Пользовательский поиск

Развитие чувств у ребенка: лечебно-педагогическая теория

Существенной целью всех лечебно-педагогических усилий является обучение, укрепление и дифференциация жизни чувств ребенка. Разви­тие их в дальнейшем определяет появление самосознания, образование межчеловеческих отношений, жизнь в собственном теле и постижение мира. Содержательный и живой чувственный опыт является почвой, в которой нуждается «Я» ребенка, чтобы проявить себя в полном значе­нии и в согласии с судьбой. Чем богаче опыт и естественнее содержание восприятий каждой отдельной области чувств, тем гармоничнее общий образ самовосприятия и опыта в окружающем мире. Такие требования к лечебно-педагогической работе в особенности опираются на двенадца­тиричную область чувств разработанного Рудольфом Штайнером уче­ния о чувствах. Карл Кёниг (1902-1966) сделал первый вклад в педаго­гическое понимание учения о чувствах Р. Штайнера в своем появив­шемся в 1957 году курсе «Три первых года ребенка». Там в особенности обсуждаются проявления у ребенка тех чувств, которые служат уста­новлению духовных отношений между людьми, т.е. «познавательных чувств». Затем, в период с 1959 по 1961 годы, в журнале «Das Seelen-pflege-bedurftige Kind», были опубликованы заново переработанные статьи. Они были обращены к области «телесных чувств» и исследова­ли с лечебно-педагогической точки зрения основы переживания телес­ного бытия и его патологических форм проявления. Работа над учением о чувствах Рудольфа Штайнера многие годы оказывала определяющее влияние на лечебно-педагогические исследования Кёнига. Поэтому оба эти представления нужно рассматривать как части общей концепции, целью которой было подвергнуть рассмотрению с лечебно-педагогиче­ской точки зрения всю область двенадцати описанных Штайнером чувств. Мы, по-видимому, не ошибемся, если отнесем лечебно-педаго­гически ориентированное учение о чувствах, опирающееся на Рудольфа Штайнера, к тем основополагающим проблемам, к которым Кёниг, на­ряду с многочисленными другими своими занятиями, постоянно воз­вращался до конца своей жизни.


Сделать обновленные Кёнигом лечебно-педагогические описания «те­лесных чувств» доступными широкому кругу читателей – весьма желательно, с какой бы точки зрения мы не посмотрели. Как недоразвитый ребенок чувствует свое тело, как живет он в своем теле, что означает для пони­мания нарушений его развития воззрение на болезненные отношения в его владении телом? Это вопросы, с которыми лечебные педагоги стал­киваются почти ежедневно. Способы и методы лечебно-педагогической работы зависят, в конечном итоге, от того, как рассматривать эти взаи­мосвязи. Кроме того, предлагаемые описания «телесных чувств» пред­ставляют собой необходимое дополнение к тому, что ранее Кёниг гово­рил о «познавательных чувствах». Обе области тесно связаны между собой, поскольку ясное развитие последних служит предпосылкой для гармонической организации первых. Еще при жизни Кёниг планировал переиздание этих четырех статей, одновременно он был намерен до­полнить их обобщающей пятой статьей. Эта пятая статья должна была затрагивать проблему, которой, в тесной связи с областью телесных чувств, занимался Кёниг, и которой он, незадолго до своей смерти, посвятил отдельную публикацию. Речь идет о попытке нового рассмотрения развития так называемых фантомных членов и ложных телесных ощущений.

В четырех статьях, сполна очерчивающих взгляды Кёнига, сделана попытка развить лечебно-педагогически ориентированное учение о чувствах. Таким образом, речь идет не о вкладе в физиологию или гносеологию чувств, но о первых шагах исследования связи между чувствами и анормальным поведением детей и подростков.

Каждое наше отдельное чувство глубоко коренится в телесной и ду­шевной жизни человека, и мы как личности во многом определены дей­ствием чувственных восприятий. Это особенно отчетливо видно на примере высших чувств. Глухорожденный ребенок отличается от дру­гих детей не только тем, что не слышит, но вследствие этого недостатка вся структура его души иначе ориентирована в самой своей основе. Его поведение в отношении окружающего мира и других людей изменено, и его глухота действует вплоть до его телесных функций. Также у слепого ребенка неспособность видеть влияет вплоть до моторики и образа мышления. Он мыслит, чувствует и действует, приспосабливаясь к сво­ей слепоте, и задача всех, кто соприкасается со слепыми, научиться по­нимать этот другой вид бытия.

То же относится и к другим чувствам. Человек, утративший обоняние, изменяет образ своего поведения, а потерявший чувство равновесия страдает тяжелыми психическими расстройствами, которые часто при­водят к трагическим последствиям.

Посредством сферы чувств человек не только становится в определенные отношения к окружающему миру; сами чувства пробуждают в нас душевные качества, которые как таковые еще не просматриваются. Ра­ционалистическая психология изучает только связанные с инстинктами и страстями реакции на отдельные чувственные восприятия. Сами же чувства остаются, большей частью, скрытыми. Мы учим про чувствен­ные ощущения и изучаем их воздействие на наше поведение. Но орган чувства и его, в общем-то, определенная функция едва ли входит в об­ласть такого понимания. Именно эта сторона учения о чувствах будет предметом наших дальнейших рассмотрений.

В основу этих исследований мы положим разделение чувств, предло­женное Рудольфом Штайнером. Задолго до того, как академическая психология посчитала необходимым расширить список пяти чувств, он уже сделал это, сначала до десяти (1909), а затем до двенадцати (1916). При построении этого учения о чувствах наметилось совершенно от­четливое членение на трижды четыре области чувств, которые были на­званы нижними, средними и верхними чувствами.

Были названы следующие четыре нижние чувства:

Они передают нам непосредственное переживание опыта, полученного нашим телом. Как мы себя чувствуем, как мы стоим и ходим, лежим или сидим – мы воспринимаем посредством этих чувств. Воля, как дея­тельность, преимущественно действует в этих четырех процессах.

Вторая четверица образует средние чувства:

  • чувство обоняния,

  • чувство вкуса,

  • чувство зрения,

  • чувство тепла.

Здесь мы имеем дело уже не с переживанием собственной телесности, но с непосредственным восприятием окружающего нас «чувственного мира». Это «тело» окружающего нас мира, который открывается нам посредством средних чувств. Он раскрывается нам в своем своеобразии и пробуждает в нас симпатии и антипатии. Поэтому также эти четыре чувственных деятельности сильно пронизаны нашими эмоциями. В них действуют любовь и отвращение.

И, наконец, мы имеем четверицу высших чувств:

  • чувство слуха,

  • чувство слова,

  • чувство мысли,

  • чувство Я.

Они открывают нам мир духа, из которого приходят слово и речь, и ко­торому мы, как индивидуумы, обязаны своим происхождением. Ухо от­крывает нам мир тонов, звуков, и благодаря этому мы понимаем слова и предложения. Следствием этого является пробуждение в царстве мыс­лей (чувство мысли), и отсюда возникает непосредственное ощущение человеческого Я. Рудольф Штайнер называл их «познавательными чувствами», поскольку они определены, прежде всего, мыслительной жизнью.

Это членение учения о чувствах дает нам возможность исследовать чув­ства не только как отдельные качества, но также познавать их место внутри самой чувственной сферы, и в этой части было проделано много важных исследований. Начинающие исследователи, как правило, делают первые шаги в области четырех нижних чувств, поскольку они имеют прямое отношение к человеческой телесной природе и по­этому предоставляют наилучшую возможность изучать проявляющиеся в них отклонения.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".