В этом цикле статей Потехина Татьяна рассказывает о том, как знания, полученные на семинарах, помогли ей решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у мальчика трех с половиной лет.
Продолжение ниже ⇓
Прежде всего, необходимо отметить, что свою профессиональную судьбу я связывала не с музыкальной педагогикой, а с наукой. Я окончила Новосибирский государственный университет по специальности «биология» со специализацией «физиология человека и животных». Но, по семейным обстоятельствам мне пришлось уйти из научно-исследовательского института, сменив профессию. Я стала музыкальным руководителем в детском саду.
Профессиональную деятельность можно изменить, но заставить «замолчать» свои «физиологические» мозги мне не удалось. Поэтому, все проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, с которыми сталкивалась в своей работе, я пыталась понять и решить с точки зрения нормальной психофизиологии.
Одновременно с этим я изучала различные направления развития педагогической мысли. Таким образом, мне посчастливилось познакомиться с педагогической концепцией, разработанной Карлом Орфом (Carl Orff) и его последователями. В течение многих лет я посещала семинары по темам «Музыкальное и танцевальное образование: Орф-Шульверк» (Music and dance education: Orff-Schulwerk).
Co временем я поняла, что музыкальное воспитание именно в рамках этой педагогической концепции с наибольшей успешностью, с наибольшей результативностью обеспечивает детям нормальное психофизиологическое развитие.
Здесь следует перечислить основные черты педагогической концепции Карла Орфа, как я их понимаю.
- Активная самостоятельная деятельность ребёнка, желание и способность к риску. «Вас не заметили потому, что вы не очень ярко показали себя. Учите детей рисковать... риск провоцирует человека на поиск «своих крыльев», — проф., доктор Ульрика Юнгмайер (из лекции на московских сессиях 2003 г.). Сначала «вас не заметили» в игре, потом вас «не заметят» в жизни, жизнь «не заметит» Вас. А это уж слишком... «Когда я рискую с вами, в вас что-то вырастает; если я не рискую, в вас ничто не вырастает», — проф. Леонардо Ривейро (лекции, Москва, 2003 г.).
- Процесс обучения происходит через исследовательскую активность ребёнка в игровой форме. «Позвольте ребёнку ошибаться. Дайте ему время поэкспериментировать, чтобы он мог услышать себя. Не спешите: дети должны сами открыть нечто, сами пройти этот путь», — учил нас Леонардо Ривейро (лекции, Москва, 2003-2005 гг.). Высказывание проф. Орф-института Райнхольда Вир-шинга на семинаре в Варне (2002 г.) ещё более усиливает эту мысль: «Кто не ошибается, тот не делает музыку». Педагогам-музыкантам всех специальностей следует запомнить эту мысль в качестве эпиграфа своей музыкально-педагогической деятельности».
- Развитие творческой фантазии, креативность. «Активизировать ребёнка на собственное мышление», — У. Юнгмайер (Москва. 2003-2005 гг.). Барбара Хазельбах, проф. Орф-института: «Нужно избегать ситуаций, когда дети только имитируют педагога. Нельзя многократным повторением добиваться от детей идеального исполнения. Рождение нового важнее любого тренинга... Множество репетиций убивает интерес» (лекции, Москва, 2004 г.). Способность и желание творчества приближают нас к Богу; делают человека собственно человеком, выделяют его из всего многообразия жизни.
- Движения тела есть основа познания, основа научения. «Понять можно только то, что пропустил через своё тело», — эта мысль так или иначе представлена на семинарах всех Орф-педагогов, которых мне посчастливилось слышать, чью работу мне посчастливилось видеть и проверить на себе истинность этого положения.
- Соединение музыки, движения и слова. На московских сессиях проф. Ульрика Юнгмайер учила нас: «Речь выражает внутренние ритмы человека. Общаясь, люди входят в общий ритм. Танец тоже выражает внутреннее движение, подчиняя танцующих общему ритму. Поэтому он выполняет объединяющую функцию».
- Элементарное музицирование на различных инструментах и предметах; конструирование и самостоятельное изготовление музыкальных инструментов. «Простые музыкальные инструменты нужны для более яркого проявления внутренних импульсов тела», — из лекций проф. У. Юнгмайер на московских сессиях.
- Внимание педагога к личности и индивидуальному темпу развития ученика.
- Гибкие формы общения внутри группы, коммуникативность.
- Учитель на уроке не доминирует, но подчиняется основному правилу — учиться с другом, учиться друг у друга. «Наша ошибка в том, что мы используем результат, найденный Орфом. Мы должны организовать свой поиск в направлении музыкального и двигательного самовыражения», — У. Юнгмайер, (лекции, Москва, 2003 г.). «Я должна сама быть творчески горящей, мне должно нравиться то, что я делаю... Дети должны учиться у детей», — проф. Б. Хазельбах (лекции, Москва, 2004 г.). На вопрос «как вы добиваетесь дисциплины на уроках?» Кристиана Виблиц ответила: «Своим серьёзным, ответственным отношением к уроку, ко всему, что мы делаем. Своим интересом к материалу, который я предлагаю детям».
Именно эти принципы как нельзя лучше подходят для коррекционной работы, как нельзя лучше соответствуют законам психофизиологического развития ребёнка.
Прежде, чем я встретилась с Сашей, у меня уже был определённый опыт решения задач психофизиологического развития средствами элементарного музицирования и ритмического самовыражения. На опыте собственного тела и опыте моих друзей по Орф-семинарам я убедилась в терапевтическом эффекте свободного самовыражения, активной, организованной музыкой и ритмом, деятельности. Только потому, что на Орф-семинарах меня научили прежде всего пропускать через свои ощущения, постигать своим телом всё, что потом будет предложено мною детям для работы на уроках, я поняла, что движения тела действительно основа познания и научения. Буквально каждое свойство организма, каждая его физиологическая и психическая функция имеют телесную составляющую, начинают своё развитие с большого движения всего тела. Невозможно понять нечто, если только наблюдать его со стороны. Повторяя движения этого нечто, можно узнать, что оно чувствует; пережив, испытав его ощущения, проникнуть в мир (настрой) его души.
В отечественной научной литературе я нашла подтверждение всем перечисленным принципам Орф-педагогики, но, к большому моему сожалению, педагогическая практика, существующая в нашей стране, ещё очень далека от того, чтобы действительно понять и принять это
знание. Создаётся впечатление, что в нашей стране достижения науки и педагогической мысли никак не могут встретиться с педагогической практикой.
© Авторы и рецензенты:
редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.