В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.
Продолжение ниже ⇓
Предыдущая статья: Потребности и самовыражение
В вопросах возрастной периодизации я опираюсь на материал, разработанный Дж. Стивенсоном, как на более приемлемый для меня.
Возраст трёх с половиной лет это — зрелость «малыша, делающего свои первые шаги». Для этой зрелости характерны следующие характеристики.
- Мировоззрение: «я» и «другие мои», параллельная игра «Я отделён от мамы, но завишу от неё».
- Способности: способен исследовать всё окружающее его в непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддержке людей взрослых.
- Мысли и эмоции: абстрактное мышление не развито; эмоции сильные, ярко выраженные; дети этой зрелости способны распознавать элементарные противопоставления, такие, как «да» и «нет», «хорошее» и «плохое», «чёрное» и «белое». В этом возрасте начинается личностная, а затем и половая идентификации. Успешность осуществления этих процессов во многом зависит от освоения ребёнком категории контрастов. Таким образом, передо мной возникла задача — переживание ребёнком различных контрастных ощущений.
- Акцептирование внимания: проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих: изучение правил поведения, проверка их на прочность. Отсюда, возникла задача — строгое соблюдение правил, обозначение границ.
- Деятельность: копирует отца и мать, учится говорить; подражая им, играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями (другими значимыми взрослыми). В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.
- Ценности: представление о ценности как таковой отсутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом.
- Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Непрестанно смотрят на окружающие их авторитеты, копируя соблюдение ими норм и правил поведения.
Кроме того, организуя совместную деятельность, нельзя было не учитывать ведущий базовый инстинкт в структуре личности ребёнка. Концепцию инстинктов разработал В. И. Гарбузов — психоневролог, психолог, профессор кафедры психотерапии, автор многих книг и научных статей, касающихся этиопатогенеза, клиники, диагностики и терапии психосоматических заболеваний и неврозов.
Он выделяет семь инстинктов человека:
- самосохранения,
- продолжения рода,
- альтруизма,
- исследования,
- доминирования,
- свободы,
- сохранения достоинства.
Инстинкты человека проявляют себя через неосознаваемую сферу психики, где царствуют в самых её глубинах, образуя первый слой содержания бессознательного.
Степень выраженности каждого из инстинктов у различных людей различна. Один из инстинктов доминирует. Доминирующий инстинкт, а им может быть любой из семи, определяет предпосылки врождённого призвания человека, тенденции основной, доминирующей ценности в его смысле жизни. Речь идёт о чрезвычайно важном обстоятельстве. Есть врождённое призвание человека, и тот, кто не реализует его неизбежно впадает в психосоматическую дезадаптацию.
В своей работе с детьми (по возможности) я стараюсь учитывать ведущие инстинкты. Это помогает мне расставлять правильные акценты при организации совместной деятельности. И, как показали мои наблюдения, ведущим в структуре личности Саши был исследовательский инстинкт. Потребности в познании и новизне для мальчика оказались самыми сильными, самыми насущными. И это стало для меня одним из отправных моментов нашей работы. Только ситуации исследования могли обеспечить интерес мальчика к миру вообще и ко мне в частности. Только удовлетворяя, насыщая эту потребность в новом знании можно было сохранить доверие Саши и вызвать его активный интерес к жизни, к происходящему «здесь и сейчас».
При анализе вышеприведенного материала, выяснилось, что передо мной стоят следующие ЗАДАЧИ:
- вызвать доверие друг к другу в совместной деятельности;
- вызвать интерес друг к другу в совместной деятельности;
- вызвать у ребёнка желание смотреть в глаза взрослому при общении с ним;
- вызвать у ребёнка желание откликаться на зов взрослого;
- научить ребёнка произвольно концентрировать и направлять взгляд в нужное место, выделять единичный предмет из окружающего пространства;
- обеспечить ребёнку переживание различных, положительных эмоций;
- развивать телесность: обеспечить переживание многообразных непосредственных ощущений; научить контролировать движения; развивать тонкую моторику лицевых мышц и глаз;
- обеспечить переживание «слаженности действий во времени»;
- обеспечить переживание планирования и порядка;
- обеспечить ритмизацию тела, освоение ритма телом;
- обеспечить ритмизацию текста;
- наполнить обучающую среду танцевальным, песенным и инструментальным музицированием;
- инициировать активное, свободно организованное самовыражение;
- стимулировать поисковую активность;
- обеспечить ребёнку переживание различных, контрастных ощущений;
- обеспечить строгое соблюдение правил, обозначение границ.
При выполнении поставленных задач необходимо было руководствоваться следующими принципами:
- «идти от ребёнка», всю работу строить, исходя из его потребностей;
- учитывать законы развития;
- предоставлять учебно-воспитательный материал, располагая его «от простого к сложному».
Следующая статья: С чего мы начали, и что мы делали
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.