Пользовательский поиск

Токсокароз - причины и лечение

Токсокароз – это болезнь людей, вызванная личинками (незрелыми червями) собачьего (Toxocara canis) либо кошачьего (Toxocara cati), либо лисьего (Toxocara canis) круглого червя. Токсокароз часто называют синдромом блуждающей личинки (висцеральная форма). В зависимости от географического положения, степени эозинофилии, признаков в глазах и/или легких к токсокарозу применяются термины синдром блуждающей личинки (глазная форма), болезнь Вайнгартена, синдром Фримодта-Мёллера и эозинофильная псевдолейкемия. Другие термины, используемые иногда или редко, это нематодный офтальмит, токсокаральная болезнь, скрытый токсокароз.

Продолжение ниже

Гельминты - виды и значение для медицины

В почве, пресной воде и сточных водах яйца гельминтов остаются жизнеспособными в течение многих месяцев. В кале, фекальных удобрениях и иле они могут даже оставаться в течение нескольких ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Этот зоонозный гельминтоз представляет собой редкую причину слепоты. Он может провоцировать симптомы ревматического, неврологического или астматического характера. Люди обычно заражаются в результате поглощения оплодотворенных яиц (каждое из которых содержит полностью развитую личинку стадии L2) из зараженных источников (почва, свежие или немытые овощи).

T. canis и T. cati считаются самыми распространенными желудочно-кишечными глистами домашних собак и кошек и лисиц. Есть много «случайных» или промежуточных хозяев, в том числе людей, птиц, свиней, грызунов, коз, обезьян и кроликов. У промежуточных хозяев личинки так и не созревают, оставаясь на стадии L2.

Существует три основных синдрома:

  • Синдром блуждающей личинки (висцеральная форма), который охватывает болезни, связанные с основными органами.
  • Скрытый токсокароз, умеренный вариант висцеральной формы.
  • Синдром блуждающей личинки (глазная форма), при котором патологические эффекты на хозяина ограничены глазом и зрительным нервом.

Содержание

  1. Признаки и симптомы
  2. Видео о токсокарозе
  3. Диагностика
  4. Профилактика
  5. Лечение токсокароза
  6. Эпидемиология
  7. История
  8. У животных

Признаки и симптомы

Физиологические реакции на инвазию зависят от иммунного ответа хозяина и паразитарной нагрузки. Большинство случаев протекает без симптомов, особенно у взрослых. Когда возникают симптомы, они являются результатом миграции личинок токсокары второй стадии по организму.

Скрытый токсокароз, наименее серьезный из 3 синдромов, предположительно, обусловлен хроническим воздействием. Среди признаков и симптомов скрытого токсокароза кашель, боль в животе, лихорадка, головные боли, изменения поведения и способности спать. При медицинском обследовании часто отмечают хрипы, гепатомегалию и лимфаденит.

Высокая паразитарная нагрузка или повторная инвазия могут приводить к синдрому блуждающей личинки (висцеральная форма). Эта форма в первую очередь диагностируется у маленьких детей, поскольку они более подвержены воздействию и заражению инфекционными яйцами. Инвазия обычно проходит сама по себе за несколько недель, но может привести к хронической эозинофилии.

При висцеральной форме VLM миграция личинок вызывает воспаление внутренних органов, а иногда и центральной нервной системы. Симптомы зависят от затронутого органа. Среди них:

  • бледность;
  • усталость;
  • потеря веса;
  • анорексия;
  • лихорадка;
  • головная боль;
  • сыпь;
  • кашель;
  • астма;
  • стеснение в груди;
  • повышенная раздражительность;
  • боль в животе;
  • тошноту и рвота.

Иногда пути перемещения личинок видны под кожей. У пациентов обычно диагностируют следующие патологии:

  • пневмония;
  • бронхоспазм;
  • хроническое легочное воспаление;
  • гиперэозинофилия;
  • гепатомегалия;
  • гипергаммаглобулинемия (IgM, IgG и IgE);
  • лейкоцитоз;
  • повышение уровней анти-А и -B изогамагглютининов.

Тяжелые случаи отмечены у людей с гиперчувствительностью к аллергенам. В редких случаях висцеральная форма приводила к эпилепсии, воспалению сердца, плевральному выпоту, дыхательной недостаточности и смерти.

Глазная форма синдрома блуждающей личинки встречаются редко по сравнению с висцеральной формой. Считается, что легкая нагрузка токсокары индуцирует низкий иммунный ответ, позволяя личинке проникать в глаз хозяина. Хотя были случаи параллельных форм, это происходит чрезвычайно редко.

Глазная форма часто встречается только в одном глазу, и участие принимает одна личинка, мигрирующая и образующая капсулу в пределах глазного яблока. Потеря зрения происходит за несколько дней или недель.

Другие признаки и симптомы:

  • красные глаза;
  • белый зрачок;
  • фиксированный зрачок;
  • фиброз сетчатки;
  • отслойка сетчатки;
  • воспаление тканей глаза;
  • гранулемы сетчатки;
  • косоглазие.

Окулярные гранулемы, возникающие в результате синдрома, часто ошибочно диагностируются как ретинобластомы. Урон от токсокары в глазах постоянный и может привести к слепоте.

В исследовании, опубликованном в 2008 г., подтверждается гипотеза о том, что эозинофильный целлюлит также может быть вызван инвазией.

Инкубационный период

Инкубационный период для яиц токсокары зависит от температуры и влажности. Самки T. canis, в частности, способны производить до 200000 яиц в день, которым требуется минимум от 2-6 недель до 2 месяцев до полного развития в инфекционную стадию.

В идеальных летних условиях яйца могут созревать до инфекционной стадии через 2 недели за пределами хозяина. Если достаточно кислорода и влаги, яйца токскокары остаются заразными на протяжении многих лет, так как их устойчивая наружная оболочка позволяет защитить от большинства экологических угроз.

Но в одном тематическом исследовании было продемонстрировано, что на втором этапе развития личинки уязвимы к определенным элементам окружающей среды. Высокие температуры и низкий уровень влажности быстро ухудшают их состояние на этом этапе роста.

Передача

Передача глистов людям обычно происходит при поглощении инфекционных яиц. T. canis может откладывать около 200000 яиц в день. Эти яйца передаются в кале или собачьих фекалиях, но привычки дефекации собак делают передачу T. canis более распространенной, чем у Т. cati. Яйца и кошачьих, и собачьих гельминтов требуют инкубационного периода длительностью в несколько недель во влажной среде за пределами хозяина, прежде чем стать инфицированным, поэтому свежие яйца не могут вызывать токсокароз.

Многие объекты и поверхности могут оказаться загрязненными инфекционными яйцами токсокары. Мухи, которые питаются фекалиями, могут распространять их на поверхности или продукты. Рискуют и маленькие дети, которые кладут в рот зараженные предметы или едят грязь. Люди могут также загрязнять продукты, если не моют руки перед едой.

Люди не единственные случайные хозяева токсокары. Поедание недожаренного мяса кроликов, цыплят или овец может привести к инфекции. Инкапсулированные личинки в мясе могут повторно активироваться и мигрировать по организму человека, вызывая токсокароз. Во избежание передачи особое внимание необходимо уделять тщательному приготовлению потрохов и печени.

Резервуар

Собаки и лисицы служат резервуаром для T. canis, но щенки и детеныши представляют наибольший риск распространения гельминтоза среди людей. В большинстве случаев инвазия у взрослых собак характеризуется личинками второй стадии в капсуле. Эти личинки могут активироваться у беременных самок и пересекать плацентарный барьер, заражая щенков. Вертикальная передача также может происходить через грудное молоко. У инфицированных матерей и щенков в возрасте до 5 недель яйца выделяются в фекалиях. Приблизительно 50% щенков и 20% взрослых особей заражены Т. canis.

Кошки являются резервуаром для Toxocara cati. Как и у T. canis, инкапсулированные личинки второй стадии снова активируются у беременных или кормящих кошек. Однако вертикальная передача может произойти только путем грудного вскармливания.

Мухи могут действовать как механические векторы для токсокары, но большинство инфекций происходит без вектора. Большинство инцидентов с токсокарозом обусловлены прокариотическими экспрессионными векторами и их передачей через прямой физический контакт с фекалиями, что приводит к заражению болезнью.

Морфология

Оба вида вырабатывают яйца, коричневыми и покрытыми точками. Размер яиц T. canis составляет около 75-90 мкм, а форма сферическая, тогда как диаметр яиц T. cati 65-70 мкм, а форма – продолговатая. Личинки второй стадии вылупляются из этих яиц и имеют длину приблизительно 0,5 мм и ширину 0,02 мм. Взрослые особи обоих видов имеют полные пищеварительные системы и три губы, каждая из которых состоит из зубного хребта.

Взрослые особи T. canis встречаются только у собак и лисиц. Длина самцов 4-6 см, а тело снабжено искривленным задним концом. У самцов у каждого есть спикулы и один «трубчатый яичек». Самки могут достигать длины 15 см, при этом вульва растягивается на одну треть длины тела. У самок нет искривленного заднего конца.

Взрослые самки T. cati имеют длину приблизительно 10 см, в то время как самцы обычно составляют 6 см или менее, и задний конец у них изогнут, в отличие от самок. Взрослые особи T. cati встречаются только у кошек.

Жизненный цикл

Яйца вылупляются как личинки второй стадии в кишечнике. Личинки попадают в кровь и мигрируют в легкие, где хозяин их откашливает и снова проглатывает.

Личинки созревают в тонком кишечнике у взрослых кошек, собак или лисиц, где происходит спаривание и яйцекладка. Яйца передаются с фекалиями и становятся инфицированными через несколько недель за пределами хозяйского организма. В течение этого периода инкубации в яйце происходит линька от 1-й до 2-й (и, возможно, 3-й) личиночной стадии.

У большинства взрослых собак, кошек и лис не происходит полный жизненный цикл, а вместо второго стадии личинки покрываются капсулой после периода миграции через тело. Реактивация личинок распространена только у беременных или кормящих кошек, собак и лисиц. Обычно полный жизненный цикл протекает только у этих самок и их потомков.

Личинки второй стадии также вылупляются в тонком кишечнике случайного хозяина, например, человека, после поглощения инфекционных яиц. Затем личинки перемещаются через органы и ткани случайного хозяина, чаще всего легкие, печень, глаза и мозг. Так как они не могут созревать у случайных хозяев, то после этого периода миграции они покрываются капсулой как личинки второй стадии.

Видео о токсокарозе

Диагностика

Обнаружение личинок Toxocara у пациента – единственный окончательный метод диагностики токсокароза. Однако биопсии для поиска личинок второй стадии у людей обычно не очень эффективны. ПЦР, ИФА и серологические анализы чаще используются для диагностики глистной инвазии. Серологические анализы зависят от количества личинок внутри пациента и, к сожалению, не очень специфичны. ИФА гораздо надежнее и в настоящее время отличается 78% чувствительностью и 90% специфичностью.

В исследовании 2007 г. было заявлено, что ИФА специфичен для Toxocara canis, что должно свести к минимум ложно-позитивные результаты из-за перекрестных реакций с аналогичными круглыми червями и поможет провести различия между T. canis или T. cati. Глазная форма часто диагностируется после клинического осмотра. Гранулемы можно найти по всему телу и визуализировать с помощью технологий ультразвука, МРТ и КТ.

Профилактика

Активное участие ветеринаров и владельцев домашних животных важно для контроля передачи токсокары от домашних животных к людям. Поскольку беременные или кормящие собаки и кошки и их дети имеют самую высокую активную паразитарную нагрузку, эти животные должны подвергаться обязательной дегельминтизации. Фекалии следует подбирать и утилизировать или закапывать, поскольку они могут содержать яйца гельминтов. Для уменьшения передачи особенно важно соблюдать это в общественных местах, таких как парки и пляжи.

Кроме того, песочницы следует закрывать, если они не используются, чтобы кошки не использовали их в качестве туалета. Мытье рук перед едой и после игры с домашними животными, а также после работы с почвой уменьшит вероятность проглатывания яиц глистов. Мытье всех фруктов и овощей и тщательное приготовление мяса также предотвращают передачу. Наконец, обучение детей тому, чтобы они не клали какие-либо предметы (кроме пищи), особенно грязь, в рот, резко уменьшат шансы заражения.

Токсокароз считается одной из забытых болезней бедности. К сожалению, вакцины до сих пор разрабатываются. Тем не менее, недавно были секвенированы митохондриальные геномы T. cati и T. canis, что может привести к прорывам в лечении и профилактике.

Лечение токсокароза

Токсокароз зачастую проходит сам по себе, потому что личинки не способны созревать внутри человеческих хозяев. Кортикостероиды назначаются в тяжелых случаях висцеральной формы или если у пациента диагностирована глазная форма. Назначают либо альбендазол (предпочтительно), либо мебендазол («терапия второй линии»). Гранулемы можно удалить при помощи хирургического вмешательства или лазерной фотокоагуляции и криоретинопатии.

Висцеральный токсокароз у людей можно лечить противопаразитарными препаратами, такими как альбендазол или мебендазол, тиабендазол или диэтилкарбамазин, обычно в сочетании с противовоспалительными препаратами. Стереоиды применялись с некоторыми положительными результатами. Антигельминтная терапия предназначена для тяжелых инфекций (легких, головного мозга), потому что терапия может вызвать сильную воспалительную реакцию из-за массивного уничтожения личинок. Лечение глазного токсокароза сложнее и обычно состоит из мер по профилактике прогрессирующего повреждения глаза.

Эпидемиология

Люди – это случайные хозяева токсокары, но токсокароз наблюдается во всем мире. Большинство случаев выявлены у людей в возрасте младше 20 лет. Серопревалентность выше в развивающихся странах, но остается значительной и в странах первого мира. На Бали, Сент-Люсии, Непале и других странах серопревалентность составляет более 50%. До 2007 г. серопревалентность в США составляла около 5% у детей. Но исследователям удалось обнаружить, что серопревалентность в США составляет 14% для населения в целом.

Во многих странах токсокароз считается очень редким. В тех же США наблюдаются примерно 10000 клинических случаев в год, причем 10% составляют глазную форму. 700 из этих случаев завершаются постоянной потерей зрения.

Маленькие дети подвергаются наибольшему риску заражения, потому что играют на улице и склонны класть зараженные предметы и грязь в рот. Наличие собаки в доме – еще один известный фактор риска для передачи. Кроме того, отмечена значительная корреляция между высокими титрами антител токсокары и эпилепсией у детей.

У людей отмечались паразитарные нагрузки до 300 личинок в 1 грамме печени. Экскреторно-секреторные антигены личинок высвобождаются из внешнего эпикутикульной оболочки и легко сбрасываются при связывании специфическими антителами, стимулируя иммунный ответ хозяина. Предполагается, что коренной перелом между висцеральной и глазной формами происходит при количестве от 100 до 200 личинок.

Легкая инфекция при глазной форме, предположительно, стимулирует более низкий иммунный ответ и позволяет личинке мигрировать в глаз. Считается, что личинки проникают в глаз через зрительный нерв, центральную артерию сетчатки, короткие задние цилиарные артерии, мягкие ткани или спинномозговую жидкость. Глазные гранулемы, которые образуются вокруг личинки, обычно располагаются периферически в сетчатке или диске зрительного нерва.

Висцеральная форма миграции личинок, по-видимому, влияет на детей в возрасте 1-4 лет, тогда как глазная форма чаще встречается у детей в возрасте 7-8 лет. Например, в США от 4,6% до 23% детей заражены яйцами собачьего червя. Это число намного выше в других частях мира, таких как Колумбия, где инфицированы до 81% детей.

История

В 1782 г. Вернер описал паразитарную нематоду у собак, которую он назвал Ascaris canis. По определению Джонстона, организм, который описал Вернер, на самом деле является членом рода Toxocara, определённого Стайлсом в 1905 г. Фюллеборн предположил, что личинки T. canis могут приводить к образованию гранулематозных узелков у людей.

В 1947 г. был описан первый случай того, что было, вероятно, токсокарозом. Пациент – 2-хлетний мальчик из Флориды, у которого были классические симптомы и эзонофильные некротизирующие гранулемы. В 1950 г. Кэмпбелл-Уайлдер впервые описал токсокароз у людей. Она опубликовала статью, описывающую глазные гранулемы у пациентов с эндофтальмитисом, болезнью Коутса или псевдоглиомой.

2 года спустя Бивер с коллегами опубликовали присутствие личинок гельминтов в гранулемах, удаленных у пациентов с симптомами, напоминающими симптомы у пациентов Уайлдера.

У животных

Некоторые методы лечения инфекции T. cati включают препараты, предназначенные для обездвиживания взрослых червей и их последующего отделения от кишечной слизистой, чтобы они выводились из организма в фекалиях. Такие лекарства включают пиперазин и пирантел. Они часто сочетаются с препаратом празиквантел, который, по-видимому, заставляет червя терять устойчивость к перевариванию животным-хозяином. Другие эффективные методы лечения включают ивермектин, милбемицин и селамектин. Было доказано, что дихлорвос эффективен как яд, хотя предпринимаются попытки запретить его из-за опасений относительно его токсичности, что сделало его недоступным в некоторых областях.

Диких животных лечить трудно, учитывая, как непросто найти зараженное животное. После обнаружения инфицированные особи должны быть удалены из популяции, чтобы снизить риск постоянного контакта с паразитами.

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.




nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".