Пользовательский поиск

Чувство осязания, как переживание страха

Многие исследователи согласны в том, что сфера чувства осяза­ния, так же как само осязание, глубоко коренится в бессознательной об­ласти нашего существования. Переживание же осязания возникает в об­ласти ощущающего тела и поэтому остается лишь общим и недиффе­ренцированным опытом. Оно постоянно перекрывается другими чувст­венными качествами и поэтому почти не поступает в область дневного сознания.

Продолжение ниже

Лечебная педагогика чувства осязания

У Рудольфа Штайнера есть одно представление чувства осязания, в котором указано на феномен, имеющий основополагающее значение ... ... основу. Только здесь мы начинаем понимать истин­ную причину всевозможных страхов. Они выступают тогда, когда излу­чающееся внутрь и наполняющее ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Но нельзя ли создать условия, при которых могло бы проявиться до сих пор скрытое? Не существует ли состояний, в которых бы недоступное нашему опыту осязательное переживание все же раскрылось бы в пол­ной мере? Надо только найти условия, при которых станет возможным для нас ясное и однозначное восприятие общего феномена осязания.

Позвольте процитировать высказывание Рудольфа Штайнера относительно общей глубинной области четырех средних чувств. Он говорит, что «осязание представляет собой общее свойство обоняния, вкуса, зрения и чувства тепла». При этом речь идет о фундаментальном смутном ощу­щении, которое почти недоступно восприятию и все же принадлежит сфере соответствующего чувственного опыта.

Существует ли подобное общее и почти не поддающееся дифференциа­ции ощущение, организующее многие наши психические действия и поэтому подобное переживанию осязания? Такое ощущение существу­ет, и мы знаем его как такое душевное переживание, которое выступает в нашем сознании как страх.

Говоря о страхе, мы открываем известную всем людям область пережи­ваний. Она настолько всеобща и недифференцированна, что ее нелегко отграничить от подобных переживаний. Боязнь и испуг, беспокойство и неуверенность принадлежат той же области бытия. Страх же представ­ляет собой недифференцированное начало многих развивающихся из него ощущений.

Вполне справедливо говорит Вильям Штерн: «Мы го­ворим о страхе (в отличие от боязни) тогда, когда мы хотим выразить общее ощущение понижения надежности нашего бытия. Это настрое­ние не должно быть связано с внушающим страх объектом, поскольку при определенных обстоятельствах оно может выступать и без связи с объектом».

Такое различение между страхом и боязнью очень важно. Боязнь всегда относится к объекту, страх же вначале нет. Он может быть вторично пристегнут к объекту и тогда остается интенсивно с ним связанным; но когда он выступает, он проявляется в виде душевного настроя, имею­щего множество ступеней градации от низшей до высшей. От самого незначительного телесного ощущения он может развиться в такую мощную эмоцию, что человек, захваченный ею, иногда действительно «умирает от страха».

Обычное чувство страха трудно описать. Это как бы распространяю­щееся по всему пространству тела ощущение стягивания или подерги­вания, которое подобно облаку затеняет наше мышление и чувства.

Весь человек пронизан этим восходящим страхом, и чем он сильнее и интенсивнее, тем отчетливее становится телесная реакция. Вначале на определенных местах образуется гусиная кожа; затем «от страха» поднимаются волосы, и человек покрывается холодным потом. Большей частью также отказывает моторика, вследствие того, что содрогание пронизывает все мышцы, препятствуя стремлению к бегству. Это при­водит к клацанию зубами, сердцебиению и к усилению перистальтики кишечника, что может привести к поносу.

Тем самым мы имеем дело с общим возбужденным состоянием души, которое одновременно глубоко воздействует на телесную сферу. Как будто крик ужаса пронизывает бытие человека, и он вдруг осознает свою смертность, свое преходящее бытие, свою смерть. Страх – это вы­ражение порогового ощущения, при котором сам порог нам еще не ви­дим, но мы ощущаем его близость.

Маргарита Лусли-Устери справедливо говорит в своей прекрасной книге:

«Между эмоцией страха – в глубочайшей своей основе, страха смерти – и чувством боязни – последним выражением которого является боязнь Бога – лежит целый спектр реакций, в которых, модифицирован­ная опытом и разумом, выражает себя первичная эмоция».

Это важное различие имеет большое значение. Нет страха перед Богом и нет благо­говейного страха, но есть боязнь Бога и благоговейная боязнь, подобно кротости и смирению. Страх же, напротив, лежит глубже и поэтому проявляется в недифференцированной форме. Поэтому страх смерти – это животно-тварное переживание, эмоция, действующая вплоть до те­ла. Боязнь же смерти – это почти религиозное чувство, которое возвеща­ет о близости Ангела Смерти во всем его величии. Зверь охватывается страхом, человек же ощущает боязнь.

В цитированной выше книге дальше следует: «Без сомнения, одной из прекраснейших задач было бы так руководить ребенком, чтобы он сле­пой страх превратил в разумную боязнь. Боязнь Господа, но не страх перед ним является началом мудрости».

Да, страх слеп, и только боязнь может видеть и поэтому быть разумной. Страх так же слеп, как ощущение осязания; оно смутное, но все же ох­ватывающее все тело ощущение. Как чувство осязания имеет своим ор­ганом преимущественно кожу, так же на коже проявляются телесные симптомы страха; ибо самые существенные явления – это холодный пот, легкое дрожание, гусиная кожа. Уже в этом видна тесная связь страха с чувством осязания.

Страх родился вместе с нами. Он не развивается вследствие приобре­тенного нами опыта, но присущ нам от рождения, как способность со­сать или слышать. Все исследователи раннего детского опыта (Ватсон, Гесель, Штирниман, Прейер, Валентайн – назовем только некоторых) едины в том, что ребенок может испытывать и выражать страх уже в первые дни жизни. Первые отчетливые проявления страха видны, когда грудной младенец теряет свою физическую опору. Если убрать, напри­мер, поддерживающие его руки, можно наблюдать реакцию страха. То­гда судорожно сжимаются маленькие пальчики, поскольку они ищут опору, дыхание углубляется и учащается.

Здесь мы встречаемся с пра-феноменом всякого страха. Он появляется всегда там, где не в порядке опора, кажется потерянной защищенность и надежность бытия. Потеря равновесия, незнакомый шум, неожидан­ные явления, любое нарушение обычного течения жизни, требующего от души большего, чем обычной способности к приспособлению, могут вызвать чувство страха. Но только мы не должны впадать в обычную в таких случаях ошибку и рассматривать эти нарушения как причины страха, они только побуждающие факторы, заставляющие подняться облака страха. Эти облака находятся внутри кожи и идентичны с тем, что мы едва ли сознательно, как бы сновидчески ощущаем как пережи­вание осязания. Сюда относятся весьма причудливые явления. Так, ло­кальное возбуждение определенных участков кожи можно ощущать как щекотку. Если мы попытаемся проанализировать это своеобразное чув­ственное ощущение, то окажется, что оно состоит из смутного страха, смешанного со своего рода удовольствием, и улыбка хочет освободить нас от этого навязчивого возбуждения.

Всякий страх содержит в себе некоторую долю удовольствия, и многие дети и взрослые пытаются посредством игры фантазии и воображения в такой мере вызвать в себе чувство страха, чтобы как раз подчеркнуть этот элемент удовольствия. Вильям Штерн для описания этого фено­мена использует выражение «удовольствие от страха», и еще говорит в этой связи о «жутком», т.е. о том смешанном чувстве, с которым слу­шают страшные истории, вступают в неприветливые места. Это ощу­щение «жути», так же как и сам страх, принадлежит коже. В это пере­живание добавляется нечто, что отсутствует в сильном страхе и отчет­ливо выступает в виде ужаса и испуга.

Итак, в явлении страха мы сталкиваемся с ощущением, которое обычно бессознательно живет в нас как чувство осязания. В страхе мы имеем не новое переживание, но становление сознательным того недифференци­рованного чувства воли или волевого чувства, которое лежит в основе всех чувственных переживаний.

На это указывал Рудольф Штайнер, ко­гда он описывал существо ощущений:

«Если ощущение действительно рассматривать с достаточной долей самонаблюдения, то мы приходим к познанию: ощущение имеет волевую природу с добавлением чувствен­ного элемента.... Таким образом, ощущение, испытываемое человеком, является волящим чувством или чувственной волей. Исходя из этого, мы можем сказать: там, где внешне распространяется сфера человече­ских чувств – мы ведь, грубо говоря, имеем чувства на внешней стороне нашего тела, – там мы имеем дело у человека, в некотором смысле, с чувственной волей, с волящим чувством».

Это пра-ощущение, лежащее в основе всех чувственных ощущений, не дифференцировано выступающее в осязательном переживании, суть облако страха, которое мы хорошо знаем и при всяком подходящем случае чувствуем восходящим в нас. Это «волящее чувство» коренится в чувственной сфере кожи, откуда также происходят средние чувства и осязание; оно дает нам надежность, как кораблю, зашедшему в гавань и ставшему на якорь. Но как только наш душевный корабль поднимает якорь осязания и выходит из телесной гавани, он начинает раскачивать­ся, теряет опору, и тогда наступает ощущение страха.

Для ощущения этого страха мы имеем собственный орган чувства: сердце. На этот счет есть большое количество исследований и наблюде­ний, собранных, например, в книгах Людвига Брауна и Карла Фаренкампа. Первый даже пришел к следующему заключению: «Быть мо­жет, мы не зайдем слишком далеко, если скажем, что ощущение страха возникает в сердце, подобно ощущению света в глазу, ощущению звука в ухе». Хотя эта формулировка и не верна, ибо ощущение света никогда не возникает в глазу, как и ощущение звука в ухе, все же это является важным познавательным актом, поскольку страх ставится в один ряд с ощущениями органов чувств, и в качестве органа восприятия страха рассматривается сердце. Сердце человека реагирует на то «волящее чувство», которое исходит из чувственной сферы кожи, и мы испытыва­ем тем самым ощущение страха. Это пра-ощущение, содержание кото­рого мы будем исследовать в дальнейшем.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".