть любой из семи, определяет предпосылки врождённого призвания человека, тенденции основной, доминирующей ценности в его смысле жизни. Речь идёт о чрезвычайно важном обстоятельстве. Есть врождённое призвание человека, и тот, кто не реализует его неизбежно впадает в психосоматическую дезадаптацию.

В своей работе с детьми (по возможности) я стараюсь учитывать ведущие инстинкты. Это помогает мне расставлять правильные акценты при организации совместной деятельности. И, как показали мои наблюдения, ведущим в структуре личности Саши был исследовательский инстинкт. Потребности в познании и новизне для мальчика оказались самыми сильными, самыми насущными. И это стало для меня одним из отправных моментов нашей работы. Только ситуации исследования могли обеспечить интерес мальчика к миру вообще и ко мне в частности. Только удовлетворяя, насыщая эту потребность в новом знании можно было сохранить доверие Саши и вызвать его активный интерес к жизни, к происходящему «здесь и сейчас».

При анализе вышеприведенного материала, выяснилось, что передо мной стоят следующие ЗАДАЧИ:

  1. вызвать доверие друг к другу в совместной деятельности;
  2. вызвать интерес друг к другу в совместной деятельности;
  3. вызвать у ребёнка желание смотреть в глаза взрослому при общении с ним;
  4. вызвать у ребёнка желание откликаться на зов взрослого;
  5. научить ребёнка произвольно концентрировать и направлять взгляд в нужное место, выделять единичный предмет из окружающего пространства;
  6. обеспечить ребёнку переживание различных, положительных эмоций;
  7. развивать телесность: обеспечить переживание многообразных непосредственных ощущений; научить контролировать движения; развивать тонкую моторику лицевых мышц и глаз;
  8. обеспечить переживание «слаженности действий во времени»;
  9. обеспечить переживание планирования и порядка;
  10. обеспечить ритмизацию тела, освоение ритма телом;
  11. обеспечить ритмизацию текста;
  12. наполнить обучающую среду танцевальным, песенным и инструментальным музицированием;
  13. инициировать активное, свободно организованное самовыражение;
  14. стимулировать поисковую активность;
  15. обеспечить ребёнку переживание различных, контрастных ощущений;
  16. обеспечить строгое соблюдение правил, обозначение границ.

При выполнении поставленных задач необходимо было руководствоваться следующими принципами:

  • «идти от ребёнка», всю работу строить, исходя из его потребностей;
  • учитывать законы развития;
  • предоставлять учебно-воспитательный материал, располагая его «от простого к сложному».
Следующая статья: С чего мы начали, и что мы делали



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.




nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".