Пользовательский поиск

Вводим стоматологическую профилактику в наш образ жизни!

Образ жизни как фактор, определяющий уровень стоматологического здоровья

По данным Всемирной организации здравоохранения, среди причин заболеваний человека 20% составляют наследственные факторы, 25% приходится на условия окружающей среды и 55% - на обстоятельства, связанные с образом жизни.

Продолжение ниже

Лечение зубов

Что такое лечение корневого зубного канала? Когда канал зуба требует лечения? Описание процедуры. Больно ли это? Сколько визитов потребуется? Как долго длится лечение зубов? Проблемы, осложнения ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Образ жизни — это система сознательных и бессознательных поступков человека, совершаемых на основе его ценностной ориентации. Таким образом, степень риска возникновения большинства заболеваний зависит от ежеминутных решений человека — от его личного выбора среди множества способов удовлетворения материальных и духовных потребностей в труде, в быту, в отдыхе.

В стоматологии выделен ряд компонентов образа жизни, которые, по мнению ВОЗ, являются наиболее значимыми для сохранения орального здоровья. Грамотный и тщательный уход за полостью рта, разумный рацион и режим питания, инициатива в консультативном обращении к врачу, активное участие в предлагаемых врачом профилактических мероприятиях - признаки здорового образа жизни, в формировании которого стоматолог в сотрудничестве с другими специалистами принимает активное участие.

Неразумное поведение людей в отношении их собственного здоровья обусловлено невежеством: незнанием причин и условий возникновения патологии, непониманием степени личной ответственности за качество собственной жизни и жизни своих детей. Поэтому лучшее, что можно предложить, заботясь о здоровье человечества, — это санитарное просвещение, которое заключается в предоставлении населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения, максимально исключающего факторы риска и поддерживающего приемлемый уровень здоровья.

Понятие о санитарном просвещении и воспитании

В мире создана разветвленная многоступенчатая система, которая возглавляется Всемирной ассоциацией санитарного просвещения. Членами Ассоциации являются национальные центры медицинских проблем формирования здоровья, созданные во многих странах. В каждом крупном городе действуют городские центры медицинской профилактики.

Профилактика является важной составляющей деятельности всех государственных и частных лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительская работа, включающая как общение с пациентами на приеме, так и инициативное целенаправленное обращение к различным группам населения, — профессиональная обязанность каждого врача.

Опыт показывает, что предоставление знаний о правилах здорового поведения является необходимым, но далеко не всегда достаточным условием для того, чтобы поведение человека действительно изменилось.

Образ жизни — продукт сложных психологических процессов, коррекция которых является непростым делом и требует от врача специальных знаний. Поэтому стоматолог стоит перед выбором: передать санитарное воспитание в руки педагогов и психологов, сохранив за собой только роль источника стоматологической информации, или приобрести необходимые психологические знания, чтобы качественно и эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Рациональным представляется второе решение, так как сегодня для успешной стоматологической практики в любой ее форме в равной степени необходимы как клинические знания и умения, так и мастерство психологического воздействия на пациента.

Механизмы формирования нового поведения

Поведение человека имеет две основные составляющие: побудительную и регуляционную. Побудительная функция обеспечивает начало действия и его направление, тогда как регуляционная функция определяет развитие поведения в каждой конкретной ситуации.

Задачи и проблемы санитарного воспитания тесным образом связаны с коррекцией побудительной стороны поведения человека, с его мотивацией, под которой понимают совокупность психологических факторов, определяющих выбор поведения, его начало, направленность и активность.

Мотивация — это ответы на вопросы о том, почему, зачем, ради чего человек действует так или иначе: никогда не чистит зубы или, наоборот, уделяет гигиене повышенное внимание, постоянно грызет леденцы или избегает сладкого. Следует помнить о том, что каждый взрослый человек приходит к стоматологу с уже сформированной мотивацией, достаточно устойчивой к внешним воздействиям, в том числе к санитарному просвещению.

Мотивация является продуктом сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Внутренняя мотивация составляет основу для принятия решений и выполнения действий: взрослый человек «сам знает, как ему жить», имеет готовые объяснения и оправдания любого своего поступка. Внутренняя мотивация служит основой для долговременного обучения, для выполнения большой работы, системного повторения каких-то действий. Внутренняя мотивация основывается на потребностях человека.

Потребность — это ощущаемый человеком дефицит материальных или духовных ценностей, т. е. того, во что верит человек, ради обретения и достижения чего готов тратить свои энергию и время. Потребность активизирует организм, направляет деятельность человека на поиск, действия и поддерживает состояние возбуждения до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена.

Материальные (органические) ценности и потребности соответствуют основным инстинктам живых организмов и являются физиологическими. Духовные (вторичные, психогенные) ценности и потребности рассматриваются как инстинктоиды, так как они формируются в процессе воспитания на базе основных инстинктов.

Около 60—80% потребностей, определяющих поведение, существуют на уровне подсознания и не осмысливаются, поэтому истинные причины поступков далеко не всегда таковы, какими они кажутся самому человеку.

Среди всех потребностей в каждый момент времени «высвечивается» одна (или несколько), которая приобретает значение цели. В зависимости от того, как часто и насколько сильно та или иная потребность проявляется в качестве цели, выстраивается иерархическая лестница потребностей.

Важно то, что человек не ощущает более высоких потребностей до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности предыдущих уровней: в то время, когда у человека болит зуб, ему не интересны секреты голливудской улыбки.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".