Пользовательский поиск

Программы социального развитии для аутистов

Формирование социальных навыков требует больших усилий, и у человека с аутизмом или с синдромом Аспергера должны быть для этого серьезные мотивы. К несчастью, многие люди с ASD либо не имеют подобной мотивации, либо находят усилия слишком обременительными. Клинический опыт показывает, что необходимо правильно выбрать время вмешательства и что оно приносит максимальный эффект тогда, когда человек остро осознает свои трудности и хочет сократить разрыв, существующий между ним и его товарищами. Чтобы задача не казалась такой сложной, полезно также разбивать каждый социальный навык на его составляющие и практиковаться в них по очереди, последовательно. Возможно, это одна из причин, по которым подходы бихевиористов столь успешны: они раскладывают сложное поведение на более мелкие и лучше управляемые действия.

Продолжение ниже

Аутизм: неврология и генетика

Около 10% детей, страдающих той или иной формой аутизма, имеют также и какое-то другое нейрологическое заболевание, в ... ... нейрологического нарушения. Часто такие дети катастрофически отстают в умственном развитии и неспособны к обучению. В этих случаях аутистические симптомы ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Эти идеи о социальных вмешательствах применимы в отношении активно функционирующих людей с разными формами аутизма, обладающих определенным самосознанием и имеющих серьезные основания для того, чтобы усовершенствовать свои социальные навыки. Для маленьких детей, которые не так хорошо развиты, требуются другие методики. Разработано несколько разных программ, направленных на усовершенствование социальных контактов детей с разными формами аутизма. Они отличаются как своей теоретической ориентацией, так и методами достижения поставленных целей. В широком смысле вмешательства можно разделить на основанные либо на поведении ребенка, либо на его развитии.

Два подхода к обучению и развитию

В программах, основанных на поведении, взрослый систематически обучает ребенка с аутизмом простым социальным навыкам, используя метод проб и ошибок в сочетании с вознаграждением за успешное овладение навыком. Эти простые навыки включают умение смотреть собеседнику в глаза, отзываться, когда к тебе обращаются по имени, сидеть рядом с психотерапевтом, ждать своей очереди и т.п. Идея заключается в том, что на базе этих простых навыков тем же способом можно обучить и более сложным навыкам, хотя занятия в конечном счете будут включать взаимодействие с другими взрослыми и со здоровыми ровесниками.

Подход, связанный с развитием, начинается с тщательного обследования имеющихся у ребенка социальных навыков, их увязывания с контекстом развития и продолжается за счет создания ситуаций, которые позволяют ребенку поднять свои навыки на более высокий уровень. Он менее систематичен и более естественен в том, что социальные контакты часто инициируются самим ребенком, а психотерапевт способствует дальнейшему развитию и взаимодействию.

Иногда обычных детей можно научить действовать по отношению к ребенку с аутизмом так, как действуют психотерапевты, и таким образом способствовать более приемлемому социальному взаимодействию участников общения. Установлено, что оба эти подхода могут быть успешными, но какой из них более эффективен — неизвестно, поскольку их никогда не сравнивали «лицом к лицу». Возможно, справедливо и то, что эффективность зависит и от состояния ребенка, от его особенностей. Можно предположить, что дети, чье отставание в развитии более заметно, вначале будут лучше реагировать на поведенческий подход, в то время как более развитые дети, возможно, могут извлечь большую пользу из подходов, основанных на развитии. Нередко это может быть претворено в жизнь при оказании специализированной помощи по месту жительства. Однако в любом случае, независимо от подхода, важны структура, рутина и приемлемые ожидания, основанные на текущем состоянии социальных и коммуникативных навыков ребенка. Отрыв социальных навыков от систематических попыток усовершенствовать коммуникационные и игровые навыки принесет меньшую пользу; необходимо посвятить время воздействию на все компоненты триады аутизма.

Возможность выбора

Черты, похожие на симптомы аутизма, присущи многим людям, и это дает нам возможность предположить, что разные формы аутизма вовсе не относятся к разряду феноменов «все или ничего». Вероятно, некоторые из черт, характерных для разных форм аутизма — по разным причинам и на разных этапах нашего развития, — присущи всем нам. Эта мысль унижает, но одновременно и заставляет нас ценить то богатство, которое дает нам возможность сострадать другим и понимать их психологическое состояние и обязательства, которые они накладывают на нас. Быть социально компетентным — значит быть ответственным за то, чтобы сделать что-то хорошее в этом мире. Социальная компетентность не дается раз и навсегда, это навык, который необходимо оттачивать и постоянно использовать в ходе общения с разными людьми. Время от времени все мы ощущаем границу, отделяющую то, что мы намерены сделать, от того, что мы реально делаем, — то, что мы сказали сгоряча, от того, что после размышления нам хотелось бы, чтобы мы сказали. Однако в отличие от людей с разными формами аутизма (ASD) мы можем выбирать, и эта возможность выбора накладывает на нас ответственность за совершение многих маленьких добрых дел.

Во время последней встречи с Шарон – женщиной, успешно компенсировавшей те зачатки синдрома Аспергера, которые были у нее в детстве, я поделился с ней этими мыслями. Она согласилась с двумя возможными объяснениями ее трудностей. Я думаю, что получив возможность назвать свои проблемы «по имени» и узнав, что чем бы они ни объяснялись, это была не «настоящая» болезнь, она почувствовала облегчение. Когда у человека появляется возможность назвать свои проблемы «по имени», они начинают меньше давить на него. Я дал ей язык, на котором она могла говорить о своих трудностях. Однако она подарила мне нечто более ценное: язык, дающий возможность понять внутренний мир людей с аутизмом и с синдромом Аспергера. Положа руку на сердце, я не считаю эту сделку честной. Я чувствую себя в долгу перед ней, но я надеюсь, что тот мужественный поступок, который она совершила, обсудив со мной свое прошлое и психологические, социальные трудности в настоящем, был не напрасным. Простившись с ней, я случайно бросил взгляд на куст сирени под моим окном. И, тайно надеясь на новые дары, вышел посмотреть, не пришла ли дневная почта с очередным письмом.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".