Пользовательский поиск

Гепатотоксичность ксенобиотиков и защитные механизмы клетки

Несмотря на то что в процессе биотрансформации веществ в конечном итоге образуются менее токсичные соединения, многие промежуточные продукты I и II стадии мо­гут обладать высоким гепатотоксическим эффектом. На I стадии биотрансформации ксенобиотиков большую опасность представля­ет образование реактивных продуктов восстановления кислорода, связанное в основном с пероксидазной активностью цитохрома Р-450. Их источником может быть дисмутация супероксидного анио­на, высвобождаемого при диссоциации оксицитохрома Р-450, что приводит к образованию Н2О2 и органических гидроперекисей. Образование Н2О2 в изолированных гепатоцитах в услови­ях N-деметилирования различных веществ, в том числе этилморфина, показано экспериментально. Оно протекает в условиях резкого истощения внутриклеточного пула GSH и увеличения оттока из клетки GSSG, что ведет к истощению общего внутриклеточного пула глутатиона, так как нарушается цикл глутатионпероксидазной реакции вос­становления GSSG в GSH. Это увеличение выделения GSSG сравнительно с нормой может быть связано с непосредст­венным взаимодействием метаболитов ксенобиотиков с GSH, так как оно не наблюдается в аноксических условиях.


Образование перекиси водорода происходит и во время актив­ности НАДФН- и НАДН-редуктазы.

Высокие концентрации Н2О2 и органических гидроперекисей (например, t-бутилгидроперекиси) обладают сильным цитотоксическим эффектом, выражающимся в нарушении поверхностной структуры клетки, деградации GSH и выходе Са2+ из гепатоцита во внеклеточное пространство. Последнее может быть наиболее значимым для клетки, так как приводит к нарушению внутрикле­точного кальциевого гомеостаза и ингибированию ферментов, участвующих в формировании цитоскелета гепатоцита, например АТФазы актомиозина.

Реактивные радикалы кислорода могут образовываться в окислительно-восстановительных превращениях путем непосредствен­ного взаимодействия ксенобиотиков, имеющих хиноновую струк­туру, с кислородом. Примерами являются вещества «адрианомицин» и «даунорибицин», а также «гербицид паракат».

Взаимодействие свободнорадикальных продуктов восстановле­ния кислорода с ненасыщенными алкильными цепями приводит к инициации перекисного окисления липидов биологических мембран.

Главный токсический эффект продуктов перекисного окисле­ния в целом заключается в изменении микроархитектуры мембран­ных образований, приводящей к нарушению их проницаемости, подавлению ферментативной активности и образованию токсич­ных продуктов типа альдегидов.

Наряду с этим ряд субстратов как первой, так и второй стадий биотрансформации могут образовывать высокотоксичные проме­жуточные продукты, не связанные с радикальными процессами. Уже не раз была замечена способность дигидродиолов — метаболитов эпоксидгидролазной реакции — вновь метаболизироваться в цитохром Р-450-зависимой реакции и при этом рециклироваться до дигидродиолэпоксидов, гораздо более токсичных, чем исходные вещества. Образование дигидродиолэпоксидов возможно также и из ароматических углеводородов. Высокой токсичностью обладают глюкурониды некоторых карциногенных ариламинов. Для реакций сульфатации известен пример образования исключительно токсичного конъюгата — гидрокси-2-ацетиламинофлуорена. Вы­раженной токсичностью обладает продукт ацетилирования арилгидроксамовой кислоты — N-ацилоксиариламин.

С помощью гепатоцитов, которые сохраняют способность к реа­лизации самых разнообразных этапов биотрансформации веществ, можно изучать не только вклад различных реакций в этот процесс и их взаимодействие, но и механизм цитотоксического эффекта. Примером может служить вещество «парацетамол». Механизм его действия, расшифрованный на изолиро­ванных гепатоцитах, связан с нарушением це­лостности плазматической мембраны в результате образования токсических продуктов в реакции конъюгации, глюкуронидации и сульфатации, а также в результате истощения внутриклеточного пула GSH в реакциях конъюгации с ним.

Результат токсичности очень часто может зависеть от дисба­ланса между скоростью образования токсичных продуктов и их инактивации в соответствующей реакции, например конъюгации с глутатионом, наиболее важным защитным механизмом клетки при биотрансформации веществ.

Глутатион — это нейтрофильное соединение, характеризующее­ся реактивной тиоловой группой. Большая часть внутриклеточного глутатиона находится в виде восстановленной формы (GSH). На­ряду с этим в клетке имеются еще смесь дисульфидов, связанных главным образом с белками (GSS-белок), тиоэфиры и очень не­большое количество окисленного глутатиона (GSSG). Синтез глу­татиона катализируется рядом ферментов из нативных белков. За его деградацию ответствен фермент глутамилтрансфераза.

GSH играет центральную роль в инактивации токсичных и ре­активных продуктов, генерируемых в реакциях биотрансформации. Известна защитная роль глутатиона от реактивных продуктов сво­боднорадикальных процессов и перекисного окисления липидов.

Механизм его детоксицирующего действия при биотрансфор­мации веществ, связанного с образованием конъюгатов, по-види­мому, заключается в нейтрофильной атаке электрофильных атомов (углерода, азота, серы).

В нормальных условиях содержание GSH в гепатоцитах очень велико. Оно равно 0,5-10мМ, т.е. в среднем достигает значе­ний, показанных для печени. В изолированных гепатоцитах сохраняется высокая скорость его оборота. Период его полужизни сходен с интактной тканью. Однако ситуация катастрофически ме­няется в патологических условиях, когда скорость образования электрофильных метаболитов и потребность в GSH в связи с активацией процесса конъюгации может существенно превысить спо­собность клеток печени к ресинтезу глутатиона. В результате бу­дут происходить истощение пула GSH, аккумуляция токсических метаболитов и гибель клетки. Подобные ситуации описаны для гепатоцитов в связи с биотрансформацией целого ряда ксенобиотиков, например бензоата, диэтилмалеата и парацетамола. При этом вместо конъюгации ксенобиотиков с глутатионом происходят алкилирование макромо­лекул в клетке, потеря GSH и других низкомолекуляр­ных нуклеофилов, активация перекисного окисления липидов, на­рушение нормальных функций клеток печени. Таким образом, очевидно, что уровень внутриклеточного GSH является ли­митирующим звеном всего процесса. Поэтому проблема его вос­становления и сохранения в гепатоците чрезвычайно важна для его жизнедеятельности.

Для биосинтеза глутатиона нужны глутамат, глицин, сульфоаминокислота типа метионина или цистеина. Однако концентра­ция цистеина в клетке очень мала (всего 2% от содержания GSH) . Кроме того, благодаря высокой реактивности тиоловых групп цистеин легко окисляется в аэробной среде до соответствующих дисульфидов. Поэтому его внутриклеточный уровень, видимо, лимитирует биосинтез глутатиона в печени. Для поддержания последнего в инкубационную среду вводят N-ацетилцистеин или метионин (предшественники цистеина), которые в отличие от по­следнего легко проникают в клетку, плохо поглощают дисульфиды и могут конвергировать в GSH в цистотионатной реакции.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".