Пользовательский поиск

Потребности и самовыражение

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.

Продолжение ниже

Считывание с тела: о чем говорит каждая линия

... осознанная энергия . Глубокая «вдавленная» линия — блокированная энергия . Линия без вдавленности — исцеление . Правая нога — самовыражение . Левая нога — окружение . Чтение по ступне Одна из самых полных систем распознавания состояния тела — это система чтения ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Предыдущая статья: Среда

Поступающую извне информацию организм «процеживает» через «сито» актуальных потребностей.

Известный русский учёный, академик, наш современник П. В. Симонов определяет потребность как «избирательную зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития; источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире». Симонов настаивает на том, что потребности регулируют поведение человека. Он разработал потребностно-информационную теорию организации поведения человека.

Поведение Симонов рассматривает «как форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность». Удовлетворение или не удовлетворение потребности сопровождается (обслуживается) эмоциями.

Эмоцию, в свою очередь, он определяет как «отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Мотивацию, в связи с этим, Симонов рассматривает как «физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению». Он называет мотивацию «опредмеченной потребностью».

Необходимо отличать потребность от эго-влечения. Потребность — это понятие биологической необходимости и достаточности. Тогда как понятие эго-влечения включает компонент психологической зависимости от потребности (ее удовлетворения), когда на потребность одной группы (например, потребность в пище) возлагается несвойственная ей функция (например, психологической защиты). Эго-влечение, или страсть, есть потребность доставлять себе удовольствие (человек возлюбил себя). Стремление удовлетворять потребность так, чтобы получить дополнительное удовольствие, так сказать сверхприбыль, чем-то напоминает воровство. Не просто насытить чрево, удовлетворив голод, но насытить его вкусненько, изысканно, необычными и недоступными для других продуктами — «знай наших» — чтобы потом, при случае вскользь упомянуть об этом в «нужном месте» и «в нужное время». Другими словами, на уровне биологических потребностей постараться заглушить (но не удовлетворить) «голод по признанию» (потребности социальной группы), «голод по красоте», «голод по новизне» (потребности идеальной группы) и т. д.

Исходными, самостоятельными по происхождению и базисными по своим характеристикам, П. В. Симонов определил три группы потребностей.

Первая группа — биологические потребности, «призванные обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе»; здесь же — «и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий путь к достижению своих целей».

Вторая группа — потребности социальные «в узком и собственном смысле слова» (поскольку социально опосредованы все побуждения человека). Включают потребность принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.

Многообразие социальных потребностей делится на две основные разновидности: на потребности «для себя», осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права, и «для других», осознаваемые субъектом как обязанности. Исторически детерминированное соотношение прав и обязанностей получает отражение в сознании субъекта в качестве понятия о справедливости, весьма различного у представителей той или иной общественной группы. Потребности «для себя» и «для других» образуют сложнейший диалектически противоречивый сплав. С одной стороны, если человек может любить только других, он вообще не способен любить, но, с другой — человек ощущает смысл и цель собственной жизни, когда сознает, что нужен другим. В последнем случае деятельность для других оборачивается деятельностью для себя. Не случайно самым счастливым опыт превозносит того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Эрик Берн, известный американский психиатр, анализируя процесс общения между людьми, отмечал, что «без физического контакта с другими людьми младенцы отстают в развитии и могут даже погибнуть». Более того, экспериментальные наблюдения над взрослыми людьми позволяют ему говорить о том, «что сенсорная депривация может стать причиной временных психических нарушений или психоза. Так длительное одиночное заключение вызывает страх даже у людей, способных вынести тяжелые физические наказания». Возможно, что в биологическом аспекте эмоциональная и сенсорная депривации часто влекут за собой органические изменения или создают предпосылки для их появления. Напрашивается вывод о наличии биологической цепочки, которая ведет от сенсорной и эмоциональной депривации через апатию к дегенерации и смерти. Базовый принцип теории игр заключается в следующем: любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие. Этот принцип был доказан в ходе экспериментов над крысами — физические контакты оказывали благоприятное воздействие не только на физическое и эмоциональное развитие подопытных, но даже на биохимические процессы в мозгу и сопротивляемость организма лейкемии. Важно отметить, что ласковое обращение и болезненный электрошок одинаково благотворно влияли на здоровье подопытных животных.

Эрик Берн, признанный знаток психологии человеческих взаимоотношений, опираясь на результаты своих экспериментов и ежедневных наблюдений, настаивает на том, что «сенсорный и структурный голод, как и потребность в признании, может удовлетворить только подлинная близость». Поэтому, основным условием, обеспечивающим длительное общение людей по типу не «игры», но «близости», является взаимопонимание. Счастье — это когда тебя понимают.

Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Здесь же — потребность к упорядочиванию предметов и явлений действительности. К идеальным потребностям Симонов относит и потребность в гармонии и красоте.

Все потребности в зависимости от их силы делятся на потребности сохранения и развития (потребности «нужды» и «роста» по терминологии англоязычных авторов). Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, потребности развития превышают норму.

Кроме основных потребностей, Симонов выделяет две вспомогательные. Потребность в вооруженности: мотивация компетентности, стремление к совершенствованию своих двигательных координаций, позднее трансформирующаяся в стремление к мастерству, развитию способностей, накоплению сил, средств и знаний, стремление контролировать внешнюю среду. И потребность преодоления препятствий на пути удовлетворения какой-либо иной потребности, первично инициировавшей поведение (биологической, социальной, идеальной), называемая волей.

Что касается потребностей идеальной группы, то сами собой они обычно удовлетворяются только в очень малых пределах. Эти пределы нужно расширять воспитанием, чтобы человек стал человеком.

Если организм не имеет возможности или способности удовлетворять какие-либо потребности любой из групп, он неизбежно разрушается, и тем сильнее, чем длительнее ситуация неудовлетворенности и моложе организм. Таким образом, возникает «голод по признанию» (соц. потребности), «голод по гармонии и красоте», «голод по упорядочиванию явлений и предметов действительности», «голод по новизне» (идеальные потребности).

Когда мы говорим о воспитании или об образовании, полезно помнить — эти процессы идут только при активном участии того, кого воспитывают. Ребёнок — не пустой сосуд (мешок), пассивно ждущий, когда его наполнят.

В живой системе все процессы активны, в том числе и восприятие, так как одно из основных свойств биосистемы — само-регуляция: система сама «знает», что она возьмет, что ей нужно в данный, конкретный отрезок времени по законам развития. Поэтому невозможно «наполнить» систему чем-либо, затолкать в неё что-то насильно и не сломать её при этом (заставлять ребенка работать без интереса, значит — ломать его; воспитать интерес к определенной, необходимой работе — задача и мастерство педагога).

В свою очередь взрослый, обеспечивающий ребенку доброкачественные условия развития, должен позаботиться о формировании и развитии «центров самоуправления» системой «человек». Это значит, что, прежде всего, ребёнок должен развивать способность самовыражения и потом — учиться этим самовыражением управлять, то есть учиться быть самоорганизованным. А взрослый должен не только предоставить, ему соответствующие условия для этого, но и научить его безопасному для себя и других самовыражению.

Все контакты системы с окружающим её миром регулируются при наличии «управителя». «Управитель» же действует через функции. Соответствующее развитие функции обеспечивает соответствующую работу какой-либо части системы: органа или системы органов. Работающая часть даёт системе определенное свойство. Таким образом, качество какого-либо свойства системы зависит от качества самого «управителя» и соответствующей функции, и если они не работают, или работают плохо, то и свойства либо вообще не будет, либо оно будет ущербным. Кроме того, орган сам может находиться в различных состояниях, от плохо работающего до хорошо работающего.

Саморегуляция, самоорганизация организма возможна только при хорошей работе «управителя», то есть тех мозговых центров, которые обеспечивают самостоятельную активность ребёнка, его активное, свободно организованное самовыражение. Хорошая работа «управителя» в свою очередь зависит от поисковой активности и заинтересованного внимания.

Воспитатели будут работать биологически грамотно, если прежде и наряду с другими мероприятиями будут развивать способности ребенка к самоорганизации и адекватному самовыражению. А это возможно только в самостоятельной деятельности ребенка. От способности ребенка к самоорганизации зависит саморегуляция — важнейшее свойство системы.

Следующая статья: Инстинкты и характеристики зрелости

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.




nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".