Пользовательский поиск

Мануальная терапия и краниосакральная терапия

Вы можете не знать этого, но ваша голова расширяется прямо сей­час. Зато в следующие несколько секунд она будет сжиматься. Если же сейчас она уже сжата, то через несколько мгновений снова нач­нет расширяться.


Вы не заметите этих перемен, глядя на себя в зеркало, и у вас есть все шансы не думать о них на протяжении всей жизни. И вы никогда не увидите ничего подобного в ночных кошмарах. Может быть.

Но если вы когда-нибудь страдали от мигрени, дисфункций височно-нижнечелюстного сустава, звона в ушах, дислексии, депрес­сии и многих других хронических заболеваний, тогда тот факт, что ваша голова расширяется и сокращается с частотой 8-12 раз в ми­нуту, может стать для вас крайне важным.

В действительности подобное знание в сочетании с квалифици­рованной работой мануального терапевта, то есть непосредственно краниосакральная терапия, может принести истинное облегчение при подобных расстройствах. Не правда ли, это стоит хорошего сна.

Черепное дыхание

Специалисты краниосакральной терапии оказывают легкое воз­действие на кости черепа, а также взаимодействуют с амортизиру­ющим слоем внутри полости черепа и спинномозговой жидкостью, которая омывает и защищает головной и спинной мозг от черепа до крестца.

Когда сокращаются ваши икроножные мышцы, активизируется движение крови от нижних конечностей к сердцу. Точно так же, как полагают специалисты в области краниосакральной терапии, микро­движения костей черепа усиливают циркуляцию спинномозговой жид­кости вокруг головного мозга и вдоль спинного мозга – от черепа к крестцу. Это создает особый, едва уловимый ритм.

Кроме того, краниосакральные терапевты предполагают, что все шишки (ушибы, раны и т. п.), которые валились на вашу голову в те­чение всей жизни – начиная с момента рождения, могли пагубно повлиять на положение некоторых костей черепа, что способствова­ло их обездвиживанию или изменению степени и направления под­вижности.

С помощью мягкого воздействия на кости черепа и швы (волок­нистые соединения, скрепляющие кости черепа), краниосакральные терапевты пытаются откорректировать их положение таким образом, чтобы они двигались в гармонии друг с другом, позволяя спинномоз­говой жидкости циркулировать свободно. Во время данной процеду­ры врач также снимет напряжение, возникающее в амортизирующем слое вокруг головного мозга и вдоль позвоночного столба.

Вот как это объясняет Джим Эшер, сотрудник Института мозга штата Колорадо (Colorado Cranial Institute): «Мы заставляем жидкость двигаться, восстанавливаем баланс жидкостей, растягиваем мембраны и иногда возвращаем утраченный баланс костным структурам».

Почему эти манипуляции дают настолько хорошие результаты, до сих пор отчасти остается невыясненным. «Я не могу ответить на вопросы, который начинаются словами «что именно» или «почему конкретно», – говорит Джон Апледжер, доктор остеопатии, преподаватель краниосакральной терапии и директор Института Аплед­жера в Палм-Бич.

«В некоторых случаях процедура может усилить циркуляцию спинномозговой жидкости, – объясняет он, – но более значимой целью для нас является мобилизация всей системы. В первую оче­редь мы хотим видеть, что система работает согласованно и ее работа нигде не встречает противодействия. Благотворный эффект от этих действий распространяется очень далеко. Например, в вашем случае он может выражаться в том, что вы избавитесь от хронической боли в левой ноге».

Созданные, чтобы двигаться

Краниосакральная терапия зарождалась как ответвление остео­патии. Однако неспособность специалистов в данной области точно объяснить, как и почему работают их техники, негативно повлияли на популярность всего направления. Но кроме «таинственной природы» исцеляющих сил, существует другая, более веская причина того, что вы, вероятно, никогда раньше не слышали о краниосакральной терапии.

Как уже было отмечено, краниосакральные терапевты полагают, что кости черепа созданы для того, чтобы двигаться; соответственно, они используют свои техники «деликатного наложения рук», чтобы активизировать и синхронизировать это движение. Однако «Анато­мия» Грэя (своего рода книга книг – библия – среди всего разно­образия пособий по анатомии) так же, как и многие другие учебники, утверждает, что кости черепа неподвижны. Многие врачи согласны с данным утверждением и намекают, что любая терапия, опирающаяся на постулат о подвижности черепа, это чистой воды абсурд.

В свою очередь, массажисты, остеопаты, а также врачи, практикую­щие краниосакральную терапию, не согласны с общепринятой точкой зрения. При этом они опираются на учение Уильяма Г. Сазерленда, врача-остеопата, практиковавшего на рубеже веков, чьи предположения о под­вижности черепных швов и существовании краниальной подвижности только недавно стали предметом серьезного научного изучения.

Доктор Сазерленд полагал, что кости черепа двигаются в ответ на выработку телом цереброспинальной жидкости, поступающей в желудочки головного мозга. Он выдвинул теорию, согласно которой желудочки мозга пульсируют, исторгая из себя цереброспинальную жидкость; при этом увеличивается гидравлическое давление внутри черепа, заставляя его (череп) расширяться.

Доктор Сазерленд размышлял над тем, что могло бы произойти, если бы окружающие мозг кости черепа действительно были лише­ны возможности двигаться, и решился провести эксперимент на са­мом себе. Он туго обмотал голову ремнями и не снимал этой давя­щей повязки долгое время. По его словам, первым результатом стало «немедленное изменение механизма диафрагмального дыхания». Эта внезапная перемена, которую доктор Сазерленд отметил в рисунке дыхания, убедила его в том, что краниальная дыхательная система яв­ляется «первичным респираторным механизмом» тела, а непосред­ственно дыхание – «вторичной функцией».

Идея о том, что череп изначально создан для того, чтобы в тече­ние всей жизни человека регулярно расширяться и сжиматься, а также убеждение в том, что краниосакральная система является первичной дыхательной системой организма, увы, мало способствовали тому, чтобы доктор Сазерленд был признан медицинским светилом свое­го времени. Тем не менее, в своей работе он получил поразительные результаты, которые детально описал в небольшой книге The Cranial Bowl («Черепная чаша»). В нее он включил и многочисленные вы­писки из реальных историй болезни.

Недавно команда ученых, в которую входят остеопаты, анатомы, биофизики и другие специалисты из отдела биомеханики Колледжа остеопатической медицины Мичиганского государственного меди­цинского университета (Michigan State University`s College of Osteopathic) энергично взялась за изучение наследия доктора Сазерлен­да, чтобы раз и навсегда убедиться в истинности или ошибочности его теории.

Доктор Апледжер являлся членом этой команды. «Департамент поставил перед нами задачу доказать его правоту или опровергнуть данную теорию, – сообщил он. – И мы начали работать». И вот каков был, по его словам, результат: «Мы обнаружили, что она име­ет под собой достаточно хорошую научную базу».

Тяжелый бой

Действительно, почти каждый, кто потрудился серьезно проанали­зировать теории доктора Сазерленда, признавал его правоту и согла­шался с тем, что нарушения краниосакрального ритма могут повлечь за собой такие заболевания, как мигрень, депрессия, церебральный паралич и многие другие.

Означает ли это, что у вас есть возможность явиться в клинику, где практикуют остеопаты, и записаться на сеанс краниосакральной терапии? Вряд ли.

Стефан Блад, доктор остеопатии, президент Краниальной акаде­мии (Cranial Academy) в Меридиане, штат Айдахо, организации, за­нимающейся продвижением идей краниосакральной терапии среди остеопатов, отмечает: «Этот метод практикуется в нашей работе, но практикуется абсолютным меньшинством из действующих в стране 24 тысяч остеопатов».

«Абсолютное меньшинство» – это очень точное определение. В Краниальной академии состоит менее трехсот членов. Как спра­ведливо отмечает доктор Блад, ей приходится вести трудную битву во имя популяризации краниосакральной терапии среди остеопатов, никогда прежде не имевших с нею дела.

Он поясняет: «Для одних она представляет трудность, посколь­ку требует овладения искусством тончайшей пальпации, которое не может быть доступно всем и каждому. Кроме того, придется тратить больше времени на работу, что не слишком выгодно для практикую­щего остеопата. За то время, которое уходит на один сеанс кранио­сакральной терапии, можно спокойно обслужить двух или трех паци­ентов, действуя обычными методами».

Доктор Апледжер соглашается: «Я записываю пациентов с 45-ми­нутным интервалом, работая краниальными методами. Мало кто из остеопатов готов проводить по 45 минут с одним пациентом».

В результате краниальная работа ведется сейчас в основном фи­зиотерапевтами и профессиональными массажистами, которые, как правило, привыкли проводить час или более с каждым клиентом и не имеют ничего против этого.

Многие студенты Ашера в Краниальном институте штата Колора­до (Colorado Cranial Institute) являются профессиональными массажи­стами, испробовавшими краниосакральную терапию на себе (как паци­енты) и желающие добавить ее к своим навыкам. « В основном, – по­ясняет Ашер, – студенты обучаются у нас четыре-пять дней, а затем самостоятельно практикуются от трех до шести месяцев».

Постепенно студенты переходят с базового уровня на средний, а затем становятся мастерами. Освоение навыков может занять от года до восемнадцати месяцев, в зависимости от индивидуальных способ­ностей и объема практики между курсами повышения квалификации. Школа Ашера существует с 1980 года.

Школа доктора Апледжера использует практически тот же формат обучения с незначительными поправками. «У нас существует четыре уровня, – говорит он. – Сперва мы устраиваем вводный семинар, по­сле которого люди отправляются на свободную практику, которая про­должается несколько месяцев. После чего они возвращаются, и мы про­водим семинар среднего уровня. После него они вновь практикуют, и им остается пройти еще два уровня – на это уходит примерно 20 дней, которым предшествуют год или полтора года усердной подготовки».

Доктор Апледжер говорит, что к нему на обучение приходят в основном образованные физиотерапевты, хиропрактики, доктора ме­дицины, и доктора остеопатии.

По подсчетам самого Апледжера, за четыре года его семинары посетили более двух тысяч человек.

И Апледжер, и Ашер согласны во мнении о том, что наиболее важное качество, которым должен обладать человек, желающий прак­тиковать краниосакральную терапию, независимо от сопутствующих обстоятельств, – это способность к тонкой пальпации (уже сложив­шийся навык или реальные предпосылки для его развития).

Острое чувство прикосновения

Дэн Матараццо практикует краниосакральную терапию послед­ние четыре года в Туссоне, штат Аризона. Он развивал свою «спо­собность пальпации» в Краниальном институте штата Колорадо. Подобно многим другим выпускникам этого заведения, он чередует краниальную работу с другими техниками. В случае Матараццо это так называемый рольфинг – техника, задействующая глубоко лежа­щие ткани тела, вполне эффективная, но создающая дискомфорт для некоторых пациентов.

Сам Матараццо говорит, что краниосакральная терапия может быть весьма полезной для пациентов, которые страдают от застен­чивости и неспособны расслабиться во время сеанса обычного мас­сажа.

«Краниальную работу можно провести, даже если пациент пол­ностью одет, – объясняет он. – С другой стороны, техники напо­добие рольфинга подразумевают прямое воздействие на тело, поэто­му пациент должен раздеться до нижнего белья. Некоторые люди к этому не готовы. Когда это возможно, я использую вместо рольфинга краниальные техники и нахожу их вполне эффективными».

Весьма оправданно применение краниосакральной терапии в слу­чае дисфункции сустава нижней челюсти, сопровождающейся болевым синдромом. Как отмечает доктор Матараццо: «Я выявляю множество случаев, когда проблемы, изначально затрагивающие затылочную и височные кости, порождают проблемы с нижней челюстью».

Как и большинство краниосакральных терапевтов, Матараццо ис­пользует свое острое осязаниечувство прикосновения»), чтобы выявить проблемы всего организма, даже если при этом его руки не покидают головы пациента. «Я осматривал многих людей, которые имели проблемы в области затылка, но при этом жаловались на дис­комфорт или боли в области таза. Существует вполне реальная связь между затылком и крестцом. Вполне можно выяснить, что происходит у вас с органами таза, ориентируясь на то, в каком положении нахо­дится ваша затылочная кость».

Неудивительно, что Матараццо считает, что головные боли про­ще всего победить с помощью краниосакральной терапии. «Самые сложные случаи – это застарелые травмы, с которыми пациент дав­но свыкся, и те, на которые он в свое время вообще не обратил вни­мания», – говорит он.

Как и Матараццо, Тереза Пирс практикует краниосакральную те­рапию и рольфинг. Однако, в отличие от Матараццо, этот терапевт из штата Мичиган никогда не совмещает обе техники при лечении одного пациента.

«Большинство из тех, кто приходит на сеансы краниосакральной терапии, жалуются на стресс, хроническую головную боль или боль в области шеи, – говорит она. – Они относятся к тому типу людей, кто никак не может расслабиться и по-настоящему отдохнуть».

Пирс также признает, что краниосакральная терапия эффективна при дисфункции сустава нижней челюсти. Она полагает, что боль­шинство подобных проблем являются результатом родовой травмы. «Мне сейчас тридцать три, и многие из моего поколения появились на свет при помощи щипцов, – говорит она. – Это нетрудно заме­тить: головы этих людей сдавлены с двух сторон, и они явно страда­ют от симптомов дисфункции нижнечелюстного сустава».




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".