Пользовательский поиск

Среда

В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.


Предыдущая статья: Особенности переработки информации в мозгу

На каждом временном этапе развития организм нуждается в определенном (этим этапом) количестве и качестве информационных сигналов, побуждающих его к активному развитию. Например, для грудного младенца питание исчерпывается грудным молоком; только после года допустима взрослая пища, и то с определенными ограничениями. Социальные контакты грудничка ограничиваются родственными связями; идеальные потребности самые скромные: достаточно колыбельных песен мамы, ритмических потешек и гуления. Однако уже ранний дошкольный возраст нуждается в расширении по всем направлениям: в большем разнообразии пищи, социальных контактах (обязательно — еще непродолжительное — общение со сверстниками), в большем потоке разнообразных впечатлений о мире.

Необходимо помнить, что дети уже при рождении обладают способностью к первичной категоризации. Генетическая память хранит возможные образцы не только моделей воспитания, приводящих к жизненному успеху или краху, но и предметов и способов удовлетворения базовых потребностей. Поэтому внимание человека активно и избирательно, оно зависит от степени его психофизиологической зрелости. Из всего многообразия жизненных предложений человекребёнок в том числе) выбирает только то, что ему необходимо на данной ступени развития, отвергая и просто не замечая всё остальное. Доказано, что некоторые особенности окружающей обстановки вызывают у животных адаптивную реакцию — нередко даже без соответствующего прошлого опыта. Своим поведением они реагируют на определённые знаковые стимулы, на которые их сенсорные системы уже «настроены» в процессе эволюции. Чтобы такие адаптивные реакции были возможны, животные должны быть снабжены сенсорными устройствами, приспособленными для восприятия соответствующих стимулов, и системами переработки информации, программирующими нужную реакцию. Тинберген назвал такие перцептивные устройства «врождёнными пусковыми механизмами», а Лоренц — «врождёнными моделями». Стоит, например, проиграть новорождённому младенцу магнитную запись плача, как разревётся и он сам. Проигрывание с той же громкостью других звуков плача не вызывает. Например, грудничок не отреагирует на «половой» запах взрослого, но запах грудного молока он моментально выделит из множества других. Потому что молоко — это то, что ему сейчас нужнее всего для достижения им жизненного успеха. Тогда как половозрелый взрослый может пропустить мимо своего внимания запах грудного молока, как маловажный, и отреагировать на «половой» запах человека. Работу этих механизмов можно наблюдать на домашних животных. Например, на щенках собак. Слепые щенята не реагируют на запах мяса или рыбы. Но вот щенки подросли, и настаёт момент, когда впервые унюханный запах свежего мяса приводит щенят в дикое возбуждение. И это всё — примеры общебиологического закона.

Если в окружающем ребёнка пространстве нет того, что нужно для его развития именно сейчас, он попытается поискать приспособительные варианты замены. Например, когда к малышу редко прикасаются, поглаживают и покачивают его (без чего он не может нормально жить и развиваться), он сам начинает себя трогать, обнимать руками и покачиваться. Другим приспособительным механизмом может быть то, что ребёнок, не находя необходимого в ближайшем окружении, в ответ на неблагоприятную ситуацию, «закроется», перестанет доверять взрослым: слышать их слова, смотреть им в глаза и т. д.

В своей работе мне приходилось не раз видеть «закрывшихся» детей. Закрывшихся от поступления извне несвоевременной, ненужной или даже враждебной информации. Часто ребёнку в «процессе разворачивания его возможностей в пространстве жизни» (по меткому выражению В.И. Гарбузова) приходится сталкиваться с ситуациями ограничения свободы исследовательской деятельности в рамках безопасности и в условиях защищенности. Активное стремление делать самому то, что интересно (т.е. по потребностям развития), подавляется. В таких случаях упорство ребёнка в реализации своей «программы» воспринимается взрослыми как агрессия или упрямство.

В свою очередь состояние «закрытости» тормозит любое развитие. Для своего «успешного разворачивания в пространстве жизни», для реализации своих жизненных программ ребёнок (и человек вообще) нуждается в информационном обмене со средой. Поэтому, жизнь определяется современной наукой как обмен веществ, энергии и информации. Соответственно живой системой можно назвать ту и только ту, которая имеет возможность и способность обмениваться со средой веществом, энергией и информацией. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает вещество, энергия и информация из окружающей среды, со всеми, вытекающими отсюда последствиями.

Все живые системы являются открытыми. Другими словами, они поддерживают стационарное состояние некоторых переменных и препятствуют увеличению энтропии посредством регуляции на входах и выходах. Живые системы на всех уровнях перерабатывают как энергию, так и информацию, которые всегда сопутствуют друг другу. Например, с пищей в организм поступает не только энергия, но и информация, заключенная в молекулярной структуре входящих в состав пищи веществ, а типичная, казалось бы, передача информации — передача кодированных словесных сообщений — осуществляется с помощью энергии звуковых волн.

В книге «Начала кибернетики» А. Я. Лернера читаем:

«Классическое представление о мире, состоящем из материи и энергии, должно было уступить место представлению о мире, состоящем из трех составляющих: энергии, материи и информации ибо без информации немыслимы организованные системы, а наблюдаемые в природе живые организмы (и созданные человеком управляемые системы) представляют собой организованные системы. Более того, эти системы сохраняют свою организованность со временем, не растрачивая ее, как следовало бы из второго принципа термодинамики. Единственно возможным материалистическим объяснением факта сохранения организованности является непрерывное извлечение из внешнего мира потока информации о происходящих в нем явлениях, о процессах, происходящих в самих системах».

Из вышеприведённого материала следует, что внимание педагога к информационной наполненности обучающей среды должно быть самым, что ни на есть, пристальным.

Как известно, наследственная информация реализуется в фенотипе в строгой зависимости от условий проживания организма. Выдающийся русский физиолог, основоположник объективной психологии И. М. Сеченов по этому поводу высказывался довольно категорично:

«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, и поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело — не имеют ни малейшего смысла».

Известны работы сотрудников лаборатории И. А. Аршавского (Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова), доказывающие, что среда начинает влиять на рост и развитие организма сразу же после образования зиготы в материнском организме.

«Наши исследования позволили заключить, что во все возрастные периоды, начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его функции адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической среде, с которой он должен взаимодействовать».

В целях успешного взаимодействия со средой растущий организм «заинтересован» получать как можно больше нужной информации, являющейся импульсом к дальнейшему «продвижению», «разворачиванию его возможностей в пространстве жизни».

Таким образом, по отношению к ребёнку среда по критерию наполненности (выраженности) может быть информационно избыточной, информационно достаточной, информационно недостаточной, информационно ложной, информационно враждебной. Последние три возможности часто бывают причиной определенных дезадаптаций и патологии развития.

В психологии существует специальный термин, обозначающий состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной психологической потребности — депривация. Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная, или аффективная, социальная и сенсорная. По степени выраженности депривация может быть полной и частичной. Кроме того, говорят ещё о депривационной ситуации — это такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.

Удовлетворение любой потребности зависит от двух причин. С одной стороны, человек должен иметь то, чем можно удовлетворить потребность. С другой — он должен уметь воспользоваться этим тем, чем можно удовлетворить потребность.

Когда мы говорим об информационной наполненности среды, мы говорим о необходимости «иметь». Когда же мы говорим о депривации, мы говорим о необходимости и «иметь», и «уметь».

Итак, одна и та же среда для разных возрастных периодов может быть — по количеству и качеству сигналов, значимых для сохранения стабильности биосистемы и ее развития — либо достаточной, либо недостаточной, либо избыточной. Понятно, что в этих случаях возможности развития варьируются от нормы до патологии. Причём, окружающее пространство для человека значимо по трём составляющим: физической, социальной и идеальной (пространство культуры). Здесь полезно вспомнить, что современная наука определяет феномен человека следующим образом:

«С точки зрения теории информации, человек есть существо, обладающее двумя видами памяти: с одной стороны, консервативной памятью, присущей всем живым существам и представляющей наследственную программу в генах, передаваемую в череде поколений через половые клетки; с другой стороны, коллективной памятью популяции, тоже передаваемой в чреде поколений, но по каналам обучения с использованием письма, речи и т. д.»

Отсюда следует, что, строго говоря, развитие ребёнка вне соответствующего культурного поля невозможно.

Все множество характеристик среды по значимости для человека можно выделить в три основные группы: гео-биоклиматическую, социальную и идеальную.

Под социальной составляющей среды мы будем понимать наличие, количество и качество социальных связей:

  • родственных: я — отец, я — мать, я — дедушка, я — бабушка, я — тетя, я — дядя, я — брат, я — сестра и т. д.;
  • дружеских: я — друг одного со мною пола, я — друг противоположного со мною пола, я — друг старше меня, я — друг моложе меня, я — друг ровесник, я — друг одного со мною пола моложе меня и т. д.;
  • профессиональных: контактов, связанных с продуктивной совместной деятельностью различного содержания.

Под идеальной составляющей среды мы будем понимать множество характеристик речевого, музыкально-ритмического, эстетико-художественного, мировоззренческого и этического окружения человека. В человеческой истории не было таких сообществ, которые искусственно не создавали бы культурную среду своего обитания. Среди существующих ныне (и существовавших ранее) народов не было и нет таких, которые не обладали бы опытом песенного, танцевального, инструментального музицирования, художественно-прикладного творчества, правил поведения и норм общежития.

Отсюда следовало, что если я хотела добиться успеха в работе с Сашей, я должна была наполнить обучающую среду танцевальным, песенным и инструментальным музицированием. 

Следующая статья: Потребности и самовыражение




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".