Пользовательский поиск

Механические методы лечения болезней позвоночника в народной медицине

Применение механических, в том числе и ручных, способов лечения различных заболеваний позвоночника теряется в глубокой древности. Его начало относится к ранним этапам народной медицины.

Продолжение ниже

Лечение искривления позвоночника у детей и взрослых

В последние 50 лет обычное медицинское лечение искривления позвоночника в США состоит в основном в брекетах и хирургических операциях. Однако, пришло время пересмотреть обоснованность этих рекомендаций ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Народная медицина представляет собой эмпирические сведения и практическую деятельность, направленные на сохранение здоровья людей, продление жизни, предупреждение и лечение болезней средствами, найденными самим народом. Накопленные ею в течение многих тысячелетий способы лечения болезней позвоночника передавались из поколения в поколение и частично вошли в современную научную медицину. Истинными носителями народных медицинских традиций являлись, да и сейчас являются, люди, умудренные практикой и опытом.

В эпоху первобытнообщинного строя вся медицина была народной. По мере развития общества в нее стали проникать религия, мистика и суеверия, что в свою очередь открывало широкие просторы развитию магии и знахарства.

Поэтому не случайно, что некоторые из дошедших до наших дней манипуляционных способов лечения зачастую сопровождаются своеобразными ритуалами или религиозными обрядами.

Одним из наиболее распространенных народных способов лечения является «топтание».

Первое упоминание о нем встречается у придворного врача короля Теодосиуса I, который еще в 400 г. писал: «... женщина, родившая близнецов, должна потоптать больные места, и больной станет здоров». В 1211 г. снова упоминается о лечении топтанием, но на этот раз ставятся особые требования к самой топталке, а именно: «она должна была обязательно родить близнецов мужского пола» (F. Liebrecht, 1856). Как указывает Эйлер Шиотц (Е. Schiotz, 1958), в Норвегии в г. Скиен в 1655 г жила женщина, которая применяла самые различные способы лечения при болях в позвоночнике. О себе она сообщала, что ее еще с трехлетнего возраста заставляли ходить по спинам тех, кто страдал подагрой, и она настолько овладела этим лечением, что в дальнейшем делала это же, но гораздо лучше, руками.

В фольклорной литературе встречаются сообщения, свидетельствующие о том, что лечение топтанием было широко распространено во многих странах мира: Швейцарии, Финляндии, Дании, Англии, Германии, Польше, России, Китае, Японии и др. Однако в каждой из этих стран методы «топтания» были своеобразны, они носили на себе отпечаток национальной культуры и религиозных ритуалов. Среди гуцулов, например, при болях в пояснице по спине больного ходил священник во время церковной службы или же такую процедуру выполнял ручной медведь (R.F. Kaindl, 1910). На Украине, когда заболевал отец, заставляли сына ходить по его спине (Z. Kuzela, 1906). В Индии, Египте, Китае и других странах крестьяне после продолжительной работы в поле в согнутом положении, вернувшись домой, также заставляли своих детей ходить по их спинам. Аналогичные «испытания» переносили также и казаки, которые возвращались домой из дальних походов после многодневного пребывания в седле.

Датский фольклорист Ганс Елькилд (Н Ellekilde, 1923) в одном из своих рассказов писал: «... когда у мужчин в старые времена заболевала спина, то по ним должны были ходить молодые девушки... тот, которому было плохо, ложился на живот…».

В ряде стран процесс лечения «топтанием» сопровождался произношением вслух различных заклинаний, молитв, считалок и пр. Манипуляционные процедуры, включающие в себя элементы топтания, применялись в древние времена и в банях магометанских стран, некоторые из них под видом восточного массажа применяются в банях Японии, Грузии, странах Средней Азии и в настоящее время.

АС. Пушкин оставил нам яркое, красочное описание процедур, которые он испытывал на себе в тифлисской бане в 1829 г. во время поездки в Арзрум (Эрзерум). «Гассан ... начал с того, — писал он, — что разложил меня на теплом каменном полу, после чего начал он ломать мне все члены..., банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают мне на плечи, пляшут по спине в присядку. Ощущение неизъяснимое». Генерал Н.Н. Муравьев-Карский, победитель турок на Кавказе, в таких словах описывает свое восхищение восточным массажем: «... вышедши из воды, я велел банщику мять и ломать себя по их обыкновению. Они сие чрезвычайно ловки делать, всячески кувыркают, так что ребра и все кости трещат: стучат тебя кулаками и, положив на спину, прыгают на плечи и скалзывают на пятках по мокрому телу,... они так проворно и ловко сие делают, что я только мог хохотать с товарищами» («Русский архив», 1880).

Применение освежающих и взбадривающих процедур в Турецких банях описывали также Е.В. Лейн в 1836 г. и В.М. Теккерей в 1846 г.: «... моющиеся ложатся на мраморную скамейку, после чего банщик начинает свою работу так, что появляется «щелкание» во всех отделах позвоночника, но так искусно, что от этого никогда не бывает вреда. Затем приступает к разминанию мышц» (цит. Е. Schiotz, 1958).

В народной медицине применялись и другие способы излечения болей в позвоночнике. Педер Лунде (Р. Lunde, 1924), например, описал примитивный способ лечения болей в позвоночнике и назвал его «ломание хребта». Этот способ заключается в том, что человека, страдающего болями в позвоночнике, неожиданно для него другой человек должен бросить через себя на спину. В некоторых негритянских племенах при лечении болей в поясничной области и по настоящее время применяется похожий на молоток инструмент, ударами которого восстанавливают нормальное соотношение позвонков (цит. по Е. Schiotz, 1958). В скандинавских странах в древние времена при болях в спине незаметно для больного ударяли его по больному месту метлой (L. Lloid, 1870) или же дубинкой (К. Braset, 1910). Кристиан Ромке (Ch. Romchke, 1885) описал применяемый в народной медицине способ излечения острого люмбаго тремя ударами безмена (простейшие рычажные весы) по поясничной области. Данный способ, в некоторой мере, аналогичен способу «удары бронзовым пестом», описанному Авиценной.

При болях в грудном и поясничном отделах позвоночника в народной медицине широко применяли и применяют в настоящее время манипуляцию, именуемую в дословном переводе в скандинавских странах «встряхивание соли» (Н. Aminson, 1883). На Украине также широко применяли, да и применяют сейчас, в основном в костоправной практике аналогичный способ и именуют его «взять на колокол» (Z. Kuzela, 1906). Техника выполнения данного способа заключается в следующем: здоровый человек становится спиной к спине больного, обхватывает его руками, кладет себе на спину и резко встряхивает три раза.

Эйлер Шиотц (Е. Schiotz, 1958) сообщает о лечении люмбаго способом подвешивания за подмышки. Считается, что при такой позе больной может «довисеть» до излечения.

По сообщению Бидермана (F. Bidermann, 1954), индейцы в Мексике широко практиковали специальное лечение болезней позвоночника способами, напоминающими хиропрактику. Такое лечение используется местным насе­лением и по сегодняшний день. В свое время эти способы были заимствованы португальскими и испанскими завоевателями и применяются во многих странах Европы и по сей день под названием «объятие пастуха» или «объятие крестьянина».

В Средней Европе на протяжении многих поколений существовали цыгане, которые владели искусством излечения болей в спине и шее. Некоторые из аборигенов Тибета в совершенстве владеют техникой ручных способов лечения, описанных в книге «Конгфу» о древней китайской медицине. В Японии частые растяжения, вызванные приемами дзюдо и джиу-джитсу, особенно в шейном отделе, успешно излечиваются простыми манипуляциями.

Следует полагать, что и в России не только были известны, но также и широко применялись в народной медицине различные способы лечения болезней, в т.ч. и болезней позвоночника. О некоторых из них, например, упоминается в классической литературе. В произведении Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (ч. 1 «Смерть крестьянина») говорится о таких способах народной медицины, как «продевание через потный хомут» и «топтание медведя»:

От старожилов окрестных селений Златоуста на Урале удалось получить интересные сведения о применении примитивного способа лечения радикулита. Он заключается в следующем: распаренного в бане больного укладывают на пол, вниз животом, на его спину кладут два горячих березовых веника, сложенных один на другой, и в момент протягивания их по спине сверху вниз сильно ударяют по ним специально затупленным топором.

Оценка народных способов лечения болезней позвоночника, как и народной медицины вообще, была и остается в настоящее время противоречивой. Некоторые авторы в результате недостаточного критического отношения к анализу народных способов высказывают преувеличенно положительное мнение о них и, таким образом, считают, что современная медицина пока не дает ничего качественно нового, а только пытается усовершенствовать основы прошлого. Другие, преуменьшая эффективность народных методов лечения, способствует этим самым преграждению пути к их изучению, научному обоснованию и рациональному применению в современной медицине.

Уважение к достижениям народной медицины, наблюдательности древнего человека, обогатившего арсенал целебных средств, однако не дает оснований изображать отдаленный период медицины как некую идиллию, а народных лекарей — первооткрывателями и обладателями медицинских ценностей, аналогичных современным. Многие из наиболее эффективных способов лечения народной медицины нашли широкое применение в официальной медицине античного периода и средневековья.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".