Пользовательский поиск

Автономное кольцо

Линия, разделяющая зрачковый и цилиарный пояс, в офталь­мологии называется брыжжи или бахрома радужки. В иридологии ее называют автономным кольцом или симпатической короной, так как она считается проекционной зоной автономной (вегетатив­ной) нервной системы. Этой линии в иридодиагностике придается особое диагностическое значение. Она служит важным ориенти­ром для топической диагностики, а ее расположение (центрация) и форма позволяют судить о деятельности всех висцеральных сис­тем. При сужении зрачка она становится более выраженной, по­этому ее изучение проводится при ярком освещении радужки.

Продолжение ниже

Детский офтальмолог

Детская офтальмология – отрасль офтальмологии, занимающаяся заболеваниями глаз, развитием зрения и лечением зрения у детей. Детские офтальмологи ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Чаще всего у здоровых людей автономное кольцо имеет вид ровной или зубчатой линии, несколько приподнятой над повер­хностью радужной оболочки за счет крупных трабекул, включа­ющих в себя сосуды малого артериального круга радужной обо­лочки. Иногда вместо сплошной линии на радужке видно «лаку­нарное ожерелье» образованное, множеством разновеликих ла­кун. Иногда такая картина наблюдается только в латеральных и нижних отделах радужки. При этом у многих пациентов бывают проблемы с позвоночником. Гораздо реже встречаются радужки со сглаженной линией автономного кольца, когда оно практи­чески не определяется.

Многие иридологи утверждают, что по рельефу автономного кольца можно судить о функции симпатической нервной систе­мы: широкое и высокое кольцо указывает на высокий тонус сим­патической системы (симпатикотонию), и, наоборот, плоский и сглаженный рельеф свидетельствует о снижении ее тонуса. В сочетании с анализом формы зрачковой каймы это позволяет с определенной степенью достоверности судить о балансе симпа­тической и парасимпатической систем в организме.

Правильное круговое расположение и четкая центрация этой линии обеспечивается равномерным взаимодействием сегмен­тов сфинктера и дилятатора зрачка и равной длиной всех ради­альных волокон стромы радужки, а следовательно, гармонией симпатической и парасимпатической нервных систем, иннерви­рующих эти мышцы, и отсутствием патологических процессов в организме.

Появление патологической импульсации от пораженного орга­на неизбежно вызывает нарушение баланса вегетативной нервной системы. Из-за этого меняется равномерное натяжение волокон мышц радужки и возникает деформация линии автономного кольца. Обычно это проявляется в виде втяжения или выбуха­ния определенного участка. Втяжением принято называть де­формацию автономного кольца в сторону зрачкового пояса, а выбуханием — в сторону цилиарного пояса.

В связи с тем, что острые воспалительные процессы во внут­ренних органах, как правило, протекают на фоне гипертонуса своей проекционной зоны, происходит искривление автономного коль­ца в сторону проекционной зоны пораженного органа. По мере перехода воспалительного процесса в хроническую форму может развиваться состояние гипотонуса проекционной зоны органа, что вызывает смещение автономного кольца в противоположную сто­рону. Поэтому форма автономного кольца позволяет косвенно судить о давности перенесенного процесса. Исключение состав­ляют пациенты с низкой плотностью радужки, у которых даже в острой стадии воспалительного процесса автономное кольцо мо­жет деформироваться в сторону, противоположную проекции па­тологического процесса из-за прогрессирующего снижения ло­кального тонуса дилятатора. Такие случаи скорее являются ис­ключением, но помнить о них нужно обязательно.

Для правильной ориентировки в иридологической картине необходимо помнить, что учет одного какого-либо признака еще не позволяет сделать заключение. Поэтому при выявлении ло­кальной деформации автономного кольца необходимо тщатель­ным образом изучить состояние стромы радужки как в зрачко­вом, так и в цилиарном поясах, состояние зрачка и оценить все имеющиеся признаки патологии.

Степень выраженности деформации автономного кольца яв­ляется важным диагностическим признаком, указывающим на тяжесть поражения органа. Чем она больше, тем более серьезны причины, ее вызвавшие.

Разрыв автономного кольца, по данным многих авторов, указы­вает на необратимые изменения соответствующих звеньев вегета­тивной нервной системы, генетически обусловленную гипофунк­цию соответствующего органа или системы. Данный знак может годами оставаться «немым». Неоднократно приходилось на­блюдать разрывы автономного кольца на радужке детей с трехлет­него возраста до пятнадцати лет без каких-либо клинических про­явлений. Чаще всего в детской практике они встречаются в проек­ционных зонах почек и желчного пузыря. Наблюдение за ними в динамике в подавляющем большинстве случаев не позволило выя­вить каких-либо признаков повышенной уязвимости или функци­ональной недостаточности органа, проекционно связанного с дан­ным знаком. У взрослых с подобными знаками, как правило, вы­являются функциональные нарушения соответствующих органов.

Вероятно, это можно объяснить тем, что хотя функциональные резервы органа, проекционно связанного с подобными маркерами, и недостаточны, пока нагрузка на орган идет в пределах физиоло­гических норм, никаких сбоев в работе не отмечается. При значи­тельном превышении уровня нагрузки (строго индивидуальной) на такой орган происходит реализация этих знаков. Вероятно, «детс­кий» период наблюдения для этого недостаточен и все «неприят­ности» начинаются уже при вступлении во «взрослую жизнь».

Некоторые виды локальной деформации автономного кольца специфичны для определенных заболеваний:

  • локальное втяжение автономного кольца на одной или обеих радужках от 5.00 до 7.00 в зависимости от наличия допол­нительных признаков патологии или их от­сутствия может указывать как на рубцовую деформацию луковицы двенадцатиперстной кишки в результате перенесенной язвенной болезни двенадцатиперстной кишки или гастродуоденита, так и на ее врожденную органную слабость с предрасположенностью к вы­шеназванным заболеваниям. В детской прак­тике этот признак встречается довольно редко, имеет незначитель­ную выраженность и, как правило, обнаруживается на одной ра­дужке, чаще справа;
  • локальное выбухание автономного кольца на правой радужке от 9.00 до 10.00 и на левой — от 2.00 до 3.00 свидетельствует о склонности к сердечной патологии. Его можно увидеть уже на радужке с трех-пятилетнего возраста в 13% случаев (из 1702 осмотренных детей). В детской практике оно характерно для функциональных изменений или минимальных аномалий развития серд­ца. Очень часто наблюдается при ишемичес­кой болезни сердца, стенокардии;
  • локальное выбухание автономного кольца на 8.00—8.20 на одной или обеих радужках характерно для патологии желчевыводящих путей. Часто встречается при их дискинезиях и врожденных аномалиях развития, холециститах. Более свойственно для правой радужки. Отмечалось на радужках уже с трехлетнего возраста в 8% случаев (из 1702 осмотренных детей). Может сочетается с незначительным выбуханием автономного кольца в проекционной зоне головки поджелудочной железы (справа 7.30);
  • локальное выбухание автономного кольца от 11.00 до 1.00 (одиночное или в виде рогов) характерно для больных шизофренией. После появления в широкой продаже книги Вельховера Е. С. «Иридодиагностика» на приемы стали приходить пациенты с подобной иридологической картиной, которые, с одной стороны, категорически утверждали, что они совершенно нормальны, а с другой — волновались, точно ли они в ближайшем буду­щем станут шизофрениками. При выяснении семейного анамнеза более чем у четверти из них удавалось выявить среди родственников сосудистую патологию головного мозга или какие-либо психические отклонения. Не жалейте времени, чтобы лишний раз объяснить та­ким пациентам, что данный иридознак — метка, маркер семейной органной слабости, которая в подавляющем большинстве случаев яв­ляется лишь указанием на «слабое» место в организме. Хотя это нала­гает и определенные обязательства самоконтроля поведения на его обладателя. В детской практике с подобными знаками сталкиваться не приходилось;
  • локальное выбухание автономного кольца на левой радужке от 4.10 до 6.20 (проекционная зона сигмовидной кишки) встречается при долихосигме или при выраженном расширении толстого кишечника, вызванного атонией, копростазом. Интересно, что степень выраженности выбухания и у детей, и у взрослых бывает примерно одинаковая.

Этот признак наблюдается у детей с трехлетнего возраста. Выбухание автоном­ного кольца в проекционной зоне сигмовидной кишки было выявлено у 3,3% детей (из 1702 осмотренных). Для подавляюще­го числа его обладателей были свойственны проблемы с мотори­кой кишечника. При выявлении подобного иридознака важно оценить сохранение линейности трабекулярного рисунка, его структуры и цветотона в зрачковом поясе в проекции выбухания автономного кольца, а также вид самой линии автономного коль­ца. Отсутствие их изменений указывает лишь на врожденную органную слабость конечных отделов толстого кишечника, а не на наличие патологии.

Описаны также локальное втяжение автономного кольца при стриктуре толстого кишечника и локальное выбухание автоном­ного кольца при спленопортальной гипертензии, развившейся на фоне цирроза печени (в проекции правой и левой долей пе­чени и селезенки). С подобными проявлениями встречаться не приходилось.

Конфигурация автономного кольца по­зволяет судить о наличии и степени выра­женности опущения органов брюшной по­лости, в частности опущения желудка и поперечноободочной кишки. Незначительное опущение может проявляться уплощени­ем линии автономного кольца в верхних отделах. При более выраженном опущении органов брюшной полости автономное кольцо слегка «провисает», уменьшая раз­мер зрачкового пояса сверху. Подобный иридологический знак неоднократно встречался, но только у пациентов старше 25 лет. Преимущественно у астеников с дефицитом веса и низким мышечным тонусом. Выраженный птоз органов брюшной полос­ти приводит к сдавливанию органов малого таза, развитию в них застойных явлений и нарушению их функции. На радужке это проявляется уменьшением размеров зрачкового пояса как в верх­ней, так и в нижней части радужки. Автономное кольцо выглядит сплющенным в вертикальной плоскости.

Большое значение придается не только изучению формы ав­тономного кольца, но и его чистоте. Зашлакованностью называ­ется появление пигмента на линии автономного кольца. Био­микроскопия позволяет рассмотреть мелкозернистую структуру пигмента, который может покрывать саму линию кольца или распространяться через автономное кольцо в цилиарный пояс диффузно, дорожками или лучами. Зашлакованность свиде­тельствует о трофических нарушениях в соответствующей зоне ра­дужки и указывает на дисфункцию автономной нервной системы. Степень зашлакованности определяется интенсивностью наложе­ния пигмента на линию автономного кольца. Существует четкая корреляция: чем больше пигментация — тем серьезней патологи­ческий процесс. Различают три степени зашлакованности:

  • I — незначительное пигментное напыление;
  • II— через наложения пигмента можно рассмотреть линию автономного кольца;
  • III— пигмент полностью покрывает автономное кольцо, на­рушая его линейность.

По мнению Р. Бурдиол (1975 г.), цвет пигментации автономно­го кольца может указывать на характер патологического процес­са. Так, например, желто-золотистая окраска пигментов свиде­тельствует о поражении позвоночника, в частности слабости свя­зочного аппарата, оранжевая — о заболеваниях поджелудочной железы, а грязно-желто-зеленоватый оттенок характерен для почечных заболеваний. Очень спорно, кроме первого случая. Дей­ствительно, большинство взрослых пациентов, преимуществен­но светлоглазых, имеющих желто-золотистое контрастированное автономное кольцо, имели жалобы на боли и хруст в позво­ночнике и, как правило, подтвержденный рентгенологически остеохондроз. Часто контрастирование автономного кольца встре­чается только в верхних отделах и свидетельствует о предраспо­ложенности к шейному остеохондрозу.

Интересно, что зашлакованное автономное кольцо у детей встречается обычно с десятилетнего возраста. Оно было выявле­но у 4,6% осмотренных детей из 1702. Вероятно, данный иридологический признак следует считать указанием на семейную предрасположенность к патологии позвоночника, которая мо­жет проявляться как ранним развитием остеохондроза, так и сла­бостью связочного аппарата позвоночника.

Еще Гиппократ говорил: «При болезни смотри в позвонок», - так как изменения позвоночника могут провоцировать развитие висцеральной патологии. Поэтому так важно не допустить реа­лизации этой семейной слабости. Его обладателям с детства не­обходимо обязательное проведение ежедневной зарядки для со­здания «мышечного корсета» позвоночника и избегания подъе­ма тяжести, особенно рывком. Таким детям не рекомендуются занятия тяжелой атлетикой.

С автономным кольцом тесно связано понятие интоксикации организма, в частности поступление в организм токсичес­ких веществ из кишечника при хронических энтероколитах. Дей­ствительно, зашлакованность автономного кольца II-III степе­ни является одним из иридологических признаков этого забо­левания.

Кроме зашлакованности автономного кольца приходится стал­киваться и с его депигментациями. Р. Шнейбл (1959 г.) предложил выделить два вида депигментации:

  • пенообразная, чаще всего встречается на голубых радужках в виде небольших белесоватых гребешков автономного кольца. На темных радужках они проявляются гораздо реже и имеют светло-коричневую окраску. Этот вид проявляется при нали­чии локального расширения сосудов, брадикардии или спаз­мах кишечника;
  • фетрообразная, состоящая из мелкорасположенных высвет­ленных арочек, несколько напоминающих по своему строе­нию фетр. На голубых радужках они бесцветные, на карих — серые, переходящие без резкой границы в цилиарную зону. Характерны для атеросклероза.

Большое значение придает Р. Шнейбл и рельефу автономно­го кольца, выделяя два вида гиперплазии его края:

  • простая гиперплазия характеризуется гипертрофией наруж­ного края кольца, который круто поднимается над цилиар­ным поясом. Он часто бывает зашлакован в желтовато-ржа­вые тона. Появление этого знака свидетельствует о наличии болезненных спазмов той группы органов, где он расположен;
  • гиперплазия с нависанием — гипертрофируется не только наружный, но и внутренний край автономного кольца, нависая над зрачковым поясом. Клинически эта форма может про­являться неврозами с тахикардией.

Как правило, расположенные на линии автономного кольца лакуны и крипты (реже — пигментные знаки) указывают на па­тологию или врожденную органную слабость органа, проекционно связанного с зоной локализации. Однако следует помнить, что подобные изменения могут быть проявлением патологии позвоночника или суставов (плечевого, тазобедренного). Очень важно в таких случаях уточнять анамнез и жалобы


© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".