Пользовательский поиск

Головной мозг ребёнка

Эта статья призвана помочь родителям в понимании развития мозга ребенка и их важной роли в стимулировании развития мозга путем взаимодействия.

Продолжение ниже

Технологии разрешения конфликта: отпор, уход, переговоры

... мне здесь живой не нужен». Вспомнили, какой именно? За свою жизнь отвечаете вы, а не юридическая система, тем паче там работают большие дети и мозгов у них не больше, чем у вас. Впрочем, и их наличие можно взять под сомнение. Никогда не забывайте: используя отпор, применять личные выпады ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Ребенок говорит первые слова, сжимает ложку в руке. Дети поворачивают голову, узнавая голос матери. Что общего между этими явлениями? Все это – примеры развивающих «шагов» ребенка вперед.

Наверно, ни один аспект развития ребенка не является настолько удивительным и преобразовательным, как развитие мозга ребенка. Развитие мозга позволяет ребенку развивать способности ползти, говорить, есть, смеяться и ходить. Здоровое развитие мозга ребенка строится на непродолжительных моментах, при которых родители или няни взаимодействуют с ребенком.

Вспомните моменты, когда Вы следили за младенцем или ребенком, начинающим ходить.

  • Пока мать кормит ее ребенка, она с любовью смотрит в его глаза.
  • Отец ласково говорит со своей дочерью, пока она сидит у него на коленях и читает ей книгу.
  • Няня поет ребенку колыбельную.

Такие ежедневные моменты, эти простые проявления любви, обеспечивают необходимую поддержку.

Что мы знаем о развитии головного мозга ребёнка?

Ученые узнают больше о том, как развивается человеческий мозг и поэтому многие наши идеи о мозге являются спорными. Мы узнаем, что некоторые старые теории оказываются мифами, которые были заменены новыми фактами. Рассмотрим следующие примеры:

Развитие мозга – миф или факт?

Миф - При рождении мозг полностью развит, также как сердце или желудок.

Факт - Большинство клеток мозга формируются до рождения, но большое количество связей между клетками появляются в младенчестве и раннем детстве.

Миф – Развитие мозга полностью зависит от генов, с которыми Вы рождаетесь.

Факт – Опыт и взаимодействие с окружающей средой являются наиболее важными факторами для развития мозга ребенка.

Миф – Мозг ребенка, который начинает ходить, менее активен, чем мозг студента колледжа.

Факт – Мозг трехлетнего ребенка в два раза более активен, чем мозг взрослого человека.

Миф – Разговаривать с младенцем не так важно, т.к. он или она не может понять, что Вы говорите.

Факт – Разговаривая с маленькими детьми, Вы закладываете основу овладения языком во время ранних критических периодов развития, когда обучение легче всего дается ребенку.

Миф - Детям необходима специальная помощь и определенные обучающие игрушки для развития их мыслительных способностей.

Факт – Больше всего детям необходима любовь, забота и новые впечатления, а не специальное внимание или дорогостоящие игрушки. Разговоры, пение, игры и чтение – ключевые виды деятельности для развития мозга ребенка.

Как развивается головной мозг ребёнка

На раннее развитие мозга влияет ряд факторов. Эти важные факторы включают наследственность, пищу и питательность, чуткость родителей, ежедневный опыт, физическую активность и любовь. В частности, родителям следует знать о важности здоровой и питательной пищи, выражения любви, ухода, предоставления интересных и разнообразных занятий каждый день и позитивной и чуткой ответной реакции.

В прошлом, некоторые ученые думали, что развитие мозга было определено генетически, а рост мозга происходил по предопределенному пути. Сейчас мы знаем, что ранний опыт влияет на развитие мозга и воздействует на соединение мозговых связей. Мозг ребенка – незавершенная работа. Внешний мир формирует развитие мозга через опыт, который ребенок накапливает при помощи чувств – зрения, слуха, осязания и вкуса. На пример:

Опыт, собранный с помощью этих пяти чувств, помогает построить связи, которые необходимы для развития мозга. Ранний опыт имеет решающее влияние на построение мозга.

Современные оборудование и технологические достижения позволили ученым увидеть работу мозга. Ученые обнаружили, что мозг продолжает формироваться после рождения, основываясь на опыте. Мозг ребенка направлен на обучение, но ему необходимы ранние впечатления, чтобы соединить нервные цепи мозга, которые способствуют обучению.

Представьте, что мозг ребенка похож на дом, который только что построили. В нем есть стены и двери. Затем Вы идете в магазин и покупаете электрические провода, выключатели, коробку предохранителей и другие материалы для электроснабжения. Вы приносите покупки в новый дом и располагаете их на полу. Будут ли они работать? Скорей всего, нет. Прежде всего, Вы должны протянуть провода и установить все соединители. Это очень похоже на то, как формируется наш мозг. Мы рождаемся с множеством нервных клеток, подобно звездам в галактике Млечного Пути. Но эти клетки еще не установили модель связи между собой – они не установили соединители.

Мозг разрабатывает схемы, которые являются его наилучшими предположениями о зрении, языке и т.д. Затем чувственное восприятие должно взять эти наброски и постепенно совершенствовать их. Схемы собраны по образцам, которые позволяют новорожденному воспринимать прикосновения матери, голос отца и другие аспекты окружающей среды.

Нормальное чувственное восприятие направляет клетки мозга к их месту и усиливает связи между клетками мозга. Мы рождаемся с более 100 миллиардами клеток мозга или нейронами и их не становится больше. Это количество в 10 раз больше количества звезд во всей галактике Млечного Пути и почти в 20 раз больше количества людей на планете.

Нейроны являются ядром мозга. Каждая такая клетка организма составляет примерно одну сотую часть размера точки в конце этого предложения. Нейрон имеет ответвления или дендриты, отходящие от клеток организма. Эти дендриты получают химические сигналы через синапс, импульс движется на длину аксона. Каждое ответвление аксона имеет мешок, содержащий нейротрансмиттеры на своем кончике. Электрический импульс вызывает высвобождение нейротрансмиттеров, которые в свою очередь стимулируют или ингибируют соседние дендриты, подобно перекидному переключателю.

Эти связи являются чудом человеческого организма. Но, чтобы понять его силу, Вам необходимо умножить это чудо на триллионы. Одна клетка может быть связана с 15 тыс. других клеток.

Это невероятно сложная сеть соединений, результат которой часто относят к мозговой «схеме». Впечатления и опыт формируют эту схему в мозге.

Значительное увеличение количества синапсов возникает в первый год жизни. Мозг развивается функциональное построение через развитие этих синапсов или соединений.

Например, если родитель постоянно называет ребенка определенным именем, тогда соединения сформируются так, что позволят ребенку узнавать это имя спустя время как обращение к нему и научится отвечать на него. С рождения мозг стремительно создает эти соединения, которые формируют наши привычки, мысли, сознание, воспоминания и разум.

К трем годам мозг ребенка формирует коло 1 тыс. трлн. соединений – почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от дополнительных соединений. Этот процесс называется «сокращением», при котором мозг избавляется от запутанного клубка «проводов».

Оставшиеся «провода» более сильные и значительные. Взаимодействие, в котором участвуют родители и окружающая среда является стимулятором роста и упорядочивания этих соединений в мозге.

Синапсы в мозге ребенка укрепляются через повторяющийся опыт и поэтому соединения сформированы так, что отражают структуру обучения ребенка. Если связи не используются, они исключаются, основываясь на принципе «используй или теряй». Действия, которые Вы совершаете один раз, плохие или хорошие, с небольшой вероятностью будут влиять на развитие мозга.

При постоянном использовании связи в первые годы жизни, она становится постоянной. Например, когда взрослые люди повторяют слова и фразы при разговоре с детьми, младенцы учатся понимать речь и укрепляют языковые связи в мозге.

Строение головного мозга

Мы узнали, как мозг развивается на клеточном уровне, с нейронами и связями. Но также полезно понимать различные части мозга как целые и как они функционируют и развиваются.

Мозг формируется последовательно снизу вверх или от самой сложной части (мозгового ствола) к наиболее сложной области (коре головного мозга).

Основные элементы человеческого мозга включают следующие:

  1. Мозговой ствол находится у основания черепа и контролирует наиболее важные жизненные функции, включая артериальное давление и температуру тела.
  2. Средний мозг находится на верху мозгового ствола и контролирует двигательную деятельность, аппетит и сон.
  3. Мозжечок находится за мозговым стволом и координирует движения и равновесие.
  4. Лимбическая система является центральной частью мозга и контролирует эмоции, приспособление и память.
  5. Кора головного мозга является верхним слоем мозга, ее глубина составляет две десятикопеечные монеты, помещенные друг на друга. Кора головного мозга является «исполнительной ветвью» мозга, которая регулирует процесс принятия решений и контролирует мышление, рассуждение и речь.

В мозговой коре содержится 80% нейронов мозга. Она является наименее развитой частью мозга на момент рождения и поэтому продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже после. Кора головного мозга является более чувствительной к впечатлениям, чем другие части мозга.

Строение мозга похоже на конструкцию дома. Дом строится от фундамента вверх, различные части выполняют различные функции. Также как и с мозгом, после построения дома Вы можете продолжать изменять его, украшать. Но, если Вам нужно переносить стену или добавить окно, это будет сложнее и дороже, чем при строительстве дома.

Критические периоды развития

Развитие мозга происходит волнами, когда разные части мозга становятся действующими «стройплощадками» в разные промежутки времени. Способность мозга реагировать на впечатления предоставляет возможность для развития мозга ребенка.

Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Однако, наиболее благоприятное время или «окна возможностей» существуют, когда мозг представляет собой «супергубку», впитывая новую информацию легче, чем в другое время и развиваясь быстрее. Этот период наиболее плодотворен в течение первых трех лет жизни ребенка и продолжается на протяжении раннего детства и подросткового периода. Например, маленькие дети учат грамматику и значение своего родного языка путем простого взаимодействия с окружающей средой.

В то время как позднее обучение возможно, оно действительно происходит медленнее и сложнее. На протяжении всей жизни могут появляться некоторые улучшения в большинстве навыков. Однако, важно предоставлять детям лучшие возможности для обучения и роста во время периодов, когда их разум наиболее готов воспринимать информацию.

Развитие зрения и слуха

Наиболее благоприятным временем для развития слуха и зрения или способности ребенка обучаться видеть и слышать является период от рождения до 4-5 лет. Развитие этих чувств очень важно, т.к. они позволяют детям, особенно младенцам, воспринимать и взаимодействовать с миром вокруг них. В течение первых нескольких месяцев, в особенности, младенцам следует видеть формы, цвета, объекты на различных расстояниях и в движении, чтобы мозг узнавал, как нужно смотреть. Младенцам также следует слышать различные звуки, чтобы их мозг мог научиться обрабатывать информацию и отвечать после восприятия услышанного.

Развитие языковых навыков

Наиболее благоприятным временем для развития языковых навыков и обучения речи являются первые 10 лет жизни ребенка. Дети учат язык на протяжении всего этого периода. Однако, более результативно обучение языковым навыкам проходит на протяжении нескольких первых лет жизни. Детям необходимо постоянно слышать, как Вы разговариваете, поете и читаете им в течение ранних лет. Отвечайте на их лепет и попытки говорить.

Физическое и двигательное развитие

Наиболее благоприятным временем для физического и двигательного развития у детей являются первые 12 лет жизни. Дети становятся физически готовыми для различных аспектов двигательного развития в различные периоды. Двигательные навыки, такие как ходьба, часто развиваются быстрее, чем навыки мелкой моторики, например рисование карандашом.

Детям необходимо несколько лет для развития навыков координации, чтобы играть с мячом и даже в подростковом возрасте происходит совершенствование таких навыков. Родителям следует наблюдать за двигательным развитием ребенка, т.к. у каждого ребенка развитие происходит с определенной скоростью.

Эмоциональное и социальное развитие

Наиболее благоприятным временем для эмоционального и социального развития ребенка являются 12 первых лет жизни. Различающиеся аспекты эмоционального и социального развития, которые объединяются в более высокие способности, такие как восприятие других, сочувствие и доверие, очень важны в различные периоды. Например, эмоциональное развитие лучше всего происходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, когда у маленького ребенка формируются привязанности к родителям. Такое развитие обеспечивает основу для других аспектов эмоционального развития, которое возникает во время взросления детей.

Эмоциональное восприятие очень важно для успешности в жизни. Часть мозга, которая регулирует эмоции, миндалевидная железа, формируется изначально, основываясь на впечатлениях и формах эмоциональных связей мозга. Воспитание в раннем возрасте очень важно для формирования сочувствия, счастья, оптимизма и жизнерадостности.

Социальное развитие, которое включает само-сознательность и способность ребенка взаимодействовать с другими, также формируется в несколько этапов. Например, мозг двухлетнего ребенка не настолько развит, чтобы понимать, как нужно делиться игрушками, поэтому эта социальная способность лучше развита у детей старше 3-х лет. Попытки родителей воспитывать и сопровождать ребенка помогут заложить хороший фундамент для социального и эмоционального развития.

Выводы

Развитие мозга ребенка является ключевым для его будущего. Хотя, «первые годы длятся вечно» с точки зрения стремительного развития мозга маленьких детей, первые годы жизни ребенка проходят очень быстро. Поэтому дотрагивайтесь, говорите, читайте, улыбайтесь, пойте, считайте и играйте с Вашими детьми. Это не только приносит вам хорошее настроение. Это помогает мозгу ребенка развиваться и воспитывать потенциал ребенка.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


Мне нравится0
Nadya
Супер! Научное обоснование идей Марии Монтессори спустя 100 лет доступным для родителей языком. Быть может сейчас мы задумаемся о всей системе образования, которая должна строиться на физиологических особенностях развития ребенка, а не на запросах и целях общества и в частности взрослых!
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".