Пользовательский поиск

Медленное горение - где оно происходит и что горит

Около ста лет гипотеза Лавуазье о медленном горении кислорода в легких господствовала в естествознании. Этому способствовали отсутствие в то время данных о наличии углекислого газа в крови и распространенное мнение о том, что биологические мембраны являются препятствием для диффузии газов. Кроме того, тогда полагали, что одновременная противоположно направленная диффузия кислорода и углекислого газа неосуществима.


Постепенно накапливались научные доказательства, противоречащие гипотезе Лавуазье о медленном горении в легких. Оказалось, что температура в легких не выше, чем в остальных частях тела, как должно было быть, если бы действительно окисление с выделением тепла происходило в легких. Далее углекислый газ был обнаружен в крови, более того, оказалось, что в венозной крови его больше, чем в артериальной, тогда как кислорода в артериальной крови больше, чем в венозной. Это открытие Г. Магнуса подверг резкой критике Ж. Л. Гей-Люссак. И только в конце XIX в. точными измерениями газового состава крови, проведенными великими физиологами Э. Ф. Пфлюгером и И. М. Сеченовым (с помощью сконструированных ими аппаратов), а затем многими исследователями в XX в. (на аппарате конструкции Ван Слайка, на современной газоаналитической аппаратуре), было окончательно доказано, что углекислый газ в легких не образуется, а поступает в них из крови.

До 1860 - 1878 гг. господствовало мнение о том, что углекислый газ образуется в крови, возможно, в крови капиллярного ложа. Однако дальнейшие исследования опровергли и эти утверждения. Были представлены важные факты, свидетельствующие о том, что окисление происходит в органах, в их структурных элементах. Так, в 1856 г. К. Бернар обнаружил, что температура циркулирующей крови повышается после того, как она покидает кишечник, печень, причем в левой половине сердца, куда кровь поступает, пройдя легкие, ее температура на десятые доли градуса ниже, чем в правой (поступающей в сердце после прохождения через все тело). Затем были получены прямые доказательства того, что процесс окисления происходит в тканях. Было установлено, что изолированные кусочки мышц способны извлекать кислород из физиологического раствора (9 г поваренной соли на 1 л дистиллированной воды), причем столько же, сколько из крови. Было обнаружено также, что в атмосфере кислорода изолированная мышца может дольше сокращаться, чем на воздухе. Далее, были подтверждены факты, установленные еще Лавуазье: во время работы мышцы, когда требуется большая затрата энергии, она потребляет больше кислорода, чем в покое, окисление в ней протекает более интенсивно, а температура ее тканей в это время повышается.

В конце XIX в. крупнейший немецкий физиолог Э. Ф. Пфлюгер (его имя носит одно из наиболее солидных научных периодических изданий мира «архив общей физиологии) получил большой экспериментальный материал, обобщенный им в виде следующего постулата: «Количество кислорода, поглощаемого тканями, определяется их потребностью в кислороде, а не его содержанием в крови».

В начале XX в. прямыми определениями количества кислорода, поглощаемого кусочками тканей, окончательно было доказано, что именно в них происходит окисление. Постепенно, шаг за шагом, складывались представления о том, что собственно дыхание - «медленное горение», т. е. окислительные процессы, протекающие с выделением энергии, осуществляются в структурных элементах тканей - клетках.

Лишь в XX в., с появлением новых наук - физики и биохимии растений и животных, молекулярной биологии, электронной микроскопии, - удалось уточнить данные как о локализации окислительных процессов в органеллах клеток (в митохондриях), так и о сущности окисления, о значении его сопряжения для накопления энергии в клетке.

О том, что «горит», стало известно также в начале нашего столетия. Ю. Либих и другие биохимики доказали, что соединяются с кислородом не углевод и водород, а продукты обмена углеводов, жиров и белков. Кроме того, оказалось, что энергетическая емкость субстратов неодинакова при окислении: 1 г жира выделяет 9 ккал; белков - 4,1; углеводов - 4,1 ккал. Было также показано, что соотношение между количеством выделяющегося углекислого газа и поглощаемого кислорода, названного еще Лавуазье дыхательным коэффициентом (ДК), затем более точно измеренного сто лет спустя, зависит от субстрата окисления: ДК углеводов равен 1; жиров - 0,71; белков - 0,81, т. е. при окислении углеводов объем образующегося углекислого газа равен объему поглощаемого кислорода; для жиров он составляет только 0,71, а для белков - 0,81. Иными словами, при окислении углеводов объем выделяемого углекислого газа на каждый объем кислорода больше, чем при окислении белков и тем более жиров.

Таким образом, к началу нашего века положение о том, что окислительные процессы осуществляются в основных структурных элементах тканей различных органов - клетках, что субстратами окисления являются продукты обмена углеводов, жиров, белков, прочно утвердилось в науке. Однако понадобилось еще более чем полувековое развитие физиологии, биохимии, биофизики, появление новых отраслей естествознания, чтобы наши представления об окислительных процессах в клетках приобрели современный характер.




nazdor.ru
На здоровье!


Пользовательский поиск

Узнайте больше:



Большинство диет для похудения просто крадут ваши деньги


Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".