Пользовательский поиск

Субличностные структуры: ребёнок

Каждый из нас является личностью, «мы его не любим, но он тоже личность». Так уж устроен этот мир. Другого мира для нашего физического проявления всё равно нет. Любая личность вмещает в себя три субличности, из коих она, собственно, и состоит. Их обозначают как родитель, дитя (ребёнок) и взрослый. Эрик Берн наилучшим образом разработал и описал эту концепцию, однако есть необходимость кое-что уточнить и дополнить.

Продолжение ниже

Субличностные структуры: взрослый

Если о функциях субличностей дитя и родитель народ ещё имеет какое-то представление, то о функциях субличности взрослый осведомлены немногие, хотя и называют ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Начнём с дитя, с маленького ребёнка.

Ребёнок

Что делает дитя? Оно учится всему, что видит, слышит и чувствует. Познаёт окружающий мир и окружающих людей, больших и маленьких. Учится добывать знания, строить отношения, овладевать практическими навыками, копировать поведение и эмоционирование, учится, одним словом, всему и у всех. Ребёнок ещё умеет радоваться жизни, себе, родителям и близким родственникам, тем, кого часто видит, и тем, кто к нему хорошо относится, друзьям и игрушкам. Основные его чувстварадость бытия, любознательность, способность удивляться, желание открыть и изобрести, свобода творчества и самовыражения. Он обладает огромной жаждой деятельности и неисчерпаемым запасом энергии, потому что он не связан долгами, обязанностями и строгими рамками ограничений и запретов.

Он открыт, искренен, даже когда обижен, легко прощает обиды, всегда готов к общению, непосредственен, не умеет держать камень за пазухой и «делать мстю». Негативные реакции выражает без задержки и оглядки на мнение окружающего населения, и в них всегда есть слёзы. Они помогают ребёнку переживать негативные стрессы и смывать обиды.

Негативные переживания выражаются двумя основными формами поведения, обладающими одинаково сильными последствиями для психики ребёнка. Форма выражения негативного переживания зависит исключительно от конституции ребёнка и элемента, в коем она имеет место быть. Отсюда вытекает важность знания, с кем же родители обитают под одной крышей. Практика показывает, что обладание сими знаниями оставляет желать много лучшего, впрочем, родители и о себе-то мало что знают, чего ж от них про детей знать требовать.

  • Первый вариант проявления негативного выброса – пассивный.
  • Второй вариант проявления негативного выброса – активный.

В первом случае действие проявляется в виде «ухода в угол». Вообще-то, дети частенько ищут тёмный угол. Обычно в этом уголке они плачут или прячутся от обижающих их людей. Родители им имя. Они там прячутся от «свалившихся» несчастий и трудностей. Вероятно, там уютно, спокойно и безопасно. Это, возможно, является памятью о пребывании в утробе матери.

Во втором случае начинается беспредел, выражающийся в топанье ногами, падении на пол, расшвыривании и разбрасывании всего, что под руку подвернётся, криках, воплях и нешуточных угрозах: «Я вас не люблю, я от вас уйду, я вас всех убью, когда вырасту» и прочих фольклорных прелестях. И это отнюдь не пустые угрозы, как кому-то может показаться. Если подобная реакция рассматривается как бесконтрольная истерика, подобное отношение иначе как безответственным не назовёшь.

Зачем ребёнку нужны эдакие кульбиты в выражении своего негатива? Это проверка. Проверка на любовь. В первом случае ребёнок ждёт, когда за ним придут в этот тёмный и страшный угол. Придут, чтобы утешить, приласкать и не оставить одного и несчастного один на один со своим горем.

Во втором случае ребёнок ждёт, что его поднимут, успокоят и, опять же, приласкают, а не переступят и пойдут дальше или, не менее худший вариант, вовсе оставят без внимания. Орёшь, ну ори себе дальше, надоест – перестанешь. И удивления достойно, как часто родители подобные проверки проваливают с треском. Вот оно и выплывает в который раз: чего сам не имеешь, никому и не предложишь, потому как нечего предлагать. Что делают родители? Правильно, идут по облегчённому варианту, подтверждая «нелюбовь» к своему дитя и со временем закрепляя возникшие базисные убеждения. Но ведь при этом оправдывают свои действия направо и налево «правильным воспитанием», «подготовкой» к предстоящей трудной и суровой жизни, «благом», полученным сейчас, чтобы «не было мучительно больно», и Бог знает, чем ещё. Что ж потом жаловаться на невоспитанность и чёрствость собственного потомства? Что закладывали, то и получили, только это. Примерно так и начинается формирование доминирования негативного «кувшина эмоций», и к двадцати одному году оный уже цветёт махровым цветом.

Ребёнок умеет играть. Отдаётся игре весь без остатка. В игре учится всему, в том числе и жизни. Балуется, безобразничает, сопротивляется воспитанию и подавлению или, наоборот, всячески старается вести себя хорошо и соответствовать предлагаемым требованиям: родителей, учителей, тренеров, опекунов и прочих авторитетов. Всё это делается с целью услышать поощрение, поддержку и похвалу в подтверждение своей значимости и любимости. Помните Стича? «Я симпатишный». Дети обманывают, но всегда попадаются на лжи, не умея делать этого профессионально, как это делают взрослые дяди и тёти сплошь и рядом. Да и обманом-то это по большому счёту назвать нельзя, это всего лишь грёзы и мечты о желаемом, но пока недостижимом.

Дети крадут, но никогда с целью наживы или обогащения: обидно, когда у кого-то есть, а у тебя нет. Они не умеют оценивать последствия своих действий, не умеют рассчитать свои силы и возможности, не умеют управлять своими чувствами и поведением, не умеют просчитывать своё будущее и переживать по поводу неделю назад съеденных конфет. Ребёнок живёт здесь и сейчас по факту своего существования. Позитивный «кувшин» обеспечивает им такую возможность. Завтра для ребёнка не существует, вчера ушло и никогда не вернётся, что совсем не является показателем забывчивости у ребёнка. Как раз наоборот: очень хорошо и качественно помнят о прошлых днях, просто не переживают по поводу прожитой жизни. Его эмоции и чувства не мешают ему жить и двигаться дальше, и эта способность с «помощью» родителей с возрастом утрачивается, слава Богу, не навсегда.

Дети живут тем, что у них есть прямо сейчас. Радостью и восторгом, горем и обидой, удивлением и увлечённостью и так далее – чувствами, одним словом. А помимо всего - играми и учёбой. Вот и все их немудрящие дела. Никаких зацепок, никаких якорей, никаких глубоко продуманных и далеко идущих планов, никакого «в будущем» и никакого «в прошлом», только здесь и сейчас.

По выражению одного неизвестного автора, «ребёнок – это радость бытия, данная нам во временное пользование». Умеем ли мы пользоваться тем, что нам дано? Принимаем ли мы эту радость в сердце своём? Всего-то два вопроса на засыпку. Постарайтесь ответить на них, во-первых, не торопясь, во-вторых, не обманывая себя. Получится? Получилось?

Подведем итоги: основные «функции» ребёнка – играть, учиться и чувствовать. И всё. Остальное не предусмотрено «штатным расписанием» или придумывается от фонаря. Является логическим продолжением и не более того. 

© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".