Пользовательский поиск

Первые исследования крови: вклад Гиппократа и Аристотеля

Медицинская школа на острове Кос дала западному миру Гиппократа — одного из величайших врачей, человека, идеи которого до сих пор оказывают громадное влияние на врачебную этику. Гиппократ, столь же тщательно и подробно описывавший состояние больных, как и египтянин Имхотеп, обогатил медицину многочисленными сочинениями, сводом этических правил, воплощенных в особой клятве, которую и поныне дают врачи, и в высшей степени практичным подходом к искусству врачевания. Наряду с этим, находясь в плену метафизических воззрений, он выдвинул так называемую гуморальную теорию, которая на протяжении двух тысячелетий затрудняла понимание природы заболеваний.

Продолжение ниже

Исследования крови в период раннего христианства

... египтян были отвергнуты. Даже доктрины Галена и Аристотеля, впоследствии возведенные в догмы... ... цивилизации. Им удалось вывезти труды Аристотеля, Гиппократа, Галена и других ученых, и они переводили... ... даже из уст неверного. Чернила ученого священнее крови мученика». В эпоху арабского владычества...

Читать дальше...

всё на эту тему


Биография Гиппократа окружена различными легендами и мифами, вокруг отдельных фактов его жизни ведутся горячие споры. По преданию, он родился на острове Кос примерно в 460 году до н. э. и дожил до преклонного возраста — до 95, а по другим источникам – до 104 лет. Гиппократ изучал медицину под руководством своего отца Гераклида, который также был врачом.

Вплоть до Средних веков Гиппократа, по крайней мере, на Западе, повсеместно считали отцом медицины, одним из самых выдающихся врачей древности, а то и всех времен. Каждой цивилизации свойственно гиперболизировать собственные успехи, поэтому мы должны признать, что египтяне с тем же основанием могут прославлять Имхотепа, индийцы — Сушруту, а китайцы — императора Хуань-ди.

Гиппократ сумел добиться благоговейного отношения к собственной персоне, несмотря на то, что его знания в области анатомии и физиологии были весьма скудны — он даже не был в состоянии отличить вену от артерии. Едва ли он мог похвастаться и успешным излечением больных. В приписываемых Гиппократу трудах подробно рассматриваются 42 истории болезни, причем в 25 случаях они завершались летальным исходом.

И если репутация Гиппократа все-таки была поднята на недосягаемую высоту, то это объясняется тем, что он принадлежал к наиболее пытливым умам своего времени. По его глубокому убеждению, все в мире подчинено законам природы. Болезнь, учил Гиппократ, вызывается не божественными силами или случайностью — ее порождают специфические естественные причины. Более того, он считал, что болезнь воздействует на весь организм в целом, а не только на пораженный орган, и поэтому врач должен лечить всего больного в целом. Вот как описывал Платон этот метод лечения Гиппократа: «Чтобы вылечить хотя бы глаз, необходимо лечить голову и, конечно, все тело».

Твердо придерживаясь выработанной им системы, Гиппократ подчеркивал важность непосредственного исследования пораженного органа, всего организма пациента и даже окружавшей больного обстановки. Он рассматривал болезнь как естественный процесс, на который реагирует человеческий организм, и поэтому основную задачу врача видел в том, чтобы помочь больному излечиться самостоятельно.

Эта часть учения Гиппократа на голову превосходила все теории врачевания того времени и знаменовала собой колоссальный шаг по пути прогресса. Однако затем, как это часто случалось с гениальными людьми до Гиппократа и после него, он выдвинул и защищал совершенно абсурдное положение. Речь идет о его попытке описать причины и механизм развития болезни с помощью господствовавших в то время философских «истин».

Как утверждал Гиппократ, болезнь — это естественный процесс, происходящий в объективных природных условиях. Однако его представления о природе были метафизическими, а не реальными. Гиппократ верил, будто бы вся природа состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха, поэтому и организм человека содержит четыре жидкости, или «гуморы», связанные с упомянутыми элементами. Черную желчь, холодную и сухую, он связывал с землей; слизь, холодную и влажную — с водой; кровь, горячую и влажную — с воздухом; желтую желчь, горячую и сухую — с огнем.

Если все четыре гуморы находятся в состоянии равновесия, человек наслаждается отличным здоровьем. Любое нарушение равновесия вызывает заболевание. Чтобы помочь больному излечить болезнь, врач прежде всего должен найти причину этого нарушения и затем попытаться устранить ее. Если, например, по его мнению, болезнь вызвана избытком холодной и сухой черной желчи, для лечения ему следует стимулировать другую жидкость — горячую и влажную кровь.

Эта теория заболеваний, в которой мы вновь находим общие черты с доктриной, ранее сформулированной китайцами, стала столь популярной, что ей удалось продержаться почти до наших дней. По иронии судьбы, все то рациональное и истинно научное, что имелось в учении Гиппократа, было в основном забыто, а метафизическая гуморальная теория поднята на щит с религиозным фанатизмом. Очевидно, все связанное с мистическим, сверхъестественным и метафизическим, столь притягательно для человека, что он отказывается внимать менее таинственным и более строгим доводам разума и науки.

Наряду с заблуждениями в гуморальной теории Гиппократа содержалась идея, которая почти вплотную подводила его к открытию чрезвычайно важного факта, относящегося к крови. Кстати, об этом факте современной науке стало известно сравнительно недавно. Речь идет о положении Гиппократа, согласно которому «гуморы» (жидкости) крови оказывают на организм большее воздействие, чем жидкости какого-либо одного органа. Кроме того, ему же принадлежит утверждение: «назначение желез состоит в распределении гумор по телу». Таким образом, Гиппократ предвосхитил открытие функций эндокринных желез и роли крови как переносчика гормонов, регулирующих различные жизненные процессы в организме.

Человечество понесло невосполнимые потери оттого, что в Греции эпохи Гиппократа отдавали предпочтение не труду, а отвлеченному мышлению, не физическому, а метафизическому, не экспериментально доказанным фактам, а абстрактным концепциям. Тех греческих врачей и ученых, которые в ходе экспериментов прибегали к физическому труду, принято было считать кустарями, ремесленниками. По своему общественному положению врачи были рангом выше сапожников, но ниже ювелиров. Остатки этих классовых различий до сих пор сохранились в Англии, где к хирургу, которому приходится заниматься физическим трудом, принято обращение «мистер», а к терапевту, чья специальность в большей мере связана с умственным трудом, — «доктор».

На творческом развитии афинской философской школы также сказалось пренебрежительное отношение к физическому труду, без которого немыслимо проведение экспериментов. Если бы смелые греческие мыслители могли тщательно проверить собственные теории и теснее связать их с явлениями, доступными глазу и измерительным приборам, они достигли бы поистине олимпийских высот!

Вместо этого Платон, например, занимался выяснением идеальной сущности вещей и пришел к выводу, что кровеносные сосуды берут свое начало из сердца, которое является средоточием умственной деятельности. По этим сосудам, учил Платон, ум может получать приказания от своей повелительницы — души.

Аристотель, у которого абстрактная философия уживалась с реализмом, подкрепленным экспериментом, проводил наблюдения над природой и сам осуществил ряд опытов. Однако своим выводам он стремился придать метафизическую окраску. Он, например, верил в существование «пневмы» или жизненного духа, и полагал, что артерии каким-то образом служат для передачи конечностям команды о движениях. По мнению Аристотеля, кровь вытекает из сердца непрерывным потоком и никогда не возвращается обратно, видимо, исчезая где-то в организме.

Аристотель также считал мозг смесью земли и воды, не содержащей крови и лишенной каких бы то ни было ощущений. Функция мозга, по его мнению, состояла в поддержании равновесия жара в сердце. Пульс Аристотель объяснял вскипанием жизненного тепла в крови.

Итак, как мы могли убедиться, в период расцвета классической греческой цивилизации, когда творческие способности человека достигли невиданных высот, познания о крови и кровообращении были довольно скудными, они так и не приблизились к уровню древних египтян и китайцев.

Гений древних греков, свободный и всеобъемлющий, потонул в пучине метафизических абстракций, подобно тому, как развитие других цивилизаций было ограничено мистицизмом и верой в сверхъестественное начало. Но Гиппократ и другие исследователи создали предпосылки для целого ряда открытий, последовавших вслед за тем, как Афины оказались во власти могучего урагана, примчавшегося из Македонии.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


Мне нравится0
Гость
круто
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".