Пользовательский поиск

Болезнь брилля—симмерса

(болезнь Брилля, Баера, Розенталя, гигантская фолликулярная лимфобластома, гигантская фолликулярная лимфаденопатия, генерализованная фолликулярная гиперплазия лимфоузлов и селезенки, макрофолликуляриая лимфобластома)

Продолжение ниже

Бактериальные и вирусные инфекции - лечение и симптомы

... цикл. Соблюдение норм гигиены, поддержка санитарно-гигиенической обстановки, а также санитарное просвещение позволит ограничить передачу инфекции. Инфекция – это внедрение болезнетворных микроорганизмов в ткани организма хозяина, их размножение, а также реакция тканей ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Впервые болезнь подробно описали в 1925 г. Brill, Baehr и Rosenthal. В 1927 г. Symmers уточнил гистологическую картину этого заболевания и назвал болезнь гигантской фолликулемой.

Заболевание относится к редким. До 1956 г. описано более 300 случаев этой болезни (Fresen). В особенности редко встречается болезнь Брилля — Симмерса в детском возрасте. В отечественной литературе опубликованы единичные случаи этой болезни. По статистическим данным Водстворта, среди 131 больного с системным поражением лимфатических узлов болезнь Брилля — Симмерса наблюдалась всего 4 раза. Болезнь обнаруживается одинаково часто у мужчин и женщин. Аденопатия при болезни Брилля — Симмерса поражает лимфатические узлы, селезенку и другие лимфоидные ткани.

В клинической картине отмечается генерализованная лимфаденопатия, часто спленомегалия, постепенное развитие анемии, склонность к плевральным и перитонеальным транссудатам, поражение костей и односторонний экзофтальм. Чаще поражаются шейные лимфатические узлы, нередко в сочетании с паховыми.

У половины больных поражается селезенка. Иногда вовлекаются в процесс также медиастинальные и забрюшинные узлы. Изредка могут поражаться и внутренние органы. Лимфатические узлы, как правило, плотны, не спаяны с окружающей тканью и подвижны. Температура обычно нормальная. Потливость не выражена. В крови отмечается умеренно выраженная анемия, склонность к лейкопении и лимфоцитозу. Однако часто количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула и РОЭ — нормальны. Вследствие разрастания специфической ткани ретробульбарно развивается односторонний экзофтальм. При этом отмечается односторонний застойный сосок зрительного нерва. Описаны, кроме того, осложнение болезни синдромом Микулича и выпот в полость перикарда.

Заболевание развивается очень медленно, в течение 10—12 лет. Лимфатические узлы постепенно увеличиваются. Первые 5—10 лет состояние и самочувствие больных остается вполне удовлетворительным, но затем появляется повышенная температура, ухудшение общего состояния, анорексия, истощение и адинамия. В это время в костном мозгу можно обнаружить типичные пролифераты. Вследствие развития патологического процесса в костях нередко происходят переломы. Сравнительно часто во втором периоде болезнь переходит в лимфогранулематоз или ретикулосаркоматоз. Описан также переход гигантофолликулярной лимфобластомы в лимфолейкоз.

Патологоанатомическая картина очень характерна и имеет решающее значение для постановки диагноза. Лимфатические узлы при болезни Брилля — Симмерса содержат очень большие, гигантские фолликулы (до 2—3 мм в диаметре). Лимфоузел сохраняет обычную структуру, но с увеличенным количеством гигантских фолликулов. Синусы узкие, сдавленные плотно лежащими клетками. В фолликулах много крупных округлых клеток типа лимфобластов. Вокруг фолликулов видна волокнистая основа, состоящая из ретикулярных волокон. И. А. Кассирский подчеркивает «возможность динамической эволюции цитоморфологических изменений лимфатических узлов и селезенки» при болезни Брилля — Симмерса. В печени, селезенке, костном мозгу и других органах тоже можно обнаружить характерные гистологические изменения в виде гигантских фолликулярных пролифератов. При развитии во втором периоде болезни лимфогранулематоза или ретикулосаркоматоза гистологическая картина соответственно меняется. Иногда при биопсии в одном и том же лимфатическом узле можно обнаружить гистологическую картину, характерную для гигантской фолликулярной лимфобластомы, и для лимфогранулематоза или ретикулосаркоматоза.

Лечение. В начальном периоде рекомендуется удаление хирургическим путем пораженных лимфоузлов. При спокойном течении процесса можно ограничиться общеукрепляющей терапией. При малейших признаках активации назначают рентгенотерапию, к которой в первом периоде болезни гигантофолликулярная лимфобластома очень чувствительна. Обычно на курс лечения достаточно 2000—3000 р. В большинстве случаев одновременно с лучевой терапией проводится гормональное лечение. При генерализации процесса применяется химиотерапия. Лейкеран, дегранол, циклофосфан, винкристин и др. назначаются в обычной для детей дозировке с обязательным контролем уровня лейкоцитов в крови. При развитии анемии проводятся трансфузии крови.

Прогоз отдаленный неблагоприятный. Продолжительность жизни у больных с болезнью Брилля— Симмерса больше, чем у больных лимфогранулематозом и лимфосаркоматозом. По данным Smith, у всех больных с гигантофолликулярной лимфобластомой продолжительность болезни была равна 5 годам, а у 40% достигала 10 лет и больше.

Приводим собственное наблюдение.

Мальчик С. Г., 5 лет, поступил в клинику 7/VI 1966 г. для обследования. Мальчик от первой беременности. Период новорожденности протекал нормально. Впервые увеличение надключичных лимфоузлов мать заметила у сына в девятимесячном возрасте. Лимфоузел увеличивался постепенно и в двухгодовалом возрасте достиг размеров куриного яйца. В 1963 и в 1965 г. была проведена биопсия увеличенных лимфоузлов; обнаружена фолликулярная гиперплазия и местами фиброз. Лимфогранулематозных изменений при гистологическом исследовании не получено. Пакет лимфоузлов на шее продолжал увеличиваться, но самочувствие мальчика в течение всего этого периода оставалось удовлетворительным: Температура была нормальной, аппетит хороший, не худел, психофизическое развитие вполне удовлетворительное.

При осмотре в клинике отмечено правильное телосложение, удовлетворительное питание. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки нормальны. На шее слева над ключицей виден большой пакет плотных лимфоузлов, не спаянных между собой с подлежащей тканью, подвижных, безболезненных. В остальных местах лимфатический периферический аппарат без особенностей. Сердце и легкие в пределах возрастной нормы. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не прощупываются. Температура 36,8°, настроение хорошее. ЛОРорганы здоровы.

Рентгенограмма и томограмма грудной клетки не обнаружили увеличения интраторакальных лимфоузлов. Анализ крови 9/VI 1966 г. эр. 4 020 000, Hb 72 ед., л. 7500, э. 5, п. 1, с. 58, лимф. 30, мон. 6, РОЭ 5 мм в 1 ч. Результаты анализов мочи кала без отклонений от нормы. RP и RM отрицательны.

Данные биопсии от 11/VI 1966 г.: гиперплазия фолликулов, преобладают крупные фолликулы с заметными центрами размножения. Местами фолликулы сливаются между собою, без нарушения рисунка лимфоузла. В одном участке в периферической зоне имеются склеротические изменения. Описанная морфологическая картина не имеет черт, характерных для лимфогранулематоза и лимфосаркоматоза. На основании клинической картины и биоптического исследования лимфоузла установлена болезнь Брилля — Симмерса.

Лечение. Начата рентгенотерапия, которая по желанию родителей будет продолжена по месту жительства.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".