Сегодня считается доказанным, что орган чувства равновесия находится во внутреннем ухе. Этот орган, состоящий из костного и перепончатого лабиринта, расположен в пирамиде височной кости на основании черепа. Он состоит из двух частей: собственно лабиринта и примыкающей к нему улитки. Последняя представляет собой орган чувства слуха, тогда как части лабиринта, три полукружных канала, сходящиеся в общую камеру – маточку преддверия лабиринта (urticulus) – это орган статического чувства.
Здесь впервые мы имеем дело с центральным единым органом чувства. При чувствах осязания, жизни и собственного движения есть только широко распределенные по всему организму отдельные области чувств, такие как тельца Мейснера в коже, двигательные концевые пластинки мышц и многочисленные нервные окончания симпатической нервной системы. Но здесь нам представлен подлинный орган, форма и своеобразие которого указывает на его отношения к чувству равновесия.
Кроме того, характерно, и в то же время удивительно, что в этом органе тесно соседствуют как орган слуха, так и чувство ориентирования. О значении этого морфологического расположения мы еще будем говорить в дальнейшем.
Строение и форму полукружных каналов можно найти в каждом учебнике физиологии и психологии, и мы предполагаем, что читатель с ними знаком. Речь идет о трех перпендикулярных друг другу перепончатых полукружных каналах, при впадении которых в маточку преддверия лабиринта имеются расширения (ampulle), в которых находится специальное чувственное поле всего аппарата. На узкой полосе находится множество клеток с длинными чувствительными волосками, они удерживаются желеобразной массой.
В самой маточке преддверия лабиринта находится подобным же образом построенное чувственное поле, но только здесь находятся маленькие и мельчайшие кристаллы, состоящие из углекислого кальция, погруженные в желе. Весь орган содержит жидкость, эндолимфу, и омывается подобной же жидкостью, перилимфой. Кроме того, перепончатый лабиринт прикреплен к внутренним стенкам костного лабиринта, так что почти полностью в невесомости плавает в перилимфе и пронизан эндолимфой.
Эта невесомость кажется мне главным свойством этого органа. Он изъят из поля действия гравитационных сил, и только там, где расположены маленькие кристаллы, сохраняется еще остаток земного праха. Там также действуют силы тяжести и дают возможность смутного чувственного переживания гравитации.
Но прежде всего пространственные направления подчеркнуты в ампулах полукружных каналов; ибо каждый из трех каналов расположен по отношению к двум другим под углом в 90 градусов. Поскольку эти полукружные каналы на правой и левой сторонах черепа так входят в пирамиду височной кости, что они не параллельны ни к фронтальной, ни к сагиттальной плоскостям, но составляют с ними угол 45 градусов, они совместно образуют полный пространственный крест. Левый передний полукружный канал лежит в той же плоскости, что и правый задний; то же справедливо для двух других вертикальных каналов. Оба горизонтальных канала лежат в одной общей плоскости.
Вследствие такого расположения в области головы образуется чувственный орган пространства, который представляет совершенный образ действующих в пространстве сил. Внутри лабиринта встроена неподверженная силам тяжести пространственная структура в телесной организации. И, следуя словам Гете, которые он посвятил Якобу Беме: «Если бы глаз не был порожден Солнцем, как бы мог он видеть свет...», мы можем добавить в отношении статического чувства: если бы лабиринт не был образом пространственных сил, как мы могли бы испытывать в теле равновесие...
То, что этому органу соответствует определенный нерв (8-й мозговой нерв, волокна которого подходят также к органу слуха), не требует особых обоснований. Только вследствие принадлежности нервной системе этот орган становится, в сущности, нашим, и его восприятия достигают нашего сознания. Сам же орган чувства – это кусок внешнего мира, залив (Рудольф Штайнер), который втянут в наше тело. Благодаря этому его носителю открыто переживание соответствующей сферы окружающего мира.
Только позвоночные животные обладают лабиринтом, и там, где он есть, он всегда находится внутри черепа или на нем. Но есть также другие органы равновесия, так называемые статолиты, которые соответствуют чувствительному полю urticulus и существуют почти у всех животных. Эти статолиты могут находиться в различных частях тела. В кайме мантии медузы, в ноге улитки, в заднем и переднем концах различных червей.
Сегодня с большей или меньшей достоверностью установлено, что эти статолиты являются органами чувств, посредством которых их носители воспринимают силу тяжести. Каждый из этих органов, как бы разнообразно они ни были сформированы, построен по одному и тому же плану: пузырек, наполненный жидкостью; в одном месте на его внутренней стенке находится чувствительное поле, состоящее из волосковых клеток, на которые оказывает давление, или парит над ними образование, состоящее из минеральной субстанции; оно может быть скругленным или угловатым, шероховатым или гладким, составленным из одной или множества частей.
Этот основной план можно понять, если представить себе, что также и здесь наполненные жидкостью пузырьки образуют некий вид поля, где исключено действие поля тяжести, в которое введен кристалл как носитель земной соли и земной тяжести. Это образование дает возможность ориентировки в поле тяжести Земли.
Второе – это сам лабиринт. У всех позвоночных животных он расположен спереди относительно статолита и представляет собой нечто совершенно новое. Ни одно беспозвоночное животное не имеет подобной организации. Это объясняется тем, что только позвоночные так образуют свое тело, что в нем может быть представлена сила прямостояния. Костная, подвижная в себе штанга, позвоночник, является основным остовом, вокруг которого группируется все остальное образование. К этой штанге прикреплены ребра, и вверху организация переходит в головное образование. Посредством двух пар конечностей организм внедряется в два других пространственных измерения. Но позвоночник, главный признак позвоночного животного, это центральное образование, которое обеспечивает все возможности вариации этого основного плана.
Он определяет у человека направление вверх-вниз, а у животного вперед-назад. Поэтому у животного ноги играют роль столбов, которые несут тело и поддерживают его направление вверх. Направление право-лево у животных только кажущееся. Но благодаря тому, что человек ходит прямо, его ноги становятся членами, которые открывают ему направление вперед-назад; руки действуют в области право-лево, и голова, парящая над позвоночником, в свою очередь, представляет в своем образовании всю полноту трехмерного пространства. Она отображает пространство Земли и Вселенной.
Позвоночное животное живет в направлении вперед-назад и посредством строения и функций своих конечностей переживает силу тяжести в направлении вверх-вниз. Беспозвоночное животное, напротив, целиком вчленено в поле тяготения Земли и ориентируется в нем посредством статолитов. Позвоночное животное образовано так, что оно частично может эмансипироваться от поля тяготения, чтобы самостоятельно двигаться в пространственных измерениях. Беспозвоночное животное не знает высоты, глубины и ширины. Оно своим строением еще вписано в шар, который состоит из центробежных и центростремительных сил. В этом беспозвоночное животное находит свои жизненные средства. Только позвоночное животное возвышается настолько, что его гештальт определяется элементами трехмерного пространства. Человеческое тело является прообразом гештальта позвоночного животного; поэтому позвоночное животное (за исключением некоторых рыб) несет в своем черепе лабиринт как предвосхищение прямохождения человека.
Так трехмерное пространство, имея свой собственный орган в виде трех полукружных каналов, вчленяется в череп позвоночного животного. Полукружные каналы находятся по обеим сторонам переднего конца позвоночника, как раз на том месте, где, расширяясь, он переходит в череп. У человека лабиринт в свободном парении несет тело через три измерения. Однако у позвоночных животных он открывает им только врата «вперед», куда указывает нос или клюв.
Из этих рассмотрений отчетливо видно, что в общем чувстве равновесия мы должны различать две части:
- чувство тяжести;
- пространственное чувство или чувство легкости.
Обе сферы тесно связаны между собой и действуют совместно; но их следует различать, чтобы правильно оценивать выступающие пред нами феномены.
Можно дать примерно следующее краткое описание и характеристику этих двух функций статического чувства. Чувство тяжести дает нам возможность ориентировать наше тело соответственно силе тяжести. Все так называемые рефлексы положения относятся к нему и тесно с ним связаны. Стоим мы или сидим, лежим или ползем – во всех этих положениях тела решающим образом участвует чувство тяжести. Напротив, пространственное чувство или чувство легкости обеспечивает возможность нашей свободной моторики. Почти парящая подвижность наших членов только тогда может осуществляться гармоническим образом, если она группируется вокруг одного неподвижного центра. Этот центр представляет собой не точечное образование, но покоящуюся в себе сферу, в которой и развертывается вся моторика. Эта сфера образуется благодаря тому, что силы трехмерного пространства так располагаются вокруг лабиринта, что создают поле для выполнения наших движений. Благодаря органу чувства равновесия-пространства-легкости мы носим в себе свое собственное трехмерное пространство, подобно тому, как улитка носит на себе свой дом. Три полукружных канала лежат в центре этой сферы, представляя в то же время точку пересечения трех пространственных направлений.
Голова, в которую заключены оба лабиринта, представляет собой покоящийся полюс в потоке произвольных и непроизвольных движений. Вокруг головы, как центра, концентрируется поле, в котором движется человек и животное.
Это представление находит косвенное подтверждение в новых исследованиях, которые проводились над летающими насекомыми, особенно стрекозами. Известно, что насекомые не обладают органами, подобными статолитам. Тем не менее, их движения исполнены гармонии, и встал вопрос, посредством каких частей тела они обеспечивают чувство равновесия.
Будденброк пишет по этому поводу: «Миттельштедт (1950) показал, что кроме глаз есть еще второй чувственный аппарат, проприорецепторы в задней части головы, которые определяющим образом влияют на поддержание равновесия. Голова стрекозы, которая только тонкой шейкой соединена с остальным туловищем, в силу своих больших размеров сохраняет значительную инерцию. Если туловище и крылья под действием порывов ветра отклоняются в ту или иную сторону, то голова остается в пространстве неподвижной, но косо поставленные крылья тотчас совершают движение, задачей которого является вернуть туловище и крылья в горизонтальное положение».
Эти важные наблюдения можно интерпретировать таким образом, что голова насекомого функционирует подобно лабиринту. «Инерция» позволяет ей оставаться в покое, давая тем самым правильную точку ориентации для моторики крыльев и тела.
То, что насекомые, «светорожденные», настолько эмансипированы от земной тяжести, что не нуждаются в статолитах, в биологическом отношении имеет большое значение. Они заменяют статолиты так называемыми хордотональными органами, которые расположены в члениках ног.
Функции органов чувства равновесия
В отношении этих вопросов необходимо сделать некоторые замечания, поскольку здесь мы имеем дело с фундаментальным заблуждением в части их научной интерпретации.
Уже в начале прошлого столетия француз Флоуренс показал, что экспериментально обусловленные повреждения лабиринтов вызывают у глухих своеобразные нарушения движения головы и тела. За несколько лет до этого богемский врач и физиолог Пуркинье опубликовал основополагающие исследования относительно феноменов головокружения, которые он наблюдал в ряде поставленных на себе опытов. И только Гольтц, повторивший тогда почти забытые опыты Флоуренца, пришел в 1870 году к следующим результатам: «Вопрос, является ли лабиринт органом слуха, оставим открытым. Но, кроме того, он представляет собой устройство, которое служит поддержанию равновесия. Он, так сказать, является органом чувства равновесия головы и непосредственно всего тела».
Это высказывание полностью сохраняет свое значение и сегодня. С тех пор были проведены многочисленные исследования функции лабиринта, было получено огромное количество отдельных фактов, но ничего существенно нового они не добавили к высказыванию Гольтца.
Однако Гольтц не знал, как и каким образом функционирует аппарат лабиринта. Но вскоре после публикации его наблюдений появились в 1875 году почти одновременно работы трех авторов (Брейера, Маха и Браун-Крума), которые независимо друг от друга выдвинули одинаковые теории функционирования лабиринта. «Эта теория Маха-Брейера в существенных чертах признается также и сегодня». Все три автора видят решающую причину возникающих двигательных рефлексов в ускорении потоков эндолимфы при поворотах головы и при быстром движении тела, что приводит к раздражению чувственного аппарата внутри соответствующих ампул. Были поставлены многочисленные эксперименты и проведены исследования для доказательства этой теории; но при этом не обратили внимания на особую структуру и положение лабиринта как целостного органа.
Образованный в пирамиде височной кости, подобный пещере со сложной конфигурацией, костный лабиринт представляет собой пространство, полное тишины и покоя. В этом полом пространстве расположен перепончатый лабиринт, окруженный перилимфой и заполненный эндолимфой. Таким образом, перепончатый лабиринт является частью жидкой организации тела, тогда как костный лабиринт принадлежит твердой организации. Но из строения трех полукружных каналов, которые по форме подобны крупным кровеносным сосудам, связанным с сердцем, можно заключить, что эндолимфа и перилимфа не статичны, но находятся в постоянном движении. Urticulus принимает эндолимфу и возвращает ее в полукружные каналы, ампулы расположены там, где впадают центростремительные потоки эндолимфы. Ритм движения этих непрерывных потоков соответствует дыхательному ритму и им регулируется.
Также в этом отношении есть прямые и косвенные доказательства. Так, например, у многих рыб так называемый плавательный пузырь (который как гомологичный орган выступает позднее в виде легких у амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих) связан посредством косточки Вебера со статическими органами. Благодаря этому статическим органом постоянно регулируется наполнение воздухом плавательного пузыря. Здесь отчетливо морфологически видна тесная связь легких с лабиринтом. Маленький отросток перепончатого лабиринта, saccus endolym phaticus, прилегает к внутренней стенке черепной полости, и поэтому может участвовать в ритмическом движении спинномозговой жидкости (liquor cerebrospinalis). Но этот ритм совпадает с ритмом дыхания. На это часто указывал Рудольф Штайнер. Это вполне известный факт, который редко принимают во внимание. Дыхательный ритм воздушной организации проникает во внутреннее ухо, передается текущей эндолимфе и поддерживает ее движение; Таким образом, такт этих потоков поддерживается и изменяется в ответ на изменение ритма дыхания. Благодаря этому лабиринт вчленен в общую жизнь тела. Это взаимодействие твердой, жидкой и воздушной организаций обеспечивает равновесие лабиринта как органа. В нем движутся потоки, и все же он остается в покое – он дышит в жидком элементе и одновременно покоится. Каждое нарушение этой субтильной организации ведет к явлениям головокружения. Это может быть вызвано различными причинами:
- слишком быстрый бег,
- форсированное вращение,
- злоупотребление алкоголем.
Состояние слабости и периоды голодания являются более «естественными» причинами головокружения. Также проявления морской болезни в быстро и неравномерно движущемся транспорте, быстрое нагревание внешнего ушного прохода (что приводит к ускорению течения эндолимфы), или повреждения и заболевания лабиринта ведут к тяжелым и тяжелейшим состояниям головокружения; они сопровождаются, большей частью, тошнотой и рвотой.
Субъективные феномены, появляющиеся при головокружении, исключительно многообразны. Но в основе их всех лежит одна генеральная причина, которая уже может быть распознана, как только появляется, например, шум в ушах как первичный симптом. В этом случае тишина лабиринта внезапно нарушается шумом пульсирующей крови. Чем сильнее ритм крови перекрывает ритм дыхания, – чем более на передний план выступает пульс в отношении дыхания, – тем тяжелее испытывается состояние головокружения. Это борьба, которая разыгрывается между дыхательным ритмом и ритмом кровообращения. Как только кровь получает перевес, тотчас происходит частичная потеря равновесия. Тогда телесные жидкости устремляются вверх, затопляют желудок и рот, следствием чего являются тошнота и рвота. Одновременно наша душа увлекается потоками крови; она погружается в тело, вместе с кровью устремляется вверх и вниз, и мы полностью теряем нашу ориентировку. «Все начинает вращаться», поскольку мы вращаемся вместе с кровью. Если же нам удается восстановить наш дыхательный ритм, и мы начинаем глубоко и регулярно дышать, то равновесие может быть снова восстановлено.
Чувство равновесия имеет свою опору в дыхании. В нем находятся его земные корни, и поскольку только у позвоночных существует активный дыхательный процесс, только они являются носителями аппарата равновесия.