Пользовательский поиск

Методы лечения в народной и нетрадиционной медицине

Нетрадиционная медицина включает в себя широкий спектр медицинских практик, продуктов и способов лечения с использованием методов диагностики и исцеления, которые, по крайней мере, до конца ХХ века, как правило, не были включены в курсы обучения в медицинских школах Запада и в обучение хирургии. Примерами являются гомеопатия, Аюрведа, хиропрактика и акупунктура.

Продолжение ниже

Кунжутное масло – полезные свойства и применение

... китайской, японской, корейской и в немалой степени - юго-восточной азиатской кухнях. Масло из богатых питательными веществами семян популярно в нетрадиционной медицине – как при традиционном массаже, так и при других видах лечения. В традиционной индийской медицинской практике Аюрведе кунжутное ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Дополнительная медицина - это нетрадиционная медицина, которая используется вместе с обычным медицинским лечением и убеждениями, не доказанными с помощью научных методов. НАМ представляет собой аббревиатуру для нетрадиционной и альтернативной медицины. Интегративная медицина (или интегративное здоровье) - это сочетание практик и методов нетрадиционной медицины и с обычной.

Содержание статьи:

  1. Происхождение нетрадиционной медицины
    1. Термины и определения
    2. Региональные определения
      1. Учреждения
      2. Особая терминология, используемая отдельными лицами
  2. История нетрадиционной медицины, 19 век и далее
    1. Медицинское образование с 1910 года
    2. Сторонники и противники
  3. Примеры и классификация
    1. Аюрведическая медицина
    2. Традиционная китайская медицина
    3. Гомеопатия
    4. Натуропатия
    5. Энергетические терапии
      1. Биополя
      2. Электромагнитные поля
    6. Психосоматические терапии
    7. Травы, диета и витамины
    8. Манипуляции с телом
  4. Видео о нетрадиционной медицине
  5. Критика нетрадиционной медицины
  6. Использование и регулирование
    1. Распространенность использования
      1. Распространенность использования специфических методов лечения
      2. Паллиативная помощь
    2. Регулирование
  7. Эффективность нетрадиционной медицины
  8. Безопасность нетрадиционной медицины
    1. Адекватность регулирования и безопасность НАМ
      1. Взаимодействие с обычными фармацевтическими препаратами
      2. Возможные побочные эффекты
      3. Задержка лечения
      4. Нетрадиционные «лекарства» от рака
    2. Финансирование научных исследований
  9. Обращение

Термин нетрадиционная медицина используется в средствах информации и государственных органах в Соединенных Штатах Америки и в Великобритании. Регулирование и лицензирование нетрадиционной медицины и медицинских работников варьируется от страны к стране, и зависит от государства.

Происхождение нетрадиционной медицины

Термины и определения

Не существует согласованного, последовательного и общепринятого определения нетрадиционной медицины. Ее часто называют нетрадиционной или альтернативной медициной, или просто НАМ. Нетрадиционной медицине не просто дать определение, потому что системы здравоохранения и практики, к которым она относится, являются размытыми, и их границы плохо определены. Оздоровительные практики в категории нетрадиционных методов могут отличаться по своему историческому происхождению, теоретическим основам, методам диагностики, лечебной практике и по своему отношению к общепринятой медицине. Некоторые нетрадиционные методы лечения, в том числе традиционная китайская медицина (ТКМ) и Аюрведа, имеют древнее восточное происхождение и являются полностью нетрадиционными медицинскими системами, другие, например гомеопатия и хиропрактика, являются «родными» для Запада и появились в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Некоторые методы, такие как остеопатия и хиропрактика, применяют физические манипулятивные методы лечения, другие же способы, например медитации и молитвы, основаны на взаимосвязи тела и сознания. Методы лечения, которые считаются нетрадиционными в одном месте, могут быть вполне обычными в другой. Таким образом, хиропрактика не считается нетрадиционной медициной в Дании, а также остеопатия в США больше не причисляется к дополнительной терапии.

Одной общей чертой всех определений нетрадиционной медицины является ее назначение как «не такой, как» традиционная медицина. Например, в широко употребимом описательном определении дополнительной и нетрадиционной медицины, разработанном американским Национальным центром дополнительной и нетрадиционной медицины при Национальном институте здоровья, говорится, что это «группа разнообразных медицинских и терапевтических систем, практик и продуктов, которые обычно не рассматриваются как часть традиционной медицины». Это определение было подвергнуто критике поскольку, если нетрадиционная терапия является одновременно эффективной и безопасной и принимается в обычную медицинскую практику, из этого не обязательно следует, что она больше не будет считаться нетрадиционной.

Вернуться к содержанию

Некоторые определения стремятся описать нетрадиционную медицину с точки зрения ее социальной и политической маргинальности по отношению к здравоохранению. Это может относиться к тому, что для нетрадиционных методов лечения отсутствует поддержка от медицинских учреждений и связанных с ним органов в отношении финансирования исследований, сочувственного освещения в медицинской прессе или включения в стандарт медицинской учебной программы. В 1993 году Британская медицинская ассоциация, одна из многих профессиональных организаций, которые пытались дать определение нетрадиционной медицине, заявила, что это «те виды лечения, которые редко используются в обычном здравоохранении, и те навыки, которые не преподаются в рамках обычных высших учебных медицинских заведений и вспомогательных медицинских курсов». В США важное определение было придумано в 1993 году в Гарварде врачом Дэвидом Айсенбергом, он охарактеризовал нетрадиционную медицину как «вмешательства, которые не преподаются в медицинских вузах, и не являются общедоступными в больницах США». Эти описательные определения в настоящее время являются недостаточными, когда обычные врачи предлагают нетрадиционные методы лечения, и вводные курсы НАМ могут быть предложены как часть стандартного медицинского обучения студентов. Нетрадиционную медицину преподают более чем в половине американских медицинских школ, а американские страховые агентства все чаще готовы обеспечить возмещение расходов на лечение НАМ. В 1999 году 7,7% больниц США говорили об использовании той или иной формы лечения НАМ, и эта доля возросла до 37,7% к 2008 году.

«Нетрадиционная и дополнительная медицина - это широкая область лечебных ресурсов, которая охватывает все системы здравоохранения, состояния и практики, а также сопровождающие их теории и верования, кроме тех, которые присущие политически господствующей медицинской системе в конкретном обществе или культуре в данный исторический период. НАМ включает в себя все методы и идеи, которые, по словам тех, кто их использует, предотвращают или лечат болезни или укрепляют здоровье и хорошее самочувствие. Границы между НАМ и доминирующей медицинской системой не всегда являются явными или фиксированными». Конференция по исследованию методологии НАМ, апрель 1995 года.

Группа экспертов на конференции, организованной в 1995 году Управлением США по нетрадиционной медицине (УНМ), разработала теоретическое определение нетрадиционной медицины, как «широкой области лечебных ресурсов ... отличающейся от политически господствующей в обществе системы здравоохранения или культуры в данный исторический период». Это определение широко применяется исследователями НАМ. Официальные органы правительства, такие как Министерство здравоохранения Великобритании, часто отдавали предпочтение определению, используемому Кокрановским Сотрудничеством. С небольшими изменениями ему было отдано предпочтение в 2005 году в согласующем докладе Комитета по использованию нетрадиционной и альтернативной медицины Американского общественного совета по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, выпущенном в США Институтом медицины Национальной академии.

Вернуться к содержанию

Определение, данное в 1995 году на конференции УНМ, и расширенная формулировка Айсенберга 1993 года, умалчивали о вопросе медицинской эффективности нетрадиционных методов лечения. Его сторонники считают, что это позволяет избежать релятивизма относительно различных форм медицинских знаний, и, хотя оно по существу является политическим определением, это не должно означать, что основная биомедицина доминирует исключительно из-за политических сил. Согласно этому определению, нетрадиционная и традиционная медицина могут быть дифференцированы только со ссылкой на «политически господствующую в обществе систему здравоохранения или культуру в данный исторический период». Тем не менее, не существует ни надежного метода проводить различия между культурами и субкультурами, ни выделить их как доминирующие или подчиненные, ни выбрать критерии для определения доминирующей культуры. Если культура политически доминирующей системы здравоохранения считается эквивалентной перспективам лиц, управляющих медицинскими институтами и ведущими программами здравоохранения, определение не учитывает потенциал для разделения внутри такой элиты или между элитой и здравоохранением широких слоев населения.

«Не существует нетрадиционной медицины. Существует только научно-обоснованная, доказательная медицина, подтвержденная твердыми данными, и неподтвержденная медицина, научные доказательства которой отсутствуют». П.Б. Фонтанароса, Журнал Американской медицинской ассоциации, 1998.

Нормативные определения выделяют нетрадиционную медицину из общей медицины тем, что ее методы лечения являются не доказанными, непроверенными или неэффективными, а также имеют поддержку тех теорий, которые не имеют признанной научной основы. Эти определения характеризуют практику нетрадиционной медицины тем, что когда они используются самостоятельно или вместо доказательной медицины, считается, что они имеют лечебное действие, но это не основано на доказательствах, собранных с помощью научных методов. Иллюстрируя эту точку зрения, 1998 редакция журнала New England Journal в соавторстве с бывшим редактором Марсия Ангеллом, утверждала, что:

«Настало время научному сообществу прекратить свободное существование нетрадиционной медицины. Не может быть двух видов медицины: традиционной и нетрадиционной. Существует только адекватная медицина, которая была испытана, и медицина, которая не была испытана. Медицина, которая работает, и медицина, которая может иногда помогать, а иногда нет. После того, как строго протестировать лечение, уже не важно, считалось ли оно изначально нетрадиционным. Если оно окажется достаточно безопасным и эффективным, оно будет принято. Но утверждения, предположения, и отзывы не заменяют доказательств. Нетрадиционные методы лечения должны быть подвергнуты научному тестированию не менее строго, чем то необходимо для обычного лечения»

Вернуться к содержанию

Такой вид определения не позволяет адекватно отличить нетрадиционную медицину от обычной, поскольку, по результатам систематических Кокрановских обзоров, примерно 20 процентов стандартных медицинских процедур не имеют никакого эффекта и столько же не имеет достаточных доказательств, чтобы определить их эффективность.

Термин «дополнительная медицина» относится к использованию нетрадиционной медицины наряду с традиционной научной медициной, в надежде, что это увеличивает эффективность. В главе 7 доклада «Наука и технологии: общественное мнение и общественное понимание» 2002 года, выпущенного государственным агентством Соединенных Штатов (Фонд национальной науки), было заявлено, что термин «нетрадиционная медицина» в настоящее время используется для обозначения всех видов лечения, эффективное использование которых не было доказано научными методами.

Региональные определения

Датский центр знаний и исследований нетрадиционной медицины является независимым учреждением в соответствии с датским Министерством внутренних дел и здравоохранения и использует термин «нетрадиционная медицина» для:

  • Лечения, проводимого врачами, которые не являются официальными медицинскими работниками, поскольку медицинские работники практикуют то, что доказано наукой.
  • Лечения, которое осуществляется уполномоченными медицинскими работниками, но на основе методов, в основном используемых за пределами системы здравоохранения, основанной на науке в Дании. Люди без медицинского образования должны быть в состоянии выполнять лечение.

Учреждения

В Общем руководстве по методологии исследования и оценки народной медицины, опубликованном в 2000 году Всемирной организацией здравоохранения, нетрадиционная и дополнительная медицина определяются как широкий набор медицинских практик, которые не являются частью собственной традиции этой страны и не интегрированы в доминирующую систему здравоохранения.

Хотя некоторые виды лечения травами распространены в Европе, они являются нетрадиционными в Соединенных Штатах.

Особая терминология, используемая отдельными лицами

Два сторонника интегративной медицины заявляют, что она также решает мнимые проблемы медицины, основанной на науке. Ральф Снайдерман и Эндрю Уэйл утверждают, что «интегративная медицина не является синонимом дополнительной и нетрадиционной медицины. Она имеет гораздо большее значение и миссию, поскольку призывает к восстановлению центра внимания медицины на здоровье и исцелении и подчеркивает центральную роль отношений пациент-врач».

Вернуться к содержанию

История нетрадиционной медицины, 19 век и далее

Начиная с 1970-х годов, медики, социологи, антропологи и прочие отмечают рост возникновения широкого спектра оздоровительных практик, не связанных с биомедицинской наукой и не проверенных ею. С того времени, те, кто анализировал эту тенденцию, обсуждали, какие термины для описания этой возникающей области медицины будут наиболее удачными. Были использованы различные термины: неортодоксальная, нестандартная, добавочная и нетрадиционная медицина, несмотря на то что многие представители медицины согласились бы называть ее просто случаями шарлатанства. Самым устойчивым термином стало словосочетание «нетрадиционная медицина», но его применение является проблематичным, поскольку оно предполагает дихотомию ценностей, выход за грань стандартной медицины и в лучшем случае частичную приемлемость в противоположность привилегированной ортодоксальной медицине, связанной с проверенными медико-научными нормами. Введение категории нетрадиционной медицины было подвергнуто критике, поскольку ее нельзя изучить как самостоятельный субъект, но ее следует понимать в рамках региональной и временной ортодоксальной медицины. Ее использование может также вводить в заблуждение, поскольку оно может ошибочно предполагать существование реальной медицинской альтернативы. Как и почти ставшие синонимами выражения, такие как неортодоксальная медицина, дополнительная, маргинальная или даже шарлатанская, эти названия, в контексте процессов профессионализации и конкуренции на рынке, устанавливали полномочия официальной медицины и охраняли границу между ней и ее нетрадиционным конкурентом.

Нетрадиционная медицина

Вернуться к содержанию

С исторической точки зрения, появление нетрадиционной медицины, а не сам термин, датируется обычно 19-м веком. И это несмотря на то, что существуют варианты нетрадиционной западной медицины, которая возникла в конце восемнадцатого веке или ранее, а некоторые незападные медицинские методы, которые в настоящее время считаются нетрадиционными на Западе и в других странах, могут похвастаться длительной исторической родословной. Нетрадиционные медицинские системы, однако, могли только «существовать», в то время как на Западе в течение девятнадцатого века возникла определенная, четкая и авторитетная стандартная медицинская практика, альтернативой которой они и являлись.

В конце восемнадцатого и девятнадцатого веков официальные и незаконные врачи стали четко различаться в большей части Европы и, по мере прогресса в девятнадцатом веке, большинство западных государств создало частично защищенные юридически медицинские рынки. Именно в этот момент, когда «официальная» медицина, созданная в сотрудничестве с государством и использующая риторику научной легитимности, выступает как узнаваемое целое, концепция нетрадиционной медицины как исторической категории становится логичной. Как часть этого процесса, профессиональные приверженцы классической медицины в таких странах, как Германия, Франция и Великобритания все больше взывают к научным основам своей дисциплины как к средству профессионального внутреннего единства и внешней отличительной черты в условиях устойчивой конкуренции со стороны рынка гомеопатов, натуропатов, гипнотизеров и других нетрадиционных врачей. Таким образом, приверженцы классической медицины добиваются некоторой степени доминирования посредством союза с государством и прохождения регулятивного законодательства. В Соединенных Штатах Америки в 1893 году открылась Школа Медицины при Университете Джонса Хопкинса, основанная в Балтиморе, Мэриленд, и она была первой медицинской школой, посвященной обучению «немецкой научной медицине». Поддерживаемый возросшим авторитетом, последовавшим за значительными достижениями медицинских наук в конце 19 века (включая разработку и применение микробной теории болезней химика Луи Пастера и хирурга Джозефа Листера, 1-го барона Листера, соучредителя микробиологии Роберта Коха, который в 1885 году был назначен профессором гигиены Берлинского университета, а также использование рентгеновских лучей), доклад Флекснера в 1910 году призвал американские медицинские школы следовать модели, установленной школой Медицины Джона Хопкинса и придерживаться официальной науки в учебном процессе и научных исследованиях. Во введении к докладу было указано, что развитие медицины зависело именно от веры в то, что предварительная и профессиональная подготовка, сложившаяся в медицинских учебных заведениях, должна быть реформирована с учетом новых средств для диагностики и борьбы с болезнями, выделяемых для врачей и хирургов. Ранним примером влияния доклада Флекснера за пределами Северной Америки является Пекинский объединенный медицинский колледж.

Вернуться к содержанию

Среди предполагаемых медицинских практик, которые позже стали известны как «нетрадиционная медицина», на тот момент существовала гомеопатия (основана в Германии в начале 19 века) и хиропрактика (основана в Северной Америке в конце 19 века). Они противоречили принципам развития медицинской науки, которые были основаны на докладе Флекснера, и они стали не совместимыми с дальнейшим прогрессом медицинской науки, указанным в Хронологии медицины и медицинской технологии 1900-1999 годов и с 2000 годов по настоящее время. Также там не указаны Аюрведа, акупунктура и другие виды нетрадиционной медицины.

В то же время разрабатывалась «тропическая медицина» как специализированная отрасль западной медицины в таких научно-исследовательских учреждениях, как Ливерпульский институт тропической медицины, основанный в 1898 году; Лондонская школа гигиены и тропической медицины, основанная 1899 году; Университетская школа общественного здравоохранения и тропической медицины в Тьюлейне, основанная 1912 году. Различие делалось между западной научной медициной и туземными медицинскими системами. Примером является доклад о традиционных системах медицины в Индии, в том числе Аюрведе, представленный Мохаммадом Усманом Мадрасом и др. в 1923 году. В нем говорится, что первым вопросом комиссии было «определить, являются ли туземные системы медицины научными или нет».

К концу двадцатого века термин «нетрадиционная медицина» вошел в употребление в общественное обсуждение, но он не всегда использовался в том же значении разными группами людей. Арнольд С. Рельман заметил в 1998 году, что в наилучшей медицинской практике все предлагаемые процедуры должны быть объективно проверены, и что, в конце концов, будут процедуры только двух категорий: прошедшие тестирование или не прошедшие, доказавшие свою успешность или не доказавшие. Он спросил: «Может ли быть «разумной» какая-либо нетрадиционная медицина?». Позднее в 1998 году хирург Соединенных Штатов Дэвид Сэтчер проинформировал общественность о восьми распространенных нетрадиционных методах лечения (в том числе акупунктура, холистика и массаж), а также о распространенных заболеваниях и состояниях, питании, диетах и изменении образа жизни, и о том, как помочь потребителю распознать мошенничество и шарлатанство, найти медицинские центры и врачей, которые практикуют нетрадиционную медицину.

Вернуться к содержанию

В отношении нетрадиционной медицины с 1970 года в Северной Америке, Великобритании и в других странах наблюдалось использование терминов «нетрадиционная» и «дополнительная» как взаимозаменяемые для описания широкого разнообразия методов лечения, которые пытаются использовать целительные силы самого организма и естественным путем усиливать укрепляющие процессы, чтобы восстановить здоровье. К 1990 году около 60 миллионов американцев использовали один или несколько дополнительных или нетрадиционных методов для лечения проблем со здоровьем, согласно общенациональному опросу в США, опубликованному в 1993 году Дэвидом Айсенбергом. Исследование, опубликованное 11 ноября 1998 года в выпуске Журнала Американской медицинской ассоциации, сообщило, что 42% американцев использовали дополнительные и нетрадиционные методы лечения по сравнению с 34% в 1990 году. Однако, несмотря на рост спроса на дополнительную медицину, большинство первых центров нетрадиционной / дополнительной медицины потерпело провал.

Медицинское образование с 1910 года

В основном в результате реформ, последовавших за Докладом Флекснера 1910 года, медицинское образование, учрежденное в медицинских школах в Соединенных Штатах, вообще не включало нетрадиционную медицину в качестве учебной темы. Как правило, обучение было основано на существующей практике и научных знаниях об анатомии, физиологии, гистологии, эмбриологии, нейроанатомии, патологии, фармакологии, микробиологии и иммунологии. Обучение в медицинских учебных заведениях включало в себя такие темы, как отношения врач-пациент, этика, искусство медицины и участие в сложных клинических рассуждениях (принятие медицинского решения). Снайдерман и Вейль в 2002 году отметили, что существовавшая в начале ХХ века модель Флекснера помогла создать академический центр здоровья 20-го века, в котором образование, научные исследования и практика были неразделимы. Хотя это значительно улучшило медицинскую практику, определив приоритет патофизиологических основ болезни, узкая направленность на патофизиологию отвлекла большую часть основной американской медицины от тех клинических состояний, которые плохо поддавались пониманию в механистических терминах и не поддавались эффективному лечению обычными средствами.

К 2001 году некоторые формы обучения НАМ были предложены, по крайней мере, в 75 из 125 медицинских школ в США. Являясь исключением, Школа медицины университета штата Мэриленд, Балтимор включает в себя научно-исследовательский институт интегративной медицины (член органа Кокрановского Сотрудничества). Медицинские учебные заведения несут ответственность за предоставление медицинских степеней, но как правило, врач не может легально практиковать до тех пор пока не получит лицензию органа местного самоуправления. Лицензированные врачи в Соединенных Штатах, которые посещали одну из медицинских школ, обычно получают степень доктора медицины. Во всех штатах, чтобы получить лицензию, необходимо быть выпускником утвержденной медицинской школы и сдать Лицензирующий медицинский экзамен США.

Вернуться к содержанию

Британская медицинская ассоциация в своей публикации «Дополнительная медицина: Новый подход к надлежащей практике» (1993), дала в качестве рабочего определения нетрадиционного лечения (в том числе акупунктуры, хиропрактики и гомеопатии) следующее: «Это те виды лечения, которые не являются широко используемыми в классическом здравоохранении, и навыки, которые не входят в программу высших учебных заведений и медицинских курсов классического здравоохранения». К 2000 году в некоторых медицинских школах Великобритании предлагались курсы НАМ для ознакомления студентов-медиков, а в отдельных заведениях предлагались даже курсы обучения, специализирующиеся на НАМ.

Сторонники и противники

Кокрановское Сотрудничество в области дополнительной медицины в работе «Объем и темы» предоставляет широкое и общее определения дополнительной медицины. По их словам, ее практики и идеи находятся вне области традиционной медицины в некоторых странах и определяются своими пользователями как профилактика или лечение заболеваний или содействие здоровью и благополучию, что делает медицину дополнительной за счет трех способов. Она вносит вклад в общее целое, удовлетворяет спрос, с которым не справились обычные практики, а также придает разнообразие концептуальным основам медицины.

Сторонники доказательной медицины, такие как Кокрановское Сотрудничество (основанное в 1993 году и с 2011 года обеспечивающее данные для резолюций ВОЗ) принимают позицию, что все систематические обзоры лечения, будь то «основная» или «нетрадиционная» медицина, должны придерживаться текущих стандартов научного метода. В исследовании под названием «Развитие и классификация оперативного определения дополнительной и нетрадиционной медицины для Кокрановского Сотрудничества» (2011) было предложено, что показатели, по которым практика лечения является принятой, должны включать в себя государственное лицензирование, покрытие медицинским страхованием, утверждение государственными учреждениями, а также рекомендации как часть руководства данной практики. Если что-то в настоящее время является стандартной, принятой терапией, то она, скорее всего, не будет широко рассматриваться как HAM.

Нетрадиционная медицина

Вернуться к содержанию

Некоторые противники, ориентирующиеся на мошенничество, дезинформацию и шарлатанство в качестве проблем общественного здравоохранения в Соединенных Штатах, весьма критичны к нетрадиционной медицине, особенно Уоллес Сэмпсон и Пол Куртц, основоположники Научного обзора нетрадиционной медицины, и Стивен Барретт, один из основателей Национального совета по борьбе с мошенничеством в здравоохранении. Тот факт, что нетрадиционная медицина была на подъеме «в западных странах, где наука и научный метод принимаются в качестве правила в крупных фондах здравоохранения, и «научно-обоснованная» практика является доминирующей парадигмой» был описан как «загадочный» в Медицинском Журнале Австралии.

Основания для выступлений против нетрадиционной медицины, которые уже были изложены, включают в себя:

  • Что она основана обычно на религии, традиции, суеверии, вере в сверхъестественную энергию, лженауке, ошибках в рассуждениях, пропаганде или мошенничестве.
  • Что нетрадиционная медицина обычно не имеют никакого научного подтверждения, и ее эффективность не была доказана или опровергнута.
  • Что ее процедуры не являются частью обычной, научно-обоснованной системы здравоохранения.
  • Что исследования нетрадиционной медицине имеют низкое качество и часто методологически ошибочны.
  • Что в случаях использования нетрадиционных методов лечения вместо обычной научно-обоснованной медицины, даже при самых безопасных ее способах, неиспользование или задержка в использовании обычной научно-обоснованной медицины может привести к смерти.

Критики говорят, что эти выражения обманчивы, потому что они подразумевают, что есть альтернатива научно-обоснованной медицине, и что дополнительный - это заблуждение, поскольку слово подразумевает лечение, которое увеличивает эффективность научно-обоснованной медицины, в то время как протестированные нетрадиционные лекарства почти всегда имеют положительный результат, сопоставимый с эффектом плацебо.

Практики и верования нетрадиционной медицины разнообразны по своей основе и методологии, и обычно в них используются те препараты и дозировки, которые не включены в фармакопеи, признанные государственными медицинскими учебными заведениями. Методы могут включать или быть основаны на народной медицине, народных знаниях, духовных верованиях, незнании или непонимании научных принципов, ошибках в рассуждении или на новых подходах. Культуры Африки, Карибского бассейна, островов Тихого океана, американских индейцев и других регионов имеют традиционные медицинские системы, настолько же разнообразные, как и сами их культуры.

Вернуться к содержанию

Примеры и классификация

Нетрадиционная медицина включает в себя широкий спектр процедур и практик. Некоторые происходят из Северной Америки девятнадцатого века, такие как хиропрактика и натуропатия, некоторые, упомянутые Ютте, возникли в восемнадцатом и девятнадцатом веках в Германии, такие как гомеопатия и водолечение, другие возникли в Китае или Индии.

Эти примеры включают в себя некоторые из наиболее распространенных используемых методов. Большинство терапий можно рассматривать как часть пяти основных классов: биологического подхода, энергетической терапии, нетрадиционных медицинских систем, мышечных и суставных манипуляций и методов лечения тела через разум.

Системы нетрадиционной медицины являются целостными системами здоровья со своими собственными подходами к диагностике и лечению, которые отличаются от обычного биомедицинского подхода к здоровью. Некоторые системы являются целой культурой, такие как Аюрведа и традиционная китайская медицина, в то время как другие, гомеопатия и натуропатия появились относительно недавно и были разработаны на Западе.

Историк Мэтью Рэмси задается вопросом, можно ли лучше понять некоторые неклассические лекарства как проявление более общих изменений в обществе в целом, или же они являются продуктом альтернативного целостного взгляда на мир.

Аюрведическая медицина

Аюрведическая медицина является традиционной медициной Индии и имеет прочные связи с буддизмом и индуизмом. Она основана на убеждении, что здоровье находится под контролем трех «соков», а болезни вызваны дисбалансом этих «соков». Основа лечения имеет некоторое сходство с «западной медициной». Лекарства имеют в основном растительное происхождение с некоторым использованием животных материалов. По поводу Аюрведы были подняты проблемы безопасности, когда два исследования США обнаружили, что около 20 процентов аюрведических препаратов индийского изготовления содержат токсичные уровни тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование лекарственных растений, содержащих токсичные соединения, и отсутствие контроля качества в аюрведической отрасли.

Традиционная китайская медицина

Традиционная китайская медицина основана на концепции «духа», называемого ци, наблюдениях китайской астрологии, а также акупунктуре, традиционном использовании трав и других веществ, получаемых в Китае, и убеждении, что карта тела находится на языке человека, который отражает все изменения в организме.

Вернуться к содержанию

Гомеопатия

Гомеопатия основана на вере в то, что болезнь можно вылечить при помощи очень низкой дозы вещества, которое создает похожие симптомы у здорового человека. Такая идея напоминает поговорку «клин клином вышибают» или «закон минимальной дозы». Это противоречит основным понятиям физики и химии, и по обзорам исследований нет никаких убедительных доказательств в поддержку его использования.

Натуропатия

Натуропатия основана на вере в витализм, который утверждает, что специальная энергия, называемая жизненная энергия или жизненная сила, управляет телесными процессами, такими как метаболизм, размножение, рост и адаптация. Натуропатия выступает за комплексный подход и неинвазивное лечение и, как и традиционная медицина, предпочитает минимальное использование хирургии и препаратов.

Термин «натуропатия» происходит от греческого и латинского, и буквально переводится как «заболевание природы». Современная натуропатия выросла из движения Естественного Исцеления в Европе. Этот термин был придуман в 1895 году Джоном Шилом и популяризирован Бенедиктом Лустом, «отцом американской натуропатии». Начиная с 1970-х годов, существовало возрождение интереса в связи с движением целостного здоровья в Соединенных Штатах и ​​Канаде. Сегодня натуропатия, прежде всего, практикуется в Соединенных Штатах и ​​Канаде. Сферы практики варьируются в широких пределах, и натуропаты вне зависимости от юрисдикции могут использовать титул доктора натуропатии или какой-либо другой независимо от уровня образования.

Энергетические терапии

Энергетические терапии предназначены для того, чтобы влиять на энергетические поля (биополя), которые, как верят практикующие, окружают организм и проникают в него. Некоторые энергетические терапии связаны с использованием кристаллов, в то время как другие используют магниты и электрические поля. Американский национальный центр дополнительной и нетрадиционной медицины определяет два вида энергетической медицины: один «настоящий», работает с научно наблюдаемой энергией, в том числе магнитная терапия, светолечение и цветолечение; другой - «предполагаемый», который работает с физически не обнаруженной или непроверенной энергией.

Биополя

Терапии биополей направлены на то, чтобы повлиять на энергетические поля, которые, как предполагается, окружают тело и проникают в него. Такие писатели, как Карл Саган (1934-1996), известный астрофизик, сторонник скептического мышления (научный скептицизм) и автор книги Мир, преследуемый демонами: Наука как свеча в темноте (1996), описал отсутствие эмпирических доказательств в пользу существования предполагаемого энергетического поля, на котором основаны эти методы лечения.

Вернуться к содержанию

Акупунктура является составной частью традиционной китайской медицины. В акупунктуре считается, что сверхъестественная энергия, называемая ци, течет через вселенную и через тело, и помогает продвигать кровь, и ее блокировка приводит к возникновению болезней. Считается, что введение игл в разные части тела в зависимости от астрологических расчетов может восстановить равновесие заблокированных потоков, и тем самым вылечить болезнь.

Мануальная терапия была разработана с убеждением в том, что процедуры с позвоночником влияют на поток сверхъестественной жизненной энергии и таким образом влияют на здоровье и болезни.

В западной версии японской Рэйки, ладони кладут на пациента в области чакр, которые считаются центрами сверхъестественных энергий, а эти энергии могут передаваться через ладони практика и излечивать пациента.

Электромагнитные поля

Биоэлектромагнитная терапии использует в нетрадиционной манере электромагнитные поля, которые существуют на самом деле, такие, как импульсные поля, поля переменного тока или постоянного тока. Магнитотерапия не претендует на существование сверхъестественной энергии, но утверждает, что можно использовать магниты, чтобы бросить вызов законам физики и повлиять на здоровье и болезнь.

Психосоматические терапии

Психосоматические терапии пытаются использовать разум, чтобы повлиять на симптомы и физические функции. Примеры включают в себя йогу, духовность и релаксацию.

Психосоматическая медицина использует целостный подход к здоровью, который исследует взаимосвязь между разумом, телом и духом. Он работает на той предпосылке, что сознание может влиять на «функции и симптомы организма». Психосоматическая медицина включает в себя целительные утверждения, принятые в йоге и медитации, глубокие дыхательные упражнения, управляемое воображение, гипнотерапию, прогрессивную релаксацию, цигун и тай-чи.

Йога, традиционный метод растяжки, физических упражнений и медитации в индуизме, тоже может быть классифицирована как энергетическая медицина, поскольку ее действие, как считается, связано с целительной «жизненной энергией», которая попадает в организм через дыхание, и тем самым может вылечить широкий спектр заболеваний и недомоганий.

Целительные практики, основанные на религии, такие как использование молитв и возложение рук в христианской вере, опираются на верования в божественное вмешательство, способствующее лечению.

Вернуться к содержанию

Травы, диета и витамины

Биологические подходы включают в себя использование лекарственных трав, специальных диет или очень высоких доз витаминов.

Практики, основанные на питании, используют вещества, встречающиеся в природе, такие как травы, пищевые продукты, биодобавки или мультивитамины и минералы, и включают в себя традиционные растительные лекарственные средства с травами, характерными для регионов, в которых возникли эти культурные практики. «Травяные» лекарства в этом случае могут включать в себя использование токсичных химических веществ из небиологических источников, например использование ядовитого свинца в традиционной китайской медицине. Невитаминные добавки включают в себя рыбий жир, омега-3 жирные кислоты, глюкозамин, эхинацею, льняное масло, женьшень, и, как утверждают, обладают целебными эффектами.

Манипуляции с телом

Соматические терапии, такие как массаж, хиропрактика и остеопатия, используют движение и физические манипуляции суставов и мышц.

Манипулятивные и телесные практики направлены на перемещение или движение частей тела, например, как это делается во время хиропрактики.

Видео о нетрадиционной медицине


Вернуться к содержанию

Критика нетрадиционной медицины

НАМ, а также использование термина «нетрадиционная медицина», было подвергнуто критике, главным образом в США, по разным причинам и от имени потребителей, врачей и ученых-исследователей, в медицинских журналах или в других ресурсах. Некоторые критики делают утверждения о вводящей в заблуждение терминологии, некоторые говорят о научных основаниях или ошибках в рассуждениях, об использовании ресурсов из реальных медицинских исследований, о злоупотреблении медицинскими учреждениями, этикой, опасной дезинформацией или обманом. Некоторая критика имела поддержку независимых исследований или доказательств, таких как научные исследования эффективности. Например, правительственное агентство США, Национальный научный фонд, говоря об Общественном мнении и общественном понимании в журнале Показатели науки и техники 2002, заявил, что термин «нетрадиционная медицина», используемый в докладе, относился к методам лечения, которое не было доказаны при помощи эффективных научных методов.

Примеры критики физическими лицами включают в себя заявление Уоллеса Сэмпсона в статье в Анналах Нью-Йоркской академии наук, июнь 1995 года (впервые опубликовано онлайн в декабре 2006). В нем Сэмпсон утверждал, что сторонники нетрадиционной медицины часто использовали терминологию, которая была непонятной или двусмысленной, чтобы создать видимость, что существует выбор между «нетрадиционными» эффективными методами лечения, когда в действительности его не существовало, или что есть научная обоснованность и эффективность, которой на самом деле не было, или предлагалась несуществующая дихотомия. Предполагалась также согласованность с наукой, которой не было; термин «нетрадиционный» говорит о том, что у пациента был выбор между вариантами эффективного лечения, хотя это было не так; использование слова «обычная» или «распространенная» предполагало, что разница между нетрадиционной медициной и научной медициной зависит только от распространенности употребления, а не от отсутствия научной основы альтернативной медицины по сравнению с «обычной» или «основной» научно-обоснованной медициной. Использование термина «дополнительная» предполагало, что сверхъестественные энергии нетрадиционной медицины могут дополнить научно-обоснованную медицину; использование термина «интегративная» предполагало, что сверхъестественные убеждения можно последовательно интегрировать с наукой и в результате получить научное обоснование. Сэмпсон, профессор Стэндфордского медицинского университета, бывший председатель Национального совета по борьбе с мошенничеством в здравоохранении, советник Генерального прокурора Калифорнии и районных прокуроров в многочисленных делах по медицинским мошенничествам и редактор научного обзора нетрадиционной медицины, написал также, что НАМ является «распространением абсурда» и утверждал, что слова нетрадиционная и дополнительная стали употребляться вместо слов шарлатанство, сомнительная и неправдоподобная.

Вернуться к содержанию

Другая критика состояла в том, что «интегративная медицина» («интегрированная медицина») используется для обозначения того, что медицина, основанная на науке, может быть «интегрирована» с ненаучными практиками; что комбинация нетрадиционных методов лечения с обычной научной медициной имеет проверенные доказательства эффективности, хотя в этом случае она совпадает с НАМ. Существует медицина, которая была соответствующим образом тестирована или та, которая не была и «Действительно нет такого понятия, как нетрадиционная медицина – есть только проверенно помогающие лекарства и не помогающие», - говорит Арнольд Рельман, главный редактор медицинского журнала New England Journal.

Другой критик, со ссылкой на государственное финансирование исследований интеграции нетрадиционной медицины с обычной, Стивен Новелла, невропатолог из Йельской школы медицины, писал, что она «используется, чтобы придать видимость легитимности процедурам, которые не являются легитимными». Марсиа Ангелл утверждал, что это было лишь «новое название для шарлатанской панацеи». Ангелл утверждал, что критики считают, что следует классифицировать практики здравоохранения, основываясь исключительно на научных данных, и если лечение было строго проверено и признано безопасным и эффективным, научно-обоснованная медицина примет его независимо от того, считалось ли оно первоначально «нетрадиционным». Это давало возможность изменить категории медицины, основываясь на возросшем знании о эффективности или отсутствии таковой. Среди видных сторонников этой позиции - Джордж Лундберг, бывший редактор Журнала Американской медицинской ассоциации.

Ричард Докинз, биолог-эволюционист, определяет нетрадиционную медицину как «набор практик, которые нельзя проверить, которые отказываются проходить проверку или постоянно неудачно проходят проверку». Он также заявил, что «нет никакой нетрадиционной медицины. Существует только медицина, которая помогает, и которая не помогает». Он утверждал, если методика доказывает свою эффективность при правильно подготовленной проверке, она перестает быть нетрадиционной и становится обычной медициной.

В статье, впервые опубликованной в CA: Журнал о раке для врачей, ноябрь / декабрь 1999 года, «Оценка дополнительных и нетрадиционных методов лечения для больных раком», Барри Р. Кассилет отметил, что письмо 1997 года в подкомитет Сената США по здравоохранению и безопасности, в котором выражалось сожаление по поводу отсутствия критического мышления и научной строгости в исследованиях НАМ, было подписано четырьмя нобелевскими лауреатами и другими видными учеными. Это также подтвердил Национальный институт здоровья. В марте 2009 года сотрудник Вашингтон Пост сообщил, что предстоящая национальная дискуссия о расширении доступа к медицинской помощи, улучшении медицинской практики и экономии денег, давало группе ученых возможность предложить закрытие Национального центра дополнительной и нетрадиционной медицины. Цитируя одного из них, Стивена Зальцберга, исследователя генома и вычислительного биолога в Университете штата Мэриленд: «Одной из наших проблем является то, что Национальный Институт Здоровья финансирует лженауку». Он утверждает, что подавляющее большинство исследований было основано на полном непонимании физиологии и заболеваний, и дало слабый результат или отсутствие результата. Стивен Барретт, основатель и оператор сайта Quackwatch, утверждал, что практики с названием «нетрадиционные» должны быть классифицированы либо как подлинные, либо экспериментальные, либо сомнительные. Здесь он определяет подлинные практики как методы, которые имеют доказательства безопасности и эффективности; экспериментальные как недоказанные, но с правдоподобным обоснованием эффективности; сомнительные как необоснованные и не имеющие научно-правдоподобного обоснования. Сэмпсон отметил, что также НАМ спокойно относится к противоречиям без серьезных причин и экспериментов. Барретт отметил, что Национальный институт здоровья никогда не говорит, что если лекарство не помогает, то может помочь изменение дозы или использование похожей версии этого средства. Барретт также выразил обеспокоенность, что, поскольку у некоторой «нетрадиционной» медицины есть заслуги, то возникает впечатление, что остальные также заслуживают равного внимания и уважения, хотя большинство из них бесполезны, так как все они классифицированы как нетрадиционная медицина.

Вернуться к содержанию

Группа видных ученых выступала перед федеральным правительством США, с тем, что достоверность таких мероприятий, как диета, релаксации, йога и травяные средства не должны быть использованы для поддержки исследований неправдоподобных вмешательств, основанных на суевериях и вере в сверхъестественное. Правдоподобные методы могут быть так же хорошо изучены и в других отделениях Национального Института Здоровья, где они должны быть проверены, чтобы конкурировать на равных с другими исследовательскими проектами. Бюджет Национального центра нетрадиционной и дополнительной медицины был подвергнут критике, потому что, несмотря на длительность и интенсивность исследований для оценки эффективности нетрадиционной медицины, не нашлось процедур НАМ, получивших научную поддержку в 2002 году, как сообщается на сайте Quackwatch. Несмотря на это, бюджет Национального центра дополнительной и нетрадиционной медицины устойчиво повышал поддержку дополнительной медицины. Почти во всех исследованиях, проведенных в течение десяти лет на сумму $ 2,5 млрд., были получены отрицательные результаты.

Эксперт по методам исследования и автор книги «Шарлатанская наука» Р. Баркер Бауселл заявил, что «просто стало политически корректно инвестировать в чепуху». Существуют опасения, что просто использование поддержки Национального Института Здоровья нужно для того, чтобы дать необоснованную «легитимность процедурам, которые не являются легитимными».

Использование плацебо в целях достижения эффекта плацебо в интегративной медицине было подвергнуто критике как «отвлечение исследовательского времени, денег и других ресурсов от более плодотворного направления исследований для того, чтобы подтвердить теорию, которая не имеет основы в биологии».

Говоря об этике, Эдцард Эрнст в ноябре 2011 года заявил, что «уровень дезинформации о нетрадиционной медицине в настоящее время достиг той точки, где она стала опасной и неэтичной. Прежде нетрадиционная медицина осталась зоной, свободной от этики. Пора менять это». Эрнст просил принца Чарльза отозвать два руководства по нетрадиционной медицине, опубликованные Фондом комплексного здравоохранения, на том основании, что «они оба содержат многочисленные, вводящие в заблуждение, и неточные заявления по поводу предполагаемых преимуществ нетрадиционной медицины» и что «людям нельзя предлагать неэффективную и порой опасную нетрадиционную медицину». В общем, он считает, что НАМ может и должно быть подвергнуто научному тестированию.

По словам двух писателей, Уоллеса Сэмпсона и К. Батлера, маркетинг является частью необходимой медицинской подготовки в образовании хиропрактика, а реклама методов нетрадиционной медицины восходит к тем, которые использовались Гитлером и Геббельсом в их продвижении лженауки в медицине.

Вернуться к содержанию

Другой критик утверждал, что академические сторонники интегративной медицины иногда рекомендуют вводить в заблуждение пациентов, используя плацебо для лечения, чтобы достичь эффекта плацебо. Тем не менее, исследование 2010 года среди семейных врачей показало, что 56% респондентов использовали плацебо также в своей клинической практике. Восемьдесят пять процентов респондентов считают, что плацебо может иметь психологическую и физическую пользу.

Интегративная медицина была подвергнута критике за то, что ее практики, обученные научно-обоснованной медицине, намеренно вводят в заблуждение пациентов, утверждая, что плацебо является лекарством. «Шарлатанская медицина» является уничижительным термином, используемым для «интегративной медицины», которая считается проникновением шарлатанства в академическую научно-обоснованную медицину.

Ретроспективно анализируя тенденции критики дополнительной и нетрадиционной медицины в пяти престижных американских медицинских журналах в период реорганизации в медицине с 1965 по 1999 год, можно заметить, как медики реагировали на рост НAM в трех фазах, и что в каждой фазе существовали изменения на медицинском рынке, которые повлияли на тип возражений в журналах. Изменения включали в себя упрощение медицинского лицензирования, улучшение системы медицинской помощи, рост потребления, а также создание Управления США по нетрадиционной медицине (в настоящее время Национальный центр дополнительной и нетрадиционной медицины). Во время «осуждающего» этапа, с конца 1960-х до начала 1970-х годов, авторы высмеивали, преувеличивали риски и подавали петиции государству, чтобы сдерживать НАМ; во время этапа «переоценки» (с середины 1970-х годов до начала 1990-х годов), когда вызывало беспокойство увеличение потребительского спроса на НАМ, авторы обдумывали, повлияло ли разочарование и недовольство обычной медициной на такую тенденцию; во время этапа «интеграции» 1990-х годов врачи начали учиться, чтобы обойти или администрировать НАМ, и основным средством управления стало подвергание НАМ научным исследованиям.

Использование и регулирование

Распространенность использования

Нетрадиционная и альтернативная медицина (НАМ) была описана как широкая область лечебных ресурсов, которая охватывает все системы здравоохранения, состояния и практики и сопровождающие их теории и верования, кроме тех, которые присущи политически доминирующей системе здравоохранения, обществу или культуре в данный исторический период. НАМ включает в себя все методы и идеи, которые, по словам тех, кто их использует, предотвращают или лечат болезни или укрепляют здоровье и хорошее самочувствие. Границы между НAM и доминирующей медицинской системой не всегда явные или фиксированные.

Вернуться к содержанию

В отношении налогообложения Налоговая служба США отличает медицинские расходы для акупунктуры и мануальной терапии (и других, включая практику Христианской науки) от расходов на гомеопатию и использование необходимых безрецептурных лекарств.

Около 50% людей в развитых странах прибегают к какой-то дополнительной и нетрадиционной медицине, отличной от молитвы, для поддержания здоровья. Около 40% больных раком используют те или иные формы НАМ. Использование нетрадиционной медицины в Соединенных Штатах возросло, составив 50-процентное увеличение расходов и 25-процентное увеличение использования нетрадиционных методов лечения в период с 1990 по 1997 год. Американцы ежегодно тратят многие миллиарды долларов на лечение. Большинство американцев использовали НAM для лечения и / или профилактики опорно-двигательного аппарата и других состояний, связанных с хроническими или повторяющимися болями. В Америке женщины чаще, чем мужчины прибегали к НАМ, наибольшее различие было в применении психосоматической медицины, в том числе молитв при определенных состояниях здоровья. В 2008 году более 37% американских больниц предлагали нетрадиционные методы лечения, по сравнению с 26,5% в 2005 году и 25% в 2004 году. Более 70% больниц, предлагающих НАМ, находилось в городских районах.

Исследование среди американцев выяснило, что 88% согласилось с утверждением, что «есть несколько хороших способов лечения болезней, которые не признает медицинская наука». Использование магнитов было наиболее распространенным инструментом энергетической медицины в Америке, и среди пользователей, 58% описали его как, по крайней мере, «своего рода научное», хотя на самом деле оно не является научным. В 2002 году, по крайней мере, 60% американских медицинских школ потратило некоторое академическое время на изучение в классе нетрадиционных методов лечения. «Терапевтическому прикосновению» учили более чем в 100 колледжах и университетах в 75 странах мира, прежде чем эта практика была развенчана девятилетним ребенком во время научного школьного проекта. В Австрии и Германии дополнительная и нетрадиционная медицина в основном используется докторами с медицинской степенью, и половина или более американских специалистов по нетрадиционному лечению также имеют медицинскую степень. В Германии употребление трав жестко регулируется: половина из них отпускается по рецепту врачей и покрывается медицинской страховкой.

В развивающихся странах доступ к основным лекарственным средствам сильно ограничен из-за недостатка ресурсов и бедности. Традиционные лекарственные средства, часто основанные на нетрадиционных препаратах, могут являться первичной медико-санитарной помощью или быть интегрированными в систему здравоохранения. В Африке народная медицина используется в 80% случаев первичной медицинской помощи, а в развивающихся странах в целом свыше одной трети населения не имеет доступа к основным лекарственным средствам.

В 1997 году исследование показало, что 13,7% респондентов в Соединенных Штатах обращалось как к обычному врачу, так и к практике нетрадиционной медицины. Тот же опрос показал, что 96% респондентов, которые обращались к услугам нетрадиционной медицины, также прибегали к услугам обычных врачей в течение последних 12 месяцев. Врачи зачастую не знают о том, что их пациенты используют нетрадиционные методы лечения, так как лишь 38,5% пациентов, прибегавших к альтернативной медицине, обсуждали это со своим врачом. Британский телефонный опрос, проведенный BBC среди 1209 взрослых в 1998 году, показывает, что около 20% взрослых в Великобритании использовали нетрадиционную медицину в течение последних 12 месяцев.

Вернуться к содержанию

Распространенность использования специфических методов лечения

Наиболее распространенными методами нетрадиционной медицины в США в 2002 году были молитвы (45,2%), траволечение (18,9%), медитация на дыхании (11,6%), медитация (7,6%), мануальная медицина (7,5%), йога (5,1% -6,1 %), телесная терапия (5,0%), лечение на основе диеты (3,5%), прогрессивная релаксация (3,0%), мультивитаминная терапия (2,8%) и визуализация (2,1%).

В Великобритании наиболее часто используемыми нетрадиционными методами лечения были техника Александера, ароматерапия, лечение цветами, телесная терапия, включая массаж, консультационная терапия по снятию стресса, гипнотерапия, медитация, рефлексология, шиацу, аюрведическая медицина, пищевая медицина и йога.

По данным Национальной службы здравоохранения (Англия), наиболее часто используемыми методиками дополнительной и нетрадиционной медицины при поддержке Государственной службы здравоохранения в Великобритании были: иглоукалывание, ароматерапия, хиропрактика, гомеопатия, массаж, остеопатия и клиническая гипнотерапия.

«Способы лечения нетрадиционной медицины, используемые для снятия боли включают в себя: иглоукалывание, лазерная терапия низкого уровня, медитация, ароматерапия, китайская медицина, танцевальная терапия, музыкальная терапия, массаж, траволечение, терапевтическое прикосновение, йога, остеопатия, хиропрактика, натуропатия и гомеопатия»

Паллиативная помощь

Дополнительная медицина часто используется для паллиативной помощи или врачами, которые пытаются помочь при хронических болях у пациентов. Нетрадиционная медицина считается более приемлемой в междисциплинарном подходе при паллиативной помощи, чем в других областях медицины. «С самого раннего опыта ухода за умирающими, паллиативная помощь принимала как должное необходимость ставить ценности и образ жизни пациента в основу любой качественной медицинской помощи в конце жизни. Если пациент хотел бы попробовать дополнительную терапию, и пока такие процедуры оказывают дополнительную поддержку и не угрожают пациенту, они считаются приемлемыми». Нефармакологические вмешательства дополнительной медицины могут включать в себя психосоматические практики, направленные на «уменьшение боли и сопутствующих нарушений настроения и на повышение качества жизни».

Регулирование

Некоторые профессии в дополнительной / альтернативной / нетрадиционной медицине, такие как мануальная медицина, добились полного регулирования в Северной Америке и других частях мира и регулируются практически тем же образом, что и научно-обоснованная медицина. Напротив, другие отрасли могут быть признаны лишь частично или являются вовсе непризнанными. Регулирование и лицензирование нетрадиционной медицины широко варьируется от страны к стране, и зависит от государства.

Вернуться к содержанию

Государственные органы в США и других странах опубликовали информацию или руководство касательно нетрадиционной медицины. Одним из таковых является Управление по контролю за продуктами и лекарственными средствами США, в котором конкретно говорится о гомеопатических препаратах, традиционной китайской медицине и аюрведических продуктах. Документ, который это Управление выпустило, называется Руководство для промышленности: продукция дополнительной и нетрадиционной медицины и ее регулирование Управлением по контролю за продуктами и лекарствами, последнее обновление 04/06/2012. Документ начинается с трех предварительных пунктов, которые объясняют в документе:

  • Термин «Нетрадиционная и альтернативная медицина» (НАМ) используется, чтобы охватить широкий спектр медицинских практик, продуктов и методов лечения, которые отличаются от используемых в «обычной» или «аллопатической» медицине.
  • Некоторые формы НАМ, такие как традиционная китайская медицина и аюрведическая медицины, практикуются на протяжении веков, а другие, такие как электротерапия, имеют более позднее происхождение.
  • В публикации Института медицины было заявлено, что более трети взрослых американцев сообщают о использовании той или иной формы НАМ и посещают врачей, специализирующихся на НАМ. Каждый год они все чаще обращаются к таким специалистам, чем к врачам первичного звена.
  • Нет упоминаний (в документе), что ту или иную практику или продукцию НАМ следует рассматривать как одобряемую Управлением по контролю за продуктами и лекарствами, или что Управление определяет безопасность и эффективность определенной продукции.

Эффективность нетрадиционной медицины

Нетрадиционным методам лечения не хватает необходимого научного обоснования, и их эффективность не доказана и не опровергнута. Многие заявления относительно эффективности нетрадиционной медицины являются спорными, так как их исследования часто имеют низкое качество и методологически ошибочны. Выборочная публикация результатов (некорректные результаты из-за публикации только положительных, а не всех результатов), отмеченные различия в качестве продукции и ее стандартизации, и необоснованные заявления некоторых компаний ставят под сомнение утверждения об эффективности отдельных товаров. Например, травяные средства, содержащие химические вещества, могут отрицательно повлиять на здоровье. Научный обзор нетрадиционной медицины указывает на путаницу в общей численности выборки. Человек может приписывать симптоматическое облегчение даже неэффективной терапии, просто потому, что он принимает какое-то «лекарство» (эффект плацебо). Естественное выздоровление или циклический характер заболевания ошибочно принимают за заслуги нетрадиционной медицины. У человека, которому не ставили диагноз при помощи научно-обоснованной медицины, возможно никогда не было заболевания, диагностированного нетрадиционной медициной.

Вернуться к содержанию

Эдцард Эрнст, бывший профессор дополнительной медицины, характеризовал доказательства многих нетрадиционных методов, как слабые, отсутствующие или негативные. Эрнст сделал вывод, что 95% нетрадиционных методов лечения, которые изучил он и его команда, в том числе акупунктура, фитотерапия, гомеопатия, и рефлексология, являются «статистически неотличимыми от лечения эффектом плацебо». Он также считает, что существует нечто, чему обычные врачи могут с пользой поучиться у хиропрактиков и гомеопатов: это терапевтическое значение эффекта плацебо, одного из самых странных явлений в медицине.

В 2003 году в рамках проекта, финансируемого Центром контроля заболеваний, изучалось 208 пар, лечащих определенное состояние, из которых 58% изучались по крайней мере в одном рандомизированном контролируемом испытании (РКИ), а 23% изучались при помощи мета-анализа. Согласно книге 2005 года американского Института Медицины, число РКИ, занимавшихся НАМ, резко возросло. В книге приводятся цитаты Викерса (1998), который обнаружил, что многие РКИ, занимавшиеся НАМ, находятся в Кокрановском регистре, но 19% из этих исследований не было занесено в MEDLINE, а 84% упоминалось в обычных медицинских журналах.

В 2005 году в Кокрановской библиотеке было 145 Кокрановских систематических обзоров, связанных с нетрадиционной медициной, и 340 других систематических обзоров НАМ. Анализ выводов только 145 Кокрановских обзоров был сделан двумя читателями. В 83% случаев читатели согласились с данными. В 17%, с которыми они не были согласны, третий читатель согласился с одним из первых читателей. Эти исследования показали, что для НАМ, положительный эффект составляет 38,4%, а возможно положительный 12,4%. В 4,8% не найдено никакого эффекта, в 0,69% случаев обнаружено вредное воздействие, а 56,6% случаев имеют недостаточно доказательств. Оценка традиционных методов лечения пришла к выводу, что 41,3% - положительный или возможно положительный результат, 20% не имеет никакого эффекта, 8,1% - вредные последствия, а 21,3% имеют недостаточные доказательства. Тем не менее, обзор НАМ использовал более разработанную Кокрановскую базу данных 2004 года, в то время как в обычных обзорах использовалась Кокрановская база данных 1998 года.

Нетрадиционная медицинаБольшинство нетрадиционных методов лечения не могут быть запатентованы, что может вести к уменьшению финансирования научных исследований со стороны частного сектора. Кроме того, в большинстве стран нетрадиционные методы лечения (в отличие от фармацевтических препаратов) могут быть реализованы без каких-либо доказательств эффективности, что также является сдерживающим фактором для производителей, которые хотели бы финансировать научные исследования. Некоторые предлагают создать призовую систему для поощрения медицинских исследований. Однако государственное финансирование исследований существует. Увеличение финансирования исследований нетрадиционных методов медицины является целью Национального центра дополнительной и нетрадиционной медицины США. Национальный центр дополнительной и нетрадиционной медицины США и его предшественник, Управление по нетрадиционной медицине, потратили более $ 2,5 млрд. на такие исследования с 1992 года, хотя эти исследования во многом продемонстрировали неэффективность альтернативных методов лечения.

Вернуться к содержанию

Точно так же, как и для обычных методов лечения, лекарств и вмешательств, может быть трудно проверить эффективность нетрадиционной медицины в клинических испытаниях. В случаях, когда установленное, эффективное лечение является доступным, Хельсинкская декларация утверждает, что в большинстве случаев неиспользование такого лечения является неэтичным.

Исследователь рака Эндрю Дж. Викерс заявил:

«Несмотря на множество популярных и научных трудов, многие нетрадиционные методы лечения рака были исследованы в качественных клинических испытаниях, и они показали свою неэффективность. В этой статье приводятся данные клинических испытаний о ряде нетрадиционных лекарств против рака, в том числе Ливингстон-Уилер, мультитерапия Ди Белла, антинеопластоны, витамин С, сульфат гидразина, амигдалин и психотерапия. Пометка «недоказанные» не подходит для таких видов терапии, пора утверждать, что многие нетрадиционные методы лечения рака были опровергнуты»

Безопасность нетрадиционной медицины

Адекватность регулирования и безопасность НАМ

Многие из утверждений, касающихся безопасности и эффективности нетрадиционной медицины являются спорными. Некоторые нетрадиционные методы лечения были связаны с неожиданными побочными эффектами, которые могут быть фатальными.

Наиболее часто выражают озабоченность тем, каким образом регулируется дополнительная и нетрадиционная медицина. В течение последних 2 лет были значительные изменения в том, как нужно оценивать НАМ перед продажей в Великобритании и Европейском Союзе (ЕС). Несмотря на это, было высказано предположение, что нынешние регулирующие органы оказались неэффективными в предотвращении обмана пациентов, так как многие компании меняли этикетки на своих лекарствах, чтобы избежать новых законов. Нет общего консенсуса о том, как сбалансировать защиту прав потребителей (от ложных утверждений, токсичности и рекламы) со свободой выбора лекарственных средств.

Сторонники НАМ предполагают, что регулирование отрасли отрицательно скажется на пациентах, которые ищут нетрадиционные способы лечения симптомов, даже если многие из преимуществ могут представлять собой лишь эффект плацебо. Некоторые утверждают, что нетрадиционные лекарства не должны требовать больше регулирования, чем, например, лекарства, отпускаемые без рецепта, которые могут быть токсичны при передозировке (например, парацетамол).

Вернуться к содержанию

Взаимодействие с обычными фармацевтическими препаратами

Виды лекарств нетрадиционной медицины, которые являются биологически активными, могут быть опасны даже при использовании в сочетании с традиционной медициной. Примеры включают в себя увеличение иммунотерапии, акулий хрящ, биорезонансная терапия, кислородная и озоновая терапии, терапия потенцирования инсулином. Помимо прочего, некоторые растительные лекарственные средства могут вызвать опасные взаимодействия с препаратами для химиотерапии, лучевой терапии или анестетиками во время операции. Об анекдотическом примере этих опасностей сообщил доцент Аластер МакЛеннан из Университета Аделаиды, Австралия. Пациент почти истек кровью на операционном столе из-за того, что забыл сказать, что принимает «натуральные» зелья, чтобы «увеличить силы» перед операцией, среди которых был мощный антикоагулянт, который чуть не стал причиной его смерти.

Для ABC Online, МакЛеннан предлагает еще один возможный механизм:

«И, наконец, возникает цинизм, разочарование и депрессия из-за того, что некоторые пациенты переходят от одной нетрадиционной медицины к другой, а поскольку через три месяца эффект плацебо смягчается, они разочарованы и переходят к следующему виду лечения. Это может вызвать депрессию и затруднить эффективное лечение такого пациента, потому что он будет во многом с вами не согласен, так как часто сталкивался с неудачами в прошлом»

Возможные побочные эффекты

Обычные процедуры подвергается испытанию на нежелательные побочные эффекты, в то время как нетрадиционные методы лечения не подвергаются такой проверке вообще. Любое лечение - будь то обычное или нетрадиционное - которое имеет биологическое или психологическое воздействие на пациента, может также потенциально обладать опасными биологическими или психологическими побочными эффектами. Попытки опровергнуть этот факт в отношении альтернативных методов лечения иногда используют вводящее в заблуждение «обращение к природе», то есть «то, что естественно, не может быть вредным».

Исключением в отношении побочных эффектов является гомеопатия. С 1938 года Управление по контролю за продуктами и лекарствами США регулирует гомеопатические препараты «совсем иным способом, нежели лекарственные препараты». Гомеопатические препараты, называемые «лекарственными», являются чрезвычайно разбавленными, до такой степени, что может даже не остаться ни одной молекулы исходного активного (и, возможно, токсичного) ингредиента. Они, таким образом, считаются безопасными, но «эта продукция освобождается от требований хорошего производства, связанных с истечением срока годности, и от тестирования готового продукта на подлинность и силу», и их концентрация алкоголя может быть значительно выше, чем допускается в обычных лекарствах.

Вернуться к содержанию

Задержка лечения

Тот, кто успешно вылечился при помощи одной лишь нетрадиционной медицины во время незначительной болезни, может убедиться в ее эффективности и поверить в подобный успех при лечении более серьезного, возможно угрожающего жизни, заболевания. По этой причине критики утверждают, что методы лечения, которые полагаются на эффект плацебо в определении успеха, очень опасны. По словам журналиста Скотта Лилиенфельд в 2002 году, «непроверенные или научно недоказанные методы лечения психических заболеваний могут привести к тому, что человек откажется от эффективных методов лечения» и называет это «альтернативными издержками». Лица, которые тратят большое количество времени и денег на неэффективные процедуры, могут лишиться возможности получить лечение, которое могло быть для них более полезным. Короче говоря, даже безобидные формы лечения могут косвенно привести к негативным результатам.

С 2001 по 2003 год четверо детей умерло в Австралии, потому что их родители выбрали неэффективные природные гомеопатические или другие нетрадиционные лекарства и диеты, а не обычные методы лечения. В целом, было обнаружено 17 случаев, когда дети значительно пострадали от отказа использования традиционной медицины.

Нетрадиционные «лекарства» от рака

Возможно потому, что многие формы рака трудно или невозможно лечить, всегда существовало много методов лечения, предлагаемых за пределами обычных центров лечения рака и основанных на теориях, которых нет в биомедицине. Эти нетрадиционные методы лечения рака часто описываются как «недоказанные», что предполагает, что соответствующие клинические испытания не были проведены и что терапевтическая ценность лечения неизвестна. Тем не менее, многие нетрадиционные методы лечения рака были исследованы в качественных клинических испытаниях, и они показали свою неэффективность.

Финансирование научных исследований

Хотя правительство Голландии финансировало исследования НАМ в период с 1986 по 2003 год, финансирование официально закончилось в 2006 году.

Обращение

Исследование, опубликованное в 1998 году, показывает, что большая часть применения нетрадиционной медицины происходила в сочетании со стандартными медицинскими процедурами. Примерно 4,4% опрошенных использовали нетрадиционную медицину в качестве замены традиционной медицины. Исследование показало, что те, кто использовал нетрадиционную медицину, как правило, имеют высшее образование или худшее состояние здоровья. Неудовлетворенность традиционной медициной не была значимым фактором при выборе, а большинство тех, кто обращался к нетрадиционной медицине, кажется, в значительной степени делали так, потому что «они считают, что эти медицинские альтернативы больше совпадают с их собственными ценностями, убеждениями и философскими ориентациями касательно здоровья и жизни». В частности, опрошенные сообщили о целостном подходе к здоровью; об опыте, который изменил и трансформировал их мировоззрение; об идентификации с какими-то группами, которые стремятся к охране окружающей среды, феминизму, увлекаются психологией и / или духовностью и личностным ростом; или о том, что они страдают от различных общих и легких недомоганий, наиболее заметными из которых являются тревога, проблемы со спиной и хронические боли.

Вернуться к содержанию

Авторы предполагают социально-культурные и психологические причины привлекательности нетрадиционных лекарственных средств среди меньшинства, которое использует их вместо обычных лекарств. Существует несколько социально-культурных причин интереса к этим процедурам, которые сосредоточены на низком уровне научной грамотности среди населения в целом и на сопутствующем увеличении антинаучных взглядов и новой волны интереса к мистицизму. С этим энергичным маркетингом связаны экстравагантные заявления со стороны сообщества нетрадиционной медицины в сочетании с недостаточной проверкой средствами массовой информации и нападениями на критиков.

Существует также рост теории заговора по отношению к традиционной медицине и фармацевтическим компаниям, недоверие к традиционным авторитетным фигурам, например врачам, и неприязнь к текущим способам научной биомедицины. Это привело пациентов к поиску нетрадиционной медицины для лечения различных недугов. Многие пациенты не имеют доступа к современной медицине в связи с отсутствием частного или государственного медицинского страхования, что заставляет их искать более дешевую нетрадиционную медицину. Врачи также занимаются агрессивным маркетингом нетрадиционной медицины, чтобы получить прибыль с этого рынка.

В дополнение к социально-культурной основе популярности нетрадиционной медицины, есть несколько психологических проблем, которые имеют решающее значение для роста ее популярности. Одним из наиболее важных является эффект плацебо, который является часто наблюдаемым событием медицине. На него похожи психологические эффекты, такие как желание верить, когнитивные искажения, которые помогают поддерживать чувство собственного достоинства и содействуют гармоничному социальному функционированию, и, следовательно, по причине этого постфактум появляются ложные выводы.

Пациенты также могут быть склонны к болезненным, неприятным, а иногда и опасным побочным эффектам биомедицинских процедур. Лечение тяжелых заболеваний, таких как рак и инфекции ВИЧ, имеют известные значительные побочные эффекты. Даже лекарства с низким уровнем риска, такие как антибиотики, могут иметь потенциал, чтобы вызвать опасные для жизни анафилактические реакции у очень малого числа людей. Кроме того, многие препараты могут вызвать незначительные, но надоедливые симптомы, такие как кашель или расстройство желудка. Во всех этих случаях пациенты могут искать нетрадиционные способы лечения, чтобы избежать неблагоприятных последствий традиционных методов лечения.

Шофилд и др., в систематическом обзоре, опубликованном в 2011 году, сделали десять рекомендаций, которые, как они считают, могут увеличить эффективность лечения онкологических заболеваний в обычных условиях. Например, «Задайте вопрос о применении нетрадиционных методов во время критических моментов болезни», «Соответствуйте эмоциональному состоянию человека» и «Давайте разумные советы на основе фактических данных». Они полагают, что такой подход может применяться при «…беспокойстве, связанном с использованием нетрадиционной медицины и поощряет принятие обоснованных решений о НАМ, что в конечном счете, улучшает результаты лечения у пациентов».

Вернуться к содержанию

Популярность НАМ может быть связана с другими факторами, которые Эдцард Эрнст упоминает в интервью для TThe Independent:

«Почему тогда она так популярна? Эрнст обвиняет сотрудников здравоохранения, потребителей и врачей, чье пренебрежение, по его словам, создало возможность активизироваться представителям нетрадиционной медицины. «Людям говорят ложь. Существуют 40 млн. веб-сайтов и 39,9 млн. из них врут, иногда чрезмерно врут. Они вводят в заблуждение больных раком, которым рекомендуется не только отдать последнюю копейку, но и лечиться с чем-то, что сокращает срок их жизни». В то же время, люди доверчивы. Доверчивость необходима, чтобы промышленность могла добиться успеха. Это не придаст мне популярности среди публики, но все это правда»

В статье, опубликованной в октябре 2010 года, под названием «Энтузиазм публики по поводу дополнительной и нетрадиционной медицины сводится к критике обычной медицины», Эрнст описывает эти взгляды более подробно и приходит к выводу:

«НАМ пользуется популярностью. Анализ причин этого указывает на терапевтические отношения как ключевой фактор. Врачи НАМ, как правило, лучше строят терапевтические отношения, чем основные медицинские работники. В свою очередь, это означает, что большая популярность НАМ является острой критикой провала основного здравоохранения. Мы должны рассматривать это серьезно в целях улучшения наших услуг для пациентов»

Врачи, которые практикуют дополнительную медицину, обычно обсуждают и дают советы пациентам относительно имеющихся дополнительных методов лечения. Пациенты часто выражают интерес к психофизическим дополнительным методам лечения, потому что они предлагают немедикаментозный подход к лечению некоторых заболеваний. Некоторые психосоматические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, когда-то считавшаяся дополнительной медициной, в настоящее время стала частью традиционной медицины в Соединенных Штатах. 




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".