Дух и ось бытия
«На востоке существует образ Нараян (Господа Вишну), который после разрушения мира предыдущего цикла и перед творением мира следующего цикла заснул на спине великого змея Ананта (время), который плавал по океану молока (вечности). Из пупка спящего вырос лотос, в котором сидел Брахма. Спящий господь творит во сне» (Свами Хасшанада, «Индуистские боги и богини»).
Стоит помнить, что в Санатана Дхарма все творение есть игра сознания. Бог как Сантчитананда (бытие, сознание, блаженство) становится творением. Развитие Вселенной как «видимость» в этом сознании представляет собой развитие бесконечной творческой способности Абсолюта. Каждый атом является выражением этого Разума и центром проявления его творческой силы.
«Упанишады» — высшая точка древнего эзотерического учения Санатана Дхарма. В «Брхад-араньяка Упанишад» (которая считается важнейшей из «Упанишад») Яджнавалкья объясняет: «Как масса соли, которая не внутри и снаружи, а вся целиком является массой вкуса, точно так же воистину «Я» не имеет внутренности и наружности, а только является массой разума».
В одной из главных «Упанишад» — «Каушитаки-Брахмана» — бога Индру, царя Небес, просят сказать, что самое важное для человечества.
Шри Индра говорит: «Познавай только меня». Он объясняет доктрину превосходства Разума: «Воистину без разума речь не может назвать [себе] никакого имени. «Мой разум где-то не здесь, — говорит она, — я не узнаю имен». Воистину без разума дыхание не может донести до нас никакого аромата. «Мой разум где-то не здесь, — говорит оно, — я не узнаю этого запаха». Воистину без разума слух не может донести до нас никакого звука. «Мой разум где-то не здесь, — говорит слух,— я не узнаю этого звука». Воистину если бы не было элементов разума, то не было бы и существования. Как в колеснице обод держится на спицах, а спицы держатся на оси, так же элементы существования держатся на элементах разума, а элементы разума держатся на дышащем духе. Тот же дышащий дух воистину является бессмертным, вечным, разумным».
Разум, укрепленный на дышащем Духе, является той осью колеса, вокруг которой вращаются чувства и сознание. Разум является основанием жизни.
Знаменитый философ Ш. Радхакришнан указывает, что: «Основой личности эго служит виджнана, или разум, вокруг которого вращаются тело, ум и жизнь». В индуистском пантеоне богов обычно символически изображают с четырьмя руками, что означает четыре основные таттвы — или силы в осознании. Первая — основание творения: чит (божественное осознание, осознающая себя сила существования). Суть чит — это целостность, единство и свобода. Это вездесущее основание творения. Вторая — это манас, божественная половина низшего разума (от корня «ман — «думать»), то есть разум и принцип мышления вообще. Третья — буддхи (от «будх» — «знать») — интеллектуальная способность, умение разбираться и различать. И четвертая — ахамкара (от «ахам» — «я» и «кара» — «действие»), концепция индивидуальности, эго, себя. Основание творения — это четыре перечисленные состояния сознания.
Тысячи лет назад древние разработали сложную философию освобождения. В этой модели, цитируя мудреца Шанкара (686г. н.э.): «Разум вместе с органами восприятия формирует «ментальное покрытие». Оно отвечает за ощущения «я» и «мое». Также оно помогает нам различать объекты».
Разум, из-за его отношения к восприятию посредством пяти чувств, называется «внутренним инструментом» (антахкарана). Разум, получая информацию из внешнего мира посредством пяти чувств, функционирует в качестве манас. Когда разум размышляет, сортирует, распределяет и отличает один объект от другого посредством чувств, он действует как буддхи. Если разум оперирует поступающей информацией относительно себя и своего, то он действует как ахамкара.
Шанкара описывает отношения между разумом и желаниями: «Ментальное покрытие можно сравнить с жертвенным огнем. Он питается многими желаниями. Пять органов восприятия исполняют роль жрецов. Объекты желания выливаются на него, как постоянный поток подношений. Именно так и появляется Вселенная». Желание создает мир. Освобождение происходит тогда, когда уходят желания. Шанкара делает вывод: «Незнание не может находиться нигде, кроме как в разуме».
Санскритское слово «манас» происходит от корня «ман», который обозначает «думать, верить, воображать, предполагать, делать выводы». Индоевропейское слово «ман» — человек — происходит от этого же корня. Согласно философии Санатана Дхарма разум и есть основа творения, так как является махат-таттвой, или Махат, то есть принципом Космического Разума. Махат — это Великий Принцип, «первая производная космического вещества, первая ступень от изначального состояния».
В западной традиции герменевтики принцип ментальной Вселенной является одним из основных.
В «Кибаллионе», в главе под названием «Ментальная Вселенная» Посвященный пишет: «Вселенная разумна и содержится в разуме ВСЕГО... И ВСЕ ЕСТЬ ДУХ! Но что такое Дух? На этот вопрос невозможно ответить. Дух — это просто имя, которое люди дали высшей концепции Бесконечного Живого Разума».
Далай-лама пишет: «Согласно буддизму высший творческий принцип — это сознание. Существуют разные уровни сознания. То, что мы называем самой глубокой, самой тонкой частью сознания, всегда живо и всегда существует. Длительность этого сознания постоянна — ее можно сравнить с частицами пространства. То, что в поле материи является частицами, то является чистейшим светом в поле сознания» (Согьял Ринпоче, «Тибетская книга рождения и умирания»).
Философ-неоплатонист Плотиний попытался описать свои ощущения от чистого сознания: «Там все прозрачно. Нет темноты, нет сопротивления. Все сущее прозрачно друг для друга в глубине и ширине. Свет проходит сквозь свет. Каждый из них содержит все в себе и в то же время видит все в других так, что все во всем и все во всех и слава бесконечна. Каждый из них велик; велик малый; и Солнце Там — это все звезды и солнца. Хотя в каждом преобладает какая-то манера существования, все отражается во всем, и так все содержит в себе все и видит все в других. Все везде, и все во всех. Каждая часть существует в целом — и каждый одновременно и целое, и часть. В то время как что-то нам кажется частью, тому, чье восприятие незамутнено, все на самом деле представляется одним целым».
В монастырях тибетских буддистов тщательно заботились о древних санскритских текстах. Широко было распространено следование освобождающему учению Санатана Дхарма. Единое Поле Разума называется Дхармадхату. Дхармадхату — безграничное основание всего живущего. Гарма Чанг, как процитировано в книге Кена Уилбера «Нет границ», объясняет: «В бесконечном Дхармадхату каждое и любое включает в себя все существующее в совершенной полноте и целостности, без малейшего упущения и незавершенности, всегда и везде. Следовательно, увидеть что-то одно означает увидеть все, и наоборот. Это означает, что крохотные частицы атомов во Вселенной включают в себя бесконечные принципы безграничного прошлого и будущего, в совершенной полноте, без исключения». Древние мудрецы осознавали вездесущность и всеведение Эго как прямое ощущение единой основы всего существующего.
Уилбер, которого называют «Эйнштейном движения осознания», пишет: «В буддизме Махаяна Вселенную сравнивают с бескрайней сетью драгоценных камней, где отражение одной драгоценности содержится во всех, а отражение всего — в каждой».
Как говорится в буддизме: «Все в одном и одно во всем». Это может показаться мистичным и не имеющим отношения к действительности, но послушайте, как современные физики объясняют нынешнюю точку зрения на элементарные частицы: это значит, если говорить обычным языком, что каждая частица состоит из множества остальных частиц, каждая из которых точно так же и в то же время является множеством всех частиц.
Приведу одно высказывание физика Джеймса Джинса, которое очень любят цитировать (было сказано в 1930-е годы): «Сейчас многие согласны... что знание стремится к немеханическому взгляду на мир; Вселенная все больше кажется нам великой мыслью, а не великим механизмом».
В классическом труде о науке и мистицизме «Природа физического мира» профессор А.С. Эддингтон пишет: «Идея Вселенского Разума или Логоса, я полагаю, не противоречит современной науке, а скорее ей соответствует».
К схожему выводу пришел физик сэр Фред Хойл, основатель Кембриджского университета теоретической астрономии и основоположник нынешнего понимания происхождения всех тяжелых элементов во Вселенной. Согласно Хойлу в законах физики можно не только найти строго математическое доказательство тому, что Вселенная была разработана неким Космическим Разумом, но и то, что этот Разум невообразимо древний, на биллионы лет старше нашей Вселенной (Майкл Талбот, «За пределами кванта»). Тысячи лет назад в «Брхад-араньяка Упанишад» мудрец Яджнавалкья открыл нам следующее: «Итак, воистину великое существо, бесконечное и безграничное, состоит из чистейшего знания».
Стоит помнить, что фундаментальной аксиомой нашей космологии является то, что Бог как Абсолютное Сознание является Вселенной.
Драгоценность, чье сияние столь завораживает нас, — это всепроницающее присутствие Абсолюта, Единого Поля Сознания. Все, о чем мы говорили, по сути, является творящим разумом. Все формы и процессы, указанные выше, — это только стадии сознания. Силы — это принципы сознания в динамике Единого Разума. Наш основной тезис: природа и тела являются дыханием Космического Разума.