Пользовательский поиск

Психоаналитик - основа работы, лечение и эффективность

Психоаналитик – это практикующий специалист, работа которого основана на психоанализе. Это совокупность психологических и психотерапевтических теорий, а также и связанных с ними методов. Их создал австрийский врач Зигмундом Фрейдом, кроме того, они частично вытекают из клинической работы Брейера и др. В течение долгого времени психоанализ пересматривался и развивался в разных направлениях. Некоторые из коллег и учеников Фрейда, такие как А. Адлер и К. Юнг, продолжали развивать свои собственные идеи независимо друг от друга. Фрейд настаивал на сохранении термина психоанализ для его школы мысли, а Адлер и Юнг приняли это. В числе Нео-Фрейдистов Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Продолжение ниже

Врач психотерапевт и психотерапия

... игровая терапия, музыкальная терапия, терапия искусством, психодрама, терапия танцевальная/движениями, трудотерапия, психиатрический уход , психоанализ и различные подразделы упомянутых психотерапевтических воздействий. Терапия может быть легализированной, добровольно регламентированной ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Среди основных принципов психоанализа:

  • развитие человека определяют часто забываемые события, произошедшие в раннем детстве, а не только унаследованные характеристики;
  • на человеческое отношение, опыт, манерность и мышление в значительной степени влияют иррациональные стимулы, которые коренятся в бессознательном;
  • необходимо обойти психологическое сопротивление в виде защитных механизмов, когда стимулы становятся осознанными;
  • конфликты между сознательным и бессознательным, или с вытесненной информацией могут материализоваться в виде психических или эмоциональных расстройств, таких как неврозы, невротические черты, тревога, депрессия и т.д.;
  • выделение элементов бессознательного достигается за счет введения этого материала в сознающий разум (например, с помощью умелого руководства, т.е. терапевтического вмешательства).

Психоанализ включает, как минимум, 22 теоретических направления относительно психического развития человека. Различные подходы к лечению, называемые психоанализом, различаются так же, как и теории. Этот термин также относится к способу анализа развития ребенка.

Психоанализ Фрейда – это определенный вид лечения, в котором «анализируемый» (аналитический пациент) в устной форме выражает свои мысли, такие как свободные ассоциации, фантазии и мечты. На их основе психоаналитик делает заключения о бессознательных конфликтах, вызывающих симптомы пациента, и проблемах характера и толкует их для пациента. Тем самым, создается представление для решения проблем. Психоаналитик противостоит и разъясняет патологическую защиту, желания и чувство вины пациента.

На основе анализа конфликтов, включая те, что способствуют сопротивлению, и те, что вовлекают перенос искаженных реакций на психоаналитика, можно предположить, что пациенты бессознательно являются злейшими врагами для самих себя: симптомы вызывают бессознательные символические реакции, которые стимулируются опытом. Психоанализ Фрейда основывается на концепции, что излечить и помочь может только катартический (то есть целебный) опыт человека.

Психоанализ широко критиковался различными источниками. Он рассматривается некоторыми критиками как лженаука. Тем не менее, он по-прежнему оказывает сильное влияние в области психиатрии, и больше в некоторых кругах, чем в других.

Содержание

  1. История
  2. Видео о психоаналитике
  3. Теории
  4. Психопатология (психические нарушения)
  5. Лечение у психоаналитика
  6. Исследования
  7. Оценка эффективности работы психоаналитика
  8. Критика

История

Идея психоанализа впервые привлекла серьезное внимание Зигмунда Фрейда, который сформулировал свою собственную теорию в Вене в 1890-х годах. Фрейд был невролог и занимался поисками эффективного лечения пациентов с невротическими или истерическими симптомами. Он понял, что существуют несознаваемые психические процессы, когда работал неврологическим консультантом в детской больнице. Там ему удалось заметить, что у многих афатических детей не было видимых органических причин для их симптомов. Затем он написал монографию на эту тему.

В 1885 г. Фрейд получил грант на обучение с Ж.М. Шарко, знаменитым неврологом, в Сальпетриере в Париже. Там он следил за клинические представлениями Шарко, особенно в областях истерии, паралича и анестезии. Шарко внедрил гипноз в качестве экспериментального инструмента исследования и разработал фотографическое представление клинических симптомов.

Первая теория Фрейда, объясняющая истерические симптомы, была представлена в труде 1895 г. «Исследования истерии», написанном в соавторстве с наставником, выдающимся врачом Брейером, который обычно рассматривается как рождение психоанализа. Основой для работы послужил случай пациентки Б. Паппенхайм, упомянутой в тематических исследованиях под псевдонимом «Анна О.». Свое лечение сама пациентка называла «разговорным».

Брейер писал, что многие факторы могут привести к таким симптомам, включая различные виды эмоциональной травмы. При этом Фрейд утверждал, что в основе истерических симптомов лежат подавленные воспоминания о тревожных событиях, почти всегда имеющие прямые или косвенные сексуальные ассоциации.

Примерно в то же время он пытался разработать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, от которой он вскоре отказался. Она осталась неопубликованной при его жизни.

В 1896 г. была опубликована так называемая «теория соблазнения» Фрейда, в которой невролог предположил, что предпосылками для истерических симптомов являются сексуальные возбуждения в младенческом возрасте. Кроме того, он утверждал, что раскрыл у всех своих нынешних пациентов подавленные воспоминания о случаях сексуального насилия. Тем не менее, в 1898 г. он в частном порядке признался своему другу и коллеге В. Флиссу, что больше не верит в свою теорию, хотя никогда не заявлял об этом публично до 1906 г. В 1896 г. он сообщил, что у его пациентов «не было ощущения запоминания инфантильных сексуальных сцен», и заверил «категорически в неверии в них». Но в более поздних источниках он утверждал, что они сами говорили ему, что в детстве подвергались сексуальному насилию.

Это стало общепризнанным историческим источником, пока не было оспорено несколькими учениками Фрейда во второй половине XX в., которые утверждали, что он представил предвзятые мнения о своих пациентах. Тем не менее, опираясь на заявления о том, что пациенты сообщали о инфантильном опыте сексуальных надругательств, Фрейд впоследствии утверждал, что его клинические результаты в середине 1890-х представили доказательства возникновения бессознательных фантазий. Якобы это было сделано, чтобы скрыть воспоминания о инфантильной мастурбации. Много позже он приводил те же выводы в качестве доказательства для желаний Эдипова комплекса.

1900-1940-е

К 1900 г. Фрейд предположил, что у снов есть символическое значение, и чаще всего они специфичны для сновидца. Он сформулировал вторую психологическую теорию о том, что бессознательное имеет или является «первичным процессом», состоящим из символических и конденсированных мыслей, и «вторичным процессом» логических, сознательных мыслей. Теория была опубликована в его книге 1900 г. «Толкование снов». Глава VII была повторной работой раннего «Проекта» и Фрейд изложил свою «Топографическую теорию». Согласно этой теории, которая была позже вытеснена в основном структурной теорией, неприемлемые сексуальные желания были подавлены в «систему бессознательного». Бессознательное обусловлено осуждением общества добрачной сексуальной активности, и это подавление создает беспокойство.

Эта «топографическая теория» по-прежнему популярна в большинстве стран Европы, хотя в опале в большей части Северной Америки. В 1905 г. Фрейд опубликовал «Три эссе по теории сексуальности», где было изложено его открытие так называемых психосексуальных фаз: оральная (в возрасте 0-2), анальная (2-4), фаллически-эдипальная (ныне 1-я генитальная) (3-6), скрытая сексуальность (6-период полового созревания), а также зрелая генитальная (половое созревание и далее).

В его ранней формулировке было идея о том, что сексуальные желания подавлялись в бессознательном состоянии из-за социальных ограничений, и что энергия этих бессознательных желаний может быть превращена в беспокойство или физические симптомы. Таким образом, были разработаны ранние методы лечения, в том числе гипноз и эмоциональное реагирование, чтобы сделать бессознательное сознательным, уменьшая давление и явно проистекающие отсюда симптомы.

В труде «О нарциссизме» (1915 г.) Фрейд обратил внимание на тему нарциссизма. Тем не менее, используя энергичную систему, он охарактеризовал разницу между энергией, направленной на себя, и энергией, направленной на других, называемой энергетическим зарядом. В 1917 г. в «Скорби и меланхолии» он предположил, что в некоторых случаях депрессия была вызвана разворотом гнева от комплекса вины на себя. В 1919 г. в работе «Младенца избивают» он начал решать проблемы направленного на саморазрушение поведения (моральный мазохизм) и откровенного сексуального мазохизма.

Основываясь на своем опыте общения с депрессивными и склонными к суициду пациентами, обдумывая бойни Первой мировой войны, он был недоволен рассмотрением только устных и сексуальных мотивов для поведения. К 1920 г. Фрейд занялся силой идентификации (с лидером и с другими членами) в группах в качестве мотивации поведения (групповая психология и анализ Эго). В том же году он предложил свою «теорию сексуальности и агрессии» двойной мотивации в книге «По ту сторону принципа удовольствия», чтобы попытаться объяснить человеческую деструктивность. Кроме того, это стало первым появлением его «структурной теории» из трех новых понятий: ид, эго и суперэго.

Три года спустя он обобщил эти понятия в книге «Эго и Ид». Фрейд пересмотрел всю теорию психического функционирования, теперь считая, что подавление было лишь одним из многих механизмов защиты, и что оно возникло для уменьшения беспокойства. Таким образом, онохарактеризовал подавление как причину и результат тревоги. В 1926 г. в книге «Торможение, симптом и тревога» Фрейд описал, как интрапсихический конфликт между мотивацией и суперэго (желание и чувство вины) вызывает беспокойство, и как это беспокойство может привести к торможению психических функций, например, интеллекта и речи.

Книга была написана в качестве ответа Отто Ранку, который в 1924 г. опубликовал книгу «Травма рождения», анализируя, как искусство, религия, миф, терапия и философия освещались страхом разлуки в «фазе до развития эдипова комплекса». Однако теории Фрейда не характеризуют такой фазы. Согласно Фрейду, эдипов комплекс, был в центре невроза и был основополагающим источником всякого искусства, религии, мифа, терапии, философии и в итоге всей культуры и цивилизации человечества. Так, впервые кто-то во внутреннем круге охарактеризовал нечто иное, помимо Эдипова комплекса, как вклад в интрапсихическое развитие, понятие, которое было отвергнуто Фрейдом и его последователями того времени.

К 1936 г. «Принцип множественной функции» был разъяснен Р. Уэлдером. Он расширил формулировку, что психологические симптомы вызваны конфликтом и одновременно высвобождают его. Кроме того, симптомы, такие как фобии и принуждения, представляют элементы некого сексуального и/или агрессивного желания, суперэго, беспокойства, реальности и обороны. Кроме того, в 1936 г. дочь Фрейда Анна опубликовала свою основополагающую работу «Эго и механизмы защиты» с изложением многочисленных способов, посредством которых ум может скрыть расстраивающие вещи из сознания.

От 1940-х до настоящего времени

Когда власть Гитлера росла, семья Фрейда и многие из его коллег бежали в Лондон. В течение года Фрейд умер. В США после его смерти новая группа психоаналитиков занялась исследованиями функции эго. Во главе с Х.Хартманом, Крисом, Раппапортом и Левенштейном группа строилась на понимании синтетической функции эго в качестве посредника в психическом функционировании. Хартман, в частности, проводил различия между автономными функциями эго (например, память и интеллект, которые могут вторично пострадать в результате конфликта) и синтетическими функциями, которые были результатом компромиссного образования.

Эти «Эго-психологи» 1950-х гг. проложили путь для фокусирования аналитической работы посредством изучения защиты (опосредованное эго), прежде чем изучить глубинные корни бессознательных конфликтов. Кроме того, в то время рос интерес к детскому психоанализу. Хотя психоанализ подвергался критике с момента создания, его использовали в качестве инструмента исследования в развитии детей, и он до сих пор используется для лечения некоторых психических нарушений. Ранние мысли Фрейда о развитии детской женской сексуальности были оспорены в 1960-х. Споры привели к разработке различных пониманий женского полового развития, а благоадря многим из них изменились сроки и нормальность определенный теорий Фрейда (которые были почерпнуты в ходе лечения женщин с психическими нарушениями). Ряд исследователей последовали за исследованиями К. Хорни давления со стороны общества, которое влияет на развитие женщин.

Видео о психоаналитике

 

Теории

Преобладающие теории психоанализа можно организовать в несколько теоретических школ. Несмотря на различия между ними, большинство из них подчеркивают влияние бессознательных элементов на сознательное. Также была проведена значительная работа по консолидации элементов противоречивых теорий. Как и во всех областях медицины, есть постоянные конфликты по поводу конкретных причин определенных синдромов, а также споров, касающихся идеальных методов лечения.

В XXI в. психоаналитические идеи внедряются в западную культуру, особенно в такие области, как детское здравоохранение, образование, литературоведение, культурология и психическое здоровье, в частности, психотерапия. Хотя есть основные выделяющиеся аналитические идеи, некоторые группы следуют заветам одного или нескольких поздних теоретиков. Идеи психоанализа также играют роль в определенных видах литературного анализа, таких как архетипическая литературная критика.

Топографическая

Топографическая теория была названа и впервые описана Фрейдом в «Толковании сновидений» (1900). Теория предполагает, что психический аппарат можно разделить на системы сознательного, предсознательного и бессознательного. Эти системы являются не анатомическими структурами головного мозга, а, скорее, психическими процессами. Хотя Фрейд придерживался теории на протяжении всей своей жизни, ее во многом заменила структурная теория. Топографическая теория остается одной из мета-психологических точек зрения, с помощью которй описывается функционирование ума в классической психоаналитической теории.

Структурная

Структурная теория делит психику на ид, эго и супер-эго. Присутствующий при рождении Ид служит хранилищем основных инстинктов, которые Фрейд называл стимулами. Неорганизованный и бессознательный, он действует только на «принципе удовольствия», без участия реализма или предвидения. Эго отличается меделнным развитием и постепенным нарастанием беспокойства из-за посредничества между позывами ид и реалиями внешнего мира. То есть оно действует на «принципе реальности». Супер-Эго удерживается, чтобы стать частью эго, в котором развиваются самонаблюдение, самокритика и другие рефлексивные и преднамеренные способности. Эго и супер-эго частично сознательные и частично бессознательные.

Эго психология

Эгопсихология первоначально была предложена Фрейдом в книге «Торможение, симптом и тревога» (1926). Теория уточнили Хартман, Левенштейн и Крис в серии статей и книг с 1939 по конец 1960-х. Лео Беллак также позже внес свою лепту. Эта серия конструкций, распараллеливание некоторых из более поздних разработок когнитивной теории, включающая определения автономных функций эго: психические функции не зависят, по крайней мере, по своему происхождению, от интрапсихического конфликта. В числе таких функций:

  • чувственное восприятие,
  • двигательный контроль,
  • символическое мышление,
  • логическое мышление,
  • речь,
  • интеграция (синтез),
  • абстракция,
  • концентрация,
  • ориентация,
  • тестирование реальности,
  • суждение об опасности,
  • адаптивная способность,
  • исполнительный процесс принятия решений,
  • гигиена,
  • самосохранение.
Фрейд считал, что подавление является одним из способов, которые может использовать ум, чтобы препятствовать любой из этих функций во избежание болезненных эмоций. В 1950-х Хартманн отметил, что могут быть задержки или дефицит таких функций.

В 1964 г. Фрош описал различия у тех людей, которые демонстрировали ущерб для своих отношений, но которые, казалось бы, могли проверить это. Дефицит способности организации мысли иногда называют блокирующими или свободными ассоциациями (Блейлер), что характерно для шизофрении. Дефицит способности абстракции и самосохранения также предполагает психоз у взрослых. Дефицит ориентации и сенсориума часто свидетельствуют о медицинской болезни, влияющей на мозг (и, следовательно, автономные функции эго). Обычно дефицит некоторых функций эго обнаруживается у сильно сексуальных или подвергшихся физическому насилию детей, где мощные эффекты, создаваемые в детстве, кажется, подорвали в определенной степени функциональное развитие.

Согласно психологии эго, сильные стороны эго, позже описанные Кернбергом (1975), включают следующие возможности:

  • контролировать оральные, сексуальные и деструктивные импульсы;
  • терпеть болезненные эффекты без разваливания;
  • предотвращать извержение в сознание странной символической фантазии.

В отличие от автономных, синтетические функции возникают вследствие развития эго и служат для управления процессами конфликта. Защита входит в число синтетических функций, которые ограждают сознание от осознания запретных импульсов и мыслей.

Одна из целей эгопсихологии заключается в том, чтобы подчеркнуть, что некоторые психические функции могут рассматриваться как основные, а не производные желаний, влияний или защиты. Тем не менее, из-за бессознательного конфликта могут быть вторично затронуты автономные функции эго. Например, пациент может иметь истерическую амнезию (память является автономной функцией) из-за интрапсихического конфликта (желая не вспоминать, потому что это слишком болезненно).

Взятые вместе, упомянутые выше теории представляют собой группу метапсихологических предположений. Таким образом, включительная группа различных классических теорий дает вид человеческого мышления в поперечном сечении. Существует шесть «точек зрения», пять описаны Фрейдом, а шестая добавлена Гартманом. Поэтому бессознательные процессы могут быть оценены с каждой из этих шести точек зрения:

  • топографическая;
  • динамическая (теория конфликта);
  • экономическая (теория потока энергии);
  • структурная;
  • генетическая (положения, касающиеся происхождения и развития психических функций);
  • приспособительная (психологические явления, как это относится к внешнему миру).

Современная теория конфликта

Современная теория конфликта, вариация эго-психологии, представляет собой пересмотренный вариант структурной теории, наиболее заметно отличается изменением концепций, связанных с тем, где сохранились подавленные мысли (Фрейд, 1923, 1926). Современная теория конфликта сосредоточены вокруг того, как эмоциональные симптомы и черты характера являются сложными решениями психического конфликта. Он обходится без понятий фиксированного ид, эго и суперэго, и вместо этого постулирует сознательным и бессознательным конфликтом между желаниями (зависимый, контролирующий, сексуальный и агрессивный), чувством вины и стыда, эмоциями (особенно тревогой и депрессивным аффектом), и оборонительные операции, которые закрывают от сознания некий аспект других. К тому же, здоровое функционирование (адаптивное) также определяется, в значительной степени, решениями конфликта.

Одной из главных задач современного психоанализа теории конфликтов является изменение баланса конфликта у пациента, чтобы сделать аспекты менее адаптивных решений (также «компромиссные образования») осознанными, тем самым переосмыслить их и найти более адаптивные решения.

Теория объектных отношений

Теория объектных отношений строится на попытке объяснить взлеты и падения отношений людей посредством изучения того, как организованы внутренние представления себя и других. Клинические симптомы, указывающие на проблемы объектных отношений (как правило, задержки в развитии на протяжении жизни) включают нарушения способности индивида чувствовать тепло, сочувствие, доверие, безопасность, последовательную эмоциональную близость, стабильность личности, стабильность в отношениях с другими важными людьми. Например, не рекомендуется доверять всем.

Основные понятия, касающиеся внутренних представлений (их также иногда называют «занятия самоанализом», «представления себя и объекта» или «интернализация себя и других»), были впервые упомянуты Фрейдом в его ранних концепциях теории стимулов («Три эссе по теории сексуальности», 1905). Например, в статье 1917 г. «Траур и меланхолия» он выдвинул гипотезу, что неразрешенное горе вызвано интернализированным изображением умершего с таковым выжившего, а затем выживший сдвигает неприемлемый гнев по отношению к умершему на ныне комплексный само-образ.

В. Волкан в работе «Соединение объектов и соединение явлений» расширил мысли Фрейда по этому вопросу, описывая синдромы «установившегося патологического траура» против «реактивной депрессии» на основе аналогичной динамики. Гипотезы М. Кляйн по интернализации в течение первого года жизни, которая приводит к параноидной и депрессивной позиции, впоследствии были оспорены Р. Спитцом. В своей книге 1965 г. «Первый год жизни» он разделил первый год жизни на коэстетический этап первых шести месяцев и диакритическую фазу второго полугодия. М. Малер («Психологическое рождение человеческого младенца», 1975 г.) со своей группой в Нью-Йорке и в Филадельфии описывала различные фазы и подфазы развития ребенка, ведущие к «сепарации-индивидуации» во время первых трех лет жизни. Она подчеркивала важность постоянства родительских фигур, перед лицом разрушительной детской агрессии, по отношению к интернализации ребенка, стабильности контроля влияния, способности развивать здоровую автономию.

Д. Фрош, О. Кернберг, С. Ахтар и Ш. Бах разработали теорию постоянства себя и объекта, так как оно влияет на психические расстройства взрослых, такие как психоз и пограничные состояния. П. Блос описал в книге «О подростках» (1960 г.), как аналогичная борьба сепарации-индивидуализации происходит в подростковом возрасте, конечно, с другим исходом в отличие от первых трех лет жизни: подросток обычно, в конце концов, покидает дом родителей (варьируется в зависимости от культуры). В подростковом возрасте Э. Эриксон (1950-1960-е) описал «кризис идентичности», который включает в себя тревогу диффузии идентичности. Чтобы взрослый человек мог испытать «Тепло-ТЭДССИБС» (теплота, эмпатия, доверие, связующая среда по Винникотту, идентичность, близость, стабильность) в отношениях (Блекмэн, «101 защита: как разум закрывает себя», 2001 г.), подросток должен придти к решение проблем, связанных с идентичностью, и переделать себя и постоянство объекта.

Эгопсихология

Эгопсихология подчеркивает развитие стабильного и комплексного ощущения себя через эмпатические контакты с другими людьми, первичные значимые другие воспринимаются как «самообъекты». Самообъекты соответствуют потребностям развивающегося себя для отражения, идеализации и близнячества, и тем самым укрепить развивающееся «я». Процесс лечения проходит через «трансмутирующие интернализации», в ходе которых пациенту удается постепенно усвоить функции самообъекта, предложенные терапевтом. Первоначально эгопсихологию предложил Х. Кохут, а дальнейшее развитие она получила благодаря А. Голдбергу, Ф. Лахману, П. и А. Орнштейнам, М.Толпен и другим.

Лакан и его психоанализ

Психоанализ Лакана, который интегрирует психоанализ со структурной лингвистикой и гегелевской философией, стал особенно популярным во Франции и некоторых частях Латинской Америки. Он представляет собой отход от традиционного британского и американского психоанализа, который является преимущественно эгопсихологией.

В своих семинарах и трудах Лакан часто пользовался фразой «возвращение к Фрейду», так как утверждал, что его теории были продолжением собственной теории Фрейда. Этим подход отличается от теорий Анны Фрейд, эгопсихологии, объектных отношений и «себя». Он также заявлял о необходимости прочтения полного собрания сочинений Фрейда, а не только части из них. Концепции Лакана касаются «зеркальной стадии», «реального», «мнимого» и «символического», и утверждают, что «бессознательное структурировано как язык».

Несмотря на большое влияние на психоанализ во Франции и некоторых частях Латинской Америки, Лакану и его идеям потребовалось больше времени для перевода на английский, и он, таким образом, произвел меньшее влияние на психоанализ и психотерапию в англоязычном мире. В Великобритании и США его идеи наиболее широко используются для анализа текстов в литературной теории.

Так как его позиция становилась все более критичесокй по отношению к отклонению от мысли Фрейда, часто выделяя конкретные тексты и лекции коллег, Лакана не допустили к выступлениям в качестве учебного аналитика в IPA (Международная психоаналитическая ассоциация). Это вынудило его открыть свою собственную школу, чтобы сохранить институциональную структуру для многочисленных кандидатов, желающих продолжить свой анализ с ним.

Межличностный психоанализ

Межличностный психоанализ акцентирует нюансы межличностных взаимодействий, в частности, как люди защищают себя от тревоги путем установления по сговору взаимодействия с другими, и актуальность фактического опыта с другими лицами в развитии (например, семья и сверстники) и в настоящее время. Это контрастирует с главенством интрапсихических сил, как в классическом психоанализе. Межличностная теория была впервые введена Г.С. Салливаном, и далее развивалась Ф. Фромм-Рейхманном, К. Томпсон, Э. Фроммом, а также другими лицами, которые внесли свой вклад в основания Белого института Уильяма Элэнсона и межличностный психоанализ в целом.

Культуралистский психоанализ

Некоторые психоаналитики назывались культуралистами из-за того значения, которое они придавали культуре в генезисе поведения. Среди прочих Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливан были названы культуралистскими психоаналитиками. Они были известны своим конфликтом с православными психоаналитиками.

Феминистский психоанализ

Феминистские психоаналитические теории возник ближе ко второй половине XX в., в попытке сформулировать женскую, материнскую и сексуальную разницу и развитие с точки зрения женских субъектов. Для Фрейда самец является субъектом, а самка – объектом. Для Фрейда, Винникотта и теории объектных отношений мать структурирована как объект отказа (Фрейд) и разрушения (Винникотт) младенца. Для Лакана «женщина» может либо принять фаллический символ как объект или воплощать отсутствие в символическом измерении, информирующее структуру человеческого субъекта.

Феминистский психоанализ в основном пост-фрейдистский и пост-лаканианский с такими теоретиками, как Т. Мой, Д. Копьек, Д. Митчелл, Т. Бреннан и Г. Поллок. Это переосмысление искусства и мифологии после французского феминистского психоанализа, половых различий в, из и от женского. Французские теоретики, например, Иригарей, бросают вызов фаллогоцентризму. Б. Эттингер предлагает «матриксиальное» измерение субъекта, который учитывает предродовую стадию (матриксиальная связь) и предлагает женственно-материнский Эрос, матриксиальный взгляд и первичные мать-фантазии. Д. Бенджамин решает вопрос о женском и любви. Феминистский психоанализ информирует и включает половые, девиантные и пост-феминистские теории.

Адаптивная парадигма

«Адаптивная парадигма психотерапии» получила свое развитие из работы Р. Лэнгса. Адаптивная парадигма интерпретирует психический конфликт, прежде всего, с точки зрения сознательной и бессознательной адаптации к реальности. Недавняя работа Лэнгса в определенной степени стала возвращением к более раннему Фрейду, так как он предпочитает модифицированную версию топографической модели разума (сознательное, предсознательное и бессознательное) структурной модели (ид, эго и супер-эго), включая акцент первого на травме (хотя Лэнгс изучает травмы, связанные со смертью, а не сексуальные травмы). В то же время модель разума Лэнгса отличается от модели Фрейда тем, что он понимает разум с точки зрения эволюции биологических принципов.

Отношенческий психоанализ

Отношенческий психоанализ сочетает межличностный психоанализ с теорией объектных отношений и межсубъектной теорией как критической для психического здоровья. Он был внедрен С. Митчеллом. Отношенческий психоанализ подчеркивает, как личность человека формируется на реальных и воображаемых отношениях с другими людьми, и как модели этих отношений будут вновь проигрываться во взаимодействии между психоаналитиком и пациентом.

В Нью-Йорке ключевыми сторонниками отношенческого психоанализа стали Л. Эрон, Д. БЕнджамин и Э. Харрис. Фонаги и Таргет в Лондоне выдвинули свою точку зрения о необходимости оказания помощи определенным обособленным, изолированным пациентам, чтобы развивать способность к «ментализации», связанной с мыслями об отношениях и самих себе. В Нью-Йорке Э. Слейд, С. Коутс, и Д. Шехтер дополнительно способствовали применению отношенческого психоанализа к лечению взрослого пациента как родителя, клиническому исследованию ментализации в отношениях родителя и ребенка, а также передачи привязанности и травмы из поколения в поколение.

Межличностно-отношенческий психоанализ

Термин межличностные-отношенческий психоанализ часто используется в качестве профессиональной идентификации. Психоаналитики в рамках этой более широкого обобщающего термина спорят о том, какие именно различия есть между этими двумя школами, без какого-либо текущего четкого консенсуса.

Интерсубъективный психоанализ

Термин «интерсубъективность» был введен в психоанализ Д.Э. Этвудом и Р. Столороу (1984). Интерсубъективные подходы подчеркивают, как на развитие личности и терапевтический процесс влияют взаимосвязи между субъективной точкой зрения пациента и других.

Современный психоанализ

«Современный психоанализ» - это термин, придуманный Х. Спотницем и его коллегами, чтобы описать объем теоретических и клинических подходов с целью расширения теории Фрейда, делая их применимыми к полному спектру эмоциональных расстройств, расширяя возможности для лечения с патологиями, которые считаются неизлечимыми при помощи классических методов. Вмешательства, основанные на таком подходе, в первую очередь предназначены для обеспечения эмоционально-биологической связи с пациентом, а не стимулирования интеллектуальной проницательности. Эти меры, помимо направленных внутрь целей, используются для разрешения сопротивлений, которые представлены в клинических условиях. Эта школа психоанализа способствовала возможности для профессиональной подготовки студентов в США и в странах по всему миру. Ее журнал «Современный психоанализ» издается с 1976 г.

Психопатология (психические нарушения)

Различные психозы вовлекают дефицит автономных функций интеграции (организации) мышления, в способности абстракции, в отношении к реальности и в проверке реальности. При депрессии с психотическими признаками также может нарушиться функция самосохранения (иногда при подавляющим депрессивном влиянии). Из-за интегративного дефицита, часто вызывающего то, что общими психиатрами называется «свободными ассоциациями», «блокированием», «полетом идей», «вербигерацией» и «лишением мысли», развитие представлений себя и объекта также нарушается. Клинически, поэтому, у психотических личностей проявляются ограничения тепла, эмпатии, доверия, идентичности, близости и/или стабильности в отношениях (в связи с проблемами с тревогой, слитой с самообъектом).

У пациентов, у которых автономное функции эго остались нетронутыми, но у которых есть проблемы с объектными отношениями, диагноз часто попадает в разряд «пограничного». Пограничные пациенты также проявляют дефицит, часто в контроле импульсов, влияний или фантазий, но способность проверять действительность остается более или менее нетронутой. Взрослые, которые не испытывают чувство вины и стыда и развлекаются преступным поведением, как правило, диагностируются как психопаты, или, в соответствии с DSM-IV-TR, имеющие антисоциальное расстройство личности.

Паника, конверсии, фобии, компульсивные мысли, мании и депрессии (по определению аналитиков это «невротические симптомы») как правило, не вызваны дефицитом функций. Вместо этого, они вызваны интрапсихическими конфликтами. Конфликты, как правило, среди сексуальных и враждебных агрессивных желаний, чувством вины и стыда, а также факторами реальности. Конфликты могут быть сознательными или бессознательными, но создают беспокойство, депрессивный аффект и гнев. И, наконец, различные элементы контролируются защитными действиями, по существу запорными механизмами мозга, которые заставляют людей не знать об этом компоненте конфликта.

 «Репрессия» – это термин для механизма, ограждающего мысли от сознания. «Изоляция аффекта» – это термин, используемый для механизма, который отключает ощущения от сознания. Невротические симптомы могут произойти с дефицитом или без дефицита функции, объектных отношений и сильных сторон эго. Таким образом, нередко можно встретить обсессивно-компульсивных шизофреников, панических пациентов, у которых также есть пограничное расстройство личности и т.д.

Происхождение в детстве

Фрейдистские теории считают, что взрослые проблемы можно проследить до неразрешенных конфликтов на определенных этапах детства и отрочества, вызванные фантазиями, вытекающими из собственных побуждений. Фрейд, на основе данных пациентов, собранных в начале карьеры, предполагал, что невротические нарушения произошли, когда дети подвергались сексуальному насилию в детстве ( «теория соблазнения»). Позднее Фрейд сделал заключение, что даже при жестоком обращении с детьми невротические симптомы были не связаны с ним.

Он считал, что у невротических людей часто были бессознательные конфликты, которые вовлекают инцестуозные фантазии, вытекающие из разных стадий развития. Он обнаружил фазу примерно от трех до шести лет (дошкольные годы, сегодня это «первая генитальная стадия»), которая заполнена фантазиями о романтических отношениях с обоими родителями. В Вене в начале XX в. быстро появлялись аргументы в пользу того, что взрослые совращали детей, то есть сексуальное насилие над детьми было основой невротической болезни. До сих пор нет полного согласия, хотя современные специалисты признают негативные последствия сексуального насилия в детстве для психического здоровья.

Многие психоаналитики, которые работают с детьми, изучали фактические последствия жестокого обращения с детьми, среди которых дефицит эго и объектных отношений и серьезные невротические конфликты. Эти типы травмы в детском возрасте и их взрослые последствия обширно исследовались. Изучая факторы детства, которые запускают развитие невротических симптомов, Фрейд обнаружил группу факторов, которые, по литературным причинам, он назвал эдиповым комплексом (на основе пьесы Софокла «Царь Эдип», главный герой которой невольно убивает своего отца Лая и женится на своей матери Иокасте).

Справедливость эдипова комплекса в настоящее время широко оспаривается и отвергается. Сокращенный термин «эдипальный», позже развернутый Д.Д. Сэндлером в «О концепции Суперэго» (1960 г.) и модифицированный Ч. Бреннером в «Уме в конфликте» (1982 г.), относится к мощным привязанностям, которые возникают у детей по отношению к родителям в дошкольном возрасте. Такая привязанность включает сексуальные фантазии с одним (или обоими) родителем, и, следовательно, конкурентные фантазии в сторону одного (или обоих) родителя. У. Нагера (1975 г.) особенно хорошо прояснил многие сложности ребенка в эти годы.

 «Позитивные» и «негативные» эдиповы конфликты связаны с гетеросексуальными и гомосексуальными аспектами, соответственно. И, по-видимому, они возникают в ходе развития большинства детей. В конце концов, признание развивающимся ребенком действительности (что на родителе жениться нельзя и что ни один из родителей не устранит другого) приводят к отождествлениям с родительскими ценностями. Эти отождествления в целом позволяют создать новый комплекс умственных операций в отношении ценностей и вины под термином «суперэго». Помимо этого дети «решают» дошкольные эдиповы конфликты путем направления желаний так, как одобряют родители («сублимация») и развития в течение школьного возраста («скрытость») сивно-компульсивных оборонительных маневров (правила, повторяющиеся игры) в соответствии с возрастом.

Лечение у психоаналитика

Пользуясь различными аналитическими и психологическими методами для оценки психических проблем, некоторые считают, что есть определенные констелляции проблем, особенно подходящие для аналитического лечения, тогда как другие проблемы могут лучше реагировать на лекарства и другие межличностные вмешательства.

Чтобы лечиться у психоаналитика, независимо от представления проблемы, человек с просьбой о помощи должен продемонстрировать желание заняться анализом. Человек, желающий начать анализ, должен иметь определенные способности к разговору и общению. Кроме того, у него должно доверие и понимание в рамках психоаналитического сеанса или способности развивать их. Потенциальные пациенты должны пройти предварительный этап лечения, чтобы оценить их аменабельность к психоанализу и чтобы психоаналитик смог сформировать для работы психологическую модель, которую он будет использовать для направления лечения.

Психоаналитики в основном работают с неврозами и истерией. Тем не менее, в работе над шизофренией и другими формами психоза или психического расстройства используются адаптированные формы психоанализа. И, наконец, если потенциальный пациент серьезно склонен к самоубийству, может быть использован более длительный подготовительный этап, иногда с сеансами с двадцатиминутным перерывом в середине. Есть многочисленные модификации техники психоанализа в связи с индивидуалистическим характером личности аналитика и пациента.

Наиболее распространенные проблемы, которые можно лечить у психоаналитика:

  • фобии,
  • диссоциации,
  • принуждения,
  • навязчивые идеи,
  • приступы тревоги,
  • депрессии,
  • сексуальная дисфункция,
  • широкое разнообразие проблем взаимоотношений (например, ссоры в парах, которые встречаются или женаты),
  • широкий спектр проблем в характере (болезненная застенчивость, несносность, подлость, трудоголизм, гиперсоблазнительность, гиперэмоциональность, гиперпривередливость).

Тот факт, что многие такие пациенты также демонстрируют описанный выше дефицит, затрудняет выбор диагностики и лечения.

Аналитические организации, такие как МПА, APsaA и Европейская Федерация психоаналитической психотерапии, установили процедуры и модели для индикации и практики психоаналитической терапии для стажеров в анализе. Соответствие между аналитиком и пациентом можно рассматривать как еще один фактор, который служит для показания и противопоказания для лечения у психоаналитика. Он решает, подходит ли пациент для психоанализа. Это решение, принятое специалистом на основе обычных показаний и патологии, также базируется в определенной степени на том, как психоаналитик и пациент подходят друг другу. Пригодность человека для работы с психоаналитиком в определенный момент времени основывается на желании узнать что-то о том, откуда происходит болезнь. Тот, кто не подходит для анализа, не выражает желание узнать больше о коренных причинах своего недуга.

В оценку могут включаться независимые мнения других аналитиков (одного или нескольких).

Методы

Основным методом психоанализа является интерпретация бессознательных конфликтов пациента, которые мешают текущему функционированию – конфликты, вызывающие болезненные симптомы, такие как фобии, тревоги, депрессии и принуждения. Стрейчи (1936 г.) подчеркивает, что обнаружение того, как у пациента исказились представления о психоаналитике, привело к пониманию того, что, возможно, было забыто.

В частности, бессознательные враждебные чувства по отношению к психоаналитику можно найти в символических, негативных реакциях на то, что Лэнгс позже назвал «рамкой» терапии – установка, которая включала время проведения сеансов, оплаты сборов, и необходимость говорить. У пациентов, которые делали ошибки, забывали или проявляли другие особенности, касающиеся времени, сборов и разговоров, аналитик может найти различные бессознательные «сопротивления» потоку мыслей (иногда называемые свободной ассоциацией).

Когда пациент лежит на диване, а психоаналитик беседует с ним, пациент склонен больше запоминать, испытывать больше сопротивления и переноса, и способен реорганизовать мысли после развития понимания – через толковательную работу специалиста. Хотя фантазийную жизнь можно понять на основе изучения сновидений, мастурбационные фантазии также играют важную роль. Аналитик заинтересован в том, как пациент реагирует на такие фантазии и избегает их. Различные воспоминания о раннем периоде жизни, как правило, искаженные, которые Фрейд называл их «маскирующими», и в любом случае, очень ранние переживания (до двухлетнего возраста), могут не вспоминаться.

Вариации в методах

Существует то, что психоаналитики называют «классической техникой», хотя Фрейд на протяжении работы значительно отклонился от этого, в зависимости от проблем данного пациента. Классическая методика была обобщена А. Комптоном, как содержащая следующие элементы:

  • инструкции (говорить пациенту, чтобы он попытался сказать, что у него на уме, в том числе помехи);
  • исследования (задавать вопросы);
  • уточнения (перефразировать и обобщать того, что описывал пациент).

Кроме того, аналитик может также использовать конфронтацию с приведением аспекта функционирования, как правило, защиту, внимание пациента.

Аналитик затем использует различные методы интерпретации, такие как

  • динамическая интерпретация (объяснение того, как стать очень хорошим защитником против вины, например, защита против аффекта);
  • генетическая интерпретация (объяснение, как прошлое событие влияет на настоящее время);
  • интерпретация переноса (показывать пациенту, как старые конфликты возникают в нынешних отношениях, в том числе с аналитиком);
  • интерпретация сопротивления (показать пациенту, как они избегают проблем);
  • толкование сновидений (получение мыслей пациента о своих снах и связывание с текущими проблемами).

Прихоаналитик также может использовать реконструкцию, чтобы оценить то, что могло произойти в прошлом и создало некоторые текущие проблемы.

Эти методы в основном основаны на теории конфликта. По мере развития теории объектных отношений, с дополнениями Боулби, Эйнсворта и Биба, методы работы с пациентами, у которых были более серьезные проблемы с базовым доверием (Эриксон, 1950) и историю материнской депривации, привели к новым методам лечения взрослых. Они иногда называются межличностными, интерсубъективными, реляционными или методами корректирующих объектных отношений. Эти методы включают

  • выражение эмпатического сонастроя с пациентом или тепла;
  • раскрытие пациенту части личной жизни или отношений аналитика;
  • разрешить автономию пациента в виде несогласия с аналитиком;
  • объяснить мотивы других, которые пациент воспринимает неправильно.

Эгопсихологические концепции дефицита функционирования привели к усовершенствованиям поддерживающей терапии. Особенно применимы эти методы к психотическим и почти психотическим пациентам. Эти вспомогательные методы терапии включают

  • обсуждение реальности;
  • поощрение, чтобы оставаться в живых (включая госпитализацию);
  • прием психотропных препаратов, чтобы уменьшить подавляющий депрессивный аффект или подавляющие фантазии (галлюцинации и бредовые идеи);
  • советы о значениях вещей (чтобы противостоять абстрактным неудачам).

Понятие «молчаливого аналитика» было подвергнуто критике. На самом деле, психоаналитик слушает, пользуясь подходом Арлоу, изложенный в «Генезисе интерпретации», с помощью активного вмешательства для толкования сопротивления, патологии создания защиты и фантазий. Молчание не является методом психоанализа. «Аналитическая нейтральность» является концепцией, которая не означает, что психоаналитик молчит. Это относится к его позиции не принимать ничью сторону во внутренней борьбе пациента. Например, если пациент испытывает чувство вины, психоаналитик может исследовать то, что пациент делает или думает, что вызывает чувство вины, но не успокаивать больного, чтобы он не чувствовал себя виноватым. Психоаналитик также может исследовать отношения с родителями и другими, которые привели к появлению чувства вины.

Межличностно-отношенческие психоаналитики подчеркивали, что быть нейтральным невозможно. Салливан ввел термин «участник-наблюдатель», чтобы указать на то, что психоаналитик неизбежно взаимодействует с анализируемым, и предложил проводить подробный опрос в качестве альтернативы толкования. В подробном опросе надо отметить, где анализируемый упускает важные элементы из виду, отметить, когда история запутывается, и задавать осторожные вопросы с целью открыть диалог.

Групповая и игровая терапия

Хотя сеансы с одним клиентом остаются нормой, психоаналитическая теория была использована для разработки других видов лечения психологических проблем. Психоаналитическая групповая терапия была внедрена Т. Бурроу, Д. Праттом, П.Ф. Шилдером, С.Р. Слэвсоном, Н.С. Салливаном и Вулфом. Ориентированная на ребенка консультация для родителей было учреждена в начале аналитической истории Фрейда, а затем получила дальнейшее развитие И. Маркусом, Э. Шульхофер и Г. Климаном. Терапия пар с психоаналитической основой была обнародована и развернута Ф. Сэндером.

Благодаря методам и инструментам, разработанным в первой декаде XXI в., психоанализ стал доступным для пациентов, которых не удалось излечить при помощи прежних методов. Таким образом, аналитическая ситуация изменилась так, как было более подходящим и более полезным для этих пациентов. М.Н. Игл (2007 г.) полагает, что психоанализ не может быть самодостаточной дисциплиной, но должен стать открытым для влияния со стороны и интеграции с выводами и теориями других дисциплин.

Психоаналитические конструкции были адаптированы для использования с детьми с такими методами лечения, как игровая терапия, арт-терапия, рассказывание историй. На протяжении всей своей карьеры, с 1920-х по 1970-е, А. Фрейд адаптировала психоанализ для детей с помощью игры. Это все еще используется для детей, особенно в предподростковом периоде. С помощью игрушек и игр дети могут символически продемонстрировать свои страхи, фантазии и защиту; хотя и не идентичны, этот метод у детей аналогичен цели свободных ассоциаций у взрослых.

Психоаналитическая игровая терапия позволяет ребенку и аналитику понять детские конфликты, в частности, средства защиты, такие как непослушание и вывода, которые охраняли от различных неприятных ощущений и враждебных желаний. В арт-терапии консультант может попросить ребенка нарисовать портрет, а затем рассказать историю о портрете. Консультант наблюдает за повторяющимися темами, независимо от того, является ли они искусством или играми.

Культурные вариации

Психоанализ можно адаптировать к различным культурам, если терапевт или консультант понимает культуру клиента. Например, Тори и Блаймс обнаружили, что механизмы защиты были признаны действительными в нормативной выборке 2624 тайцев. Использование определенных защитных механизмов оказалось связанным с культурными ценностями. Например, тайцы ценят спокойствие и коллективность (из буддийских верований), так что среди них низка регрессивная эмоциональность.

Психоанализ также применяется потому, что Фрейд использовал методы, позволившие получить ему субъективное восприятие своих пациентов. Он принимает объективный подход, не сталкиваясь с пациентами во время сеансов разговорной терапии. Он встречался со своими пациентами, где бы они ни были, например, когда он использовал свободные ассоциации, где клиенты будут говорить все, что приходит в голову, без самоцензуры. Его лечение почти не имело структуры для большинства культур, в особенности азиатских. Таким образом, вероятность тоого, что фрейдистские конструкции будут применяться в структурированной терапии, выше. Кроме того, Кори постулирует, что для терапевта необходимо помочь клиентам разработать культурную идентичность, а также тождество эго.

Стоимость и продолжительность лечения

Стоимость психоаналитического лечения для пациента широко варьируется от места к месту и между специалистами-практиками. Доступные услуги психоаналитика часто предоставляют в учебных клиниках. В противном случае, плата зависит от подготовки и опыта психоаналитика. Так, классический анализ (обычно от трех до пяти сеансов в неделю) в большинстве мест в США, в отличие от Онтарио и Германии, не покрывается медицинской страховкой. При этом многие психоаналитики могут обсуждать свои гонорары с пациентами, если они чувствуют, что могут им помочь даже при наличии финансовых трудностей.

Изменения анализа, включающие динамическую терапию, непродолжительные терапии, а также некоторые виды групповой терапии, проводятся реже, как правило, один, два или три раз в неделю, и обычно пациент сидит перед лицом терапевта. В результате защитных механизмов, а также отсутствия доступа к неизмеримым элементам бессознательного, психоанализ может быть экспансивным процессом, который включает от 2 до 5 сеансов в неделю в течение нескольких лет. Этот тип терапии основывается на убеждении, что уменьшение симптомов на самом деле не поможет с коренными причинами или иррациональными побуждениями. Аналитик, как правило, является «чистым листом», раскрывающим очень мало о себе, чтобы клиент мог использовать пространство в отношениях, чтобы работать над бессознательным без вмешательства извне.

Психоаналитик использует различные методы как поощрение для клиента, чтобы развить способность проникновения в суть поведения и значения симптомов, в том числе чернильные пятна, парапраксисы, свободные ассоциации, интерпретации (включая анализ сновидений), анализ сопротивления и анализ переноса.

 «Динамические методы» лечения широко исследовались, они более уместны, чтобы до некоторой степени измерить и пролить свет на терапевтический процесс. Краткая реляционная терапия (КРТ), краткая психодинамическая терапия (КПТ) и ограниченная во времени динамическая терапия (ОВДП) ограничены 20-30 сеансами. В среднем классический анализ может длиться 5,7 года. Но для фобий и депрессий, неосложненных дефицитом эго или дефицитом объектных отношений, анализ может работать в течение более короткого периода времени. Более длинные анализы показаны для лиц с более серьезными нарушениями объектных отношений, большим числом симптомов и более укоренившейся патологией характера.

Исследования

Более ста лет тематических докладов и исследований в изданиях «Современный психоанализ», «Психоаналитический квартальный журнал», «Международный журнал психоанализа» и «Журнал американской психоаналитической ассоциации» были посвящены оценке эффективности анализа невроза и проблем характера или личности. Психоанализ, измененный посредством методов объектных отношений, оказался эффективным во многих случаях укоренившихся проблем близости и отношений. В качестве терапевтического лечения психоаналитические методы могут быть полезны в односессионной консультации. В других ситуациях психоаналитическое лечение может работать приблизительно от года до многих лет, в зависимости от сложности и серьезности патологии.

Психоаналитическая теория с самого начала была предметом критики и споров. Фрейд отмечал это в начале своей карьеры, когда другие медики в Вене подвергли его остракизму за выводы, что конверсионные истерические симптомы не ограничивались женщинами. Проблемы аналитической теории начались, когда О. Ранк и А. Адлер продолжили работу с бихевиористами в 1940-х и 50-х (Вольпе) и придерживались этого (Миллер). Критика исходила от тех, кто возражал против понятия о существовании механизмов, мыслей или чувств в разуме, которые могут быть бессознательными.

Также критиковались идеи «инфантильной сексуальности», заключающиеся в признании того, что дети в возрасте от 2 до 6 представляют себе, как они занимаются продолжением рода. Критика теории привела к изменениям аналитических теорий, таким как работа Р. Фэйрберна, М. Балинта и Д. Боулби. За последние 30 лет или около того критические замечания сосредотачивались на проблеме эмпирической проверки, несмотря на множество перспективных научных исследований, которые были эмпирически подтверждены. В научной литературе имеются исследования в поддержку некоторых идей Фрейда, например, бессознательного, репрессии и т.д.

Психоанализ стал инструментом исследования в развитии детей младшего возраста и превратился в гибкий эффективный метод лечения некоторых психических расстройств. В 1960-е ранние мысли Фрейда о развитии детской женской сексуальности подверглись сомнению, что привело к крупным исследованиям в 1970-х и 80-х, а затем к переформулировке женского полового развития, скорректировавшей некоторые из концепций Фрейда.

Совсем недавно психоаналитические исследователи, объединившие свою работу с теорией привязанности, в том числе А. Либерман, С. Коутс и Д. Шехтер, исследовали роль родительской травматизации в развитии умственных представлений себя и других у детей младшего возраста.

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, в которых практикуется психоаналитическое мышление. Помимо классического психоанализа есть, например, психоаналитическая психотерапия, терапевтический подход, расширяющий «доступность психоаналитической теории и клинической практики, которые развивались в течение 100 с лишним лет до большего числа людей». Другие примеры хорошо известных методов лечения, которые также используют идеи психоанализа, это лечение на основе ментализации (ЛОМ) и ориентированная на перенос психотерапия (ОПП). Кроме того, психоаналитическое мышление все так же оказывает сильное влияние в различных условиях в области охраны психического здоровья.

Оценка эффективности работы психоаналитика

Эффективность строгого психоанализа трудно оценить. Терапия в том виде, как предполагал Фрейд, опирается в слишком большой степени на толкования терапевта, которые нельзя доказать. Эффективность более современных методик можно оценить. В мета-анализе 2012 и 2013 гг. был сделан вывод, что есть поддержка или доказательства эффективности психоаналитической терапии, однако необходимы дальнейшие исследования. Другие мета-анализы, опубликованные в последние годы, показали, что психоанализ и психодинамическая терапия эффективны, а их результаты сравнимы или превосходят другие виды психотерапии или антидепрессанты, но эти аргументы также подвергались различным критическим замечаниям.

В 2011 г. Американской психологической ассоциацией было сделано сравнение 103 психодинамических и нединамических методов лечения. В итоге было обнаружено, что что 6 методов были лучше, 5 были хуже, 28 не имели никакой разницы и 63 были адекватными. Исследование показало, что это может быть использовано в качестве основы, чтобы сделать психодинамическую психотерапию эмпирически подтвержденным лечением.

По данным французского обзора 2004 г., проведенного INSERM, психоанализ имел предположительную или доказанную эффективность в лечении панического расстройства, посттравматического стресса и расстройства личности.

Крупнейшее в мире рандомизированное контролируемое исследование терапии с участием амбулаторных больных анорексией ANTOP, опубликованное в 2013 г. в журнале The Lancet, показало, что в долгосрочной перспективе модифицированная психодинамическая терапия должна быть более эффективной, чем когнитивно-поведенческая.

В 2001 г. в систематическом обзоре медицинской литературы Кокрановского сотрудничества был сделан вывод об отсутствии данных, которые могли бы продемонстрировать, что психодинамическая психотерапия эффективна при лечении шизофрении и тяжелых психических заболеваний. Исследователи также предупредили, что при шизофрении лечение всегда следует использовать вместе с любым типом разговорной терапии. В 2004 г. был проведен французский обзор с теми же выводами. В исследовании результатов пациентов даются рекомендации против использования психодинамической терапии при шизофрении, утверждая о необходимости большего числа испытаний, чтобы проверить его эффективность.

Критика

И Фрейд, и психоанализ подвергались серьезной критике. Споры между критиками и сторонниками психоанализа зачастую были столь напряженными, что их охарактеризовали как «фрейдистские войны».

Ранние критики психоанализа считали, что его теории были основаны слишком мало на количественных и экспериментальных исследованиях и слишком много на методе клинического исследования случая. Некоторые обвиняли Фрейда в сфабрикованных случаях, наиболее известным из которых является случай Анны О. Франк Чоффи, автор книги «Фрейд и вопрос о лженауке», приводит ложные утверждения прочной научной проверки теории и ее компонентов, как сильнейшей основы для классификации работы Фрейда и его школы, как лженауки. Другие предполагали, что пациенты страдали от теперь легко идентифицируемых состояний, не связанных с психоанализом. Например, Анна О., как полагают, страдала от органического нарушения, такого как туберкулезный менингит или височная эпилепсия, а не истерии.

По утверждению К. Поппера, психоанализ является лженаукой, потому что его утверждения не проверяемы и не могут быть опровергнуты. Соответственно, их нельзя фальсифицировать. И. Лакатос позже отметил, что фрейдисты были сконфужены основной задачей Поппера относительно научной честности. Они на самом деле отказались указать экспериментальные условия, при которых бы они отказались от своих базовых предположений.

Когнитивисты также высказали свое мнение. Известный академик позитивной психологии писал, что 30 лет назад когнитивная революция в психологии свергла Фрейда и бихевиористов хотя бы в академических кругах. По его словам, мышление не просто является результатом эмоций или поведения, но эмоции всегда порождаются познаниями, а не наоборот. Лингвист Н. Чомски критиковал психоанализ за отсутствие научной основы. С. Пинкер считает фрейдистскую теорию ненаучной для понимания разума. Эволюционный биолог С.Д. Гоулд считал, что на психоанализ влияют псевдонаучные теории, такие как теория рекапитуляции. Психологи Х. Айзенк и Д.Ф. Килстром также критиковали область как лженауку.

Адольф Грюнбаум утверждает, что теории на основе психоанализа поддаются фальсификации, но его причинные утверждения не поддерживаются имеющимися клиническими данными.

Е. Ф. Торри в труде «Знахари и психиатры» (1986 г.) соглашается с тем, что психоаналитические теории имеют не больше научной основы, чем теории традиционных родных целителей, «колдунов» или современных «культовых» альтернатив. Психолог А. Миллер обвинила психоанализ в том, что он похож на ядовитую педагогику, которую она описала в своей книге «Для вашего же блага». Она внимательно рассмотрела и отвергла справедливость теории побуждений Фрейда, в том числе Эдипов комплекс, который винит ребенка за оскорбительное сексуальное поведение взрослых. Психолог Д. Купферсмид исследовал обоснованность эдипова комплекса, рассматривая его природу и происхождение. Он сделал заключение о недостаточности доказательств, подтверждающих существование эдипова комплекса.

М. Фуко и Ж. Делез утверждали, что институт психоанализа стал центром власти и что его исповедные методы напоминают христианскую традицию. Ж. Лакан раскритиковал внимание некоторых американских и британских психоаналитических традиций на том, что он считал предложением мнимых «причин» для симптомов, и рекомендовал вернуться к Фрейду. Вместе с Делезом Ф. Гваттари критиковал эдипову структуру. Л. Иригарей критиковал психоанализ, пользуясь понятием фаллогоцентризма Ж. Деррида, чтобы описать исключение женщины из психоаналитических теорий Фрейда и Лакана. Делез и Гваттари в работе 1972 г. «Анти-Эдип» привели пример случаи Ж. Менделя, Б. Грюнбергер и Д. Шоссеге-Смиржель, видных представителей наиболее уважаемых ассоциаций (МФА), предполагая, что психоанализ традиционно с энтузиазмом охватывает полицейское государство.

Психоанализ по-прежнему практикуют психиатры, социальные работники и другие специалисты в области психического здоровья. Тем не менее, эта практика сегодня не столь распространена, как в прошлые годы. Теоретические основы психоанализа лежат в тех же философских течениях, что приводят к интерпретативной феноменологии, но не тех, что приводят к научному позитивизму. Как результат, теория становится во многом несовместимой с позитивистскими подходами к изучению ума.

В отчете французских исследователей от 2004 г. говорится, что для некоторых заболеваний психоаналитическая терапия менее эффективна, чем другие психотерапевтические методы, включая когнитивно-поведенческую терапию. Он использовал мета-анализ других многочисленных исследований, чтобы выявить, было ли доказано или предположено, что лечение эффективно при различных заболеваниях. Во множестве исследований было показано, что эффективность зависит от качества терапевта, а не психоаналитической школы или техники или обучения.

Фрейдистская теория

Многие аспекты теории Фрейда действительно устарели, как и должно быть: Фрейд умер в 1939 г., и он не спешил предпринимать дальнейшие изменения. Его критики, однако, в равной степени отстают от времени, нападая на фрейдистские точки зрения 1920-х годов, как будто они по-прежнему имеют некую ценность в их первоначальном виде.

Психодинамическая теория и терапия значительно эволюционировали с 1939 г. Современные психоаналитики и психодинамические терапевты больше не пишут много об ид и эго, и они не начинают лечение психологических расстройств как археологическую экспедицию в поисках потерянных воспоминаний.

Все большее количество эмпирических исследований от академических психологов и психиатров начало рассматривать эту критику. Обзор научных исследований предположил, что в то время как личностные черты, соответствующие оральной, анальной, эдипальной и половой фазам по Фрейду, можно наблюдать, они не обязательно проявляются как этапы в развитии детей. Кроме того, в исследованиях не было подтверждено, что такие черты у взрослых являются результатом детского опыта. Тем не менее, эти стадии не следует рассматривать как важнейшее значение для современного психоанализа. Что имеет решающее значение для современной психоаналитической теории и практике, так это сила бессознательного и феномен переноса.

Оспаривание идеи «бессознательного» основано на том, что поведение человека можно наблюдать, в то время как умственную деятельность человека надо вывести. Тем не менее, бессознательное в настоящее время является наиболее популярной темой исследования в области экспериментальной и социальной психологии (например, меры неявного отношения, фМРТ и ПЭТ, а также другие косвенные тесты). Идея бессознательного и феномен переноса широко исследованы и, как утверждается, подтверждены в области когнитивной психологии и социальной психологии, хотя фрейдистская интерпретация бессознательной психической деятельности не проводится большинством когнитивных психологов.

Последние разработки в области нейробиологии привели к тому, что одна сторона утверждает, что она предоставила биологическую основу для бессознательной эмоциональной обработки согласно психоаналитической теории, то есть нейропсихоанализа. Однако другая сторона утверждает, что такие выводы делают психоаналитическую теорию устаревшей и не имеющей значения.

Ш. Кало объясняет, что материализм, процветавший в XIX в., серьезно навредил религии и отверг все, что называется духовным. В частности, был сильно поврежден институт исповеди священника. Пустота, которую оставило учреждение, оказалось стремительно занятой новорожденным психоанализом. В своих трудах Кало утверждает, что базовый подход психоанализа является ошибочным. Он представляет традиционные неверные предположения, что счастье недостижимо и что естественным желанием человека является использование своих ближних ради собственного удовольствия и пользы.

Психоанализ Фрейда подвергался критике со стороны его жены, Марты. По воспоминаниям Рене Лафорге, Марта Фрейд говорила, что не понимала, насколько серьезно ее муж относится к своим методам лечения, а считала, что психоанализ является формой порнографии. Марте казалось, что в психоанализе есть нечто вульгарное, и она диссоциировала себя от него. По словам М. Бонапарт, Марту расстраивала работа мужа и его лечение сексуальности.

Жак Деррида включал аспекты психоаналитической теории в свою теорию деконструкции, чтобы поставить вопрос о «метафизике присутствия». Деррида также обращает некоторые идеи против Фрейда, чтобы выявить напряженность и противоречия в его работах. Например, по Фрейду, религия и метафизика являются смещением идентификации с отцом в решении эдипова комплекса. Но в работе «Открытка: от Сократа до Фрейда и далее» Деррида настаивает, что значение отца в собственном анализе Фрейда само по себе обязано значению, придаваемому отцу в западной метафизики и теологии со времен Платона.

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.




nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проекте Карта сайта β На здоровье! © 2008—2017 
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".