Пользовательский поиск

Стимулы к стоматологической профилактике

Стимулами для деятельности человека могут быть самые различные воздействия — как положительные, так и отрицательные. Стимулы, имеющие отношение к профилактике стоматологических заболеваний, можно разделить на несколько категорий, соответствующих различным уровням биологических и социальных потребностей:

Продолжение ниже

Лечение зубов

Что такое лечение корневого зубного канала? Когда канал зуба требует лечения? Описание процедуры. Больно ли это? Сколько визитов потребуется? Как долго длится лечение зубов? Проблемы, осложнения ...

Читать дальше...

всё на эту тему


  • органические стимулы - физические удовольствия (комфорт, возможность есть сладости, мороженое, бифштексы с кровью) или страдания (наказание за уклонение от чистки зубов, угроза зубной боли, вынужденный отказ от любимой пищи), связанные с уровнем стоматологического здоровья;
  • материальные стимулы: приобретение или лишение вещей, привлекательных для данного человека, в зависимости от качества выполнения им профилактических мер (новая игрушка для ребенка в награду за чистые зубы или отказ в карманных деньгах за сохранение привычки ротового дыхания; возможность хорошего заработка или недоступность профессии в связи с состоянием полости рта);
  • моральные стимулы, основанные на чувствах, связанных с удовлетворением духовных потребностей (покой, самоуважение при соблюдении рекомендаций врача и отсутствии стоматологических проблем);
  • социально-психические стимулы, обусловленные межличностными отношениями: повышение социального статуса (любовь и внимание близких и посторонних людей, уважение) или его снижение (общественное порицание, презрение); в стоматологическом ракурсе эта категория стимулов опирается на эстетическое значение здоровья полости рта (привлекательность красивой улыбки), на престижность правильного поведения, на высокую значимость сохранения здоровья в средних и высших слоях общества;
  • индивидуальные стимулы, связанные с глубоко личными факторами, существенными для данной личности (исполнение сокровенных желаний при условии правильного поведения).

Каждая категория стимулов может быть более или менее успешно использована для воздействия на поведение пациента в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей его личности. Поощрение стимулирует развитие положительных действий, наказание предупреждает повторение нежелательных действий.

Для достижения оптимальной мотивации используют сочетание положительных и отрицательных стимулов, точный выбор которых определяется исходным состоянием личности, иерархией ее потребностей.

На людей, поведение которых определяется только базовыми физиологическими потребностями, лучше действуют манипулятивные (органические, материальные) стимулы, обеспечивающие явный, но, чаще всего, кратковременный успех: устрашение возможными осложнениями кариеса, давление авторитетом врача, заключение «сделок» ради достижения пациентом прямой выгоды.

Люди, имеющие потребности высших категорий, могут изменить свою мотивацию под влиянием разъяснения, убеждения — более продуктивных интеллектуальных (моральных и социальных) стимулов, основанных на уважении к личности. Успеха от применения интеллектуальных стимулов можно достичь только при наличии подготовленных ранее условий: человек должен осознавать наличие стоматологической проблемы и активно искать ее логичное решение при помощи уважаемой им личности — врача.

По теории Макгрегора стимулы следует выбирать в соответствии с тем, настроен ли пациент на достижение успеха или его основной целью является лишь избежание неудачи, т. е. сохранение безопасности. У людей, ориентированных только на сохранение безопасности (таких около 15%), всякое новое дело вызывает отрицательные эмоции, они не надеются на успех своих действий, не уверены в себе, боятся критики, тяготятся любой деятельностью, что в конце концов и делает их неудачниками.

Такие люди начинают действовать только под воздействием агрессивных стимулов, поскольку в этом случае вынуждены выбирать между прямой угрозой наказания и вероятной неудачей предприятия. Наиболее действенной для таких пациентов будет негативная аргументация стоматолога (если пациент не примет профилактических мер, его будут преследовать проблемы — боль, дурной запах, неприязнь окружающих и т. д.).

Люди, ориентированные на успех (15%), мобилизуют все силы и внимание на достижение поставленной цели, активно продвигаются к ней, подчиняясь не столько внешним стимулам, сколько следуя своей внутренней мотивации. Однако продуктивность деятельности таких людей все же повышается под влиянием положительных стимулов, поэтому наиболее привлекательными для них оказываются стоматологические предложения, обещающие сохранение или достижение комфортного и эстетичного состояния полости рта (позитивные аргументы).

Для внешней мотивации остальных 70% пациентов эффективно сочетание агрессивных и позитивных аргументов.

Умение и навыки

К специфическим стимулам относятся новое знание, умение или навыки. Эти стимулы активизируют психическую деятельность и могут привести к формированию новых ценностей и потребностей. В упрощенном графическом представлении факты (знания, умения и навыки, приобретенные человеком в отношении данного действия) лежат в основании пирамиды, среднюю часть которой составляют общие представления, а вершину — ценности.

Именно поэтому институт санитарного просвещения, предоставляющий человеку информацию, может претендовать на роль модификатора его ценностей и, следовательно, поведения. Однако достижение целей санитарного просвещения затрудняется сложным устройством человеческой психики.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".