Пользовательский поиск

Дисфункции верхних конечностей

Обычно терапевты придерживаются следующего порядка работы на верхней конечности:


  1. Жалобы, анамнез. Помним, что если пациент предъявляет жалобы на боли в районе запястья, это вовсе не означает, что лечение надо начинать с этого места. Обязательно уточняем — были ли травмы конечности и в какой именно позе руки или движении появляется либо усиливается боль.
  2. Осмотр не только той руки, на которую предъявляются жалобы, но и противоположной. Смотрим длину рук, объем движений в суставах. Пальпацией мягких тканей определяются болезненные индикаторные точки, исчезновение которых может быть критерием эффективности терапии.
  3. Проверка суперпозиции костей.
  4. Терапия через суперпозицию, объемную жесткость, внутрикостная жидкостная продольная и поперечная прокачка, финишная доработка через облегчение движения мягких тканей.

Для длинных трубчатых костей верхней конечности в целом характерны суперпозиционные дисфункции по типу смещения оси кости в проксимальном направлении. Регулярно можно нахойти подобные дисфункции для плечевой и лучевой костей.

Типичная суперпозиционная дисфункция плечевой кости — удлинение и деформация головки плечевой кости по типу «обгоревшей спички» (такой же тип дисфункции находится и на бедренной кости) и смещение кости через проксимальное ее удлинение в регион грудной клетки либо шеи. Обычно эта суперпозиционная дисфункция не переходит на противоположную сторону тела.

Другой вариант — смещение головки плечевой кости за пределы тела (помните, что мы говорим об ощущениях), дорсальнее и выше лопатки.

Типичный вариант суперпозиции плечевой кости — смещение в проксимальном направлении и деформация головки кости по типу «сгоревшей спички».

Как вариант — возможно суперпозиционное сокращение оси плечевой кости, но это встречается значительно реже.

Последствия переломов плечевой кости перцептируются как нарушение целостности оси кости и расхождения фрагментов этой оси по ходу травмирующей силы.

Коррекция внутрикостных дисфункций области локтевого сустава проводится через поперечное продвижение на уровне мыщелков плечевой кости.

Коррекция выявленных внутрикостных дисфункций на уровне мыщелков проводится путем перцептивного статического усилия в сторону объемной жесткости либо «жидкостой прокачкой». Саму «жидкостную прокачку» через мыщелки лучше делать не одномоментно, а по очереди, начиная с наиболее проблемной зоны (более объемная и жесткая дисфункция).

Продольную восходящую «жидкостную прокачку» плечевой кости также удобно производить через мыщелки.

Обычно следует продвигаться от проксимальных отделов руки в направлении дистальных, и следующей костью, требующей нашего внимания, является лучевая кость. Коррекция предплечья проводится в 3 фазы.

Как правило, внутрикостные дисфункции лучевой кости проявляются типичной ее суперпозицией в направлении проксимального удлинения за пределы задней поверхности локтевого сустава, на расстояние обычно до 50 % общей длины лучевой кости. При этом типе дисфункции всегда страдает кольцевидная связка, фиксирующая проксимальную головку лучевой кости к локтевой. Страдает также межкостная мембрана, которая также является важной ключевой структурой предплечья.

Расположение пациента для удобной работы на предплечье может быть сидя, поперек кушетки, ближе к ее краю специалист стоит рядом; либо сидя на стуле, рука пациента лежит на кушетке, специалист сидит напротив.

Наиболее удобный захват для коррекции лучевой кости — одной рукой захватываем дистальную головку лучевой кости, чуть выше лучезапястного сустава, а другой рукой фиксируем проксимальную головку локтевой кости вокруг ее мыщелка.

Фаза 1 — коррекция лучевой кости через ее суперпозицию. Производится рукой, которая фиксирует дистальную ее головку. Фиксацию локтевой кости также необходимо производить, потому что этого потребуют следующие фазы работы на предплечье.

Как уже отмечалось, типичная суперпозиция лучевой кости характеризуется ее проксимальным удлинением примерно на половину длины.

Фаза 2 — коррекция кольцевидной связки через облегчение движения в локтевом суставе (лучевая кость относительно локтевой). Движения рук терапевта содружественные, направленные в облегчение движения, но «ведет» лечебное движение рука, держащая лучевую кость. Обычно это сочетание легкой торзии и минимального линейного смещения в проксимально-дистальной оси предплечья.

Фаза 3 — коррекция межкостной мембраны. Проводится после одномоментного захвата костей предплечья на уровне запястья и локтя. Сначала выполняется торзия всего предплечья, до барьера, в одну сторону с фиксацией тканей в конце движения не менее 15 секунд, затем торзия выполняется в другую сторону, также с фиксацией тканей в конце движения на 15 секунд. Обычно после завершения процедуры мы ощущаем расширение тканей предплечья, удлинение предплечья и расслабление напряженных мышц.

Коррекцию локтевой кости обычно проводят в две фазы:

Фаза 1 — внутрикостное поперечное продвижение через медиальный мыщелок локтевой кости.

Фаза 2 — внутрикостное продольное продвижение по локтевой кости через olecranon.

Это может быть статическая перцепция дисфункции после отработанной суперпозиции, хотя мы отдаем предпочтение импульсному жидкостному продвижению.

Следует очень внимательно отнестись к коррекции суперпозиции лучевой кости — именно она является ключом к решению многих проблем кисти, предплечья, лучезапястного и локтевого суставов. В большей степени это касается кисти и лучезапястного сустава.

Так как обычно начинают коррекцию руки в нисходящем направлении, начиная с лопатки и ключицы, то у пациента, который пришел с жалобами на боли в лучезапястном суставе, обычно боль и ограничение подвижности проходят еще на этапе коррекции суперпозиции плечевой и лучевой костей. И лишь в 15% случаев эффект достигается после локальной работы на лучезапястном суставе и кисти. Этот факт объясняется, по-видимому, анатомическими особенностями данной зоны — кости запястья большей своей частью контактируют с дистальной головкой лучевой кости, т.е. кисть фактически «висит» на лучевой кости.

В любом случае, как бы там ни было, эти клинические наблюдения подтверждены многочисленными случаями из практики, и мы рекомендуем придерживаться именно такого (нисходящего) порядка работы с рукой, даже если мы имеем дело с последствиями травмы, включая оскольчатые переломы и пр.

Коррекцию кисти обычно начинают с внимательного перцептивного осмотра пястных костей на предмет их суперпозиции. Очень часто бывает так, что, например, боли и ограничения подвижности в районе указательного пястно-фалангового сустава устраняются коррекцией суперпозиции средней пястной кости. Поэтому мы пришли к выводу, что надо в протокольном порядке провести коррекцию суперпозиции всех пястных костей, а потом уже решать проблемы костей фаланг или мелких костей запястья.

Позиция пациента при работе на пястных костях, да, впрочем, и на остальных костях кисти — сидя на стуле, напротив специалиста, поперек кушетки, рука расслаблено лежит на кушетке. При необходимости (несовпадение габаритов пациента и высоты кушетки) всегда можно с успехом использовать небольшую плоскую подушку или валик. Рука пациента может лежать на кушетке вверх ладонной либо тыльной поверхностью, как удобнее пациенту и как меньше напряжение в его тканях.

При дисфункциях запястья, в том числе и синдроме запястного канала, часто приходится делать «крестообразную коррекцию» этого региона. Крестообразная коррекция запястья представляет собой последовательную комбинацию двух техник — продольного и поперечного продвижения. Рекомендуется делать техники именно в такой последовательности. Вроде бы это может показаться непринципиальным, но продольный вектор дисфункции обычно доминирует, и предлагаемая последовательность манипуляций оказывается более эффективная.

Продольное продвижение состоит из захвата головки лучевой кости и оснований 2-4-й пястных костей. Очередность манипуляций следующая: облегчение движения — суперпозиция костей — объемная внутрикостная жесткость — релиз.

Поперечное продвижение осуществляется путем захвата медиального края запястья в области гороховидной кости и латерального края за основание 1-й плюсневой кости. Очередность манипуляций следующая: облегчение движения — суперпозиция костей — объемная внутрикостная жесткость — релиз. Обычно приходится учитывать достаточно сильно выраженный торзионный компонент облегчения движения.

Техники приходится выполнять по нескольку раз за один заход — это частое явление при коррекции внутрикостных дисфункций.

Обычная тактика при болях в области кисти или запястья — нисходящее продвижение по руке, начинающееся с коррекции суперпозиции плечевой кости, и далее, в дистальном направлении — коррекция костей предплечья (акцент на лучевой кости), а затем уже проработка кисти и запястья. Нисходящее продвижение по руке практически всегда дает быстрый и выраженный терапевтический эффект — даже при наличии в анамнезе травм дистальных отделов руки, включая переломы предплечья в типичном месте.

Эта нисходящая дистальная тактика может изменяться на восходящую, а критерием выбора варианта лечебной тактики служит дистальный вектор суперпозиции плечевой кости.

В случае если что-либо не получается — не надо теряться и суетиться: проверьте еще раз продольный баланс ключиц и лопаток относительно грудной клетки, а также вектор суперпозиции плечевой кости. Обычно проблемы лежат в дисфункции этих зон. 




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".