Пользовательский поиск

Диагностика и терапия в китайской народной медицине

Вопросы теории были и пока еще остаются наиболее слабым местом китайской народной медицины. И это вполне понятно. Китайская медицина зародилась и развивалась в процессе накопления эмпирических данных по распознаванию, лечению и предупреждению болезней. Народные врачи не всегда имели достаточное специальное образование, а нередко и вовсе его не имели. Экспериментальная работа почти не велась, вскрытия трупов почти не производились. Господствовавшие классы и иностранные колонизаторы все время проводили политику отрыва китайской медицины от мировой науки. Таким образом, не было условий для развития теории Китайской национальной медицины. Лишь в освобожденной стране широко развернулись теоретические исследования.

Продолжение ниже

Методы медицинской и лабораторной диагностики

Гипердиагностика – это диагностика «заболевания», которое никогда не вызовет симптомов или смерти на протяжении жизни пациента. Она является проблемой, потому ...

Читать дальше...

всё на эту тему


Если китайские философы-идеалисты утверждали, что в основе мироздания лежит разумное, идеальное «первоначало» (тай-цзы), то материалисты еще далекого прошлого первоосновой мира считали материальную субстанцию (ци), конкретно проявляющуюся в «пяти первоэлементах» (у-цин): земля, золото, вола, дерево и огонь. Они полагали, что эти «пять первоэлементов» затем порождают «десять тысяч вещей», т. е. все бесконечное разнообразие природы. При этом «пять первоэлементов мира» находятся между собой в сложном, двойственном взаимодействии. С одной стороны, из дерева родится огонь, из него земля, из нее золото, оно, расплавляясь, дает воду. С другой стороны, огонь плавит золото, металл рушит дерево, дерево, разрастаясь, своими корнями разрушает землю, земля засыпает воду, вода заливает огонь. В этом взаимодействии и взаимоотрицании, в этой борьбе «противоположных сил» (ян-инь) — реальная основа всего существующего и совершающегося. Движение и покой, активное и пассивное, внешнее и внутреннее, свет и тьма и т. д., и т. п., внутренняя борьба этих сил в каждом явлении природы обеспечивает его движение и развитие в определенных условиях.

Человек построен из тех же «первоэлементов» и подчиняется общим закономерностям природы, отличаясь от всего остального наличием разума, способностью познавать и изменять окружающий мир. Тело его расчленяется на анатомо-физиологические единицы — органы, неизменно взаимодействующие между собой и, в целом, с окружающей средой жизни.

Китайские врачи утверждают, что индивидуальность организма определяется, в основном, состоянием его «печени» (в нашем понимании — нервной системы), проявляющемся в наиболее общей форме в особенности темперамента — «цзы-жень». Еще в «Нэй-цзин» было указано, что в зависимости от соотношения в организме человека «противоборющихся сил» (ян-инь), можно различать пять основных темпераментов:

  • с резким преобладанием активного начала, т. е. возбуждения (та-ян-цзы-жень),
  • с небольшим преобладанием активного начала (сяо-ян-цзы-жень),
  • уравновешенный темперамент состояние «мира» между основными процессами (ян-инь-хэпин-цзы-жень),
  • с не которым преобладанием пассивного начала, т. е. торможения (сяо-инь-цзы-жень),
  • с резким его преобладанием (та-инь-цзы-жень).

При нарушении установившегося соответственно темпераменту уровня соотношения ян-инь возникает болезнь (пин-лен). В зависимости от складывающегося нового соотношения сил ян-инь различают два основных патологических синдрома «синдром избытка» (ян) и «синдром недостатка» (инь). При лечении в первом случае необходимо «отнимать» (сэ), во иге ром — «добавлять» (бу). Каждый из этих основных патологических синдромов, в свою очередь, подразделяется еще на многие вторичные синдромы по целому ряду признаков, с «полной» реактивностью организма (ши) и «пустой» реактивностью (сюн), с возросшей, «горячей» деятельностью органов (жэ) и упавшей, «холодной» деятельностью (лэн), преимущественно с внешними (вэй) или внутренними (нэй) расстройствами и т. д. Все это должно приниматься во внимание при назначении лечения как основа для него, затем дополняемая целой надстройкой симптоматических воздействий.

Китайские врачи, опираясь особенно на труды Чэн Яна (XII век), различают три основные группы причин болезней:

  1. Внутренние причины болезней (нэй-пин) — так называемые «семь настроений» (ци-чин): чрезмерная радость, большое горе, гнев, страх, тоска, любовь и желание.
  2. Внешние причины болезней (нэй-пин) — так называемые «шесть чересчур» (ю-гогуды): ветер, холод, зной, сырость, сухость, огонь. Сюда же относится воздействие на организм неблагоприятных условий жизни, влияние различного рода травм, проникновение в организм живых возбудителей болезней.
  3. «Нейтральные» причины болезней, ни внутренние, ни внешние (бу-нэй-бу-вэй-пин), т. е такие, которые могут воздействовать извне и изнутри и при которых внутреннее состояние организма имеет значение не меньшее, чем внешнее воздействие. Сюда относятся, главным образом, нарушения питания и отравления.

Перечисленные причины болезней могут воздействовать на организм как независимо друг от друга, так и в сочетании. Если организм не сможет противостоять им, он становится больным (пин-жень или пин-лен). При этом даже при воздействии одних и тех же причин каждый человек болеет по-своему в зависимости от своих индивидуальных особенностей, в частности в зависимости от своего темперамента. Поэтому и лечит нужно каждого индивидуально — в зависимости от клинической картины его болезни, болезненного синдрома и конкретных симптомов заболевания.

Вот некоторые теоретические основы китайской национальной медицины. Очень многое в них глубоко правильно и, в соответствующей интерпретации, звучит вполне современно, хотя многие не хотят этого понимать.

Основными методами исследования больных и диагностики заболевания в китайской национальной медицине являются следующие:

  1. Расспрос больного — вэнь или сюнь-вэнь.
  2. Общий осмотр — цзаньча или цзаньча тигэ, в том числе «окон тела» (глаз, ушей, носа, рта и особенно языка), через которые можно как бы заглянуть в глубь организма.
  3. Ощупывание поврежденных членов и иногда живота — мосо или мотэнь.
  4. Обоняние запахов, возможно исходящих от больного — вэнь.
  5. Выслушивание звуков дыхания, перистальтики кишечника и, главное, особенностей голоса больного — тин или тинжэнь.
  6. Исследование пульса — цэ мо или цэ мэй.

Из этих диагностических приемов в настоящее время особенно большое значение придается расспросу больного, общему впечатлению о его внешнем виде и исследованию пульса — этого «зеркала всех протекающих в организме процессов».

Высокого совершенства достигли китайские врачи в области пульсовой диагностики. Как уже было указано, открытие пульса и его диагностического значения в китайской медицине приписывается замечательному врачу древности Бянь Цяо. Считается, что «пульс — отражение всего организма», поэтому по результатам исследования пульса можно судить обо всем, что в организме происходит. В «Нан-цзин», составленной по заветам Бянь Цяо, указывается, что «концентрационной точкой пульса» является лучевая артерия рук. На ней в трех пунктах (цунь, гуань, чи) путем наложения трех пальцев, как это делаем и мы до сих пор, должен исследоваться пульс. При этом следует различать глубину его «залегания», «бодрость», наличие «корня», вид пульса (а их может быть много — 24, 33, 60, по определению разных авторов} и, главное, его адекватность или неадекватность общему болезненному синдрому. Тщательное, раздельное на обеих руках исследование пульса помогает китайским врачам понять характер болезни, индивидуальные особенности больного, высказать прогноз и назначить лечение.

Учение о способах и средствах лечения является исторически наиболее древним и практически наиболее разработанным разделом китайской национальной медицины.

Еще в «Нэй-цзин», а затем и в более новых трудах сформулированы те руководящие положения, которыми пользуются народные врачи в своей работе. В итоге изучения специальной литературы, совместной работы с китайскими врачами, много численных обсуждений с ними принципов их работы нам представляется возможным выразить руководящие положения китайской народной медицины в области лечения больных в следующих формулировках:

  1. Жизнь организма протекает в определенных условиях внешней среды. Ее неблагоприятные влияния («шесть чересчур») могут послужить причиной болезни или способствовать выявлению действия внутренних причин («семь настроений»). Поэтому именно во внешней среде надо искать и средства излечения болезней — лечить надо, главным образом, естественными средствами природы.
  2. Поскольку сам организм заболевшего играет большую роль в особенностях проявления и течения болезни, постольку лечебное значение имеет и укрепление организма, изменением режима его жизни и питания, пробуждением в нем веры в выздоровление.
  3. Лечение каждого больного должно быть строго индивидуальным как в отношении характера, так и дозировки лечебных средств. Поскольку индивидуальность больного, выявляется, прежде всего, своеобразием болезненного синдрома, а каждый синдром и симптом имеет свое происхождение, определенный патогенез, постольку лечение синдромно-симптоматическое является и наиболее индивидуальным и наиболее патогенетическим. Когда возможно, оно должно дополняться и воздействием на причину болезни.
  4. Лечение должно исходить из принципа «от противного»: синдрома «жара» — холодными средствами, синдрома «холода» — горячими средствами. Лечебное воздействие должно направляться как на больной орган, так и на содружественные с ним органы. Лечение всегда должно быть комплексным как в смысле единовременного использования разных лечебных способов и средств, так и в смысле воздействия на весь болезненный синдром со всеми составляющими его симптомами.
  5. В проведении лечебных мероприятий, кроме особых случаев, не должно быть поспешности — надо давать и самому организму бороться с болезнью. При этом, как указывается в тибетской книге «Жуд-ши» (Сущность целебного), «надо лечить болезни, как будто идешь по ступеням лестницы: сначала разумным образом жизни и деятельности, затем — диетой, только после этого — лекарствами и под конец — хирургической операцией».

Способы и средства лечения в китайской народной медицине разнообразны.

При построении лечебного питания (бин-фань) предусматривается, как правило, количественное ограничение пищи и учет пищеварительных возможностей больного.

Гимнастические упражнения (ти-пао) направляются на обеспечение отдыха нервной системе, тренировку дыхания, кровообращения и деятельности других внутренних органов, укрепление мышц. В Китае разработан и используется целый ряд гимнастических систем: «Игра пяти зверей» (у-чин-чи) Хуа То, многие формы системы «у-шу», основанной на приемах традиционной китайской самообороны, особенно одна из ее «внешних форм» — гимнастика «тай-цзы-цюань», дыхательная гимнастика «чи-кун», гимнастика-самомассаж Шэна (до-ин) и др.

В массаже (ань-мо-чжи-ляо) используются поглаживания, потирания, поколачивания, пощипывания, разминания и другие приемы, при этом массажист нередко работает не только руками, но и ногами. Особый интерес представляет так называемый «вращательный массаж» большими пальцами рук в области «жизненных точек», с которых удается получать определенные реакции внутренних органов.

Воздействие на эти точки осуществляется также наложением пластырей и, особенно, иглоукалыванием и прижиганием.

В качестве медикаментозных средств в китайской народной медицине широко используются лекарства неорганического происхождения, шире, чем где-либо, применяются лекарства животного происхождения и, особенно различные растительные средства.

Все это многовековое наследие национальной культуры, весь опыт в области медицины и здравоохранения китайский народ, бережно сохраняя, вносит и в свою новую жизнь. 




© Авторы и рецензенты: редакционный коллектив оздоровительного портала "На здоровье!". Все права защищены.


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

nazdor.ru
На здоровье!
Беременность | Лечение | Энциклопедия | Статьи | Врачи и клиники | Сообщество


О проектеКарта сайта β На здоровье! © 2008—2015
nazdor.ru, nazdor.com
Контакты Наш устав

Рекомендации и мнения, опубликованные на сайте, являются справочными или популярными и предоставляются широкому кругу читателей для обсуждения. Указанная информация не заменяет квалифицированную медицинскую помощь, основанную на истории болезни и результатах диагностики. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".