Существенной целью всех лечебно-педагогических усилий является обучение, укрепление и дифференциация жизни чувств ребенка. Развитие их в дальнейшем определяет появление самосознания, образование межчеловеческих отношений, жизнь в собственном теле и постижение мира. Содержательный и живой чувственный опыт является почвой, в которой нуждается «Я» ребенка, чтобы проявить себя в полном значении и в согласии с судьбой. Чем богаче опыт и естественнее содержание восприятий каждой отдельной области чувств, тем гармоничнее общий образ самовосприятия и опыта в окружающем мире. Такие требования к лечебно-педагогической работе в особенности опираются на двенадцатиричную область чувств разработанного Рудольфом Штайнером учения о чувствах. Карл Кёниг (1902-1966) сделал первый вклад в педагогическое понимание учения о чувствах Р. Штайнера в своем появившемся в 1957 году курсе «Три первых года ребенка». Там в особенности обсуждаются проявления у ребенка тех чувств, которые служат установлению духовных отношений между людьми, т.е. «познавательных чувств». Затем, в период с 1959 по 1961 годы, в журнале «Das Seelen-pflege-bedurftige Kind», были опубликованы заново переработанные статьи. Они были обращены к области «телесных чувств» и исследовали с лечебно-педагогической точки зрения основы переживания телесного бытия и его патологических форм проявления. Работа над учением о чувствах Рудольфа Штайнера многие годы оказывала определяющее влияние на лечебно-педагогические исследования Кёнига. Поэтому оба эти представления нужно рассматривать как части общей концепции, целью которой было подвергнуть рассмотрению с лечебно-педагогической точки зрения всю область двенадцати описанных Штайнером чувств. Мы, по-видимому, не ошибемся, если отнесем лечебно-педагогически ориентированное учение о чувствах, опирающееся на Рудольфа Штайнера, к тем основополагающим проблемам, к которым Кёниг, наряду с многочисленными другими своими занятиями, постоянно возвращался до конца своей жизни.
Сделать обновленные Кёнигом лечебно-педагогические описания «телесных чувств» доступными широкому кругу читателей – весьма желательно, с какой бы точки зрения мы не посмотрели. Как недоразвитый ребенок чувствует свое тело, как живет он в своем теле, что означает для понимания нарушений его развития воззрение на болезненные отношения в его владении телом? Это вопросы, с которыми лечебные педагоги сталкиваются почти ежедневно. Способы и методы лечебно-педагогической работы зависят, в конечном итоге, от того, как рассматривать эти взаимосвязи. Кроме того, предлагаемые описания «телесных чувств» представляют собой необходимое дополнение к тому, что ранее Кёниг говорил о «познавательных чувствах». Обе области тесно связаны между собой, поскольку ясное развитие последних служит предпосылкой для гармонической организации первых. Еще при жизни Кёниг планировал переиздание этих четырех статей, одновременно он был намерен дополнить их обобщающей пятой статьей. Эта пятая статья должна была затрагивать проблему, которой, в тесной связи с областью телесных чувств, занимался Кёниг, и которой он, незадолго до своей смерти, посвятил отдельную публикацию. Речь идет о попытке нового рассмотрения развития так называемых фантомных членов и ложных телесных ощущений.
В четырех статьях, сполна очерчивающих взгляды Кёнига, сделана попытка развить лечебно-педагогически ориентированное учение о чувствах. Таким образом, речь идет не о вкладе в физиологию или гносеологию чувств, но о первых шагах исследования связи между чувствами и анормальным поведением детей и подростков.
Каждое наше отдельное чувство глубоко коренится в телесной и душевной жизни человека, и мы как личности во многом определены действием чувственных восприятий. Это особенно отчетливо видно на примере высших чувств. Глухорожденный ребенок отличается от других детей не только тем, что не слышит, но вследствие этого недостатка вся структура его души иначе ориентирована в самой своей основе. Его поведение в отношении окружающего мира и других людей изменено, и его глухота действует вплоть до его телесных функций. Также у слепого ребенка неспособность видеть влияет вплоть до моторики и образа мышления. Он мыслит, чувствует и действует, приспосабливаясь к своей слепоте, и задача всех, кто соприкасается со слепыми, научиться понимать этот другой вид бытия.
То же относится и к другим чувствам. Человек, утративший обоняние, изменяет образ своего поведения, а потерявший чувство равновесия страдает тяжелыми психическими расстройствами, которые часто приводят к трагическим последствиям.
Посредством сферы чувств человек не только становится в определенные отношения к окружающему миру; сами чувства пробуждают в нас душевные качества, которые как таковые еще не просматриваются. Рационалистическая психология изучает только связанные с инстинктами и страстями реакции на отдельные чувственные восприятия. Сами же чувства остаются, большей частью, скрытыми. Мы учим про чувственные ощущения и изучаем их воздействие на наше поведение. Но орган чувства и его, в общем-то, определенная функция едва ли входит в область такого понимания. Именно эта сторона учения о чувствах будет предметом наших дальнейших рассмотрений.
В основу этих исследований мы положим разделение чувств, предложенное Рудольфом Штайнером. Задолго до того, как академическая психология посчитала необходимым расширить список пяти чувств, он уже сделал это, сначала до десяти (1909), а затем до двенадцати (1916). При построении этого учения о чувствах наметилось совершенно отчетливое членение на трижды четыре области чувств, которые были названы нижними, средними и верхними чувствами.
Были названы следующие четыре нижние чувства:
Они передают нам непосредственное переживание опыта, полученного нашим телом. Как мы себя чувствуем, как мы стоим и ходим, лежим или сидим – мы воспринимаем посредством этих чувств. Воля, как деятельность, преимущественно действует в этих четырех процессах.
Вторая четверица образует средние чувства:
- чувство обоняния,
- чувство вкуса,
- чувство зрения,
- чувство тепла.
Здесь мы имеем дело уже не с переживанием собственной телесности, но с непосредственным восприятием окружающего нас «чувственного мира». Это «тело» окружающего нас мира, который открывается нам посредством средних чувств. Он раскрывается нам в своем своеобразии и пробуждает в нас симпатии и антипатии. Поэтому также эти четыре чувственных деятельности сильно пронизаны нашими эмоциями. В них действуют любовь и отвращение.
И, наконец, мы имеем четверицу высших чувств:
- чувство слуха,
- чувство слова,
- чувство мысли,
- чувство Я.
Они открывают нам мир духа, из которого приходят слово и речь, и которому мы, как индивидуумы, обязаны своим происхождением. Ухо открывает нам мир тонов, звуков, и благодаря этому мы понимаем слова и предложения. Следствием этого является пробуждение в царстве мыслей (чувство мысли), и отсюда возникает непосредственное ощущение человеческого Я. Рудольф Штайнер называл их «познавательными чувствами», поскольку они определены, прежде всего, мыслительной жизнью.
Это членение учения о чувствах дает нам возможность исследовать чувства не только как отдельные качества, но также познавать их место внутри самой чувственной сферы, и в этой части было проделано много важных исследований. Начинающие исследователи, как правило, делают первые шаги в области четырех нижних чувств, поскольку они имеют прямое отношение к человеческой телесной природе и поэтому предоставляют наилучшую возможность изучать проявляющиеся в них отклонения.