Пользовательский поиск

Парацельс - биография, вклад в медицину. токсикологию и психотерапию

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм, 11 ноября или 17 декабря 1493 - 24 сентября 1541 гг.) был швейцарским врачом, алхимиком, ботаником, астрологом и оккультистом в эпоху немецкого Ренессанса. Он основал дисциплину токсикологии. Он также известен своими революционными взглядами на использование наблюдений природы, вместо поисков в древних текстах, открытым и радикальным отрицанием медицинской практики своего времени. Ему также приписывают то, что он дал название цинку. Современная психология также часто приписывает ему то, что он первым заметил, что некоторые заболевания коренятся в психологической болезни.

Продолжение ниже

Исследования крови: тьма и возрождение

... огнем более суровой революции — протестантской Реформацией. Реформация дала миру целый ряд великих медиков и среди них — швейцарца Парацельса, не только выдающегося врача, но и удивительного, необычайного человека. Парацельс преподавал в Базельском университете. Вместо ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Он был упрямой и независимой личностью. Все чаще его посещало чувство разочарования и горечи, когда он подвергался критике, как реформатор.

«Парацельс», что означает «рядом с (в его статусе как врача) Цельсом» или «за Цельсием», относится к римскому энциклопедисту Авлу Корнелию Цельсу, который жил в I веке и славился своим трактатом по медицине.

Наиболее важным наследием ученого, скорей всего, является его критика схоластических методов в науке, медицине и теологии. Хотя эти области отдельно друг от друга не существовали во время его жизни, его отношение к некритическому копированию трудов старых отцов медицины, таких как Авиценна и Аверроэс, без категорического отрицания их явных достоинств, было его первым и главным достижением для независимых и эмпирических подходов к исследованию и обучению. По большей части его теоретические работы не выдерживают современной научной мысли, но его идеи стали основой для более динамичного подхода в медицинских науках.

Содержание

  1. Биография Парацельса
  2. Видео о Парацельсе
  3. Философия
  4. Вклад в медицину
  5. Вклад в токсикологию
  6. Вклад в психотерапию
  7. Обнаружение водорода
  8. Разное
  9. Парацельс в искусстве

Биография Парацельса

парацельсПарацельс родился и вырос в деревне Айнзидельн в Швейцарии. Его отец Вильгельм Бомбаст фон Хоэнхайм,был швабским (немецким) химиком и врачом. Его мать была из Швейцарии и она, вероятно, умерла, когда он был ребенком. В 1502 г. семья переехала в Филлу, Каринтия, где отец Парацельса работал врачом, занимаясь медицинскими потребностями паломников и жителей монастыря. Он получил глубокое гуманитарное и богословское образование у своего отца, местных священнослужителей и в монастырской школе аббатства Святого Павла в Лаванттале. В возрасте 16 лет он приступил к изучению медицины в университете Базеля, позже переехав в Вену. Он получил докторскую степень в Университете Феррары в 1515 или 1516 г.

Его скитания, как странствующего врача и временами подмастерья шахтера, приводили его в Германию, Испанию, Францию, Венгрию, Данию, Нидерланды, Швецию, Польшу и Россию.

Как медик начала XVI в., Парацельс провел естественное сродство герметической, неоплатонической и пифагорейской философии, которые занимали центральное место в эпоху Возрождения, в мировоззрении, которые иллюстрировали Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Парацельс отверг магические теории Генриха Корнелия Агриппы и Николя Фламеля в труде «Archidoxes of Magic». Астрология была очень важным элементом медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом, как и многие из врачей с высшим образованием, работающих в то время в Европе. Он даже посвятил несколько разделов в своих трудах изготовлению астрологических талисманов для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака. Им также был изобретен алфавит, называемый алфавитом волхвов, для гравировки ангельских имен на талисманах.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Он использовал название «цинк» для элемента цинка примерно в 1526 г., на основе заостренного вида его кристаллов после плавки и старого немецкого слова «zinke» («острый»). Он использовал экспериментирование в изучении человеческого организма. Бытует мнение, что Парацельс также ответственен за создание опиума, и вплоть до XIX в. опиумная настойка была очень распространена. Как врач и медицинский химик, в то время он также резко критиковал практики аптекарей, в которых зачастую не соблюдалась доза. Изучая его тексты, можно понять, что он был сторонником и критиком общего пользования гваякового дерева и морозника.

Парацельс получил репутацию высокомерного человека, и вскоре другие врачи в Европе уже гневались на него. Некоторые даже утверждают, что он был пьяницей. Он занимал кафедру медицины в Базельском университете и работал городским врачом менее года. Он возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на обычные академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. Оскорбив своих противников порочными эпитетами из-за спора по поводу платы врача, ему пришлось тайно покинуть Базель, опасаясь наказания суда. Он снова стал бродягой, странствуя по Центральной Европе. В 1530 г. по инициативе медицинского факультета Университета Лейпцига, Городской совет Нюрнберга запретил печатание работ Парацельса.

Его путешествия в Африку и Малую Азию в погоне за скрытыми знаниями подвергаются сомнению. Он пересмотрел старые манускрипты и написал новые, но издателей найти было трудно. В 1536 г. была опубликована его книга «Большая книга о хирургии», которая позволила ему вернуть славу.

Вклад Парацельса в область медицины можно рассматривать в контексте рождения лютеранства, хотя он оставался католиком и никогда официально не был связан с реформаторскими изменениями, происходящими во время его жизни. Он был современником Коперника, Леонардо да Винчи и Мартина Лютера. Его сравнивали с Лютером отчасти потому, что его идеи отличались от господствующих в то время, и отчасти потому, что открыто выступал против существующей власти в медицине, например, публично сжигая древние книги. Эти акты побуждали людей, подобно противостоянию Лютера с Церквью. Парацельс отвергал это сравнение. Его известное изречение: «Пусть Лютер отстаивает то, что он говорит, а я буду нести ответственность за то, что я говорю. То, что вы желаете Лютеру, вы желаете и мне: вы хотите, чтобы мы горели в огне».

В 1526 г. он купил право на гражданство в Страсбурге, чтобы открыть свою собственную практику. Но вскоре после этого он был призван в Базель к постели больного Иоганна Фробена или Фробениуса, успешного типографа и издателя. Основываясь на исторических соображениях, Парацельс вылечил Фробениуса.

Парацельс одним из первых медицинских профессоров признал, что врачам нужны солидные академические знания в области естественных наук, особенно химии. Кроме того, он позволял доступ к медицинской учебной работе для ученых людей. Хирурги, например, часто не имели академическую подготовку и были в одном ряду с парикмахерами и мясниками.

Парацельс также является народной легендой, и причудливые рассказы о его жизни распространялись в Центральной Европе в течение многих столетий. В сознании многих он стал чудо-целителем и духовным покровителем здоровья. Его помощь деревням во время чумы в XVI в. была для многих актом героизма, поэтому его работы и достижения часто использовались и незаконно копировались.

Во время лечения больного Фробениуса Эразм Роттердамский стал свидетелем целебные терапии Парацельса. Глубоко впечатленный его навыками, он, должно быть, рекомендовал его своим друзьям-гуманитариям в Базельском университете, одной из самых прогрессивных школ в то время. Связь Парацельса с Эразмом также положил начало диалогу в письмах между ними.

Он умер в возрасте 47 лет в Зальцбурге, и его останки были похоронены в соответствии с его пожеланиями на кладбище при церкви Святого Себастьяна в Зальцбурге. Его останки находятся в настоящее время в гробнице на паперти этой церкви.

После его смерти многие желающие подорвать традиционную галеновую физику подхватили движение парацельсианизм, и его методы лечения стали более широко известны и использовались.

Его девизом был «Alterius non sit qui suus esse potest», что означает «Кто может принадлежать себе, тот да не будет принадлежать другому».

Видео о Парацельсе

Философия

Парацельс во многом отвергал философию Аристотеля и Галена, а также теорию гуморов. Хотя он и принял концепцию четырех стихий (вода, воздух, огонь, земля), он видел их только в качестве основы для других свойств, на которой все строится. Исходя из его изучения элементов, Парацельс принял идею трех альтернатив, чтобы объяснить природу медицины, выбрав сгораемый элемент (сера), жидкий и переменный элемент (ртуть) и твердый, постоянный элемент (соль). Первое упоминание о модели ртути, серы и соли появилось в его работе «Opus paramirum», датируемой примерно 1530 г. Парацельс считал, что принципы серы, ртути и соли содержали яды, способствующие всем болезням. Он считал, что каждая болезнь имеет три отдельных лекарства в зависимости от того, что стало его причиной, это могло быть отравление серой, ртутью или солью. Парацельс перенял важность серы, соли и ртути из средневековой алхимии, где все они занимали видное место. Он продемонстрировал свою теорию путем сжигания куска дерева. Огонь был работой серы, дым – ртути, а остаточная зола была солью. Парацельс также считал, что ртуть, сера и соль давали хорошее объяснение для природы медицины, потому что каждое из этих свойств существует во многих физические формах. В каждой болезни симптомы зависят от того, какой из трех основных элементов вызвал болезнь. Парацельс предположил, что материалы, которые ядовиты в больших дозах, могут быть положительными в малых дозах, он продемонстрировал это на примерах магнетизма и статического электричества, где небольшой магнит может привлечь гораздо больше металлов.

Его теория «Tria Prima» также определила человеческую идентичность. Так, сера воплощалала душу, (желания и эмоции); соль – тело; ртуть стала воплощением духа (воображение, моральное суждение и высшие умственные способности). Посредством понимания химической природы «Tria Prima», врач может обнаружить средства лечения болезней.

Вклад в медицину

Гармония элементов и органов



Планета

Металл

Орган

Солнце

Золото

Сердце

Луна

Серебро

Мозг

Юпитер

Олово

Печень

Венера

Медь

Почки

Сатурн

Свинец

Селезенка

Марс

Железо

Желчный пузырь

Меркурий

Ртуть

Легкие

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Его алхимические взгляды заключались в том, что здоровье и болезнь в организме полагались на гармонию человека (микрокосм) и природы (макрокосм). Он принял подход, отличный от того, что использовали до него, используя эту аналогию не в виде очистки души, но таким образом, что люди должны иметь определенные остатки ископаемых в своих телах, и что в некоторых болезнях тела имелись химические средства, которые способны вылечить их.

В результате этого герметичной идеи гармонии, макромир вселенной представлен в каждом человеке как микрокосм. По идеи в то время, в небе было семь планет, на Земле семь металлов и в человеке семь центров (или основных органов) – семь было особым числом. Все было небесным и тесно взаимосвязанным. Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлениями к спасению и здоровьем. Так как люди должны отразить влияние злых духов посредством морали, они также должны уберечься от болезней посредством хорошего здоровья.

Болезни вызваны ядами, попавшими сюда из звезд. Но «яды» не обязательно являются чем-то негативным, отчасти потому, что родственные препараты взаимодействуют, и отчасти потому, что только доза определяет, ядовито ли вещество или нет. Зло может изгнать зло. Таким образом, яды могут оказывать благотворное медицинское действие. Так как во вселенной все было взаимосвязано, полезные медицинские вещества могут быть найдены в травах, минералах и различных химических комбинациях. Парацельс рассматривал Вселенную как один единый организм, насыщенный объединяющим живоначальным духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для его противоречий с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями.

Его работа «Die große Wundarzney» является предвестником антисептики. Это специфическое эмпирическое знание происходит из его личного опыта армейского врача в венецианских войнах.

Исторически не доказано, что он первым применил Laudanum, обезболивающий препарат опиума. Он впервые столкнулся с этим препаратом в ходе предполагаемого визита в Константинополь. Если это предположение является правдой, он был первым врачом, который применил эффективный фармакологический агент против боли, особенно в случае ран, вызванных военной конфронтацией в то время.

Одним из его самых недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных сил альпийских минеральных источников. В своих бесчисленные странствиях он попадал в многие области Альп, где такие методы лечения практикуются в менее распространенных масштабах, чем сегодня.

Обобщая свои взгляды, он сказал:

По мнению многих, алхимия предназначена для изготовления золота и серебра. Но для меня, например, это не цель; она нужна мне, чтобы только рассмотреть, что добродетель и сила могут заключаться в лекарствах.

По мнению Гиппократа, болезни вызывал дисбаланс четырех гуморов: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи получили дальнейшее развитие у Галена в наборе чрезвычайно влиятельных и стойких медицинских убеждений, которые были в обиходе до середины 1850-х гг. Доминирующие виды лечения во времена Парацельса были конкретными диетами, которые помогут в «очищении от разложившихся соков» в сочетании с очищением желудка и кровопусканием, чтобы восстановить равновесие четырех гуморов. Парацельс дополнил и оспорил это мнение посредством своих убеждений, что болезнь была результатом того, что тело подвергается нападению внешних агентов.

парацельсОн возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что процесс нарушает гармонию в системе, и что кровь нельзя очистить путем уменьшения ее количества. Во время своего работы в качестве военного хирурга Парацельс получил грубые медицинские знания во времена, когда врачи полагали, что инфекция была естественной частью процесса заживления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также регулирование рациона. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали наложение швов или гипсовых повязок на раны. Историки сифилитической болезни присваивают Парацельсу признание наследственного характера сифилиса. В его первой медицинской публикации, небольшой брошюре о лечении сифилиса, он написал клиническое описание сифилиса, в котором он утверждал, что его можно лечить при помощи тщательно отмеренных доз ртути.

Главная работа Парацельса «О болезни горняков и других заболеваниях горняков» описывает профессиональные риски металлообработки, включая стратегии лечения и профилактики. Он также написал книгу об организме человека, противоречащую идеям Галена.

Вклад в токсикологию

Парацельс, которого иногда называют отцом токсикологии, писал: «Dosis facit venenum» («Доза делает яд»). Таким образом, вещества, считающиеся токсичными, безвредны в малых дозах, и, наоборот, безвредное обычно вещество может быть смертельным при чрезмерном потреблении.

Вклад в психотерапию

Парацельсу приписывают также предоставление первого клинического/ научного упоминания о бессознательном. В своей работе «Von ден Krankeiten» он пишет: «Таким образом, причиной болезни похотливая хорея является лишь мнение и идея, предположительно, посредством воображения, влияя на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником заболевания у детей и взрослых. У детей причиной также является воображение, основанное не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то видели или слышали. Причина заключается в следующем: зрение и слух настолько сильны, что бессознательно они имеют фантазии о том, что они видели или слышали».

Карл Густав Юнг интенсивно изучал Парацельса. Его работа «Mysterium Conjunctionis» далее вывела алхимическую символику как инструмент психотерапии. Следуя пути Парацельса, Юнг первым предположил, что символический язык алхимии был выражением врожденных, но бессознательных психических процессов.

Обнаружение водорода

Парацельс в начале XVI в. бессознательно наблюдал водород, потому что он отметил, что в реакции, когда кислоты воздействуют на металлы, побочным продуктом был газ. Позже Теодор де Майерн повторил опыт Парацельса в 1650 г. и обнаружил, что газ был воспламенямым. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предложили, что новым элементом может быть водород.

Разное

Многие книги, в которых упоминается Парацельс, также присваивают ему происхождение слова «напыщенный», чтобы описать его часто высокомерный стиль речи, что иллюстрирует следующий отрывок:

Я Теофраст, и я выше тех, с кем вы меня сравниваете, больше, чем тех, кому вы уподобить меня. Я Теофраст, и, кроме того, я monarcha medicorum и я могу доказать вам то, что вы не можете доказать... Мне не нужно надевать кольчугу или щит против вас, потому что у вас нет достаточных знаний и опыта, чтобы опровергнуть даже мое слово... Что касается вас, вы можете защитить свое королевство ползанием на животе и лестью. Сколько, по-вашему, это будет продолжаться ... Позвольте мне сказать вам: каждый волосок на моей шее знает больше, чем вы и все ваши книжники, пряжки моей обуви более ученые, чем ваш Гален и Авиценна, а в моей бороде опыта больше, чем в ваших высоких колледжах.

Парацельс в искусстве

  • Парацельсом зовут главного героя книги Марка Олдена «По должен умереть» (1978 г.). В книге ужасный злодей Джонатан переодевается и называет себя доктором Парацельсом.
  • Характер доктора Фауста в «Фаусте» Гете (1808 г.), может быть прослежен до происхождения Парацельса, в частности, его стремление к «сущности жизни» и озабоченность оккультизмом.
  • Парацельс упоминается в поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада».
  • Роберт Браунинг написал поэму, основанную на жизни ученого и озаглавленную «Парацельс» (1835 г.)
  • Артур Шницлер написал о нем стихотворную пьесу «Парацельс» (1899 г.).
  • Эрвин Гвидо Кольбенгейер написал о нем роман-трилогию «Парацельс-Трилогия» (1917-26 гг.).
  • Ученый является главным героем рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».
  • Немецкий фильм «Парацельс» был снят в 1943 г. режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом. Позже Пабст был подвернут резкой критике за то, что снял этот фильм в нацистской Германии, когда все немецкие фильмы того времени были под надзором Геббельса и объектами нацистской пропаганды.
  • Он упоминается во второй главе романа «Франкенштейн» Мэри Шелли вместе с Корнелием Агриппой и Альбертом Великим. Эти три имени также упоминаются в рассказе Натаниэля Готорна «Родимое пятно».
  • В видеоигре Resident Evil 3 компании Capcom электромагнитный рельсотрон назван мечом Парацельса.
  • Во вселенной Гарри Поттера, Парацельс, как и Агриппа, появляется на вкладышах с изображениями сотни известных ведьм и колдунов, продающихся с шоколадными лягушками. В книгах его статуя есть в Хогвартсе.
  • Он главный герой в романе Джесси Буллингтона «Предприятие Смерти».
  • Он упоминается в 92-й главе романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
  • Радиопьеса Марка Барратта (1991 г.) «Хвост павлина» посвящена событиям (некоторые фиктивные) в Базеле около 1527 г. Пьеса впервые вышла в эфир на BBC Radio 4-29 апреля 1991 г. с Аланом Говардом в роли Парацельса.
  • В аниме «Стальной алхимик» отчество братьев Элрик Ван-Хоэнхайм. В римейке «Стальной алхимик: Братство» Ван Хоэнхайм получает свое имя после того, как отказался от имени Теофраст Бомбаст, предложенного Гномом из Колбы.
  • Парацельс указан в качестве одного из «многих ирландских героев и героинь древности» в эпизоде «Циклоп» романа Джойса «Улисс».
  • Парацельс занимает видное место в первой части «Корнишской трилогии» Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы».
  • В игре Haunting Ground главного злодея зовут Ауреол.
  • Парацельс оказал существенное влияние на неортодоксальный подход к исцелению, который практиковал доктор Джон Хулла в романе Робертсона Дэвиса «Хитрый человек».
  • В сериале «Красавица и Чудовище» развратный ученый, который называет себя Парацельсом, является одним из главных злодеев.
  • В романе «Алая буква» Натаниэля Готорна Роджер Чиллингуорс дает Эстер Принн средство, которое, по меньшей мере, «старо, как Парацельс».
  • В книге «Страна корицы» колумбийского писателя Уильяма Оспины Парацельса цитирует один из его учеников, взявшего имя своего господина Теофраст.
  • В романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота (2-я книга, 12-я глава) он упоминается как кто-то, кого уже не стоит опровергать.
  • В «Носферату» герой профессор Бульвер описан в титрах как Парацельс.
  • В сериале «Склад 13» Парацельс (его играет Энтони Хэд) был известен как знаменитый алхимик, который был покрыт бронзой агентами Склада 9 за то, что он убил 600 человек, чтобы создать философский камень, который он собирался использовать для получения бессмертия. Бронзу с него сняли, и он стал главным антагонистом в сериале до конца сезона 4 и начала сезона 5.
  • Парацельс – друг эльфа Фей в книге Габриэля Брансдона «Azlander: Second Nature».



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".