Пользовательский поиск

Аутизм: стиль обучения

Обучение с помощью компьютера

Нередко более простым способом решить эту задачу является обучение с помощью компьютера. Дети с ASD любят проводить время за компьютерами и могут часами сидеть возле них. Порой бывает настолько трудно оторвать их от этого занятия, что увлечения компьютерами начинает казаться чем-то вроде пагубной привычки. К счастью, сейчас есть много компьютерных программ, которые могут научить маленьких детей с аутизмом читать и выполнять простые арифметические действия. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что с помощью компьютера дети с ASD обучаются быстрее, чем с помощью вербальных инструкций. Возможно, причина этого заключается не только в том, что компьютер способен дольше удерживать их внимание, но и в том, что он использует принцип презентации с помощью визуальных средств, которые менее сложны и не требуют глубокого понимания контекста.

Продолжение ниже

Аутизм: неврология и генетика

Около 10% детей, страдающих той или иной формой аутизма, имеют также и какое-то другое нейрологическое заболевание, в ... ... дети катастрофически отстают в умственном развитии и неспособны к обучению. В этих случаях аутистические симптомы и поведение являются ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Обучение с помощью компьютера сыграло огромную роль в жизни аутиста Захарии, когда он учился в начальных классах. Он научился считать, складывать, вычитать и умножать исключительно благодаря компьютеру, используя лишь те программы, которые есть в продаже. Все они основаны на том, что разбивают сложное задание по чтению или по другому предмету на его составные части. Так, обучаясь чтению, ребенок снова и снова учится соотносить знак и звук, складывать звуки в слова, а слова — в предложения.

Понимание того, как дети с аутизмом думают, — важная часть «искусства» обучения их в школе. В действительности это понимание есть необходимое условие начала любого воздействия на них, ибо оно создает границы для понимания целей обучения и позволяет определить методы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. В доброжелательной обстановке многие аутисты смогут продемонстрировать очень неплохие результаты. И тем не менее для них процесс обучения — не то же самое, что для обычных детей, именно осознание этого факта (и следующая за этим осознанием аккомодация родителей и учителей) позволяет развиться таким когнитивным навыкам. И учителя, и родители должны понять преимущества использования эксцентричных интересов детей в качестве средства изучения стандартной программы, необходимость разложения сложного на составные части, использования навыков механического запоминания для изучения более простых понятий и использования визуальных презентаций образовательных понятий (и прежде всего компьютеров) для более глубокого понимания.

Подобный подход — и это важно понять — есть прежде всего приспособление к расстройству, а не его лечение; приспособление, основанное на понимании нарушения во всех его многочисленных проявлениях. Подобные стратегии не устранят тех недостатков, которые сопутствуют разным формам аутизма, но благодаря им эти недостатки не смогут помешать ребенку с нарушением учиться. Если учителя и родители используют сильные стороны личности ребенка и работают над его недостатками, поддерживая его и создавая благоприятную обстановку для обучения, возлагают на него надежды, соответствующие его возможностям, ребенок с ASD может ходить в школу с не меньшим удовольствием, чем обычные дети. Дополнительная выгода, которую приносит это удовольствие, заключается в том, что социальные и коммуникативные навыки ребенка также улучшаются.

Лишние слова и жесты

Иногда я прихожу в яблоневый сад, расположенный над той самой станцией, на которой аутист Тревор и его дедушка наблюдают за прибывающими и отправляющимися поездами. Я тихо сижу на старой скамье на самой вершине холма. Сквозь ветви деревьев дует ветер, и кажется, что листва прямо на глазах меняет свой цвет. Я вспоминаю Фрэнки и его увлечение воздушными змеями. Такой ветер всегда доставляет ему огромное удовольствие. Он подхватывает змея и уносит его прямо в небо. Радостно сознавать, что сейчас он гораздо лучше чувствует себя в школе. Школа оценила его таланты, не обращает внимания на его раздражающую эксцентричность и в известной мере приспособилась к нему, одновременно не давая ему расслабиться. Другому ребенку с аутизмом – Хизер – тоже в конце концов создали такую обстановку в школе, в которой ее способности оказались признанными, и теперь по утрам она отправляется туда с удовольствием. Сегодняшний день резко контрастирует с тем мрачным временем, когда хождение в школу было сущим адом и для детей, и для их родителей, когда они конфликтовали с самой организацией дел в школе, когда там никто не понимал, что такое аутизм, и не приспосабливался ни к талантам детей с аутизмом, ни к их эксцентричности.

У аргентинского писателя Борхеса есть замечательный короткий рассказ, прекрасно показывающий, что происходит, когда окружающие не приспосабливаются к трудностям ребенка. Рассказ называется «Фьюнс, который ничего не забывает». Его герой — молодой человек с поразительной памятью, который ничего не забывает. Он помнит во всех деталях все обстоятельства своей жизни и полностью поглощен созерцанием окружающего мира. Он остро осознает уникальность всего того, что видит, и не в состоянии ни категорировать, ни обобщать. Собака, которую он увидел сейчас, отличается от нее же, увиденной им минуту спустя. И по сути он прав, как сказали бы предшественники Сократа. Его стиль обучения лишен организующих стратегий, возможности использовать контекстуальные признаки для категоризации, и он не может применять одну и ту же концепцию в нескольких ситуациях. Память Фьюнса бросает вызов нашим привычным представлениям об уникальности и отличии одного от другого, о том же самом и о повторении. Но очевидно, что за это нужно платить, что ему трудно учиться и думать. «Думать — значит забыть о различии, обобщать, абстрагироваться», — пишет А. Борхес. Поскольку Фьюнс не способен забывать, он не может и обобщать. Ночной разговор с Фьюнсом произвел на автора рассказа глубокое впечатление: «Я понял, что каждое мое слово (и каждый мой жест) навсегда останутся в его неумолимой памяти; я оцепенел от страха, что позволяю себе слишком много ненужных жестов». Фьюнс парализован множеством лишних жестов, которые отравляют его память, и его когнитивная система быстро перегружается, поскольку он, подобно ребенку с аутизмом, запоминает все и ничего не забывает.

Этот короткий рассказ прекрасно отражает не только внутренний мир детей с аутизмом, их необыкновенную память, их восхищение тем, что они видят, их любовь к фактам и к деталям, но и те трудности, которые они испытывают, когда нужно обобщать, абстрагироваться и мыслить концептуально. Чтобы учить детей с аутизмом в школах, важно понимать этот стиль обучения и этот взгляд на мир. И те учителя, которые смогли понять это интуитивно, умеют использовать свое понимание для того, чтобы проникнуть во внутренний мир ребенка, с которым они работают, и настроить его на достижение более высокого уровня развития. Ключ к этому не в том, чтобы ожидать от Фрэнки и Хизер следования стандартным школьным программам или традиционным родительским наставлениям, а в том, чтобы взрослые сначала приспособились к характеру мышления ребенка, а затем повели его по его собственному пути развития.

Каково это — помнить все флаги государств мира, все флаги, висящие в городе? Фрэнки торжественно объявил мне, что каждый флаг уникален. Я полагаю, что так оно и есть, но у меня не настолько хорошая память, чтобы я мог наглядно представить себе эти различия во всех деталях. Я слышу голос Фрэнки, который спрашивает меня, с лёгкой насмешкой, тот ли я человек, который сидел здесь, в яблоневом саду, неделю назад, или другой. Поднявшись со скамейки, чтобы идти домой, я твёрдо решаю не делать никаких лишних жестов. Это очень трудно, но как только мне это удаётся, вдруг становится очень тихо. И я представляю себе, что Фрэнки и Хизер уже знакомы с этой тишиной, — именно в такой тишине они рассматривают и разглядывают картины, невидимые для нас. Им уже известно правило о чрезмерной жестикуляции. И школе не пришлось учить их этому.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".