Пользовательский поиск

Китайская медицина - теория, диагностика и лечебные практики

Китайская медицина – это диапазон традиционной медицинской практики, которая развивалась в Китае на протяжении нескольких тысяч лет. Практика традиционной китайской медицины или ТКМ включает теорию, диагностику и методы лечения, такие как фитотерапия, иглоукалывание и массаж; часто с ней также сильно связан цигун. Она является формой так называемой восточной медицинской традиции, которая включает другие древние системы Восточной Азии, такие как традиционная японская и корейская медицина.

Продолжение ниже

Китайская медицина и антибиотики

... делился своими соображениями по поводу антибиотиков и связанных с их применением побочных эффектов в терминах западной биологии. Однако китайская медицина имеет собственное описание этих эффек­тов. В китайской медицине травы, обладающие силь­но выраженными противобактериальными, ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Теория ТКМ утверждает, что процессы человеческого организма взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Признаки дисгармонии помогают практику ТКМ понимать, лечить и предупреждать заболевания.

Теория ТКМ базируется на ряде философских основ, включая теории bнь-ян, пяти элементов, систему меридиан человеческого тела, теорию органов Цзан Фу и другие. Диагностика и лечение проводятся, ориентируясь на эти понятия. ТКМ не работает с научной парадигмой, но некоторые практики прикладывают усилия по введению практики в биомедицинские и основанные на фактических медицинских данных рамки.

Содержание

  1. История китайской медицины
  2. Видео о китайской медицине
  3. Применение
  4. Теория
  5. Фармакология
  6. Модель организма
  7. Макроподход к заболеваниям
  8. Профилактика
  9. Диагностика
  10. Лечение
  11. Ветви
  12. Мнение ученых
  13. Китайская медицина и западное здравоохранение
  14. Животная продукция
  15. Противники
  16. Школы китайской медицины

История китайской медицины

Большая часть философии традиционной китайской медицины происходит из тех же философских основ, которые внесли вклад в развитие даосской философии, и отражает классическую китайскую веру, что отдельные человеческие переживания выражают причинные принципы, эффективные в окружающей среде во всех масштабах.

По китайской традиции предполагается, что во время золотого века правления с 2698 до 2596 г. до н.э., Желтый Император в результате диалога с министром Ци Баем составил труд «Нейцзин Сувэнь» или «Основные вопросы внутренней медицины», также известный как «Хуанди Нейцзин». Современные ученые придерживаются мнения, что сохранивший под этим названием текст был составлен анонимным ученым не раньше династии Хань, чуть более двух тысяч лет назад.

Во время династии Хань Чжан Чжун Цзин, китайский Гиппократ, который был мэром Чанг-ша к концу II века н.э., написал Трактат о вреде холода, который содержит самые ранние известные ссылки на «Нейцзин Сувэнь». Практик и сторонник акупунктуры и прогревания времен династии Джин Хуан-фу Ми (215 – 282 гг. н.э.) также процитировал Желтого Императора в своем труде «Цзя И Цзин», приблизительно в 265 г. н.э. Во время династии Тан автор Ван Пин утверждал, что у него была копия оригиналов «Нейцзин Сувэнь», которую он расширил и существенно отредактировал. Эта работа была пересмотрена императорской комиссией в XI веке.

Классическая китайская медицина (ККМ) заметно отличается от традиционной китайской медицины (ТКМ). Националистическое правительство решило отказаться и запретить практику ККМ, поскольку не хотело, чтобы Китай остался позади научного прогресса. За 30 лет ККМ была запрещена в Китае, и несколько человек были привлечены к ответственности правительством за участие в ее практиках. В 1960 г. Мао Цзэдун, наконец, решил, что правительство не может и далее запрещать использование ККМ. Он поручил 10 ведущим врачам сделать обзор ККМ и создать стандартизированный формат для ее применения. Это стандартная форма в настоящее время известна как ТКМ.

Сегодня ТКМ, которую преподают почти во всех этих медицинских школах в Китае, большинстве стран Азии и Северной Америки, учит традиционным медицинским практикам в целом. Чтобы изучить ККМ, как правило, нужно быть частью семейной линии медицины. В последнее время наблюдается возрождение интереса к ККМ, как к специальности, в Китае, Европе и США.

Связь с западной культурой и медициной не сместила ТКМ. Хотя, возможно, в устойчивую практику традиционные факторы вовлечены , в западном распространении ТКМ в последние десятилетия наиболее очевидны две причины. Во-первых, практики ТКМ многими считаются очень эффективными, иногда предлагая паллиативную эффективность там, где это не удается лучшим практикам западной медицины, особенно это касается обычных заболеваний, таких как грипп и аллергия, и контроль, чтобы избежать токсичности некоторых химически составленных лекарств. Во-вторых, ТКМ дает единственно доступный уход больным людям, когда они не могут позволить себе попробовать западный вариант. С другой стороны, особой ветви китайской физики или китайской биологии больше не существует.

ТКМ стала частью программы босоногих врачей в Китайской Народной Республике, которая расширила общественное здравоохранение в сельских районах. К тому же, для правительства КНР это дешевле, потому что стоимость обучения практике ТКМ и укомплектование больницы ТКМ стоит значительно меньше по сравнению с практикой западной медицины; следовательно, ТКМ была замечена в качестве составной части расширения медицинских услуг в Китае.

Бытует мнение, что для объяснения ТКМ требует сверхъестественных сил или даже космологии. Однако большинство исторических учетов системы признают, что ее изобрела культура людей, которые уже устали слушать шаманов, пытающихся объяснить болезни действиями злых духов. Любая ссылка на сверхъестественные силы, как правило, происходит из романтических переводов или плохого понимания и не будет найдена в даосской классике акупунктуры, такой как Нэй Цзин или Чжэньцзю Дачэнь. Развитие системы на протяжении своей истории широко анализировалось скептически, а практика и развитие менялись на протяжении веков и культур, хотя система до сих пор сохранилась. Действительно, с самого начала в центре внимания был прагматизм, не обязательно понимание механизмов действия, и это препятствовало его современному принятию на Западе. Это, несмотря на то, что были такие времена, как в начале XVIII в., когда иглоукалывание и прогревание были естественным явлением в вежливом европейском обществе.

Хронология

Историю ТКМ можно резюмировать в виде списка важных врачей и книг:

  • Время неизвестно, автор неизвестен, «Хуан-Ди Нэй Цзин» («Классика внутренней медицины императора Хуан») – Су Вэнь и Лин Шу. Самая ранняя классика ТКМ, сохранившаяся до настоящего времени.
  • По результатам археологических находок, например, в гробницах Мавандуй в 1973 г., можно отметить, что сочинения по медицине появились между XI и XIII вв. до н.э.
  • Период Воюющих царств (V в. до н.э. - 221 г. до н.э.): Шелковые свитки с записями каналов и коллатералей, «Зу Би Ши Йи Май джиу Цзин» («Классика прогревания одиннадцати каналов рук и ног») и «Инь Ян Ши Йи Май джиу Цзин» («Классика прогревания на одиннадцати каналах Инь и Ян»)
  • Восточная династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) до периода Троецарствия (220-280 гг. н.э.):
    • «Чжэнь Цзю Чжэнь Чжун Цзин» («Классика прогревания и иглоукалывания в подушке»), автор Хуа Туо
    • «Шан Хань Чжа Бин» также известен как «Шан Хань Лунь» («Трактат о лихорадочных и разных болезнях»), автор Чзан Чжун Цзин
  • Династия Цзинь (265-420 гг.)
    • «Чжэнь Цзю Цзя И Цзин» («Систематическая классика акупунктуры и прогревания»), автор Хуанфу Ми
  • Династия Тан (618-907 гг.)
    • «Бей Джи Цянь Цзинь Яо Фан» («Золотые формулы неотложной помощи») и «Цянь Цзинь И Фан» («Дополнение к золотым формулам»), автор Сунь Симиао
    • o   «Вай Тай Ми Яо» («Тайные основы из имперской библиотеки»), автор Ван Тао Сун
  • Династия Сун
    • «Тунжэнь Шусюэ Чжэнь Ту Цзин» («Иллюстрированное руководство по практике акупунктуры и прогревания в аку-точках, для использования с бронзовой фигурой»), автор Ван Вэй Йи.
    • Появление «Теплой теории заболеваний» («Вэнь Бин Сюэ»).
  • Династия Юань (1271-1368 гг.)
    • «Ши Цзин Фа Хуэй» («Экспозиция четырнадцати каналов»), автор Хуа Шоу.
  • Династия Мин (1368-1644 гг.): кульминация развития акупунктуры и прогревания. Многие известные врачи и книги. Вот лишь несколько:
    • «Чжэньцзю Да Цюань» («Полное собрание акупунктуры и прогревания»), автор Сюй Фэн
    • «Чжэньцзю Цзюй Ин Фа Хуэй» («Примерная коллекция акупунктуры и прогревания и их основы»), автор Гао У
    • «Чжэньцзю Дачэнь» («Сборник акупунктуры и прогревания»), автор Ян Цзи Чжоу, 1601.
    • «Бенцао Ган Му» («Сборник фармакологии»), автор Ли Шичжэнь, наиболее полный и всесторонний досовременный учебник о травах
    • «Вэнь Йи Лунь» («Теория вызванных теплом расстройств»), автор Ву Ю Шин
  • Династия Цин (1644-1912 гг.):
    • «И Цзун Цзинь Цзянь» («Золотой перечень медицинской традиции»), автор У Цюань, спонсор – император.
    • «Чжэнь Цзю Фэн Юань» («Источник акупунктуры и прогревания»), автор Ли Сюэчуань
    • «Вэнь Чжэнь», автор Е Тянь-ши.
    • «Вэнь Бин Тяо Бянь» («Систематизированная идентификация теплых болезней»), автор Ву Цзюйтон, терапевт династии Цин, 1798 г.

Видео о китайской медицине

Применение

На Западе китайская медицина считается альтернативной медициной. В материковой части Китая и Тайваня ТКМ является неотъемлемой частью системы здравоохранения. Термин «ТКМ» иногда используется в современной китайской медицине для обозначения стандартного набора теорий и практик, введенных в середине XX в. в период Мао Цзэдуна, в отличие от связанных традиционных теорий и практик, сохраненных людьми на Тайване, в Гонконге и выходцами из Китая.

ТКМ развилась как форма неинвазивного терапевтического вмешательства (также описывается как народная медицина или традиционная медицина), которая коренится в древних системах верований, в том числе традиционных религиозных понятиях. Китайские врачи до XIX в. опирались на наблюдения, пробы и ошибки, включая некоторые мистические концепции. Как и их западные коллеги, врачи ТКМ имели ограниченное понимание инфекции, что предшествовало открытию бактерий, вирусов (микробная теория заболеваний) и пониманию клеточных структур и органической химии. Вместо этого они в основном полагались на наблюдение и описание природы инфекций для создания лекарств. Основываясь на теориях, сформулированных в течение трех тысячелетий наблюдений и практического опыта, была сформирована система процедуры, чтобы направлять практика ТКМ в курсах лечения и диагностики.

В отличие от других форм традиционной медицины, которые в значительной степени вымерли, китайская медицина продолжается в качестве отдельного направления современной медицинской практики, и в Китае это важная часть системы здравоохранения. В последние десятилетия прилагаются усилия по интеграции традиционной китайской медицины в научную медицину. Одним из важных компонентов этой работы является использование приборов и методологических инструментов, доступных с помощью западной медицины, чтобы исследовать наблюдения и гипотезы, выдвинутые китайской традицией.

Тем не менее, в Гонконге более 100 лет преобладала западная медицина, и традиционное целительство в течение длительного времени боролось за признание в обществе. Хотя бывший президент Тунг Чи-хва внес законопроект, направленный на признание профессионального статуса китайских целителей и развития Гонконга в международный центр для производства и торговли китайской медицины, а также для поощрения этого подхода к медицинской помощи.

ТКМ используется некоторыми для лечения побочных эффектов химиотерапии, лечения тяги и симптомов абстиненции у наркоманов и лечения различных хронических заболеваний, таких как боли, которые не удалось вылечить с помощью традиционной медицины. В докладе, опубликованном правительством штата Виктория в Австралии, описывается образование ТКМ в Китае:

Выпускники факультетов ТКМ университетов могут диагностировать с использованием западных медицинских терминов, назначать западные лекарственные препараты и осуществлять незначительные хирургические процедуры. В действительности, они практикуют ТКМ как специальность в рамках более широкой организации китайского здравоохранения.

В других странах один и тот же специалист не обязательно практикует традиционную китайскую и западную медицину одновременно. Образование ТКМ в Австралии, например, не дает права практику ставить диагноз с использованием западных медицинских терминов, назначать лекарственные препараты и выполнять хирургические процедуры. Хотя юрисдикция отмечает, что образование ТКМ не дает права практикам назначать западные лекарства, создается отдельная законодательная база, чтобы позволить зарегистрированным практикующим врачам назначать китайские травы, которые могли бы быть классифицированы как яды.

Теория

Фундаментальные принципы китайской медицины не являются одинаковыми и основываются на нескольких школах. Наибольшее влияние на ТКМ оказали даосизм, буддизм и неоконфуцианство.

С 1200 г. до н.э. китайские ученые различных школ сосредоточились на наблюдаемых природных законах Вселенной и их последствиях для практической характеристики места человечества во Вселенной. В «И Чин» («Книга Перемен») и других литературных и философских трудах китайских классиков описаны некоторые общие принципы и их применение для здоровья и исцеления:

Есть наблюдаемые принципы постоянного изменения, которые поддерживают Вселенную. Люди являются частью вселенной и не могут быть отделены от универсального процесса изменения.

В результате этих, казалось бы, неизбежных исконных принципов, Вселенная (и каждый процесс в ней), как правило, в конечном итоге балансируют себя. Оптимальное здоровье происходит из гармоничной жизни, что позволяет стихийному процессу изменения приблизить человека к балансу. Если нет никаких изменений (стагнация) или изменений слишком много (катастрофизм), баланс теряется и может привести к болезни.

Все, в конечном счете, взаимосвязано. При решении дисбалансов всегда следует применять целостный (системный) подход.

Фармакология

Легендарный император Шэньнун, который изобрел земледелие, как предполагается, проводил испытания с травами. Ряд лекарственных трав, азиатский подорожник, пустырник, фритиллярия и т.д. упоминаются в «Книге Од» Ши Цзин. «Классика гор и рек» Шань Хай Цзин, написанная 2000 лет назад, перечисляет в общей сложности 120 препаратов растительного, животного и минерального происхождения и описывает их последствия для лечения и профилактики заболеваний, а также их переработку и введение. Во II в. до н.э. была опубликована Materia Medica («Фармакология») Шэньнуна, самая ранняя фармакологическая работа, представляющая 365 препаратов с разделением на три категории и объяснением свойств и терапевтической ценности каждого лекарственного растения. Древние китайцы обнаружили конкретные лекарства для определенных болезней. Фармакология позднее развилась особенно во время династии Тан. Самым большим достижением стал «Сборник фармакологии» в форме 52-томной энциклопедии, составленной в 1578 г. Ли Шицзэнем (1518-1593 гг.).

Согласно теории фармакологии, лекарственные средства классифицируются в соответствии с их температурой, вкусами и характером «восхождения» (вызывает потоотделение, снимает чувство давления) или «убывания». Существует определенный способ приготовления их в соответствии с обработкой жидкости, обработкой тепла и обработкой тепла и жидкости. Врачи в традиционной китайской медицине назначают несколько или десятки различных наименований на дозу, все из которых находятся в балансе для скоординированных действий. Различные соотношения ингредиентов в рецепте и различные дозировки дают разные эффекты.

Открытие хирургии: говорят, что в III в. великий хирург Хуа Туо применил для операции шипучий порошок под названием «мафэйсань» в качестве анестезирующего средства, что может быть происхождением хирургической анестезии.

Модель организма

Традиционная китайская медицина в значительной степени основана на философской концепции, что человеческое тело является маленькой Вселенной с множеством полных и сложных взаимосвязанных систем, и что эти системы, как правило, работают в балансе для поддержания здоровой функции человеческого тела. Баланс инь и ян учитывается по отношению к ци (дыхание, жизненная сила или духовная энергия), крови, цзин (сущность почек или семя), другим жидкостям, пяти элементам, эмоциям, душе или духу (шень). ТКМ имеет уникальную модель тела, особенно связанную с системой меридианов. В отличие от Западной анатомической модели, которая делит физическое тело на части, китайская модель больше озабочена функцией. Таким образом, селезенка по ТКМ – это не конкретный кусок плоти, но аспект функции, связанный с преобразованием и транспортировкой в организме, и психическими функциями мышления и изучения.

Есть значительные региональные и философские различия между практиками и школами, что, в свою очередь, может привести к различиям в практике и теории.

Модели организма:

  • Инь или Ян
  • Пять элементов
  • Теория Цзан Фу
  • Меридиан (китайская медицина)
  • Три цзяо

Теории инь-ян и пять элементов могут быть применены к множеству других систем, помимо человеческого организма, в то время как теории Цзан Фу, теории меридианов и трех цзяо являются более конкретными.

Есть также отдельные модели, которые применяются к конкретным патологическим воздействиям, такие как теория четырех стадий прогрессирования сердечных заболеваний, теории шести уровней проникновения простудных заболеваний, и система восьми принципов классификации болезней.

Макроподход к заболеваниям

Традиционная китайская медицина имеет «макро» или целостное представление о болезни. Например, согласно современной интерпретации, хорошо сбалансированные человеческие тела могут противостоять большинству повседневных бактерий и вирусов, которые повсеместны и быстро меняются. Инфекция, имея непосредственную причину в виде микроорганизма, будет иметь основную причину в виде некого дисбаланса. Традиционное лечение будет выделять дисбаланс, а не инфекционный организм. В Китае популярное следующее высказывание:

Китайская медицина лечит человека, а западная медицина лечит заболевания.

Практик может дать очень разные растительные рецепты пациентам, страдающим одним и тем же типом инфекции, так как различные симптомы, о которых сообщили пациенты, будут указывать на другой тип дисбаланса в традиционной системе диагностики.

Западная медицина лечит инфекции путем нацеливания непосредственно на микроорганизмы посредством либо профилактики (через стерилизацию инструментов, мытье рук и повязки), либо антибиотиков, либо использования иммунной системы через вакцины. В то время как традиционная медицина признает важность питания, физических упражнений и снижения стресса в поддержании здоровой иммунной системы (и, таким образом, профилактики заражения), она также сталкивается с проблемами устойчивости к антибиотикам, вызванной чрезмерным применением химических веществ и высокой скоростью мутации микроорганизмов. Фармацевтические методы лечения также иногда имеют побочные эффекты, наиболее тяжелые из которых отмечены в режимах, применяемых для лечения заболеваний со смертельным исходом, таких как химиотерапия и радиотерапия рака, и антиретровирусные препараты для ВИЧ/СПИДа.

Целостный подход традиционной китайской медицины делает всех практиков универсалами. В Западной медицине есть врачи общей практики, которые оказывают первичную медицинскую помощь, но пациенты все больше полагаются на специалистов, имеющих опыт в лечении только определенных типов заболеваний. Врачи первичного звена часто направляют пациентов к специалистам. В крупных больницах с множеством специалистов обязательно есть отделения неотложной помощи.

Профилактика

Ранние медицинские тексты, такие как Су Вэнь, показывают важность профилактики заболевания, что отражает раннюю тенденцию китайской философии, согласно которой «человек должен молча сосредоточиться, прежде чем действовать». Су Вэнь утверждает, что лечение заболевания после его начала подобно выкапыванию колодца уже после появления жажды.

По его словам, опытный врач должен эффективно лечить болезнь на ее первой стадии. Лучшее средство – это то, которое применяется до того, как болезнь разовьется.

Диагностика

Следуя макрофилософии болезни, традиционная китайская диагностика основана на общем наблюдении симптомов человека, вместо микроуровня лабораторных анализов. Есть четыре типа методов диагностики ТКМ: наблюдать, слышать и чувствовать запах, спрашивать о прошлом и касаться. Компонент подсчета пульса в обследовании с касанием так важен, что китайские пациенты могут обратиться к врачу просто, чтобы пощупать пульс.

Изучение пульса стало популярным благодаря великому врачу Бянь Цюэ в V в. до н.э., но оно существовало уже в гораздо более ранние периоды в соответствии с последними открытиями. Его разработали Чуну И (205-? До н.э.), Чжан Чжунцзин (150-219) и Ван Шухэ (180-270), которые написали классический трактат о пульсе «Май Цзин», где описаны 24 модели биения и диагностической значимости пульса.

Исследование пульса было связано с пониманием всего тела, жизненной связи между сердцем, кровью и кровеносными сосудами, а также вдохом и выдохом. С помощью пульса врач может выяснить состояние сердца и проблемы, вызванные плохим функционированием отдельных внутренних органов. Врач считает пульс на нескольких участках тела – голове, ноге и т.д., чтобы получить более обширную и надежную диагностику.

Древние китайские врачи могли по пульсу узнать, было ли заболевание холодным или теплым по своей природе, и росла или снижалась жизненная энергия пациента после этого. Они также могли определить причину заболевания, пострадавшую часть тела и прогностические признаки. Модель пульса указывает не только на висцеральное происхождение болезни, но и на ее основную причину. Эта формула вытекает из концепции, что человеческое тело следует рассматривать как единое целое, на основе теории, что каналы и коллатерали в организме служат путями, по которым циркулирует жизненная энергия, и которые соединяют внутренние органы с конечностями, мышцами, кожей и суставами в единое целое. Современные практикующие специалисты в Китае часто используют традиционную систему в сочетании с западными методами.

Традиционная китайская медицина требует значительных диагностических навыков. Это часто зависит от способности наблюдать то, что описывается как тонкие различия. Это может быть противопоставлено с простым лабораторным испытанием, которое указывает на однозначную причину. Учебный период в несколько лет или десятилетий считается необходимым для практика ТКМ, чтобы понять всю сложность симптомов и динамического баланса. Согласно одной китайской поговорке, квалификации хорошего врача хватит, чтобы стать хорошим премьер-министром для страны.

Техники

  • Пальпация пульса лучевой артерии пациента (пульсовая диагностика) в шести позициях
  • Изучение внешнего вида языка пациента
  • Изучение лица пациента
  • Пальпация тела пациента (особенно брюшной полости) на предмет болезненности
  • Изучение звука голоса пациента
  • Изучение поверхности уха
  • Изучение вены на указательном пальце у маленьких детей
  • Сравнение относительного тепла или прохлады различных частей тела
  • Изучение различных запахов пациента
  • Опрос пациента о последствиях его проблемы
  • Все остальное, что можно изучить без инструментов и без ущерба для пациента.

Лечение

Приведенные ниже методы рассматриваются как часть лечения в китайской медицине:

  • Китайская травяная медицина
  • Иглоукалывание и прогревание
  • Де-да или Те-Та
  • Китайская пищевая терапия
  • Туй На – массаж
  • Цигун и связанные упражнения дыхания и медитации
  • Физические упражнения, такие как Твй Чу Чуань и другие китайские боевые искусства
  • Терапия психического здоровья, такая как фэн-шуй и китайская астрология.

Современные методы лечения ТКМ состоят из фитотерапии или иглоукалывания в качестве основного метода, а другие методы, такие как массаж, ци гонг или пищевая терапия, играют второстепенную роль. Болезнь в ТКМ рассматривается как отсутствие гармонии, и цель всех традиционных методов лечения заключается в том, чтобы помочь организму восстановить баланс и достичь надлежащего гомеостаза. Современная практика традиционной китайской медицины все чаще включает методы и теории западной медицины.

Конкретные методы лечения группируются в этих отраслях. Банки и Гуа-ша являются частью Туй На. Аурикулотерапия проводится в комплексе с акупунктурой и прогреванием. Де-да или Те-Та – это практики, которые специализируются на лечении травм, таких как переломы костей, вывихи, ушибы. Некоторые из этих специалистов могут также использовать или рекомендовать другие дисциплины китайского целительства (или западной медицины в современную эпоху) в случае серьезной травмы. Такая практика вправления костей на Западе не распространена.

Ветви

Традиционная китайская медицина имеет много ветвей, наиболее известными из которых являются школы Цзинфан и Вэньбин. Школа Цзинфан опирается на принципы, содержащиеся в китайской медицине классиков династии Хань и Тан, таких как Хуанди Нейцзин и Шеньлун Бэньцаоцзин. Практика более поздней школы Вэньбин во многом основана на более поздних книгах, включая «Сборник фармакологии» от династий Мин и Цин, хотя в теории школа также следует учению ранних классиков. Интенсивные дебаты между этими двумя школами продолжались до культурной революции в Китае, когда школа Вэньбин использовала политическую власть для подавления противоположной школы.

Мнение ученых

Большое число исследований ТКМ было сосредоточено на иглоукалывании. Ученые не пришли к консенсусу относительно того, является ли иглоукалывание эффективным или имеет значение только, как плацебо. Обзоры существующих клинических испытаний проводились Кокрановским Сотрудничеством и изданием Bandolier в соответствии с протоколами доказательной медицины. В некоторых обзорах выявлена эффективность при головной боли, но для большинства состояний сделано заключение об отсутствии эффективности или отсутствии хорошо проведенных клинических испытаний. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), британский NIH (Национальный институт здравоохранения) и АМА (Американская медицинская ассоциация) также прокомментировали акупунктуру. Эти группы не согласны в том, что является приемлемым доказательством, и в том, как интерпретировать это, но в целом согласны, что иглоукалывание относительно безопасно (даже если не эффективно), и что дальнейшие изучение оправданно. В 1997 NIH обобщил исследования и сделал следующий прогноз:

Есть многообещающие результаты, например, эффективность акупунктуры при взрослой послеоперационной химиотерапии, тошноте, рвоте и послеоперационной зубной боли. Есть и другие ситуации, такие как наркомания, восстановление после инсульта, головные боли, менструальные спазмы, теннисный локоть, фибромиалгия, миофасциальные боли, остеоартрит, боли в пояснице, синдром запястного канала и астма, для которых иглоукалывание может быть полезно в качестве адъюнкт-лечения или приемлемой альтернативы или может быть включено в комплексную программу лечения. Дальнейшие исследования, скорей всего, раскроет дополнительные области, где вмешательство иглоукалывания будет полезным.

Гораздо меньше работ на Западе посвящено китайским травяным лекарствам, которые составляют значительную часть ТКМ. Традиционные практики, как правило, не имеют философских возражений против научных исследований эффективности лечения.

В некоторых травах содержатся известные активные ингредиенты, которые также используются в западных фармацевтических препаратах. Например, ма-хуан или эфедра содержит эфедрин и псевдоэфедрин. Из-за риска негативного воздействия на сердечно-сосудистую систему и смертельных случаев из-за потребления экстрактов в высоких дозах использование эфедры ограничено законом в США. Китайская полынь (кингхао) была источником для открытия артемизинина, который в настоящее время используется во всем мире для лечения штаммов тропической малярии с множественной лекарственной устойчивостью. Ее также изучают для применения в качестве противоракового средства.

На Западе многие китайские травяные лекарства продавались в качестве пищевых добавок и велись громкие споры по поводу эффективности, безопасности и статуса регулирования этих веществ. Одним из препятствий для научных исследований традиционных средств является средства и опыт, необходимые для проведения двойного слепого клинического исследования, а также отсутствие финансовых стимулов от возможности получения патентов.

Есть априорные сомнения в эффективности многих методов лечения ТКМ, по-видимому, основанных на магическом мышлении, например, что растения с листьями в форме сердца помогут сердцу, или что измельченные кости тигра могут функционировать в качестве стимулятора, потому что тигры – энергичные животные. Такие сомнения, однако, не отменяют эффективности самих лекарств. В то время как учение о сигнатурах лежит в основе выбора многих ингредиентов лекарственных трав, это не означает, что вещества, не обладают (возможно, по стечению обстоятельств) приписываемыми свойствами. Учитывая тысячелетнюю эволюцию китайской фармакологии, вполне возможно, что в то время как травы первоначально были выбраны ошибочно, в использовании остались только те, которые на самом деле оказались эффективными. В любом случае должны быть проведены клинические испытания китайских травяных лекарств до того, как вопрос может считаться решенным.

Механизм действия

Основной механизм ТКМ сродни лечению тела в качестве черного ящика, записи и классификации изменений и наблюдений пациента с помощью традиционной философии. В отличие от многих альтернативных и комплементарных лекарственных средств, таких как гомеопатия, практически у всех методов ТКМ есть объяснения их большей эффективности по сравнению с плацебо, которые западная медицина может посчитать правдоподобными. Большинство докторов западной медицины не найдут неправдоподобные утверждения, что цигун сохраняет здоровье, поощряя отдых и движение, что иглоукалывание снимает боль, стимулируя выработку нейротрансмиттеров, или что китайские травяные лекарства могут содержать мощные биохимические вещества. Тем не менее, крупнейшими барьерами к описанию механизмов ТКМ в научных терминах становятся разные языки и отсутствие исследований. Такие понятия ТКМ, как ци и инь и ян, используются для описания конкретных биологических процессов, но их трудно перевести в научные термины. Уже появились исследования, объясняющие возможные научные механизмы, лежащие в основе этих понятий ТКМ.

Безопасность

Точечный массаж и иглоукалывание в основном считаются безопасными на основе результатов медицинских исследований. Несколько случаев пневмоторакса, повреждения нерва и инфекции были зарегистрированы в результате иглоукалывания. Эти побочные эффекты встречаются крайне редко, особенно, по сравнению с другими медицинскими вмешательствами, и как оказались, причиной была небрежность практика. Иногда результатом лечения иглоукалыванием становятся головокружение и синяки.

Некоторые правительства решили, что китайские акупунктурные и травяные методы лечения следует применять только лицами, которые получили образование, чтобы применить их безопасно. Ключевая находка – риск побочных эффектов связан с продолжительностью образования практикующего специалиста. Так, у практиков, получившего образование в расширенных образовательных программах традиционной китайской медицины, в два раза меньше побочных эффектов чем, у практиков, учившихся в коротких программах.

Некоторые китайские травяные лекарства включают риск аллергической реакции и в редких случаях связаны с риском отравления. Случаи острого и хронического отравления из-за принятых внутрь китайских лекарств отмечены в Китае, Гонконге и на Тайване, с несколькими смертельными случаями каждый год. Однако многие из этих смертей происходят, когда пациенты самостоятельно назначают травы или принимают необработанные версии токсичных трав. Сырая и необработанная форма аконита или фуцзы – наиболее распространенная причина отравления. Использование аконита в китайской травяной медицине, как правило, ограничивается обработанным растением, в котором токсичность денатурируется при тепловой обработке.

Кроме того, потенциально токсичные и канцерогенные соединения, такие как мышьяк и киноварь, иногда назначаются как часть лекарственной смеси или используются на основе теории о лечении яда с помощью яда. В необработанные травные препараты иногда подмешивают химические вещества, которые могут изменить предполагаемый эффект растительного препарата или рецепта. Во многих случаях это удается предотвратить благодаря большему числу эмпирических исследований китайских трав и ужесточения законодательства в отношении выращивания, переработки и назначения различных трав.

В США китайская трава ма-хуан, обычно известная на Западе под своим латинским названием эфедра, была запрещена FDA (Управление по контролю за лекарствами и продуктами США) в 2004 г., хотя своим окончательным решением Управление освободило традиционные азиатские препараты эфедры от запрета. Запрет эфедры был предназначен для борьбы с использованием этой травы в западных продуктах для похудения, а этот обычай прямо противоречит традиционному азиатскому использованию травы. Не было ни одного случая со смертельным исходом из-за эфедры у пациентов, использующих традиционные азиатские травяные препараты для традиционно предполагаемого применения. Этот запрет был снят в апреле 2005 г. в федеральном суде судьи Юты. Тем не менее, решение было обжаловано и 17 августа 2006 г. Апелляционный суд оставил в силе запрет FDA, обнаружив, что 133000-страничный административный протокол, составленный Управлением, поддерживает выводы агентства о том, что эфедра несет чрезмерный риск для потребителей.

Многие китайские лекарства имеют разные названия одного и того же ингредиента в зависимости от места и времени, но, что еще хуже, у ингредиентов с абсолютно разными лечебными свойствами бывают похожие или даже одинаковые названия. Например, было сообщение, что мирабилит/декагидрат сульфата натрия был ошибочно принят за нитрит натрия, что привело к отравлению жертвы.

Китайская медицина и западное здравоохранение

В Китае практики ТКМ и западной медицины много сотрудничали, особенно в области народного целительства. Китайская травяная медицина включает множество соединений, которые не использовались западной медициной, и есть большой интерес к тем соединениям, а также теориям, которые практики ТКМ используют для определения того, какие соединения прописать. Со своей стороны, продвинутые практики ТКМ в Китае заинтересованы в статистических и экспериментальных методах, которые могут лучше различать эффективные и неэффективные лекарства. Одним из результатов этого сотрудничества стало создание рецензируемых научных журналов и медицинских баз данных по традиционной китайской медицине.

За пределами Китая отношения между ТКМ и западной медициной являются более спорными. В то время как все больше медицинских школ включают занятия по альтернативной медицине в свои учебные программы, пожилые западные врачи и ученые, намного более вероятно, чем их китайские коллеги, скептически рассматривают ТКМ, как архаичную лженауку и суеверия. Этот скептицизм может поступать из ряда источников. С одной стороны, ТКМ на Западе, как правило, продвигается либо китайскими иммигрантами, либо теми, кто потерял веру в традиционную медицину. В сознании многих людей на Западе сохраняются стереотипы о мистическом и ненаучном Востоке, который привлекает на Западе тех, кто потерял надежду в науку, и отталкивает тех, кто верит в научные объяснения. Были случаи на Западе с недобросовестными или благонамеренными, но недостаточно подготовленными «практиками ТКМ», которые причинили людям больше вреда, чем пользы во многих случаях.

Различные роли ТКМ в Китае и на Западе можно увидеть на следующем примере – человек со сломанной костью на Западе (т.е. с обычным, «простым» состоянием) вряд ли подумает о том, чтобы обратиться к практику китайской медицины или посетить школу боевых искусств для вправления кости, в то время как в Китае это обычное явление. В качестве другого примера можно сказать, что в большинстве больниц ТКМ в Китае есть электронные микроскопы и многие практики ТКМ умеют ими пользоваться.

Это не означает, что на Западе методы ТКМ считаются бесполезными. На самом деле, западные фармацевтические компании признали ценность традиционных лекарств и с помощью команды ученых во многих частях мира собирают знания от традиционных целителей и практикующих врачей. В конце концов, активные ингредиенты большинства современных лекарственных средств были обнаружены в растениях или животных. Конкретный вклад западной медицины – это то, что она строго применяет научный метод к многообещающим методам традиционного лечения, отделяя эффективные от неэффективных. В качестве другого примера, большинство западных больниц и все большее число других клиник теперь предлагают классы Тай Чи Чуань или цигун в качестве части их стационарных и общинных программ здравоохранения.

Большинство китайцев в Китае не видят конфликта между китайской и западной медициной. В чрезвычайных и кризисных ситуациях вообще нет нежелания использования обычной западной медицины. В то же время вера в китайскую медицину все так же сильна в области поддержания здоровья. В качестве простого примера можно описать ситуацию с пациентом, который обратится к западному врачу с острым аппендицитом, но будет выполнять упражнения или принимать китайские травы, поддерживая здоровье организма, чтобы предотвратить аппендицит или быстрее восстановиться после операции. Очень немногие практикующие специалисты западной медицины в Китае отвергают традиционное китайское целительство, и большинство врачей в Китае будут использовать его некоторые элементы в своей практике.

Степень интеграции между китайской и западной медициной также отмечена в Китае. Например, в онкологической больнице Шанхая пациента может обследовать многопрофильная команда, которая будет лечить его одновременно с лучевой хирургией, западными лекарствами и традиционными травяными препаратами.

Стоит отметить, что практика западной медицины в Китае несколько отличается от той, что на Западе. В отличие от Запада, существует сравнительно мало смежных медицинских профессионалов для выполнения обычных медицинских процедур или осуществления таких процедур, как массаж или физическая терапия.

Кроме того, китайские практики западной медицины были менее затронуты тенденциями на Западе, которые поощряют расширение прав и возможностей пациентов, чтобы видеть пациента как личность, а не набор органов, и ничего не делать, если это приемлемо с медицинской точки зрения. Китайских практиков западной медицины широко критиковали за чрезмерное назначение препаратов, таких как кортикостероиды или антибиотики для общих вирусных инфекций. Вполне вероятно, что эти лекарства, которые, как правило, бесполезны против вирусных инфекций, обеспечат меньше облегчения пациенту, чем традиционные китайские травяные средства.

Традиционная китайская диагностика и лечение зачастую гораздо дешевле, чем западные методы, которые требуют высокотехнологичного оборудования или обширной химической манипуляции.

Врачи ТКМ часто критикуют западных врачей за то, что уделяют слишком много внимания лабораторных анализам и недостаточное беспокоятся об общем самочувствии пациентов.

Современные практики направят пациентов в западные медицинские учреждения, если посчитают, что по состоянию здоровья организм слишком далек от «баланса» для применения в лечении традиционных методов.

Животная продукция

Продукты животного происхождения используются в некоторых китайских формулах, что может представлять проблему для веганов и вегетарианцев. Если практики знают о таких ограничениях, то они часто используют альтернативные вещества.

Использование исчезающих видов является спорным в ТКМ. В частности, это вера в то, что пенис тигра и рог носорога служат афродизиаками (хотя традиционно рог носорога использовали для снижения лихорадки). Как следствие, эти виды в природе истощаются. Лекарственное использование также оказывает существенное влияние на популяции морских коньков.

Суп из акульих плавников традиционно считается полезным для здоровья в Восточной Азии. Согласно «Сборнику фармакологии», он хорош для укрепления талии, дополнения жизненной энергии, питания крови, стимуляции почек и легких и улучшения пищеварения. Тем не менее, эти утверждения не обоснованы научными данными. Кроме того, было обнаружено, что эти органы содержат много ртути, которая известна своими побочных эффектами.

Движение за права животных отмечает, что в нескольких традиционных китайских лекарственных растворах используется медвежья желчь. Чтобы извлечь максимальные объемы желчи, медведям часто устанавливают некий постоянный катетер. Сама процедура и особенно извлечение желчи очень болезненны, приводят к повреждению кишечника медведя, и часто становятся причиной смерти животного. Тем не менее, благодаря международному вниманию к проблемам, связанным со сбором желчи, она в настоящее время редко используется практиками за пределами Китая, и в качестве заменителя этого ингредиента рекомендуется желчный пузырь забитого скота.

Противники

Начиная с конца XIX в., китайские политики и ученые, обучавшиеся западной медицине, пытались полностью искоренить ТКМ в Китае. Некоторые из видных сторонников ликвидации ТКМ:

  • Лу Синь, который утверждает, что врачи ТКМ намеренно или ненамеренно обманывают своих пациентов
  • Ван Цзин-вэй, заявляющий, что ТКМ не имеет основы в человеческой анатомии и какой-либо научной основы
  • Ли Ао, который уверен в том, что ТКМ является своего рода суеверием.
  • Фан Шимин, утверждающий, что ТКМ – это псевдо-наука и может быть небезопасной из-за отсутствия двойных слепых тестов.

Попытки сократить ТКМ в Китае всегда провоцируют масштабные дебаты, но никогда не удавались полностью. Тем не менее, многие исследователи и практики ТКМ в Китае и США говорят о необходимости документировать ее эффективность при помощи контролируемых двойных слепых экспериментов. Этим усилиям мешают трудности создания эффективных плацебо для исследований акупунктуры.

Попытка вытеснения ТКМ в Японии частично удалась после реставрации Мэйдзи. Тем не менее, в 1920-х появилось движение, которое пыталось восстановить традиционную медицинскую практику, особенно иглоукалывание. Это движение, известное как движение терапии Меридианов (Keiraku Chiryo на японском языке), сохраняется и по сей день. Кроме того, многие японские врачи продолжают практиковать Кампо, форму традиционной медицины, основанной на традиции китайской травяной медицины Шан Хань Лунь.

Школы китайской медицины

  • Колледж иглоукалывания и интегративной медицины Беркли – школа акупунктуры с программами восточной медицины/традиционной китайской медицины (магистр), медицинский цигун (сертификация) и японской акупунктуры (сертификация) (Беркли, Калифорния, США).
  • Американский колледж традиционной китайской медицины – акупунктура, традиционная китайская медицина (ТКМ), китайская травяная медицина, сертификация туй-на (Сан-Франциско, Калифорния, США).
  • Колледж восточной медицины Мидвест предлагает комбинированную степень бакалавра наук в области питания и магистратрадиционной китайской медицины (ТКМ), сертификацию акупунктуры и новую докторскую программу.
  • Школа акупунктуры Новой Англии – иглоукалывание, традиционная китайская медицина, китайская травяная медицина, школа цигун, интегративная медицина, японская акупунктура (Ньютон, Массачусетс, США).
  • Орегонский колледж восточной медицины – иглоукалывание, традиционная китайская медицина, китайская травяная медицина, цигун, шиацу, туй-на, тайцзи-цюань, клиническая акупунктура и восточная медицина (Портленд, Орегон, США).
  • Юго-Западный колледж иглоукалывания – аккредитованный колледж аспирантуры, который предлагает степень магистра наук в области восточной медицины, куда включается китайская травяная медицина, акупунктура, цигун, шиацу, туй-на, тай-цзи и клинический опыт. Всестороннее обучение длится 4 года, программа 3000+ часов (Боулдер, Колорадо, США).
  • Университет традиционной китайской медицины Йо Сан – акупунктура, фитотерапия, развитие чи (Лос-Анджелес, Калифорния, США).



© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".