Пользовательский поиск

Авиценна - биография и наследие

Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдулла ибн Хасан ибн Али ибн Сино) (18.06.980-16.12.1037) был тюркским или персидским эрудитом, считавшимся одним из самых значительных мыслителей и писателей исламского Золотого Века. Из 450 работ, которые он, как известно, написал, сохранилось около 240, в том числе 150 – по философии и 40 – по медицине.

Продолжение ниже

Индо-тибетская медицина и Авиценна

Советская востоковедная наука в 1952 г., откликнувшись на призыв Всемирного Совета Мира отменить 1000-летие со дня рождения Абу Али Ибн Сины (Авиценны), выполнила титаническую работу по переводу с комментариями знаменитого «Канона врачебной науки». Труд советских ученых в течение ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Его самые известные произведения – это «Книга исцеления», огромная философская и научная энциклопедия, и «Канон врачебной науки», обзор всех аспектов медицины, который вплоть до 1650 г. использовался в качестве стандартного медицинского текста во многих университетах Средневековья.

Помимо философии и медицины, среди трудов Авиценны работы по астрономии, алхимии, географии и геологии, психологии, исламской теологии, логике, математике, физике и поэзии.

Содержание

  1. Обстоятельства и биография
    1. Ранние годы
    2. Зрелость
    3. Поздние годы жизни и смерть
  2. Видео об Авиценне
  3. Философия Авиценны
    1. Метафизическое учение
    2. Переписка с Аль-Бируни
    3. Богословие
    4. Мысленные эксперименты
  4. «Канон врачебной науки»
    1. Медицина и фармакология
    2. Важность физических упражнений, питания и сна
    3. Психология
    4. Юнани-медицина
  5. «Книга исцеления»
    1. Философия науки
    2. Логика
    3. Физика
    4. Психология
  6. Другие науки
    1. Астрономия и астрология
    2. Химия
    3. Поэзия
  7. Наследие Авиценны
  8. Арабские работы
  9. Персидские работы
  10. Авиценна в популярной культуре
    1. «Походный барабан»
    2. «Лекарь»
    3. «Юность гения»

Обстоятельства и биография

авиценнаНа протяжении периода, известного, как Золотой век ислама, Авиценне удалось создать массу работ. Это была эпоха изучения переводов персидских, греко-римских и индийских текстов. Греко-римские (эпохи среднего и нео Платона и Аристотеля) тексты школы Кинди комментировались, редактировались и существенно развивались исламскими интеллектуалами, которые также опирались на индийские и персидские математические системы, алгебру, астрономию, медицину и тригонометрию. Династия Саманидов в восточной части Персии, Великом Хорасане и Центральной Азии, а также династия Буидов на Западе Персии и Ирака обеспечили процветающей атмосферу для научного и культурного развития. При Саманидах Бухара соперничала с Багдадом за звание культурной столицы исламского мира.

В такой научной атмосфере процветало изучение Корана и хадисов. Философия, фикх и теологии получили дальнейшее развитие, наиболее заметно Авиценной и его оппонентами. Аль-Рази и Аль-Фараби занимались методологией и расширением знаний в области медицины и философии. У Авиценны был доступ к большим библиотекам Балха, Хорезма, Горгана, Рея, Исфахана и Хамадана. Различные тексты (например, «Ахб и Бахманьяр») показывают, что он обсуждал философские вопросы с величайшими учеными своего времени. Арузи Самарканди описывает, как Авиценна перед отъездом из Хорезма встречался с известным ученым и астрономом Абу Райхан Бируни, известным математиком Абу Наср Ираки, уважаемым философом Абу Сахл Масихи и великим врачом Абу аль-Хайр Хаммаром.

Ранние годы

Единственным источником информации о первой части жизни Авиценны является его автобиография. При отсутствии каких-либо других источников невозможно с уверенностью сказать, насколько точна автобиография. Было отмечено, что он использует автобиографию для продвижения своей теории познания (возможность для человека приобрести знания и понять философские науки Аристотеля без учителя). Также ставилось под сомнение, был ли изменен порядок описанных событий, чтобы больше соответствовать аристотелевской модели. Другими словами, описывал ли Авиценна себя в плане изучения вещей в «правильном» порядке. Однако, учитывая отсутствие каких-либо других доказательств, точку зрения Авиценны по существу следует принять за истину.

Авиценна родился в 980 г. в Афсане, деревне недалеко от Бухары (в современном Узбекистане), столице Саманидов, персидской династии Центральной Азии и Великого Хорасана. Его мать Сетаре была из Бухары, а его отец Абдулла был уважаемым ученым-исмаилитом из Балха, важного города империи Саманидов, сегодня это провинция Балх в Афганистане. В момент его рождения дед будущего ученого был губернатором в одном из поместий Саманидов Нух ибн Мансура. Отец дал сыну блестящее образование в Бухаре. Самостоятельному мышлению Ибн Сины способствовал необыкновенный интеллект и память, что позволило ему обогнать своих учителей в возрасте 14 лет. Согласно его автобиографии, не было ничего, чего бы он не узнал, когда достиг 18 лет.

Множество различных теорий предлагались в отношении мазхаба Авиценны. Средневековый историк Захир аль-Дин аль-Байхади (1169) считал его последователем Братства чистоты. С другой стороны, Димитри Гутас вместе с Аиша Хан и Жюлем Ж. Янссенсом доказали, что Авиценна был ханафитским суннитом. Тем не менее, шиитский факих Нуруллах Шустари и Сейед Хоссейн Наср, в дополнение к Генри Корбину, утверждали, что он был, скорей всего, шиитом Твелвер. Подобные разногласия есть и в отношении прошлого семьи Авиценны, в то время как некоторые писатели считали их суннитами, более поздние писатели думали, что они были шиитами. Согласно его автобиографии, Авиценна запомнил весь Коран уже к 10-летнему возрасту. Он узнал индийскую арифметику от индийского торговца и начал узнавать больше от странствующего ученого, который получал средства к существованию, занимаясь лечением больных и обучая молодых. Он также изучал фикх (исламскую юриспруденцию) под руководством ханафитского ученого Исмаил аль-Захида.

В подростковом возрасте его очень волновала «Метафизика» Аристотеля, которую он смог понять, лишь прочитав комментарий Аль-Фараби к работе. По его словам, он прочитал «Метафизику» 40 раз, пока текст не запечатлелся в его памяти. Однако смысл оставался безнадежно неясным, пока однажды на него не нашло озарение благодаря маленькому комментарию Фараби, который он приобрел в книжном киоске всего за 3 дирхама. Радость открытия, сделанного с помощью работы, в которой его поначалу ждала только тайна, была столь велика, что он поспешил поблагодарить Бога и даровал милостыню бедным. В следующие полтора года он изучал философию, столкнувшись в ней с еще большими препятствиями. В моменты недоумения он оставлял книги, выполнял необходимые омовения, шел в мечеть и молился, пока не находил ответы на сложные вопросы. Глубокой ночью он продолжал свои исследования, и даже во сне задачи преследовали его и он работал над решением.

Он обратился к медицине в 16 лет, и не только изучал медицинскую теорию, но и безвозмездно принимал больных. Так, по его собственным словам, он открывал новые методы лечения. Подростком ему удалось достичь статуса полноценного квалифицированного врача в возрасте 18 лет и обнаружить, что медицина не является трудной и тернистой наукой, как математика и метафизика. Поэтому он столь скоро добился значительного прогресса и стал отличным врачом, начав лечить больных с использованием утвержденных средств. Слух о юном талантливом враче быстро распространился, и он лечил многих пациентов, не спрашивая оплату.

Зрелость

Первым назначением Ибн Сины стал врач эмира Нуха II, который обязан ему своим выздоровлением от опасного заболевания. Главной наградой для Авиценны за эту услугу стал доступ в королевскую библиотеку династии Саманидов, известных покровителей науки и ученых. Когда вскоре после этого библиотека была уничтожена пожаром, враги Ибн Сины обвинили его в поджоге, чтобы навсегда скрыть источники его ведома. Между тем, он помогал отцу в его финансовой работе, но все же нашел время, чтобы написать некоторые из его ранних работ.

Когда ему был 22 года, он потерял отца. В декабре 1004 г. подошло к концу правление династии Саманидов. Ибн Сино отклонил предложения Махмуда Газни и отправился на запад в Ургенч в современном Туркменистане, где визирь, считавшийся другом ученых, дал ему небольшую ежемесячную стипендию. Однако платили мало, поэтому он бродил с места на место через районы Нишапур и Мерва до границ Хорасана, стремясь раскрыть свои таланты. Кабус, щедрый правитель Табаристана, поэт и ученый, у которого Ибн Сино ожидал найти убежище, к тому времени (1012 г.) умер от голода в период восстания его войска. Сам ученый в это время страдал от тяжелой болезни. Наконец, в Горгане, недалеко от Каспийского моря, он встретился с другом, который купил ему жилье возле своего дома, где он читал лекции по астрономии и логике. Для этого патрона Авиценна написал несколько трактатов, а начало работы над его «Каноном врачебной науки» также датируется его пребыванием в Гиркании.

Впоследствии Авиценна поселился в городе Рей, в непосредственной близости от современного Тегерана, родном городе Рази. В то время там правил Майд ад-Даула, сын последнего эмира династии Бувейхидов, был номинальным правителем при регентстве его матери (Сейеде хатун). Считается, что около 30 коротких работ Ибн Сины были составлены в Рей. Постоянные распри, которые бушевали между регентшей и ее вторым сыном, Шамсом ад-Даулой, однако, заставили ученого покинуть это место. Недолго он был в Казвине, затем отправился на юг в Хамадан, где себя зарекомендовал Шамс аль-Даула, другой эмир из династии Бувейхидов. Сначала Авиценна поступил на службу к знатной даме, но эмир, узнав о его прибытии, вызвал его в качестве врача и отправил обратно с подарками в его жилище. Ибн Сино затем был повышен до должности визиря, но вскоре эмир решил изгнать его из страны. Но Авиценна скрывался в течение 40 дней у шейха Ахмеда Фадхела, пока новый приступ болезни не заставил эмира восстановить его в должности. Даже во время этого возмущенного времени Ибн Сино упорно занимался своими исследованиями и преподаванием. Каждый вечер он диктовал и разъяснял отрывки из своих великих произведений. После смерти эмира он перестал быть визирем и спрятался в доме апотекаря, где с интенсивным усердием продолжал писать свои произведения.

Между тем он написал Абу Яфару, префекту динамично развивающегося города Исфахан, предлагая свои услуги. Новый эмир Хамадан, услышав об этой переписке и открыв, где скрывался Ибн Сино, заключил его в крепость. Тем временем продолжалась война между правителями Исфахана и Хамадана. В 1024 г. первый захватил Хамадан и его города, изгнав таджикских наемников. Когда буря миновала, Ибн Сино вернулся с эмиром в Хамадан и продолжил свои литературные труды. Позже, однако, в сопровождении своего брата, любимого ученика и двух рабов Ибн Сино сбежал из города в одежде суфийского отшельника. После опасного путешествия они достигли Исфахана, получив почетный прием от князя.

Поздние годы жизни и смерть

Остальные 10 или 12 лет жизни Авиценна провел в служении правителя Какуйида Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, которого он сопровождал в качестве врача и общего литературного и научного руководителя, даже в его многочисленных походах.

За эти годы он занялся изучением литературных вопросов и филологией, провоцируя критику его стиля. Тяжелые колики, от которых он мучился в военном походе против Хамадана, лечили столь сильными лекарствами, что он едва мог стоять. Болезнь вернулась в аналогичных обстоятельствах, с трудом он добрался до Хамадана, где болезнь набрала силу, но он отказывался следовать предписанному режиму и смирился со своей судьбой.

Его друзья советовали ему успокоиться и принимать жизнь умеренно. Он отказался, однако, заявив: «Я предпочитаю жизнь короткую, но широкую, а не длинную, но узкую». На смертном одре его охватило раскаяние; он раздал бедным свое имущество, восстановил несправедливые выгоды, даровал вольную своим рабам и читал Коран каждые три дня до своей смерти. Умер он в июне 1037 г. на 57 году жизни в месяц Рамадан и был похоронен в иранском Хамадане.

Видео об Авиценне

Философия Авиценны

Ибн Сино писал о зарождении исламской философии, о таких предметах, как логика, этика и метафизика, а также трактата, названные «Метафизика» и «Логика». Большая часть работ написана на арабском языке, языке науки Ближнего Востока, а некоторые – на персидском языке. Несколько книг, написанные им почти на чистом персидском языке (в частности, «Данишмана-ил Ала», «Философия Ала ад-Даула») и по сей день имеют значение для лингвистики. В комментариях к работам Аристотеля Ибн Сино часто критиковал философа, поощряя оживленную дискуссию в духе иджтихада.

В средневековом исламском мире, благодаря успешному примирению Авиценной аристотелизма и неоплатонизма вместе с Каламом, авиценнизм в конечном итоге стал ведущей школой исламской философии в XII в., а сам ученый – центральным специалистом по философии.

Авиценнизм также оказал влияние в средневековой Европе, в частности, его учение о природе души и различиях существования и сущности, наряду с дебатами и порицаниями, поднятые ими в схоластической Европе. В особенной степени это коснулось Парижа, где авиценнизм позже был запрещен в 1210 г. Тем не менее, его психология и теория познания оказали влияние на Уильяма Оверни, епископа Парижа, и Альберта Великого, в то время как его метафизика повлияла на мысли Фомы Аквинского.

Метафизическое учение

Ранняя исламская философия и исламская метафизика, пропитанные по своей сути исламской теологией, различали более четко, чем аристотелизм, сущность и существование. В то время как существование является областью контингента и случайного, сущность пребывает в бытии над случайным. Своей философией Авиценна, особенно это касается части, относящейся к метафизике, во многом обязан аль-Фараби. В том, что осталось от его работ, можно увидеть поиск окончательной исламской философии отдельно от окказионализма.

Следуя примеру аль-Фараби, Авиценна инициировал полноценное расследование вопроса о существе, в котором он различал суть и существование. По его утверждению, факт существования нельзя вывести из сути существующих вещей, и он не может являться ее причиной, а формы и материи сами по себе не могут взаимодействовать и порождать движение Вселенной, или прогрессивной актуализации существующих вещей. Следовательно, существование должно быть связано с агентом-причиной, который требует, придает, дает или добавляет существование к сути. Для этого причина должна являться существующей вещью и сосуществовать с ее влиянием.

Рассмотрение Авиценной вопроса сущности-атрибута может быть истолковано с точки зрения его онтологического анализа модальностей бытия; а именно невозможность, случайность и необходимость. Авиценна утверждал, что невозможное – это то, что не может существовать, в то время как случайность в себе имеет потенциал быть или не быть, не вызывая противоречий. Актуализированная случайность становится «необходимым существующим из-за чего-то, помимо себя». Таким образом, случайность в себе является потенциальным бытием, которое в конечном счете может быть актуализировано внешней причиной, помимо себя. Бывают разные метафизические структуры необходимости и случайности. Необходимое из-за себя верно само по себе, в то время как случайное «ложно в себе» и «верно из-за чего-то, помимо себя». Необходимое – это источник собственного бытия без взятого взаймы существования. Это то, что всегда существует.

Необходимое существует «из-за себя» и не имеет сути/сущности, помимо существования. Кроме того, оно «одно», так как не может быть более одного «необходимого, существующего из-за себя» без отличительного свойства, чтобы отличаться друг от друга. Тем не менее, требование отличительного свойства предполагает, что они существуют «из-за себя», а также «из-за чего-то другого, помимо себя», а это противоречиво. Однако если отличительное свойство не отличает их друг от друга, то нет никакого смысла в том, что эти «существующие» не являются одним и тем же. Авиценна добавляет, что «необходимое существующее из-за себя» не имеет рода, определения, аналога, противоположного и обособлено от материи, качества, количества, места, ситуации и времени.

Переписка с Аль-Бируни

Сохранилась переписка между Ибн Сино (вместе с его учеником Ахмадом ибн Али аль-Масуми) и Аль-Бируни, в которой они обсуждали естественную философию Аристотеля и перипатетику. Абу Райхан начал с 18 вопросов для Авиценны, 10 из которых были критическими замечаниями к труду Аристотеля «О небе».

Богословие

Авиценна был набожным мусульманином и пытался примирить рациональную философию с исламской теологией. Его целью было доказать существование Бога и сотворение мира научно и с помощью разума и логики. Мнения Авиценны по исламской теологии (и философии) были чрезвычайно влиятельными, образуя часть ядра учебной программы в исламских религиозных школах до XIX века. Авиценна написал несколько коротких трактатов, посвященных исламской теологии. К их числу относятся трактаты об исламских пророках (которых он считал «вдохновленными философами»), а также различных научных и философских интерпретациях Корана, например, о том, как космология Корана соответствует его собственной системе философии. В целом, эти трактаты связали его философские труды с исламскими религиозными идеями, например, в отношении загробной жизни организма.

Однако в его более длинных работах есть случайные намеки и аллюзии, что Авиценна считал философию единственным разумным способом отличить настоящее пророчество от иллюзии. Он не заявлял об этом более открыто из-за политических последствий теории о том, что пророчество может быть поставлено под сомнение. К тому же, большую часть времени он писал короткие произведения, которые сосредоточены на объяснении его теорий по философии и теологии, не отвлекаясь на рассмотрение эпистемологических вопросов, которые могут быть должным образом рассмотрены только другими философами.

Позже толкования философии Авиценны были разделены на три разные школы: те (например, ат-Туси), которые продолжали применять его философию как систему интерпретации поздних политических событий и научных достижений; те (например, аль-Рази), которые считали богословские труды Авиценны в отрыве от его более широких философских проблем; и те, (например, аль-Газали), которые избирательно использовали части его философии, чтобы поддержать свои попытки получить большее духовное прозрение через разнообразные мистические средства. Это было богословское осмысление, которое отстаивали и такие, как аль-Рази, что в конечном итоге возобладало в медресе.

Запомнив Коран уже в детстве, Авиценна во взрослом возрасте написал пять трактатов, комментируя суры из Корана. В этом из текстов есть «Доказательство пророчества», в котором он комментирует нескольких коранических стихов и высоко почитает Коран. Авиценна утверждал, что исламские пророки должны считаться больше, чем философами.

Мысленные эксперименты

Когда он находился в заключении в тюрьме в замке Фарбаджан вблизи Хамадхана, Авиценна написал свой знаменитый труд «Плавающий человек» – в буквальном смысле «Падающий человек» – мысленный эксперимент, чтобы продемонстрировать человеческое самосознание и материальность и нематериальность души. Авиценна считал, что его мысленный эксперимент «Плавающей человек» показал, что душа – это вещество, и утверждал, что люди не могут сомневаться в их собственном сознании, даже в ситуации, которая предотвращает введение всех сенсорных данных. Мысленный эксперимент предлагал своим читателям представить себя вдруг взвешенными в воздухе, изолированными от всех ощущений, которые не включают сенсорную связь даже с их собственными телами. Он утверждал, что в этом сценарии можно было бы иметь самосознание. Потому что возможно, что человек, подвешенный в воздухе и отрезанный от чувственного опыта, по-прежнему будет способен определить свое собственное существование. Мысленный эксперимент указывает на выводы, что душа – это совершенство, независимо от тела, и нематериальное вещество. Постижимость этого «Плавающего человека» означает, что душа воспринимается интеллектуально, что влечет за собой обособленность души от тела. Авиценна ссылается на живой человеческий интеллект, в частности, активный интеллект, который он считал ипостасью, с помощью которого Бог сообщает истину разуму человека и наводит порядок и понятность к природе.

Тем не менее, Авиценна считал мозг местом, где причина взаимодействует с ощущением. Ощущение готовит душу к получению рациональных понятий из универсального интеллекта. Первое знание летающего человека будет «я», утверждающее его суть. Очевидно ,что эта суть не может быть телом, так как у летающего человека нет ощущений. Отсюда знание того, что «я» является ядром человеческого существа: душа существует и обладает самосознанием. Авиценна, таким образом, пришел к выводу, что идея себя не является логически зависимой от какой-либо физической вещи, и что душу не следует рассматривать в относительном выражении, но как первичное данное, вещество. Тело не является необходимым; по отношению к нему душа является его совершенством. Сама по себе душа – нематериальная субстанция.

«Канон врачебной науки»

Авиценне приписывается авторство около 100 трактатов. Некоторые из них являются работами на нескольких страницах. Другие охватывают несколько томов. Его 14-томный «Канон врачебной науки» был стандартным медицинским текстом в европейском и исламском мирах вплоть до XVII века.

Медицина и фармакология

Книга известна описанием инфекционных заболеваний и болезней, передающихся половым путем, карантина для ограничения распространения инфекционных заболеваний, а также испытания лекарств. Как и греки, Ибн Сино поддержал теорию миазмов заболевания, которая постулирует, что пары, содержащиеся в воздухе, являются причиной эпидемий. Он классифицирует и описывает заболевания, и излагает их причины. Книга охватывает и гигиену, простые и сложные лекарства, функции частей тела. «Канон» соглашается с Аристотелем (и не соглашается с Гиппократом) в том, что туберкулез заразен, этот факт приняли в Европе лишь спустя столетия. Он также описывает симптомы и осложнения диабета. Подробно описаны обе формы паралича лицевого нерва.

авиценна

В своем труде ученый советует, как эффективно испытывать новые лекарства:

  • Лекарство не должно обладать каким-либо посторонним случайным качеством.
  • Оно должно быть использовано на простом, а не сложном заболевании.
  • Препарат должен быть проверен в отношении двух противоположных типов заболеваний, потому что иногда препарат лечит одну болезнь посредством своих присущих свойств, а другую – посредством случайных.
  • Качество лекарства должно соответствовать силе заболевания. Например, есть некоторые препараты, тепло которых меньше, чем холод некоторых заболеваний, так что они не окажут никакого влияния на них.
  • Должно соблюдаться время действия, чтобы не путать сущность и случайность.
  • Эффект препарата должно быть виден постоянно или во многих случаях, если этого не произошло, эффект был случайным.
  • Эксперименты должны проводиться с телом человека, так как испытание препарата на льве или лошади может не доказать чего-либо о его влиянии на человека.

Арабское издание «Канона» появилось в Риме в 1593 г, а версия на иврите – в Неаполе в 1491 г. Латинская версия была издана около 30 раз на основе оригинального перевода Жерара де Саблонета. В XV в. был составлен комментарий на текст «Канона». Другие медицинские труды, переведенные на латинский, это «Medicamenta Cordialia», «Canticum de Medicina» и «Tractatus de Syrupo Acetoso».

Было выявлено и в целом случайно, что с XII по XVII вв. Ибн Сино стал проводником медицинских исследований в европейских университетах и затмил имена Рази, Али ибн аль-Аббас и Аверроэса. Его работа по существу не отличается от его предшественника Рази, потому что он представил учение Галена, а через него учение Гиппократа, модифицированное системой Аристотеля. Но «Канон» Авиценны отличается от Аль-Хави (Continence) или «Сводки» Рази его большим методом, возможно, из-за логических исследований первого.

Работа была по-разному оценена в последующие века, некоторые рассматривали ее, как сокровищницу мудрости, а другие, как Аверроэс, видели в ней пользу только в качестве макулатуры. В наше время она представляет в основном исторический интерес, поскольку большая часть положений была опровергнута или расширена научной медициной. Недостатком книги является чрезмерно подробная классификация телесных способностей и острота в дискриминации заболеваний. Она включает в себя пять книг, из которых первая и вторая обсуждают психологию, патологию и гигиену, третья и четвертая – методы лечения болезни, а пятая – описывает состав и приготовление лекарств. В последней части содержатся некоторые личные наблюдения.

Он подробно перечислял симптомы и был слабее в практической медицине и хирургии. Он ввел медицинскую теорию четырех причин перипатетической системы. Никакими специальными знаниями по естественной истории и ботанике он не обладал. До 1650 г. или около того, «Канон» использовался в качестве учебного пособия в университетах Монпелье и Левена.

В музее Бухары есть стенды, показывающие многие его сочинения, хирургические инструменты того периода и изображения пациентов, проходящих лечение. Ибн Сино интересовался влиянием разума на тело, и написал много трудов по психологии, вероятно, оказав влияние на Ибн Туфайли и Ибн Бадджа. Он также представил лекарственные травы.

В «Каноне врачебной науки» Авиценна расширил теорию темпераментов, чтобы охватить «эмоциональные аспекты, нравственные отношения, умственные способности, самосознание, мечты и движения». Он кратко изложил свою версию четырех гуморов и темпераментов в таблице следующим образом:

Четыре гумора и темперамента Авиценны

Доказательства

Горячий

Холодный

Влажный

Сухой

Болезненные состояния

воспаления становятся лихорадочными

лихорадки, связанные с серьезными гуморами, ревматизмом

усталость

потеря энергии

Функциональная сила

нехватка энергии

недостаточная пищеварительная сила

затрудненное пищеварение


Субъективные ощущения

горький вкус, избыточная жажда, жжение в груди

отсутствует желание употреблять жидкости

слизеподобное слюноотделение, сонливость

бессонница, бодрствование

Физические признаки

учащенный пульс, усталость

слабые суставы

диарея, опухшие веки, грубая кожа, приобретенные привычки

грубая кожа, приобретенные привычки

Продукты и лекарства

согревающие средства вредны, охлаждающие – идут на пользу

охлаждающие средства вредны, согревающие – идут на пользу

влажные средства вредны

сухой режим вреден, влажные вещества идут на пользу

Связь с погодой

хуже летом

хуже зимой


плохо осенью

Авиценна первым использовал канюлю, вставленную в горло, чтобы помочь при удушье больного. Резка дыхательного горла предлагалось только в крайнем случае.

Важность физических упражнений, питания и сна

Как уже было упомянуто, «Канон врачебной науки» написан в 5 томах. В первом томе Авиценна делит медицину на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть состоит без ограничений из таких вещей, как причины здоровья и болезни, темпераменты, гуморы, анатомия, общая физиология, дыхание, психология, обсуждение причин заболеваний и симптомов, причины болезни, классификация болезней, пульс, моча и т.д. По его словам:

«В первой части этой книги заявлено, что медицина состоит из двух частей, одна теоретическая, другая – практическая, хотя обе – это действительно спекулятивная наука».

Ибн Сино утверждал, что нельзя получить никакой пользы от простого знания того, как работает тело, настоящая польза исходит от самой медицины в практическом плане, поскольку она предназначена для сохранения здоровья.

То, что называется спекулятивной теорией, относится к формированию мнений и демонстрации доказательств, на которых они основаны, без ссылки на режим действия в их основе. Таким образом, эта часть относится к темпераментам, гуморам, побуждениям, а также формам, симптомам и причинам заболевания. То, что называется практикой, относится к режиму действия в основе этого знания и предписанию режима.

После изложения задачи медицины описывается путь к достижению здоровья:

«Поскольку режим сохранения здоровья состоит в основном из регуляции упражнений, питания и сна, можно начать нашу беседу с темы упражнений.

Упражнения в свою очередь делятся на три основные части: массаж (что эквивалентно массированию мышц перед началом занятий), сами упражнения и, наконец, холодная баня».

Считая режим физических упражнений наиболее полезным, и объясняя чрезвычайную важность и потребность в нем, Ибн Сино говорит:

«Когда мы обращаем внимание на регуляцию упражнений в отношении объема и времени, мы обнаруживаем, что нет необходимости в лекарствах, которые обычно требуются для устранения заболеваний, зависящих от веществ, или заболеваний темперамента, причиненных таким. Это верно при условии, что остальная часть режима подходящая и правильная».

«Ценность физических упражнений включает следующее: укрепление органов и подготовка их к выполнению их функций; улучшение усвоения пищи, содействие усвоению и за счет увеличения врожденного тепла улучшение питания; очищение пор кожи; удаление вредных веществ через легкие; укрепление телосложения. Энергичные упражнения укрепляют мышечную и нервную систему».

Используя слово темперамент, Авиценна утверждает, что физические упражнения лечат заболевания темперамента. Он делит темперамент на то, что гармонично, и то, что не является однородным:

«В дополнение к признакам нормального темперамента, которые уже имеются, есть умственные способности, включая энергию воображения, интеллектуальные способности и память.

Вкратце, есть неравномерность темперамента среди членов, или, быть может, главные члены отходят от равномерности и имеют противоположный темперамент, один отклоняясь в сторону другого, другой наоборот. Если компоненты тела не пропорциональны, это печально для таланта и умственных способностей».

Приводя дальнейшие доказательства того, почему упражнения столь полезны, Авиценна говорит:

«Мы знаем, что это должно быть так, когда мы размышляем относительно питания, наше здоровье зависит от питания, подходящего для нас, и регулируется по количеству и качеству. Ни один продукт питания, способный насытить наш организм, не превращается в фактическое питательное вещество в полном объеме. В каждом случае пищеварения что-то остается нетронутым, и природа позаботилась о способности очищения. Тем не менее, очищение, предусмотренное природой, не является полным. Следовательно, в конце каждого акта пищеварения остается что-то лишнее. Если это происходит часто, повторение приведет к дальнейшему накоплению до измеримых объемов. В результате формируются вредные вещества, которые будут травмировать различные части тела. Когда они разлагаются, возникают гнилостные заболевания (бактериальные инфекции). Если они сильны в качестве, они будут приводить к невоздержанности, и если будет расти их количество, они повлекут множество уже описанных симптомов. Это приведет к образованию воспалительной массы, а их пары уничтожат темперамент существенной основы дыхания.

Поэтому следует тщательно избавляться от этих веществ. Очистка от них обычно достигается при помощи токсичных лекарственных средств. Это может быть достигнуто только путем токсичных агентов, хотя прием их в определенной степени вреден для нашей природы. Как сказал Гиппократ: «Лекарство чистит и старит». Более того, выделение лишнего гумора повлечет потерю в значительной степени части природных влажных веществ и дыхания, которое является веществом жизни. Все это происходит за счет силы основных и вспомогательных элементов, и поэтому они ослаблены. Эти и другие вещи объясняют трудности при избытке, остаются ли в организме или выводятся из него».

Незадолго до этого Авиценна объяснил, как накопление пищи в нашем организме может вызывать заболевания, и одним из способов избавить нас от этого является прием сильных лекарств. Однако, как он объясняет, это не идеальный способ, и, конечно, не в долгосрочной перспективе. Таким образом, чтобы понять его точку зрения и показать крайнюю необходимость ежедневных упражнений для здоровья, он говорит:

«Теперь упражнения являются тем фактором, который, несомненно, предотвращает накопление этих веществ, а также предотвращает избыток. Ему содействуют другие формы режима. Именно упражнения обновляют и возрождают природное тепло, и придает необходимую легкость телу, так как они увеличивают тонкое тепло и ежедневные занятия рассеивают все накопленные вредные вещества. Движения тела помогают вывести их, перемещая их к тем частям, откуда они легко могут покинуть его. Поэтому вредные вещества больше не могут накапливаться изо дня в день и, кроме того, как мы только что сказали, физические упражнения вызывают увеличение врожденного тепла и укрепляют суставы и связки, чтобы они всегда быть готовыми к работе, избегая травм. Они позволяют членам получать питание без скопления вредных веществ. Они придают членам легкость и разжижают влажные элементы, что расширяет поры кожи.

Бросая упражнения, можно навлечь на себя риск «лихорадки», потому что инстинктивные побуждения членов ухудшаются, поскольку лишение их движения лишает их доступа к врожденному дыханию. Последнее является реальным инструментом жизни для каждого из его членов».

Прежде чем начать заниматься, важно помассировать мышцы:

«Массаж служит для подготовки к занятиям. Начинается он мягко, а затем становится все более энергичным, когда подходит время для упражнения».

Сами упражнения делятся на «напряженные, легкие, энергичные и бодрые». Ученый определяет типы упражнений по каждому виду:

«Напряженные упражнения включают борцовские состязания, бокс, быструю ходьбу, бег, прыжки над объектом выше одной ноги, метание копья, фехтование, верховую езду, купание. Легкие упражнения включают рыбалку, парусный спорт, езду на верблюдах, покачивания. Энергичные упражнения включают те, которые выполняются солдатами в лагере, в военных видах спорта – бег на поле, прыжки в длину, прыжки в высоту, поло, метание камней, подъем тяжелых камней или веса, различные виды борьбы. Оживленные упражнения включают обмен местами с партнером так быстро, насколько это возможно, прыжки туда-сюда по времени или нерегулярно.

Стоит отметить некоторые важные вещи перед началом занятий, одна – это объем, другая – слаженность. Авиценна утверждает об объеме:

«Пока кожа краснеет, можно продолжать физические упражнения. Когда она перестает краснеть, следует прекратить упражнения».

О слаженности упражнений (т.е. важности наличия режима) Авиценна утверждает:

«В конце первого дня упражнений вы будете знать степень допустимых упражнений, и когда вы знаете, какой объем человек может вынести, не делайте каких-либо изменений на второй день. Установите меру, и количество упражнений не должно превышать этот предел, определенный на первый день».

Подумав о тех, кто считает себя пожилыми людьми, и, таким образом, избегает упражнений, ученый написал целую главу под названием «Что касается пожилых людей» в «Каноне», и заявил, что им подойдет тот же режим, что и другим:

«Ибо если к концу жизни тело все еще соразмерно, будет правильно попробовать упражнения. Если состояние одной части тела не превосходно, другая часть тела не должна заниматься, пока не начнет заниматься другая. С другой стороны, если болезнь присутсвует в ногах, в упражнении следует использовать верхние конечности, занявшись, например, катанием на лодках, метанием веса, поднятием тяжестей».

После упражнений человек часто чувствует себя усталым и утомленным. Для борьбы с этой проблемой Авиценна советует:

«Благотворное влияние бани: вызывает сон; расширяет поры; очищает кожу; выводит ненужные отходы; способствует созреванию нарывов; притягивает питательные вещества к поверхности тела; помогает выделению ядовитых веществ и физиологической дисперсии; служит для профилактики диареи и устраняет эффекты усталости.

Важно помнить:

«Человек не должен идти в ванну сразу после занятий. В первую очередь он должен отдохнуть должным образом».

По этому поводу стоит отметить и следующее:

«Вредные эффекты включают тот факт, что сердце ослабляется, если человек находится слишком долго в ванне».

«Холодная ванна не должна следовать сразу за упражнениями, только лишь при очень крепком здоровье. Природное тепло неожиданно притекает к внутренним частям, а затем укрепляет силы, так что человек, покидая ванну, должен стать в два раза сильнее, чем когда он вошел в нее.

Заявляя, что упражнения имеют центральную важность для здоровья, Авиценна называет многие упражнения, например, бег, плавание, тяжелая атлетика, поло, фехтование, бокс, борьба, прыжки в длину, прыжки в высоту, и т.д. Он также включает диету в упражнения:

«Еда должна включать мясо, особенно коз; телят и однолетних ягнят (в современных условиях это означает белое мясо); пшеницу, которая очищена от посторонних примесей и собрана в ходе здорового урожая, никогда не подвергаясь вредным воздействиям; сладости (плоды) соответствующего темперамента».

Наконец, третий упомянутый момент – это сон. Нужно не спать днем и не бодрствовать по ночам. Очевидно, что Авиценна советовал в своей книге то же самое, что и врачи советуют своим пациентам. Помимо ежедневных занятий, чтобы победить заболевания, таких как сахарный диабет 2 типа, высокое кровяное давление, он дает рецепт диеты, содержащей большое количество цельных зерен и практически не содержащей рафинированные углеводы.

Психология

Авиценна в «Каноне врачебной науки» описал ряд состояний, в том числе меланхолию. По его мнению, меланхолия – это депрессивный тип расстройства настроения, при котором человек может стать подозрительным с развитием определенных видов фобий.

Юнани-медицина

Хотя темы, которые содержат юнани-исцеление, можно проследить на всем пути от Галена из Пергама, который жил во II в н.э., базовые знания Юнани-медицины, как системы оздоровления, были разработаны Авиценной в его медицинской энциклопедии «Канон врачебной науки». Таким образом, время происхождения датируется приблизительно 1025 г. н.э., когда Авиценна писал труд в Персии, который остается текстом по программе Юнани-медицины в колледжах Индии и Пакистана.

«Книга исцеления»

В «Книге исцеления» Авиценна писал о науках о Земле, таких как геология. Так, обсуждая образование гор, он пояснил:

«Они являются либо последствием сотрясений земной коры, которые могут произойти во время сильного землетрясения, или воздействия воды, которая, прорезая для себя новый маршрут, разделяет долины на различные слои, мягкие и твердые. Это потребует длительного периода времени для всех таких изменений, когда сами горы могли бы уменьшиться несколько в размерах».

Философия науки

авиценнаВ разделе «О демонстрации» «Книги исцеления» Авиценна обсуждает философию науки и описывает ранний научный исследовательский метод. Он обсуждает «Позднюю аналитику» Аристотеля и значительно расходится с ним по несколько пунктам. Авиценна обсуждал вопрос о надлежащей методологии научного исследования и задавался вопросом о том, как можно приобрести первые принципы науки. Он спрашивал, как ученый пришел бы к «начальным аксиомам или гипотезам дедуктивной науки без выведения их из некоторых основных предпосылок». Он объясняет, что идеальной является ситуация, когда один осознает, что «имеет место соотношение между терминами, которые позволили бы абсолютную, универсальную определенность». Авиценна затем добавляет еще два метода, поступающие на первых принципах: древний метод индукции Аристотеля и метод изучения и экспериментов. Авиценны критиковал индукцию Аристотеля, утверждая, что «это не приводит к абсолютным, универсальным и определенным предпосылкам, которые она претендует обеспечить». В свою очередь он развивает «метод экспериментирования в качестве средства для научных исследований».

Логика

Ранняя формальная система временной логики была изучена Авиценной. Хотя он и не разработал реальную теорию временных положений, он изучал взаимосвязи между «Temporalis» и значением. Работа Авиценны в дальнейшем была развита Наджм аль- Дин аль-Казвини аль-Катиби и стала доминирующей системой исламской логики до нашего времени. Логика Авиценны также повлияла на нескольких ранних европейских логиков, таких как Альберт Великий и Уильям из Оккама.

Физика

В механике Авиценна в «Книге исцеления» разработал сложную теорию движения, в которой он провел различие между наклоном (тенденция к движению) и силой снаряда, и пришел к выводу, что движение было результатом наклона, переданного снаряду бросающим, и что движение снаряда в вакууме не прекратится. Он считал наклон постоянной силой, действие которой рассеивается под действием внешних сил, таких как сопротивление воздуха.

Теория движения, разработанная Авиценной, возможно, повлияла на теории Жана Буридана о толчке (предок понятий инерции и импульса).

В оптике Ибн Сино был одним из тех, кто утверждал, что свет имеет скорость, отметив, что «учитывая восприятие света из-за эмиссии своего рода частиц источником света, скорость света должна быть конечной». Он также представил неправильное объяснение явления радуги. Карл Бенджамин Бойер описал в своей книге «Ибн Сино» теорию Авиценны о радуге:

«Независимое наблюдение продемонстрировало ему, что дуга не образуется в темном облаке, а, скорей в очень тонком тумане, лежащим между облаком и солнцем или наблюдателем. Он подумал, что облако служит просто в качестве фона этого тонкого вещества, как слой ртутной амальгамы, наносимый на заднюю поверхность стекла в зеркале. Ибн Сино изменил бы место не только дуги, но и формирования цвета, утверждая, что радужность является просто субъективным ощущением в глазу».

В 1253 г. в латинском тексте «Speculum Tripartitum» заявлено следующее в отношении теории Авиценны о тепле:

«Авиценна говорит в своей книге о небе и земле, что тепло генерируется при движении во внешних вещах».

Психология

Наследие Авиценны в классической психологии, прежде всего, представлено в частях «Китаб аль-нафс» его «Книги исцеления» и «Книги освобождения». Они были известны на латыни под названием «О душе». Основной их тезис представлен в аргументе «летающий человек», который резонирует с тем, что столетия спустя последовало в аргументе «Cogito» Декарта (или то, что феноменология обозначает как форму «Epoche»).

Психология Авиценны требует, чтобы связь между телом и душой была достаточно сильной, чтобы обеспечить индивидуализацию души, но достаточно слабой, чтобы позволить ее бессмертие. Авиценна основывает свою психологию на физиологии, а это значит, по его мнению, душой является то, что занимается почти исключительно натуральной наукой тела и его способностями восприятия. Таким образом, связь философа между душой и телом объясняется почти полностью его пониманием восприятия; физическое восприятие взаимодействует с нематериальным человеческим интеллектом. В чувственном восприятии воспринимающий воспринимает форму объекта, для начала, воспринимая особенности объекта нашими внешними чувствами. Эта сенсорная информация поступает к внутренним чувствам, которые сливают все части в единое целое, единый сознательный опыт. Этот процесс восприятия и абстракции – это связь души и тела, материальное тел может воспринимать только материальные объекты, в то время как нематериальная душа может принимать только нематериальные, универсальные формы. Способ взаимодействия души и тела в конечной абстракции универсального от конкретного частного является ключом к их взаимосвязи и взаимодействию, которое происходит в физическом теле.

Душа довершает действие мышления, принимая формы, которые абстрагированы от материи. Этот процесс требует конкретного особого (материального), абстрагируемого в универсальное понятное (нематериальное). Материальное и нематериальное взаимодействуют через активный разум, который является «божественным светом», содержащим понятные формы. Активный интеллект раскрывает универсалии, скрытые в материальных объектах так же, как солнце делает свет доступным для наших глаз.

Другие науки

Авиценна сделал значительный вклад и в другие науки.

Астрономия и астрология

Авиценна написал критический труд по астрологии, в котором он цитирует стихи из Корана и оспаривает способность астрологии предсказывать будущее. Он считал, что каждая планета оказывает некоторое влияние на земле, но выступал против возможности астрологов определять точные эффекты.

Астрономические сочинения Авиценны имели некоторое влияние на более поздних писателей, хотя в целом его работа может рассматриваться менее развитой, чем у Альхазена или Аль-Бируни. Одной из важных особенностей его творчества является то, что он считает математическую астрономию в качестве отдельной дисциплины в астрологии. Он подверг критике мнение Аристотеля о звездах, получающих свет от Солнца, заявив, что звезды светят самостоятельно, и считал, что планеты также светят самостоятельно. Он утверждал, что наблюдал Венеру в виде пятна на Солнце. Это возможно, так как 24 мая 1032 г. было прохождение, но Авиценна не дал дату своим наблюдениям, и современные ученые ставят под сомнение, мог ли он наблюдать прохождение из его местоположения на тот момент. Он, возможно, ошибся, что пятно на Солнце является Венерой. Он использовал свое наблюдение, чтобы помочь установить, что Венера находилась, по крайней мере, иногда, ниже Солнца в Птолемеевой космологии, то есть сфера Венеры идет перед сферой Солнца при движении от Земли в сложившейся геоцентрической модели.

Он также написал краткое изложение «Альмагеста» (на основе «Альмагеста» Птолемея), с добавленным трактатом, «чтобы привести в соответствие то, что говорится в «Альмагесте», и то, что понятно из естествознания». Например, Авиценна учитывает движение апогея Солнца, который Птолемей считал неподвижным.

Химия

Ибн Сино использовал дистилляцию для получения эфирных масел, таких как розовая эссенция, формируя основы того, что позже стало ароматерапией.

В отличие от, например, аль-Рази, он явно оспаривает теорию о превращении веществ, во что обычно верили алхимики:

Знатоки химического ремесла хорошо знали, что никакие изменения не могут быть осуществлены в различных видах веществ, хотя они могут производить появление такого изменения.

Четыре работы по алхимии, приписываемые Авиценне, были переведены на латынь. Наиболее влиятельным был труд «Liber Aboali Abincine de Anima in arte Alchemiae», оказав влияние на химиков и алхимиков позднего Средневековья, таких как Винсент из Бове. Однако Анавати утверждает (после Руска), что работа подделкой испанского автора. Точно так же считается, что другая работа, «Declaratio», написанп не Авиценной. Третья работа («Книга минералов») считается трудом Авиценны, адаптированным из «Китаб аль-Шифа» («Книга лекарства»). Ибн Сино классифицировал минералы на камни, легкоплавкие вещества, серы и соли, опираясь на идеи Аристотеля и Джабира. Труд «Epistola de Recta» несколько менее скептически относится к алхимии. Анавати утверждает, что он написан Авиценной, но в начале его карьеры, когда он еще не решил твердо, что превращение невозможно.

Поэзия

Почти половина работ Ибн Сины написана в стихах. Его стихи есть на арабском и персидском языках. В качестве примера, Эдвард Гренвилл Браун утверждает, что следующие персидские стихи изначально были написаны Авиценной и неправильно приписываются Омару Хайяму:

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Наследие Авиценны

Уже в XIV в., когда Данте Алигьери изобразил его в своей «Божественной комедии» в лимбе наряду с добродетельными нехристианскими мыслителями, такими как Вергилий, Аверроэс, Гомер, Овидий, Гораций, Лукан, Сократ, Платон и Саладин. Авиценна был признан и на Востоке, и на Западе, как одна из выдающихся фигур в интеллектуальной истории.

Автор «Истории науки» Джордж Сартон описал Ибн Сино, как «одного из величайших мыслителей и медицинских ученых в истории», назвав его «известнейшим ученым ислама». Он был одним из ведущих писателей в исламском мире в области медицины. Наряду с Рази, Абулкасисом, Ибн ан-Нафисом и аль-Ибади, Ибн Сино считается важным составителем ранней мусульманской медицины. В западной истории медицины его вспоминают, как крупную историческую фигуру, которая внесла существенный вклад в медицине и европейском ренессансе. Его медицинские тексты были необычны тем, что там, где споры существовали между Галеном и Аристотелем по медицинским вопросам (например, анатомии), он предпочел встать на сторону Аристотеля, обновляя при необходимости позиции Аристотеля для учета пост-аристотелевских достижений в анатомических знаниях. Преобладающее интеллектуальное влияние Аристотеля среди средневековых европейских ученых означало, что связывание Авиценной медицинских трудов Галена с философскими трудами Аристотеля в «Каноне врачебной науки» (наряду с его всеобъемлющей и логической организацией знаний) значительно увеличило значение ученого в средневековой Европе по сравнению с другими исламскими писателями по медицине. Его влияние после перевода «Канона» было таковым, что с начала XIV до середины XVI вв. он был наряду с Гиппократом и Галеном, как один из признанных авторитетов, «princeps medicorum» - «Князь врачей»).

В Иране он считается национальным символом и часто рассматривается как один из величайших персов. Многие портреты и статуи остаются в Иране и сегодня. Впечатляющий памятник жизни и творчеству человека, который известен как «врач врачей» до сих пор стоит возле музея Бухары, а его портрет висит в зале факультета медицины Авиценны в Парижском университете. Существует также кратер на Луне имени Авиценны и растения рода Авиценния. В его честь названы такие учреждения, как университет Бу-Али Сино в Хамадане (Иран), Таджикский государственный медицинский университет Ибн Сино в Душанбе, академия средневековой медицине и наук Ибн Сино в Алигархе, Индия, школы Авиценна в Карачи и медицинский колледж Авиценны в Лахоре, Пакистан, медицинская школа ибн Сино Балх в его родной провинции Балх в Афганистане, медицинский факультет Ибн Сино университета Анкары в Турции и комплексная школа Ибн Сино в Марави-Сити (Филиппины).

В 1980 г. Советский Союз, где находилась тогда его родина Бухара, отпраздновал тысячелетие рождения Авиценны, выпустив памятные марки с художественными иллюстрациями и возведением бюст Авиценны, основываясь на антропологических исследованиях советских ученых. Рядом с местом его рождения в Кишлаке Афшоне, около 25 км к северу от Бухары, по его имени был назван Техникум медицинского персонала. Работает музей, посвященный его жизни, времени и работам.

Каждые два года ЮНЕСКО присуждает премию Авиценны за этику в науке лицам и группам в области этики в науке. Премия была названа в честь Авиценны. Цель премии заключается в содействии проведению этического анализа по вопросам, поднятым достижениями в области науки и техники, а также в повышении глобальной осведомленности о важности этики в науке.

В марте 2008 г. было объявлено, что имя Авиценны будет использоваться для новых каталогов, образовательных учреждений для специалистов в области здравоохранения во всем мире. В этих каталогах будут перечислены университеты и школы, где обучаются врачи, практики области здравоохранения, фармацевты и другие. По словам представителей команды проекта:

«Почему Авиценна? Авиценна был отмечен за его синтез знаний Востока и Запада. Он имел определяющее влияние на развитие медицины и здравоохранения. Использование его имени символизирует по всему миру партнерство, которое необходимо для продвижения высококачественного медицинского обслуживания высокого качества».

Арабские работы

Трактаты Авиценны повлияли позднее на мусульманских мыслителей во многих областях, включая филологию, богословие, математику, физику, астрономию и музыку. Работы Ибн Сино насчитывают почти 450 томов по широкому кругу вопросов, из которых сохранилось около 240. В частности, 150 томов его сохранившихся работ сосредоточены на философии и 40 из них – на медицине. Его наиболее известные произведения – «Книга исцеления», объемная философская и научная энциклопедия, и «Канон врачебной науки».

Ибн Сино написал, по меньшей мере, один трактат по алхимии, но некоторые другие были ложно приписаны ему. Его книга о животных была переведена Майклом Скотом. Его трактаты «Логика», «Физика», «Метафизика» и «De Caelo» дают сводный обзор аристотелевской доктрины, хотя в «Метафизике» демонстрируется значительный отход от бренда неоплатонизма, известного как аристотелизм в мире Авиценны. Арабские философы намекали на то, что Ибн Сино пытался «реаристотелизировать» мусульманскую философию во всей ее полноте, в отличие от своих предшественников, которые приняли конфлацию Платоновских, Аристотелевых, Нео- и Средне-платоновских работ, передаваемых в мусульманский мир.

«Логика» и «Метафизика» широко перепечатывались, последняя, например, в Венеции в 1493, 1495 и 1546 гг. Некоторые из его коротких очерков по медицине, логике и т.д., приняли поэтическую форму. Часто упоминаются два энциклопедических трактата по философии. Более объемный «Аль-Шифа» («Sanatio») представлен почти полностью в рукописи в Бодлеанской библиотеке и других странах; его часть «De Anima» появилась в Павии (1490 г.), как текст «Liber Sextus Naturalium». Более короткая работа известна, как «Ан-наджат» («Liberatio»). Латинские издания части этих работ были изменены с поправками, признанными монастырскими редакторами. Также есть работа «Хикмат-аль-машриккия» (на латыни «Philosophia Orientalis»), упоминаемая Роджером Бэконом, большая часть которой теряется в глубокой древности. По мнению Аверроэса, она имела пантеистический тон.

Персидские работы

авиценнаНовый персидский, родной язык Авиценны, не был научным языком, вплоть до X века, однако Авиценна стал одним из пионеров в написании нового персидского научного языка.

Одной из важных персидских работ Авиценны является «Даанешнааме» (буквально «Книга знаний») для принца Ала ад-Даула (местный правитель династии Буидов). Лингвистические аспекты и оригинальность персидской лексики представляют большой интерес для иранских филологов. Авиценной создан новый научный словарный запас, который не существовал раньше в современном персидском языке. «Даанешнааме» охватывает такие темы, как метафизика, логика, теория музыки и другие науки своего времени. Эта книга была переведена на английский язык. Книга также имеет большое значение в отношении персидских научных работ.

Книга «Андар Данеш-э-Раг» («Наука импульса») содержит 9 глав, посвященных науке импульса, и сжатый обзор.

Поэзия Ибн Сино на персидском языке записана в различных рукописях и более поздних сборниках, таких как «Нузхат аль-Маджалис».

Авиценна в популярной культуре

Мужское имя «Сино» распространено в Афганистане, Иране и Турции. Эта популярность объясняется уважением к Авиценне.

«Походный барабан»

В историческом романе 1985 г. Луи Ламура «Походный барабан» Кербушар исследует и обсуждает «Канон врачебной науки» Авиценны.

«Лекарь»

В своей книге «Лекарь» (1988) Ной Гордон рассказывает историю молодого английского ученика медицины, который маскирует себя как еврей, чтобы поехать из Англии в Персию и учиться у Авиценны, великого мастера того времени. Роман был адаптирован для фильма «Лекарь» в 2013 г., в котором Авиценну сыграл Бен Кингсли.

«Юность гения»

Советский фильм 1982 г. «Юность гения», снятый режиссером Эльером Ишмухамедовым на студиях Узбекфильм и Таджикфильм, посвящен детству и юности Авиценны. Романтической и бурной, наполненной работой, опасностью и непреодолимой жаждой знаний была юность Аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сино, который будет известен во всем мире под именем Авиценны – великого врача, ученого и педагога X-XI вв. Действие кинофильма происходит в древнем городе Бухара на рубеже тысячелетий.




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


Мне нравится0
111
1010
Имя Цитировать Мне нравится0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".