Пользовательский поиск

Лакуны и пятна

В иридологии важное значение имеют лакуны – знаки, представленные на радужке в виде углублений в ее строме. Наряду с ними в научной литературе можно встретить и название «крипты», имеющие и несколько иное толкование.

Продолжение ниже

Глаза - цвет, размер и строение глаз

Пигментные молекулы, использующиеся в глазах, разные. Их можно использовать для определения эволюционного различия между разными группами. Также они позволяют определить, какие ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Наличие лакуны на радужке – симптом органического поражения органа, в зоне представительства которого она обнаружена. Обычно лакуны принято оценивать по следующим параметрам: размер, глубина, форма, цвет и локализация.

Накопленные сведения позволяют отрицать наличие тесной связи между размерами лакуны и тяжестью поражения органа. Это обусловлено значением того или иного органа в жизнедеятельности всего организма. Сопоставим, к примеру, отдельную скелетную мышцу и головной мозг, миокард. Поэтому принято считать, что размер лакуны в иридодиагностике не имеет решающего значения.

Различают глубокие и поверхностные лакуны. Это признак в отличие от предыдущего прямо зависит от выраженности воспалительного или дегенеративного процесса. Лакуны становятся самыми глубокими при хронических стадиях заболевания.

Формы лакун очень разнообразны. Deck (1965) выделяет 11 наименований: почечная, щелевидная, ланцетовидная, ромбовидная, листообразная, разъединенная, спаржевидная, медузоподобная, сотоподобная, открытая, множественная.

Разнообразны очертания и дна лакун: радиально-исчерченные, серебристо-ниточные, монотонные.

Весьма информативна для определения стадии заболевания оценка края лакуны. Линейные и угловатые края – доклиническая стадия, закругленные – хронический процесс с грубыми деструктивными изменениями в органе, белый валик – завершение патологического процесса.

Важным для диагностики является цвет лакуны, интенсивность которого также зависит от стадии заболевания. При остром воспалительном процессе – светлая окраска, хроническом – темная. По отдельным изменениям в центре лакуны (точечное затемнение или просветление) можно определять тяжесть заболевания и даже наличие неопластического процесса (Schmidt, 1960).

Диагностическая ценность зоны локализации лакуны не подлежит сомнению, так как по этому параметру в соответствии с проекционными зонами можно установить, какие внутренние органы поражены патологическим процессом. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что большинство лакун преимущественно локализуются в цилиарной зоне и чаще всего в секторах кнаружи от автономного кольца.

Реже наблюдается центральное их расположение – признак глубинных образований и периферическое – признак патологических изменений в коже, периферических сосудах и лимфатической системе (Вельховер Е. С., Никифоров В. Г., 1984; Jensen, 1964, Deck, 1975).

Deck (1975) предложил другую классификацию лакун. Он выделяет три отдельных гено- и фенотипа: «маргаритка» – брюшной или спицеобразный; панкреатриадный и кардиоренальный.

Панкреатриадный тип включает три разновидности лакун: панкреалакуны, носовое пространство – пазухи носа, аденоиды, гиперплазия слизистых оболочек; бронхопульмональное пространство. Название третьего кардиоренального типа лакун обусловлено зонами их локализации: сердце и почки.

Суждения о возможностях оценки характера границ воспалительного процесса по знакам радужки противоречивы. По данным Jensen (1964), такая оценка возможна. Им даже описаны лакуны при закрытом и открытом воспалительном процессах. В частности, при закрытом процессе в органах, когда нет оттока секрета в какой-либо другой орган или полость, лакуна на радужке окружена белой капсулой. Автор указывает также, что внутри их можно различать белые перегородки и темные очажки, которые, по его мнению, проекционно связаны с кистами и иными капсулированными образованиями. Открытый же воспалительный процесс обнаруживается на радужке в виде белого пятна с расщелинами, напоминающими «пламя костра».

По данным Е. С. Вельховера и соавт. (1982), лакуны на радужке не являются специфическим признаком воспаления. Авторы указывают, что они с такой же вероятностью, как и при воспалении, могут обнаруживаться при дегенеративных и других процессах. Это мнение сформулировано по результатам наблюдений за 150 больными в неврологической клинике. Лакуны в проекционной зоне «головной мозг» выявлялись наиболее часто при наследственно дегенеративной патологии (85%) и эпилепсии (71%) реже при церебральном арахноидите, Однако величина, форма и другие структурные признаки не отличались при различных заболеваниях.

Среди легко обнаруживаемых знаков радужки – токсические и пигментные пятна. Нередко они достигают больших размеров и поэтому бывают видны при обычном визуальном осмотре. Чаще всего сразу выявляется несколько пятен с очень характерным рисунком: многоугольник с четко выраженными краями. Достаточно типичен ,и цвет токсических пятен. Преобладает темная окраска коричневых и красно-коричневых тонов, реже обнаруживаются каштановые, кирпичные и желто-оранжевые цвета.

В этиологии возникновения токсических пятен предпочтение отдается отравлению организма эндогенными и экзогенными токсинами. Это обусловливает особое значение этих знаков радужки при проведении скрининг-обследований трудящихся в условиях вредного производства, а также при отравлении большими дозами алкоголя, табака, медикаментов. Обнаруживаемые пятна желтой или светло-коричневой окраски имеют самую разнообразную локализацию. Среди экзогенных факторов возникновения пятен могут также быть интоксикации в результате поступления в организм чрезмерных доз отваров и настоев трав, а также наркотиков.

Е. С. Вельховер и соавт. (1982) дифференцируют токсические пятна коричневого цвета от пятен, связанных с избыточным потреблением йодистых и железосодержащих препаратов. Последние, по их мнению, располагаются главным образом в зоне проекции желудочно-кишечного тракта. Для них характерны нечеткие, иногда нитевидные очертания и сходная с токсическими пятнами окраска: красновато-коричневая и желтовато-красная при «йодных» пятнах и фиолетово-коричневая и ржаво-коричневая при «железных». В отличие от них токсические пятна имеют четкие границы и в них не обнаруживается подлежащих нитей.

Как по форме, так и по диагностической значимости от обычных пятен отличаются пятна-сектора – веерообразные, гиперемированные образования. Их наличие – не только признак интоксикации, но и проявление патологии в разных органах (в зависимости от зоны локализации), как правило, врожденной. Наиболее интенсивна окраска пятен-секторов в районе зрачкового пояса, т. е. в области мелких кровеносных сосудов, где при замедленном кровотоке в первую очередь и оседают циркулирующие в крови токсические вещества. С этих участков начинается зарождение токсических пятен-секторов, в развитии которых можно различать три фазы: зарождение, его развитие и созревание (Кривенко В. В., Потебня Г. П., 1988).

Эндогенными факторами возникновения токсических пятен чаще всего могут быть хронические запоры и различные заболевания кишечника. Появление этих пятен отдельные специалисты склонны рассматривать как признак предракового состояния.

Следует дифференцировать токсические и пигментные пятна. Последние менее окрашены, края их круглые, они выглядят нежнее, никогда не бывают радиальными и меньше в размерах.

Bourdiol (1975) выделяет пять групп пигментных пятен в зависимости от окраски: светлые, темные, коричнево-красные, красные и «презентного (мелкозернистого) табака».

Любая из этих групп пигментных пятен является очень важным токсико-диагностическим знаком и представляет практический интерес. Например, светлые пигменты, встречаясь на самых разных по цвету радужках, имеют очень своеобразную окраску: желтовато-золотистую на голубых и светло-серых радужках, а на глазах темного цвета обнаруживается небольшая примесь зеленого или ржавого пигмента. Локализация и цвет светлых пятен определяет их диагностическое значение. Слабость связочного и корешкового аппарата позвоночника фиксируется на радужке в виде желто-золотистого обрамления в области автономного кольца. Обнаружение таких же пигментов в цилиарной зоне – симптом неврозов и психозов.

При токсическом поражении почек выявляются желто-грязные пигментные пятна в нижних сегментах радужки. В отдельных случаях форма светлых пигментов позволяет даже дифференцировать инфекционные заболевания. При наличии крохотных зернышек в ресничной зоне предполагается сифилис, пигмента в виде штрихов – гонорейная инфекция.

По данным Bourdiol (1975), желтые пигментации наблюдаются обычно при поражении бронхов и легких, при туберкулезной инфекции они приобретают специфический вид – прозрачная масса типа сероватого желе, которое зафиксировалось, не растекаясь на строме радужки.

Важное значение имеет дифференциация токсических и темных пигментных пятен. Для последних характерны следующие особенности: всегда очень темные, почти черные, относительно гомогенны, форма округлая с четкими краями. Schnabel (1959) образно описал их – вздувшаяся масса пигмента напоминает цветную капусту. Темные пигменты на радужке принято рассматривать как симптом злокачественного процесса. Вероятность такой оценки значительно возрастает при обнаружении вокруг очертаний пигмента более светлой полосы.

Группу темных пигментных пятен Bourdiol (1975) дополнительно разделяет в зависимости от цвета и формы на два типа: медвежий и фетровый. Первый встречает я при опухолях малого таза, второй – пищеварительного тракта.

Пигменты коричнево-красные имеют три разновидности: ежовые, каштановые и сетчатые, которые указывают на наследственную предрасположенность к заболеваниям. Ежовые – при диабете, каштановые – при заболеваниях почек, мочевого пузыря, сетчатые – при туберкулезе того или иного органа.

В отличие от предыдущих красные пигменты не имеют каких-либо разновидностей. Вместе с тем их выявление – надежный геморрагический синдром. Особенно при гемофилии, когда обнаруживается пигментация в виде «шерстинки» – маленьких ниточек спиралеобразной формы, которые напоминают красные ниточки шерсти.

Среди знаков на радужке особая диагностическая значимость принадлежит пигментам типа «презентного табака». По данным Schmidt (1974), они имеют вид рассеянных или сгруппированных мелких гранул светлого, красно-коричневого или темно-коричневого цвета. Их локализация в области автономного кольца – симптом поражения поджелудочной железы, в зрачковой зоне – хронический колит и парез кишечника.

Этот тип пигмента описан достаточно подробно (Schnabel, 1959; Bourdiol, 1975). Имеются разнообразные его классификации по видам и форме. В частности Schnabel (1959) выделяет следующие типы пигментов «презентного табака», в зависимости от их размеров:

I – мельчайшие группы пигмента в форме толченого перца, обнаруживаемые только при биомикроскопии при опухолевых состояниях в организме: рак простаты, молочной железы и матки.

II – крупные пигментные частицы, видимые даже при обычном увеличении с использованием лупы. Другая особенность этого типа – обнаружение его только в цилиарной зоне, что в зависимости от локализации указывает на пораженный орган или систему. Этот тип пигментных пятен по Schnabel (1959) имеет пять разновидностей в зависимости от формы: триангулярная, полосковая, рыбий хвост, циркулярная и кучкообразная.

Более полной является классификация Bourdiol (1975). Она включает 19 дифференциально-диагностических форм II типа пигмента.

Возможности дифференциально-диагностического значения пигментных пятен, особенно в определении этиологии заболевания, у некоторых ученых вызывают возражения. Так, Е. С. Вельховер и соавт. (1982) не согласны с утверждениями о появлении темных пигментных пятен при раке, желто-зеленых – при гнойной инфекции, а красных – при геморрагии. Не отрицая полностью диагностического значения пигментных пятен, они допускают, что их появление все-таки связано с патологическими процессами.

Авторы, резюмируя собственные данные, делают следующие выводы:

  • любые воспалительные, травматические, токсические и другие процессы, сопровождающиеся болевым синдромом, вызывают появление пигментных пятен в определенных зонах радужки. Их обнаружение можно учитывать при неспецифической топической диагностике, поскольку локальное пигментирование, хоть и связано с топографией поражения, но непосредственно не зависит от характера заболевания;

  • редкое соответствие клинического диагноза локальному пигментированию на радужке связано с недостаточностью болевых импульсаций и наблюдается при многих исподволь протекающих болезнях: различных вариантах врожденной патологии; безболевом «тлеющем» течении процесса; поражении бедных рецепторами паренхиматозных органов; при патологии проводящих систем спинного и головного мозга.

Следует дифференцировать пигментные пятна от так называемых неосновных цветов радужки. Они не имеют формы, четких границ и находятся как бы сверху основного фона. Достаточно подробно цвета и их диагностическое значение описаны Schuman (1961).

Bourdiol (1975) наряду с уже приведенными собственно пигментными пятнами выделяет остаточные, свидетельствующие об угасании патологического процесса в организме с четко выраженными зонами локализации. По его мнению, их окрашивание может рассматриваться как этиологический признак. Светлые остаточные пятна в зависимости от активности процесса имеют четыре оттенка.

Наличие желтого пятна с коричневыми точками – симптом убывающего инфекционного процесса (ангина, абсцесс). Желтовато-зеленый цвет симптом гнойных процессов; коричнево-красноватый – развитие геморрагического процесса, рубцующейся травмы; красновато-желтый – завершающийся локальный воспалительный процесс.

По данным автора, темные остаточные пятна обычно проявляются в виде синего или темно-голубого вкрапления на голубой радужке или черного – на каштановой. Они являются симптомами законченного патологического процесса: рубцевание раны, зажившего перелома, образование желчных или почечных камней.

Принято считать, что появление пигментных пятен не зависит от пола, возраста, оперативного вмешательства. Вместе с тем, уже накопленные сведения как по остаточным, так и по собственным пигментным пятнам свидетельствуют об их большом значении в иридологии.

Таким образом, приведенный обзор достаточно убедительно доказывает, что сейчас накоплена разнообразная информация о форме проекционных зон на радужке органов и систем человека, иридознаков, оценке других выявляемых изменений. Все это является объективной предпосылкой для их систематизации и обобщения, придания определенной структуры как самому процессу обследования радужки, так и дифференциально-диагностической схеме. В этом плане иридодиагностика – доступный объект как для алгоритмизации, так и составления машинных диагностических программ для компьютеров.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".