Даосский взгляд на Дух
Многие религии опираются на философские доктрины и веру. И первое, и второе имеет как свои положительные стороны, так и недостатки. Одно лишь интеллектуальное понимание ограничивает и подавляет движения души. И хотя вера может иногда служить прочной опорой людям, для которых жизнь в противном случае казалась бы бессмысленной, иногда случалось, что религии теряли силу и полагались на одну только веру.
Настоящая религия учит человека, как научиться чувствовать самому и получать знания посредством своего собственного опыта. В системе даосского интегрального тренинга мы уделяем особое внимание пониманию природы, соприкосновению с природными силами и с глубинами своего «я». Тогда принципы нашей философии сами откроются человеку. Тогда человек получает реальную надежду, основанную на том, что есть, а не на пустых обещаниях того, что не может быть доказано.
Священники всех религий говорят о духовном росте, но не всегда легко понять, что они подразумевают под духовным ростом, и даже — под Духом. В даосской же традиции понятие Духа, или Шень по-китайски, объясняется предельно просто. Для даоса одним из главных аспектов Духа является отношение человека к миру, его эмоциональная энергия. Такое понимание не чуждо и западному миру. Люди часто говорят: «Сегодня ты не в духе» или «Сохраняйте бодрость духа!» У нас в ходу такие выражения как, например, «одухотворенное лицо».
Если духовный учитель или глава кажется человеком благородным, бесстрашным, бодрым, добрым и справедливым, мы, естественно, уважаем его или ее достижения в области духовного развития. Нам приятно быть с учителем, это наполняет нас силой и вдохновляет.
Однако если духовный учитель покажется нам сердитым, разочарованным, надменным, раздражительным, трусливым, постоянно чем-то обеспокоенным или подавленным, мы в нем разочаруемся. Мы не будем чувствовать уверенности в том, что этот учитель приведет нас к покою и счастью, потому что он сам не достиг внутреннего покоя и не научился ладить с людьми. Из этого примера ясно, что действительно под духом мы подразумеваем эмоции и взгляды человека на мир.
Добродетели: энергетическая основа наших положительных качеств
В даосской традиции положительные качества называются добродетелями. Однако добродетели в таком смысле — это не просто положительные качества, выраженные в пространстве и времени. Они являются истинной сущностью или зерном Ци наших позитивных чувств, аспектом сущности бессмертной души, наполняющей нашу повседневную жизнь независимо от пространства и времени.
Добродетели — это наши естественные качества, они есть в каждом. Их не нужно создавать в себе, их нужно лишь раскрыть, упражнять и подпитывать. Таков подход Дао.
Природа наших добродетелей — мудрость и любовь. Они мудры, потому что отражают нашу взаимосвязь с Дао, с природой, со всей жизнью и с разными частями нашего тела. Проявить наши добродетели мы можем только в отношениях с другими людьми. Добродетели также мудры, потому что они выражают любовь, которая укрепляет положительные связи, соединяющие все во Вселенной. Таким образом, добродетели поддерживают жизнь, здоровье и гармонию. В даосизме развитие добродетелей — основа духовного развития человека. Мы все рождаемся с этими качествами.
В древнем Китае добродетели соотносили с пятью стихиями, или пятью Главными силами:
Металл: легкие, сократительная сила, мужество, добродетельность, уместность.
Вода: почки, собирающая сила, мягкость, щедрость, живая неподвижность.
Дерево: печень, производящая сила, доброта, прощение.
Огонь: сердце, благоприятствующая сила, любовь, радость, счастье, благодарность, уважение, честь.
Земля: селезенка, стабилизирующая сила, открытость, честность, справедливость.
Существует также соответствие между добродетелями и внутренними органами. Фактически, добродетели располагаются в органах и каналах, которые с ними связаны, и таким образом образуется энергетическая сеть тела.
Добродетели — это продукт здоровой Ци каждого органа. Они все — важные составные части нашего бессмертного духа.
Отрицательные качества — искаженное выражение наших естественных добродетелей.
Пять стихий также соотносят с отрицательными качествами и определенными органами. На нашу Ци может быть оказано неблагоприятное влияние, когда мы подвергаемся длительному стрессу, травмам, воздействию нездоровой окружающей среды, когда с нами плохо обращаются и оскорбляют другие люди. Когда добродетельная Ци, связанная с внутренними органами, разрушается, она открывает дверь отрицательным качествам, которые считаются искаженным выражением наших естественных добродетелей. Так, по существу, наши органы действуют как «двери», через которые проходят те или иные качества. Например, в сердце находятся положительные качества уважения, любви и радости, но когда добродетельная Ци разрушена, сердце начинает излучать жестокость, ненависть, надменность и раздражительность.
Отрицательные качества не являются нашей настоящей природой, потому что ведут к несчастью и — если становятся хроническими — к болезни и даже смерти. И наоборот, добродетели утверждают счастье, здоровье и жизнь. Отрицательные качества, и, соответственно, порождаемые ими эмоции могут подавить нашу иммунную систему, истощить энергетические запасы и рассеять жизненную силу. Когда отрицательные эмоции возникают часто и с ними не ведется работа, они становятся привычными. Все легче и легче вызвать у вас гнев, страх, беспокойство, печаль и раздражительность; люди легко «нажимают на ваши кнопки» и управляют вами, и вы обнаруживаете, что чаще просто реагируете на жизнь, чем действуете, опираясь на свой мудрый и стабильный стержень.
Перед нами стоит вопрос: как измениться? Как уничтожить привычку к отрицательным эмоциям, наши неадекватные и искусственные реакции и заменить их на положительные, естественные и жизнеутверждающие отношения? Каков наиболее эффективный путь такого преобразования? Где ключ к новому взгляду на мир?
Ци — мост между телом и умом
Для последователя даосской традиции ключ — это Ци. Ци, энергия жизненной силы, проникает в наше тело и ум и пробуждает их. По существу, она является мостом между телом и сознанием. Благодаря тому, что тело, Ци и сознание, или дух, связаны между собой, изменение в одном легко вызовет изменение в остальных двух.
Расслабление психических напряжений оздоровляет ваше тело
За последние два десятилетия были проведены серьезные исследования, в результате которых выяснилось, что эмоциональный стресс оказывает депрессивное воздействие на иммунную систему человека и что он может обострить такие хронические заболевания, как гипертония и сахарный диабет. Исследования также показывают, что началу заболевания раком часто предшествуют хроническое беспокойство, депрессия, гнев или другие отрицательные эмоции.
Изучение стрессовых состояний показывает, что положительные изменения эмоционального состояния могут улучшить физическое состояние человека. Например, Норман Казенс излечился от болезни соединительной ткани после того, как ушел из больницы, поселился в гостинице и стал лечиться «смехотерапией», то есть смотреть старые комедийные фильмы с участием братьев Маркс. Это одни из многих случаев, демонстрирующих, что радостный и положительный настрой психики оказывает положительное воздействие на тело.
Расслабление тела оздоровляет вашу психику
Аналогично, врачи и психологи, специализирующиеся в области снятия стрессовых состояний и релаксационного тренинга, открыли, что много связанных со стрессом умственных и эмоциональных напряжений снимаются, если снять соотносимые с ними напряжения в теле. Доктор Эдмунд Якобсон, изобретатель первого аппарата биологической обратной связи и «отец прогрессивного релаксационного тренинга», сказал: «Беспокойный ум не может существовать в расслабленном теле».
Управление Ци оздоровляет тело и ум
В классических текстах даосизма сказано: «Ум ведет, и за ним следует Ци. Ци ведет, и за ней следует тело». Так как Ци находится на полдороге между телом и умом, управление этой энергией дает нам возможность изменить как тело, так и ум. Медитация, тренинг Цигун, китайская медицина, фень-гиу и боевые искусства особое внимание уделяют контролированию, очищению и управлению Ци с целью достижения как физического благополучия, так и духовного развития. Например, акупунктура, работа исключительно с Ци, может значительно облегчать боли и течение заболеваний, а также излечивать умственные и эмоциональные расстройства.
Трехсторонний подход системы интегрального даосского тренинга
В системе даосского интегрального тренинга используется трехсторонний подход к эмоциональному исцелению и трансформации, то есть работа ведется с телом, Ци и умом. В зависимости от индивидуальных особенностей ученика, применяется воздействие на первое, второе или третье.
Например, у некоторых людей отсутствует понимание напряжений и ощущений своего тела, но они хорошо понимают свои эмоции и причины возникновения тех или иных мыслей. Для людей такого типа оздоровление тела и Ци должно проводиться с уровня ума, эмоций и духа, для этого нужно использовать технику Внутренней Улыбки.
У других может быть прекрасное ощущение и понимание своего тела, но отсутствие связи с чувствами, мыслями и энергией. Путем такого человека к достижению целостности своего существа в первую очередь может быть работа с Микрокосмической Орбитой, Тай Цзи Цюань, Железная Рубашка или техника Шести Звуков.
Даосский подход согласуется с законами природы: мы не пытаемся заставить ученика применять только один метод. Наоборот, есть множество методов работы, которые применяются в зависимости от характера, способностей и потребностей каждого. Главной и конечной целью является узнать себя такими, каковы мы есть на самом деле, и изменить в лучшую сторону все аспекты и уровни своего существа. И так как часть того, чем мы являемся, — наше энергетическое тело, наша сеть каналов Ци, все техники даосского психоэнергетического тренинга помогают нам открыть и почувствовать Ци как часть нашего бытия: Ци в нашем теле, в других людях и Ци окружающей нас природы.
За столетия и тысячелетия существования пути Дао мастера этого искусства создали много упражнений и способов тренировок, которые помогают питать и развивать все три взаимосвязанных аспекта нашего целостного существа — тело, Ци и дух. Но недостаточно просто понимать, что работа с эмоциональной энергией очень важна. Вам нужно заниматься этим, и тогда в скором времени вы увидите результаты, которые преобразят вашу жизнь.
От теории к практике: эмоциональная энергия и техника Внутренней Улыбки
В системе даосского интегрального тренинга приведение тела, Ци и эмоций в гармонию начинается с техники Внутренней Улыбки.
Часто мы настолько перестаем понимать и контролировать свое тело и эмоции, что не замечаем возникшей внутренней дисгармонии, пока она в конечном итоге не проявится в виде серьезного заболевания. Ежедневная практика Внутренней Улыбки дает нам возможность регулярно смотреть внутрь себя, наблюдать за состоянием внутренних органов, за Ци, дыханием и эмоциями. Тогда мы можем обнаруживать проблемы на начальном этапе их возникновения, и нам легче «уничтожить их в зародыше».
Сегодня нелюбовь к себе, неуважение себя становится все более распространенным. Если нас не учат и не поощряют любить нас самих, мы не можем создать здоровые, любящие отношения с другими людьми и с Землей; состояние современного общества и окружающей среды служит тому доказательством.
Техника Внутренней Улыбки учит нас видеть наши врожденные положительные качества, а не только отрицательное в нас. В ходе регулярной практики мы узнаем себя такими, какие мы есть на самом деле, мы обнаруживаем в себе как наши добродетели, так и наши проблемы. Это помогает создать нам правильный и здоровый образ себя, который отвечает действительности.
Внутренняя Улыбка развивает нашу способность любить, начиная с любви к своему телу. Научившись любить и принимать себя, мы можем естественно и легко распространить эту любовь вовне и начать любить и принимать других людей, существа, места и вещи.
Как один из лучших методов снятия стресса и самоисцеления, техника Внутренней Улыбки использует состояние глубокого расслабления. Глубокое расслабление снимает физические и психические напряжения, которые могут становиться причиной энергетических блоков и нездорового состояния Ци. Поэтому Внутренняя Улыбка обычно используется как подготовительное или разогревающее упражнение перед медитациями и упражнениями тренинга Цигун, в которых выполняется циркуляция Ци.